Сборка коробки передач КАМАЗ своими руками, руководство, неисправности, фото, последовательность, запчасти
Как собрать коробку передач камаза? На первичный вал 5 (см. рис. 8.5) напрессовывают на прессе подшипник 4 до упора в торец шестерни. Вал устанавливают в тиски, зажав через мягкие губки за зубчатый венец и надевают на подшипник 4 стопорное кольцо 3. Гайку 1 с левой резьбой затягивают до отказа, совместив пазы вала с надрезами гайки, и закернивают ее в двух точках. Первичный вал коробки передач КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.5)1 -гайка кольцевая; 2 — маслоотражатель; 3 — кольцо стопорное; 4 — подшипник; 5 — вал первичный; 6 — втулка маслоперепускная; 7 — шарик стопорный На вторичный вал 17 (см. рис. 8.6) устанавливают шестерню 12 третьей передачи в сборе с роликовым подшипником 13, предварительно смазав роликоподшипник маслом ТСп-15к. Затем устанавливают пружину 16 и замковую шпонку 15. Совместив отверстие втулки 11 шестерни четвертой передачи с масляным каналом вала, напрессовывают с помощью оправки втулку на вал. На втулку 11 устанавливают первый ряд роликов 9, промежуточную втулку 10 и второй ряд роликов. Валы и шестерни коробки передач КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.6)
Номер группы |
Размер ролика, мм | ||
минимальный | максимальный | ||
1 | 5,493 | 5,495 | |
2 | 5,496 | 5,497 | |
3 | 5,498 | 5,500 |
В верхнюю крышку 17 (см. рис. 8.7) коробки передач с помощью оправки запрессовывают втулки 5, чашечную заглушку 8 и втулку 12 до упора в бурт. Механизм переключения передач КАМАЗ, детали, запчасти: (рис. 8.7)
1 — опора переключения передач; 2 — гайка; 3 — прокладка; 4 — шток вилки включения первой передачи и заднего хода; 5 — втулка; 6, 14 — шарики; 7 — штифт замка штоков; 8, 28 — чашечные заглушки; 9, 16 — стаканы пружин; 10, 15 — пружины; 11 — предохранитель; 12 — втулка; 13 — сапун коробки передач в сборе; 17 — передняя часть крышки; 18, 19, 20 — вилки; 21 — установочный винт крепления вилки переключения четвертой и пятой передач; 22 — установочный винт крепления вилки переключения второй и третьей передач; 23, 25 — головки; 24 — установочный винт крепления вилки переключения первой передачи и заднего хода; 26 — шток вилки включения четвертой и пятой передач; 27 — шток вилки включения второй и третьей передач В отверстие передней части крышки вставляют шток 4 вилки включения первой передачи и заднего хода, устанавливают головку 25, продвигают шток в отверстие прилива в задней части крышки и устанавливают вилку 18. Установочные винты 24 головки штока и вилки переключения первой передачи и заднего хода затягивают с моментом 24,0 … 29,4 Н*м (2,45… 3,0 кгс*м) и зашплинтовывают шплинт-проволокой. Аналогично устанавливают шток 26 вилки включения четвертой и пятой передач, вилку 20, затягивают и шплинтуют установочный винт 21. Так же устанавливают шток вилки 27 включения второй и третьей передач, головку 23 и вилку 19, предварительно вставив во втулки 5 шариков замка шарики 6, а в шток 27 — штифт 7. Качание вилок и головок на штоках и повторное применение шплинт-проволоки не допускаются. Запрессовав с помощью оправки заглушки 28, вставляют предохранитель 11, пружину 10 и закручивают стакан 9. Установив стаканы 16, шарики 14 и пружины 15, вкручивают сапун 13. Установив прокладку 3 и опору 1 рычага на шпильки крышки 17 и надев на шпильки пружинные шайбы, затягивают гайки 2.
Крышку первичного вала основной коробки передач модели 15 устанавливают без уплотнительных прокладок. При этом подбором числа регулировочных прокладок добиваются такого положения, чтобы размер f от привалочной поверхности крышки до регулировочных прокладок был в пределах от а до а ±0,1 мм.
Зафиксировав вторичный вал 19 от проворачивания монтажной лопаткой, устанавливают на промежуточный вал 23 упорную шайбу 43, стопорную планку 42, закручивают болты 41 [момент затяжки 58,8…88,3 Н*м (6,0…9,0 кгс*м)] и стопорят их, отогнув стопорную планку 42. После этого со вторичного вала снимают фиксатор. Установив крышку 53 заднего подшипника промежуточного вала с картонной прокладкой 52, закрепляют ее болтами 54 с плоскими и пружинными шайбами [момент затяжки 53,2…93,2 Н*м (5,5… 9,5 кгс*м)]. На вторичный вал 19 напрессовывают по шлицам фланец 30, надевают пружинную шайбу 31, закручивают гайку 32 [момент затяжки 196,2…235,4 Н*м (20,0…24,0 кгс*м) и вдавливают край гайки в паз вала.
В картер коробки передач запрессовывают первичный вал 18 в сборе и измеряют размер а (см. рис. 8.12) от заднего подшипника первичного вала до картера. Установив на крышку 10 (см. рис. 8.1) картонную прокладку толщиной 0,5+0,05 мм, измеряют размер с (см. рис 8.12). Необходимо подобрать регулировочные прокладки 13 (см. рис. 8.1) и установить их в крышку 10 так, чтобы суммарная толщина прокладок b (см. рис. 8.12) была меньше разности с — а на 0,2…0,4 мм. На картер устанавливают крышку 10 (см. рис. 8.1) в сборе с прокладками и закрепляют ее болтами 8 с замковыми шайбами 9, а также крышку 5 в сборе с паронитовой прокладкой 4, которую закрепляют болтами 7 с замковыми шайбами 6. Болты затягивают с моментом 22,6…52,0 Н*м (2,3…5,3 кгс*м) и стопорят, загнув замковые шайбы.
На картер устанавливают прокладку 15, крышку 16 в сборе с механизмом переключения передач и закрепляют ее болтами 17 с плоскими и пружинными шайбами 6, затянув болты с моментом 22,6…52,0 Н*м (2,3…5,3 кгс*м). Послеэтого проверяют качество сборки. Валы должны вращаться от руки свободно, без заеданий.
Установив на картер 3 сцепления уплотнительную прокладку 2, состыковывают картер сцепления с картером коробки передач, надевают на шпильки крепления пружинные шайбы, накручивают гайки 55 и затягивают их с моментом 137,0… 147,0 Н*м (14,0… 15,0 кгс*м). Затем вкручивают в картер коробки передач маслоуказатель 21 с уплотнительной прокладкой 22 и пробки 14, 51 сливных отверстий. Проверив правильность сборки, коробку передач направляют на испытание. Далее ремонт делителя передач КАМАЗ.
КАМАЗ самосвал коробка передач схема
КПП на автомобиле камаз (схема переключения) для подписчиков
Коробка передач ZF на камазе 6520 . Расположение и переключение передач.
Будни камазистов — Для подписчиков про КПП и снова весовой контроль
Переключение передач коробки ZF16, КамАЗ-6520
коробка камаз евра 3
Учебный камаз
коробка камаз евра 3 (1)
Как поднять/опустить кузов на КамАЗе
Камаз 6520 #6 коробка zf16
Как правильно пользоваться делителем на камазе
Также смотрите:
- КАМАЗ 6460 корал для етс 2
- КАМАЗ 6520 каропка передач
- Двигатель КАМАЗ бензин
- Watch Full Movie Online And Download The Fate of the Furious (2017)
- КАМАЗ на метане завод
- Перегруз автомобиля КАМАЗ
- Российские тягачи КАМАЗ
- Watch Full Movie Online And Download Nocturnal Animals (2016)
- Технические характеристики автомобиля КАМАЗ 65221
- КАМАЗ 63501 передний мост
- Система охлаждения дизеля КАМАЗ 740
- Чем заменить термостаты КАМАЗ
- КАМАЗ 43118 бензовоз технические характеристики
- КАМАЗ с каменсом двс
- Сколько аккумуляторов на КАМАЗе 5511
Устройство коробки КамАЗ
На Камском автозаводе всегда большое внимание уделяли унификации, как отдельных деталей, так и целых узлов. Но это совсем не означает, что КПП или раздаточная коробка КамАЗ 4310, их устройство, будут такими же, как на других, хоть и очень похожих моделях. И доскональное знание конструкции одной модели совсем не значит, что так же легко вам будет в работе с ее модификацией…
Особым разнообразием конструкционных решений может похвастаться коробка передач КамАЗ, устройство которой напрямую зависит от задач, которые ставились разработчиками. Например, на том же 4310-ом, используется стандартная пятиступенчатая коробка с синхронизаторами на всех (кроме первой) передачах. Подобное решение для грузовика повышенной проходимости может показаться не слишком удачным, но стоит вспомнить, что этот автомобиль предназначался для армии и все становиться на место – простота и надежность там куда важнее комфорта.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
И не нужно думать, что этот автомобиль еще и «старый», мол, в 1981 году, когда он пошел в серию ничего лучшего, наверное, и не было. Было! Коробка передач КамАЗ 5320, ее устройство, во многом повторяет описанный «стандарт». Мало того, по сути, это та же 5-тиступенчатая КамАЗовская КП, вот только она совмещена с двухступенчатым редуктором – делителем. Такой делитель имеет пневматический привод и в выключенном состоянии «не мешает» основной коробке – все переключения идут как на стандарте.
Включенный делитель повышает передаточное число, тем самым, экономя топливо и разгружая двигатель и трансмиссию. Но подобное устройство коробки КамАЗ влечет за собой:
— необходимость переучиваться управлению;
— большую сложность конструкции и, как следствие, меньшую ремонтопригодность;
— увеличение количества запчастей, подверженных износу.
А ведь 5320-й появился на целых 5 лет раньше…
Все это мы к тому, что не нужно считать появление нового решения в конструкции какого-либо узла, будь то устройство сцепления КамАЗ, коробки передач или двигателя, окончательной и бесповоротной гибелью его предшественника. По крайней мере, наша компания Спецмаш подобной ошибки не допускает. И именно поэтому в нашем интернет-магазине вы сможете найти запчасти для всего модельного ряда КамАЗ, всех модификаций и практически всех годов выпуска. Кстати, все предлагаемые запчасти только самого высокого качества, и по очень хорошим (для вас) ценам.
Схема коробки КамАЗ
1 1/13069/21 Болт М10х1,25-6gх30
2 870851 Шайба замковая 10
3 14.1701040 Крышка подшипника
4 14.1701230-01 Манжета с пружиной в сборе
5 14.1701238-01 Манжета с пружиной в сборе
6 14.1701042 Прокладка крышки первичного вала
7 14.1701035 Прокладка регулировочная
8 14.1701036 Прокладка регулировочная
9 14.1701306 Пробка сливная с магнитом в сборе
10 14.1701315 Кольцо запорное магнита
11 1/03776/03 Винт крепления магнита
12 14.1701310 Магнит
13 870637 Шайба магнита
14 14.1701313 Кожух магнита
15 14.1701314 Кольцо пружинное магнита
16 14.1701312 Основание магнита
17 1/58962/11 Гайка ЕМ6-6Н
18 14.1701316 Пробка сливная
19 870512 Гайка специальная М52х2-Л-6Н
20 14.1701096 Кольцо маслонагнетающее
21 14.1701034 Кольцо стопорное
22 15.1701032 Подшипник шариковый первичного вала задний
23 14.1701030 Вал первичный коробки передач
24 14.1701043 Втулка маслопропускная первичного вала
25 864711 Шарик-фиксатор БV7.938 мм
26 14.1701025 Вал первичный коробки передач в сборе
27 14.1701100 Вал вторичный коробки передач в сборе
28 1/55400/23 Болт М12х1,25-6gх16
29 1/02826/60 Прокладка пробки
30 14.1701440 Указатель уровня масла в коробке передач в сборе
31 870632 Шайба уплотнительная 30х42х2
32 14.1701047 Вал промежуточный коробки передач в сборе
33 14.1701082 Блок шестерен заднего хода
34 14.1701084 Втулка промежуточная подшипников блока зубчатых колес
35 14.1701083 Подшипник роликовый
36 14.1701086 Шайба упорная блока шестерен заднего хода в сборе
37 14.1701092 Ось блока шестерен заднего хода
38 870862 Шайба 11 стопорная
39 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
40 870764 Штифт 3,6х5
41 870030 Болт
42 141.1701240 Фланец крепления кардана к вторичному валу
43 14.1701243 Пружина тарельчатая НД 70х40х4х1,5 ГОСТ 3057-90
44 870510 Гайка специальная М39х2-6Н
45 14.170032 Подшипник шариковый вторичного вала задний
46 14.1701034 Кольцо стопорное
47 141.1701242 Втулка распорная
48 14.1701035 Прокладка регулировочная
49 14.1701036 Прокладка регулировочная
50 14.1701203 Прокладка крышки подшипника
51 141.1701205 Крышка подшипника
52 1/55407/21 Болт М12х1,25-6gх45
53 864180 Манжета с пружиной в сборе
54 1/55414/21 Болт М12х1,25-6gх80
55 1/05170/73 Шайба 12 пружинная
56 1/05200/01 Шайба плоская 12х22х3
57 1/55404/33 Болт М12х1,25-6gх30
58 14.1701076 Планка стопорная болтов упорной шайбы
59 14.1701060 Шайба упорная
60 14.1701073 Подшипник роликовый сферический
61 14.1701078 Стакан заднего подшипника промежуточного вала
62 14.1701075 Прокладка крышки заднего подшипника промежуточного вала
63 14.1701350 Рым-болт
64 14.1701021 Прокладка крышки люка
65 14.1701020 Крышка люка привода отбора мощности коробки передач
66 1/05168/73 Шайба 10 пружинная
67 1/59703/21 Болт М10х1,25-6gх16
68 1/55409/21 Болт М12х1,25-6gх55
69 1/05170/73 Шайба 12 пружинная
70 1/05200/01 Шайба плоская 12х22х3
71 14.1701074 Крышка заднего подшипника промежуточного вала
72 14.1701075 Прокладка крышки заднего подшипника промежуточного вала
73 45 9939 1005 Пробка сливная
74 14.1701015 Картер коробки передач
75 14.1701069 Прокладка
76 14.1701068 Крышка переднего подшипника промежуточного вала
77 870851 Шайба замковая 10
78 1/59707/21 Болт М10х1,25-6gх25
Ремонт коробок передач Камаз | ООО «Эверест»
Ведущий вал делителя передач может иметь следующие дефекты: трещины или обломы, выкрашивание цементированного слоя на шлицах.
Дефекты вторичного вала коробки передач могут быть следующие: трещины или обломы, износ поверхности шеек под втулки и подшипники (под передний роликоподшипник, втулку шестерни 4-й передачи, роликоподшипник шестерни 3-й передачи, втулку шестерни заднего хода, задний шарикоподшипник), износ шлицевой части вала (под фланец карданного вала, муфту включения 1-й передачи и заднего хода, ступицу синхронизатора 4-й и 5-й передач), срыв или износ резьбы под гайку крепления фланца карданного вала.
Основной дефект шестерен — износ зубьев.
Указанные дефекты валов и шестерен устраняются наплавкой.
Синхронизаторы 2 и 3, 4 и 5-й передач и синхронизатор делителя передач могут иметь следующие дефекты:
- трещины или обломы на каретке синхронизатора;
- износ или облом зубьев каретки с торца ее включения;
- износ шлицев и зубьев каретки по толщине;
- износ внутренней поверхности конусного кольца;
- наволакивание металла на поверхностях конусного кольца.
Неисправные синхронизаторы заменяются, восстановление их не производится.
Картер коробки передач изготавливается из серого чугуна СЧ 21-40, твердость материала НВ 170—217. Картер коробки передач может иметь следующие дефекты: трещины, износ внутренних поверхностей посадочных мест под подшипники и оси шестерен заднего хода, ослабление посадки штифта и износ или повреждение резьб.
Возможные места расположения дефектов в картере коробки передач показаны на рис. 86.
Трещины в картере восстанавливаются сваркой. Трудность сварки стенок картера, изготовленного из серого чугуна, состоит в том, что в результате быстрого нагрева и охлаждения наплавленного металла и большой усадки чугуна при охлаждении из расплавленного состояния в деталях возникают значительные внутренние напряжения, что может привести к образованию трещин.
При восстановлении картеров применяются два способа сварки: горячая с подогревом картера и холодная без его подогрева.
При горячем способе сварки картер подогревается в специальных печах до температуры 600…650 °С. Сварка ведется в ацетилено-кислородной среде.
Горячий способ сварки чугуна обеспечивает высокое качество сварки. Однако технология этого способа очень сложна, и поэтому он применяется сравнительно редко.
Холодный способ сварки чугуна в технологическом отношении проще, и поэтому в авторемонтном производстве он нашел широкое применение. Наиболее часто при этом применяется ручная и полуавтоматическая электродуговая сварка стальными электродами и электродами из цветных металлов и сплавов.
Рис. 86. Места расположения дефектов на картере коробки передач — КамАЗ:
1 — трещины на стенке картера; 2, 3, 4, 5 — износ отверстий под подшипники первичного, вторичного и промежуточного валов коробки передач; 6 — износ отверстия под ось блока шестерен
Наилучшие результаты дает сварка электродами МНЧ-1. Сварочный шов при этом состоит из железоникелевого сплава и обладает высокой прочностью и пластичностью.
При диаметре электрода 1,2—1,6 мм режим сварки следующий: сила тока — 110—220 А; напряжение дуги — 18—22 В; скорость сварки — 10—15 см/мин.
Восстановление внутренних поверхностей под подшипники валов коробки передач возможно проводить железнением (осталиванием) или размерным калиброванием после нанесения клеевой композиции. Осталивание производится безванновым способом. На некоторых авторемонтных предприятиях применяется способ восстановления электронатиранием на установках Р144.
Способ восстановления внутренних посадочных поверхностей под подшипники размерным калиброванием полимерными материалами наиболее простой и экономичный.
Результаты стендовых испытаний отремонтированных коробок передач показали возможность применения быстротвердеющей композиции для восстановления посадочных отверстий под подшипники.
Коробка передач автомобилей КамАЗ 14-й модели, кинематическая схема которой показана на рис. 82, имеет следующие конструктивные особенности. Во внутренней полости картера коробки передач в передней части левой стенки и правой части задней плиты имеются маслонакопители, куда при вращении шестерен забрасывается масло. По имеющемуся сверлению в передней стенке картера масло поступает в полость задней крышки первичного вала и на маслонагнетающее кольцо. По сверлению в задней стенке картера масло поступает в полость задней крышки вторичного вала для смазки червячной пары привода спидометра. Шестерни вторичного вала установлены на специальных роликовых подшипниках качения, а заднего хода изготовлены вместе с валом. Шестерни промежуточного вала, кроме 1-й и 2-й передач, изготовленных вместе с валом, установлены на сегментных шпонках и закреплены на валу кольцами.
Механизм переключения передач имеет замок штоков и предохранитель включения 1-й передачи и заднего хода.
Рис. 82. Кинематическая схема коробки передач автомобилей КамАЗ 14-й модели:
1 — картер; 2 — магнитная пробка отверстия слива масла; 3 — промежуточный вал, верстия с указателем уровня масла; 6 — первичный вал; 7 — задний шариковый подшипник с механизмом переключения передач; 10 — опора рычага переключения передач; 11 — вала; 14 — вторичный вал; 15 — фланец крепления карданного вала; 16 — стакан шестерен заднего хода; 19 — ось блока шестерен; 20 — роликовый подшипник блока; 4 — передний роликовый подшипник промежуточного вала; 5 — пробка заливного от первичного вала; 8 — фиксатор механизма переключения передач; 9 — верхняя крышка ползун с вилками в сборе; 12 — синхронизаторы; 13 — задний подшипник вторичного сферического подшипника; 17 — сферический подшипник промежуточного вала; 18 — блок шестерен заднего хода
Рис. 83. Кинематическая схема коробки передач автомобилей КамАЗ 15-й модели:
1 — картер делителя передач; 2 — промежуточный вал делителя передач; 3 — первичный вал делителя передач; 4 — синхронизатор; 5 — первичный вал коробки передач; 6 — ползун; 7 — шестерня постоянного зацепления; 8 — картер коробки передач; 9 — вторичный вал коробки передач; 10 — промежуточный вал; 11 — блок шестерен заднего хода; Н — включение низшей передачи делителя передач; В — включение высшей передачи в делителе передач; —> направление включения и перемещения рычагов и ползунов; —> направление выключения и перемещения рычагов;
Привод управления механизмом переключения передач дистанционный, состоящий из рычага переключения передач с опорой, передней и промежуточной тяг, шаровой опоры и штока рычага переключения передач.
Коробка передач автомобилей КамАЗ 15-й модели, кинематическая схема которой показана на рис. 83, по сравнению с коробкой передач 14-й модели имеет следующие конструктивные особенности. К передней части картера коробки передач 15-й модели вместо картера сцепления приворачивается болтами делитель передач в сборе; изменена конструкция первичного вала и крышки заднего подшипника. Между крышкой и картером коробки передач отсутствует уплотнительная прокладка.
Передней опорой первичного вала является роликовый подшипник, расположенный в выточке первичного вала делителя. Вместо маслонагнетательного кольца на первичном валу установлена на шлицах ступица синхронизатора и закреплена гайкой.
Вместо передней крышки промежуточного вала осевое смещение переднего подшипника ограничивает распорная втулка, которая одновременно является и маслоотражательной шайбой.
Масляные ванны коробки передач и делителя сообщаются между собой двумя отверстиями, которые имеются в нижней части переднего торца коробки передач и в задней стенке делителя. Осевой зазор ведущего вала регулируется стальными прокладками толщиной 0,2 и 0,3 мм.
Коробка передач имеет два привода управления: привод управления основной коробкой передач—механический, дистанционный и привод управления делителем передач — пневматический. Пневматический привод управления делителем передач показан на рис. 84.
Коробки передач и их приводы управления автомобилей семейства КамАЗ обладают высокой надежностью и имеют наработку до капитального ремонта более 300 тыс. км. Поломок и износов шестерен, подшипников и их посадочных мест при эксплуатации не происходит.
Наиболее характерные неисправности коробок передач и их приводов приведены в табл. 39.
В процессе эксплуатации автомобилей могут встретиться следующие дефекты деталей коробки передач:
- трещины в картере и его поломка при включении задней передачи во время движения автомобиля передним ходом;
- разрушение переднего роликового подшипника первичного вала;
- износ фиксатора механизма переключения передач; разрыв диафрагмы редукционного клапана; нарушение регулировки положения упора клапана выключения делителя.
Опыт передовых автотранспортных предприятий показывает, что при пробеге автомобилей 300 тыс. км и более в коробках передач изнашиваются первичный вал делителя передач, внутренний венец шестерни первичного вала основной коробки, детали синхронизатора переключения 4-й и 5-й передач. Остальные детали при капитальном ремонте автомобиля пригодны для повторного использования. Количество годных деталей при разборке коробок передач в большой степени зависит от организации и технологии выполнения разборочных работ и соблюдения требований технических условий на разборку.
39. Наиболее характерные неисправности коробок передач и дистанционных приводов управления автомобилей КамАЗ
Внешние признаки неисправностей коробок передач |
Причины неисправностей коробок передач и дефектов деталей |
Способ устранения неисправностей коробок передач и дефектов деталей |
При движении автомобиля происходит выключение передач, а при их переключении — удары и звонкий шум |
Износ конусных колец синхронизатора — 4-й и 5-й передач |
Заменить неисправные детали или синхронизатор в сборе |
Включение передач затруднено |
Увеличение длины тяги управления механического привода |
Отрегулировать длину тяги |
Износ шлицев вторичного вала |
Заменить вал, восстановить шлицы вала наплавкой |
|
Неполное включение сцепления |
Отрегулировать свободный ход педали сцепления |
|
Выключение 4-й и 5-й передач затруднено |
Износ внутреннего венца шестерни |
Восстановить внутренний венец шестерни |
Не включаются передачи в делителе |
Заедание поршеньков воздухораспределителя |
Разобрать воздухораспределитель, смазать детали смазкой № 158, собрать воздухораспределитель |
Износ толкателей синхронизатора делителя |
Заменить толкатели, отрегулировать редукционный клапан |
|
При переключении передач происходят удары и звонкий шум в делителе |
Повышенное давление в пневмосистеме управления делителем |
Отрегулировать редукционный клапан |
Не включаются передачи в основной коробке |
Разрушение подшипников шестерен вторичного вала |
Заменить подшипники |
Повышенный шум в коробке передач |
Нарушена регулировка дистанционного привода управления |
Отрегулировать привод, заменить изношенные детали |
Течь масла из коробки передач |
Износ или потеря эластичности сальников |
Заменить сальники |
Нарушена целостность прокладки |
Заменить прокладки |
|
Повышенное давление в картере коробки передач |
Промыть сапун |
Испытание коробок передач производится с целью проверки правильности сборки узлов, механизмов и коробок передач в сборе и проверки герметичности уплотнений воздухопроводов пневмосистемы управления делителем передач.
Испытание коробок передач производится на обкаточных стендах без нагрузки и под нагрузкой.
Правильность сборки коробки передач перед установкой ее на стенд проверяется вращением валов и включением передач.
Валы коробки передач должны свободно без заедания вращаться при любой включенной передаче в основной коробке и делителе передач при вращении первичного вала от усилия руки.
Фиксаторы штоков всех передач при включении передач рычагом должны четко фиксировать их в нейтральном положении и в рабочих положениях. Включение 1-й передачи и передачи заднего хода должно производиться только при отжатом предохранителе заднего хода, установленном в верхней крышке.
Соединения воздухопроводов и пневмосистемы управления делителем, который установлен на коробке передач 15-й модели, должны быть проверены на герметичность сжатым воздухом под давлением 0,6 МПа. Из ресивера воздух под давлением подводится к редукционному клапану пневмосистемы. Падение давления в ресивере допускается не более 0,15 МПа в течение 40 с.
Зацепление зубчатых муфт синхронизатора делителя регулируется с помощью упорных болтов механизма переключения передач.
Регулировка производится следующим образом:
- включается делитель передач в работу, при этом воздух под давлением из ресивера поступит в полость клапана и перемещает его в крайнее положение до упора в рычаг;
- вывертываются оба упорных болта и снимается крышка смотрового люка механизма переключения передач делителя;
- перемещается золотник крана управления делителем в положение «низшая передача» и вворачивается задний упорный болт до упора в рычаг; после этого упорный болт довертывается еще на 1/4 оборота и фиксируется контргайкой; при этом положении первичный вал должен проворачиваться от руки легко и без заеданий;
- перемещается золотник крана управления делителем в положение «высшая передача» и передним упорным болтом регулируется зацепление аналогично вышеуказанному пункту.
После проверки правильности сборки коробка передач подвергается обкатке (приработке и испытанию). Приработка производится с целью подготовки коробки передач к восприятию эксплуатационных нагрузок.
Приработка и испытание коробок передач производятся на маслах пониженной вязкости. Такие масла позволяют лучше удалять механические примеси при сливе их после обкатки из картера коробки передач через сливные отверстия.
40. Режимы обкатки коробки передач 14-й модели
Режим |
Частота вращения первичного вала, мин-1 |
Нагрузка на вторичном валу, Н*м |
Включенная передача |
Время испытаний, мин |
I |
1300 |
— |
Нейтральная |
1,5 |
2600 |
— |
— |
1,5 |
|
2600 |
— |
Последовательное включение передач: зх*-1-2-3-4-5-4-3-2-1-зх |
3 |
|
II |
2600 |
Не менее 50 |
Задний ход |
1,5 |
2600 |
1-я |
1,5 |
||
2600 |
100—150 |
2-я |
1,5 |
|
2600 |
100—150 |
3-я |
1,5 |
|
2600 |
100—150 |
4-я |
1,5 |
|
2600 |
100—150 |
5-я |
1,5 |
*Задний ход
В период обкатки в качестве смазки деталей коробки передач применяется дизельное масло М-10Г2К. В качестве заменителя разрешается применять масло М-10В. Масло в картер коробки передач заливается теплое, после подогрева его до температуры 50…60 °С.
Для обкатки коробок передач в их картер заливается масло в следующем количестве: в картер коробки передач моделей 14-й и 141-й — (8,5±0,5) л; моделей 15-й и 152-й — (12,5±0,5) л.
После заливки масла коробки передач обкатываются в двух режимах: без нагрузки и под нагрузкой. Режимы обкатки коробок передач моделей 14-й и 15-й определены техническими условиями и приведены в табл. 40 и 41.
При обкатке в режиме без нагрузки проверяется включение передач в основной коробке и в делителе.
41. Режимы испытаний коробок передач модели 15-й без нагрузки на вторичном валу
Примечание. Частота вращения первичного вала всюду равна 2600 мин-1, за исключением режима, когда в положении «нейтраль» и «высшая» она составляет 1300 мин-1.
При испытании и приработке коробки передач под нагрузкой проверяются:
- надежность включения передач;
- работа коробки передач при включении 1-й передачи и передачи заднего хода; эти передачи включаются только при остановленных валах в коробке передач;
- легкость переключения передач при включении 2, 3, 4 и 5-й передач;
- уровень шума с помощью шумомеров; датчики шумомера устанавливаются на стенку картера на расстоянии 25 мм от плоскости разъема картера с крышкой коробки передач в зонах вхождения шестерен в зацепления; при включении высшей передачи в делителе и частоте вращения первичного вала 2600 мин-1 уровень шума, зафиксированный стрелкой на шкале шумомера, не должен превышать 105 дБ.
После окончания приработки и испытания коробки передач масло из картера немедленно сливается горячим. Магниты сливных пробок очищаются от металлических отложений.
При разборке коробок передач необходимо обеспечить предохранение деталей и узлов от повреждений. Для этого применяются съемники и приспособления. Использовать стальные выколотки и применять ударные нагрузки при снятии подшипников запрещается.
Разборочный процесс включает в себя следующие виды работ: моечно-очистные, собственно разборочные работы, подъемно-транспортные по перемещению деталей, узлов и контрольно-сортировочные. Для наружной мойки коробок передач применяется «Лабомид-203» концентрацией 5—10 г/л, а для очистки деталей 25—30 г/л.
Разборка коробки передач производится на стендах в следующей последовательности. Снимаются и разбираются механизм переключения передач, кран управления делителем, опоры рычага переключения передач и редукционный клапан пневмосистемы. После снятия фланцев карданного вала и крышек подшипников первичного, вторичного, промежуточного валов извлекаются подшипники, выпрессовывается ось блока шестерен с помощью съемников и приспособления, как показано на рис. 85.
Задний и передний подшипники вторичного вала и внутреннее кольцо переднего подшипника промежуточного вала извлекаются из картера коробки передач захватами И-801.30.100, И-801.30.200 и И-800.30.300 с помощью съемника И-801.30.000. Стакан заднего подшипника вместе с подшипником промежуточного вала снимается и устанавливается приспособлением И-801.31.000. Ось блока шестерен извлекается из картера коробки передач съемником И-801.32.000. Отдельно разбираются вторичный вал коробки передач, синхронизаторы, делитель передач.
Рис. 85. Извлечение подшипников и оси блока шестерен при разборке коробки передач автомобилей КамАЗ:
а — снятие переднего подшипника вторичного вала коробки передач; 1 — съемник И-8011.30.000; 2 — упорный наконечник винта съемника; 3 — захват И-801.300.200 для снятия переднего подшипника вторичного вала коробки передач; 4 — роликовый подшипник; 5 — вторичный вал; 6 — контур картера коробки передач; б — снятие заднего подшипника вторичного вала коробки передач; 1 — съемник И-801 30.000; 2 — упорный наконечник винта съемника; 3 — захват И-801.30.100; 4 — шариковый подшипник; 5 — вторичный вал коробки передач; 6 — контур коробки передач; в — снятие стакана с подшипником промежуточного вала коробки передач приспособлением И-801.31.000: 1 — стакан подшипника; 2 — задний подшипник промежуточного вала; 3 — упор приспособления; 4 — плита; 5 — винт; 6 — упорный наконечник винта; 7 — болт, предназначенный для ввертывания в стакан подшипника; г — снятие оси блока шестерен заднего хода коробки передач съемником И-801.32.000: 1 — винт, вворачиваемый в ось блока шестерен рожковым ключом перед снятием оси; 2 — рукоятка съемника; 3 — головка винта под рожковый (накидной) ключ; 4 — упор съемника; 5 — стенка картера коробки передач; 6 — ось блока шестерен заднего хода коробки передач
Сборка коробок передач может производиться тупиковым или поточным методом. Коробки передач собираются после восстановления и замены деталей. Наиболее прогрессивный метод сборки поточный, выполняемый на конвейере.
Каждая коробка передач должна быть собрана в соответствии с чертежами и испытана в соответствии с техническими условиями.
Маршрутная схема технологического процесса сборки коробки передач показана на рис. 87.
Детали коробки передач, поступающие на сборку, следует тщательно промыть, узлы проверить на соответствие требованиям сборочных чертежей.
При сборке коробки передач необходимо обеспечить предохранение деталей и узлов от повреждений. Использовать стальные выколотки запрещается. При установке подшипников применение ударной нагрузки недопустимо.
Все трущиеся поверхности нужно смазать тонким слоем масла М-10Г2К или М-10В.
Гайки подшипников и фланца карданного вала затягиваются с моментом силы 200—240 Н*м.
Рис. 87. Маршрутная схема технологического процесса сборки коробки передач
При установке крышек подшипников первичного и вторичного валов коробки передач и делителя минимальный люфт валов должен быть ±0,05 мм.
Рабочие поверхности золотников, крана переключения, воздухораспределителя, клапана включения передач делителя смазываются тонким слоем смазки № 158.
Гайки шпилек крепления картера делителя передач или картера сцепления к картеру коробки передач затягиваются моментом силы 140—200 Н*м.
Для обкатки коробок передач применяется стенд с порошковым тормозом, показанный на рис. 88. Техническая характеристика стенда приведена в табл. 42.
Рис. 88. Стенд для приработки и испытания коробок передач:
1 — рама стенда; 2 — электромотор; 3 — сцепление автомобиля КамАЗ, входящее в конструкцию стенда; 4 — цилиндр пневмоприжима испытуемой коробки передач; 5 — прижим; 6 — тележка; 7 — соединительная муфта испытуемой коробки передач с порошковым тормозом; 8 — металлический защитный чехол; 9 — нагрузочный порошковый тормоз; 10 — амперметр; 11 — термометр; 12 — направляющая плита; 13 — подвижная плита; 14 — корпус реечного механизма; 15 — рычаг перемещения тормоза; 16 — вентиль крана подвода охлаждающей жидкости; 17 — рычаг выключения сцепления; 18 — пульт управления
42. Техническая характеристика стенда для приработки и испытания коробок передач
Устройство |
Параметры |
Единица измерения |
Значение |
Электромотор привода первичного вала коробки передач 4АОП-2-724СХ |
Напряжение в сети |
В |
380 |
Мощность электродвигателя |
кВт |
30 |
|
Частота тока |
Гц |
50 |
|
Частота вращения вала |
мин-1 |
1500 |
|
Максимальный момент силы на валу двигателя |
H*м |
200 |
|
Электромагнитный порошковый тормоз ПТ-100М |
Предел регулирования момента тормозной силы |
Н*м |
0—1000 |
Расход охлаждающей воды |
л/мин |
18 |
|
Давление охлаждающей воды |
МПа |
0,5 |
|
Тип манометра |
мт-з |
||
Выпрямительное устройство для электропитания катушки тормоза ВСА-5К |
Регулируемое напряжение в катушках тормоза |
В |
0—65 |
Напряжение ввода |
В |
220 |
|
Стенд |
Масса |
кг |
1615 |
Пульт управления |
кг |
120 |
|
Габаритные размеры стенда |
мм |
2680Х570Х1100 |
Коробка передач устанавливается на стенд привалочной поверхностью так, чтобы проушины картера вошли в стыки вертикальной опорной площади стенда. После этого коробка передач прижимается двумя прижимами, которые приводятся в действие от двух пневматических цилиндров. Соединение вала двигателя с первичным валом делителя передач осуществляется фрикционной муфтой. Для соединения первичного вала коробки передач с валом электромотора и отсоединения валов при переключении передач на стенде установлено постоянно включенное сцепление автомобиля КамАЗ-5320. Включение и выключение сцепления коробки передач производится рычагом.