Литол 24 смазки – Литол 24 универсальная литиевая смазка работает от -40°С до +120. Узнайте характеристики состав и применение литола

Содержание

Литиевые смазки — Википедия

Литиевые смазки, лито́лы — пластичные смазки, получаемые загущением нефтяных масел литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты (см. также «стеариновая кислота»). Мыло и масло образуют эмульсию в виде стабильного вязкого геля. Литиевый загуститель придаёт смазке термостойкость и вязкость, она хорошо прилипает к металлам и не вызывает коррозии.

Антифрикционная многоцелевая смазка, предназначена для применения в узлах трения транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения. Литийсодержащие смазки впервые появились во время Второй мировой войны. В СССР разрабатывалась Центральным научно-исследовательским институтом авиационных топлив и масел (ЦИАТИМ).

ЦИАТИМ-201[править | править код]

Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

Область применения смазки ЦИАТИМ-201:

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, авиационная техника, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-201:

  • Работоспособна при температуре от −60 до +90 °С.
  • Смазки Циатим-201, Циатим-202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.
  • Производится по ГОСТ 6267-74
  • Легко смывается водой
Недостатки[править | править код]
  • Со временем на открытом воздухе она высыхает и теряет свои эксплуатационные свойства.
  • При длительном хранении начинает отделяться масло, что ухудшает её эксплуатационные характеристики.

ЦИАТИМ-202[править | править код]

Представляет собой морозостойкую смазку, предназначенную для смазывания малонагруженных узлов трения, качения и скольжения.

Область применения смазки Циатим-202:

Узлы трения, работающие с малым усилием сдвига при невысоких нагрузках, радиотехническое оборудование, электромеханические и другие приборы и точные механизмы.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-202:

  • Легко смывается водой;
  • Работоспособна при температуре от −50 до +120 °С.
  • Смазки Циатим-201, Циатим-202 схожи по составу и в большинстве случаев взаимозаменяемы.

ЦИАТИМ-203[править | править код]

Нефтяное трансформаторное масло, загущённое литиевым мылом технического саломаса и осерненного асидола; содержит вязкостную и противозадирную присадки.

Область применения смазки Циатим-203:

Зубчатые, червячные передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей.

Основные эксплуатационные характеристики Циатим-203:

  • Работоспособна при температуре −50…+100 °С.
  • Превосходит ЦИАТИМ-201 по химической и коллоидной стабильностям и противоизносным характеристикам.

Литол-24[править | править код]

Нефтяное масло вязкостью 60-75 мм2/с при 50 °С, загущённое литиевым мылом 12-гидроксистеариновой кислоты в количестве 10-15%; содержит антиокислительную и вязкостную присадки. Внешний вид — однородная мазь от светло-жёлтого до коричневого цвета.

Область применения смазки:

Подшипники качения и скольжения всех типов, шарниры, зубчатые и другие передачи, поверхности трения колёсных и гусеничных транспортных средств, индустриальных механизмов, электрических машин и т. п. Смазка может применяться для консервации.

Основные эксплуатационные характеристики:

  • Высокая коллоидная, химическая и механическая стабильности
  • Водостойкость умеренная, так как показатель вымываемости 6,5% (ссылка). Для сравнения, специализированные смазки на аналогичных нефтяных маслах на других загустителях могут иметь этот показатель до 0,8%.
  • Работоспособна при температуре −40…+120 °С, кратковременно сохраняет работоспособность при температуре +130 °С, при нагревании не упрочняется.
  • Консистенция NLGI 3
  • Нагрузка сваривания на четырёхшариковой машине — посредственная, 1400-1500 н.[1]
  • Производится по ГОСТ 21150-87

Литол-24РК[править | править код]

Смесь нефтяных масел, загущённая литиевым мылом гидроксистеариновой кислоты; содержит антикоррозионную, защитную, вязкостную и антиокислительную присадки. Водостойкая, антикоррозионная, рабоче-консервационная смазка. Обеспечивает консервацию узлов трения в течение 10 лет. Работоспособна при температуре −40… +120°С. Выпускается по ТУ 38 УССР 201342-80. Область применения аналогична Литол-24.

  • ГОСТ 21150-87. Смазка Литол-24- технические условия на применение, производство, хранение и транспортировку смазки литол-24
  • [1] TDS на Литол-24 от Газпромнефть-СМ

Смазка литол-24, ее характеристики и применение

Литол – собирательное название пластичных и водостойких смазок многоцелевого применения. Наиболее распространённым представителем этой серии по праву считается Литол-24, которая применяется практически во всех отраслях машиностроения.

Первые работы в создании универсального смазочного материала велись ещё в СССР и первые опытные образцы появились в 1933 году. Первым производителем литола стал ЦИАТИМ – институт, специализирующийся на создании низкотемпературных смазок и авиационных масел.

Изначально, смазочный материал применялся только в области оборонной и военной промышленности, примерно

с середины 70-х годов прошлого столетия, смазка стала появляться в свободной продаже. Уже почти 50 лет Литол-24 является самым широко распространённым составом на территории России и стран СНГ.

Область применения

Литол-24 не зря считается универсальным смазочным материалом. Он применяется практически везде, где имеются трущиеся детали. В частности, основными отраслями применения считаются:

  • автомобилестроениевтомобилестроение;

  • электротехника;

  • ремонт и обслуживание подвижного железнодорожного состава;

  • обслуживание станков и механизмов;

  • водный и воздушный транспорт.

Если говорить о деталях, Литол-24 может применяться для технического обслуживания:

  • дверных петель;

  • подшипников скольжения и регулируемых ступиц;

  • рулевого управления и подвески;

  • шарнирных механизмов и зубчатых передач;

  • стартеров электродвигателей.

Нужно отметить, что для подшипников закрытого типа эта смазка используется по принципу «положил и забыл».

Состав и свойства

Литол-24 – это вязкая субстанция желтовато-коричневого цвета с выраженным запахом нефтепродуктов. Состав включает такие компоненты, взятые в процентном соотношении:

  1. Остаточное депарафинированное масло – 60.

  2. Смазочное масло – 40.

  3. 12-гидроксистеарат лития – 15.

  4. Дифениламин – 0,5.

Доли содержания компонентов приведены в максимально допустимом значении.

Основными свойствами материала считается широкий диапазон рабочих температур, что позволяет её использовать в регионах с различными климатическими условиями. Кроме этого, смазка устойчива к влажной среде и не смывается при случайном попадании воды.

Литол-24 обладает и антикоррозийным эффектом, поэтому его применяют для длительной консервации деталей и механизмов.

Преимущества и недостатки

Смазка применяется в разных сферах, поэтому будет не лишним ознакомиться с ее достоинствами и недостатками. Особенно, если учесть, что составу почти век.

Достоинства Недостатки
  1. Доступная цена и широкое распространение.

  2. Химическая и механическая стабильность – материал уверенно чувствует себя в любых условиях.

  3. Нейтральность к влаге – невосприимчив даже к кипящей воде.

  4. Отличная сцепляемость – удерживается на любых деталях.

  5. Нулевая электропроводность – применяется при обслуживании трущихся деталей электрооборудования.

  6. Независимость от температурных колебаний – свойства характеристики сохраняются в холодном и жарком климате.

Отсутствие в составе присадок, повышающих износоустойчивость деталей. В качестве сравнения: индекс задира трансмиссионного масла ТМ5- 18 равняется 58, Литола-24 – 28.

Заниженные показатели при сваривающих нагрузках.

Материал горюч, что требует соответствующих условий хранения.

К негативным моментам относится и тот факт, что смазка удерживает абразивные частицы и некачественно отводит тепло от трущихся элементов механизма. Соответственно, чтобы избежать преждевременного износа деталей, замену смазки нужно проводить точно по установленному регламенту.

Технические характеристики

Базовые технические характеристики для Литола-24 в соответствии с требованиями ГОСТ выглядят следующим образом.

Характеристика Показатель

Стабильность выделяемого масла

12 %

Испаряемость

6 % при температуре +1200С

Внешний видОднородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Температура каплепадения, °С, не ниже+180
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С892 г/см3
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1220-260
Вязкость при -20°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более650 П•с (6500 П)
Вязкость при 0°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более280 П•с (2800 П)
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более8 П•с (80 П)
Предел прочности при +20°С500-1000 Па (5-10 гс/см2)
Предел прочности при +80°Сболее 200 Па (2 гс/см2)
Коллоидная стабильность выделенного масладо 12%
Испаряемость при +120°Сдо 6%
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOHдо 0,1%
Массовая доля механических примесейдо 0,05%
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5°С, не менее
Нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс)1410 (141)
Критическая нагрузка (Рк), Н(кгс)630 (63)
Индекс задира (Из), кгс28
Набухание резины марки 26-44, %
Изменение объема±8
Изменение твердости±8

Необходимо учитывать, что в зависимости от производителя, состав и характеристики могут меняться.

Аналоги. Достойная замена смазке

Литол-24 – достаточно «старая» смазка, не лишенная ряда недостатков. За последние 80 лет были разработаны более удачные вещества, с которыми мы и ознакомимся.

Название Особенности

Солидол

Обладает устойчивостью к воде. Может использоваться для консервации узлов и деталей. Температура эксплуатации в пределах -30…650С

Фиол-3

В состав входят специальные загустители, увеличивающие вязкость.

ЦИАТИМ-201

Эксплуатационные температуры -50…1200С, водостойкий

CASTROL LM, LMX

Включены присадки «EP» класса, увеличивающие устойчивость к нагрузкам

MOBILUX EP2, EP3

Универсальная смазка, не теряет свойств при температурах в пределах -20…1200С. Предельная нагрузка 40 lb.

BEACON-3

Эксплуатация при температурах от -30 до +130 °С. Может применяться в среде повышенной вибрации.

TEXACO HYTEX EP-2

Противозадирная литиевая смазка, защищает детали от окисления и хорошо проникает в мельчайшие полости при отрицательных температурах.

Заменять Литол-24 импортными аналогами нерентабельно ввиду их высокой стоимости. При этом отечественная смазка вполне справится с функциями иностранной смазки, подарив ощутимую финансовую выгоду.

Фасовка и хранение

Литол-24 расфасовывается в пластиковую, металлическую тару, и в картонно-набивные барабаны. Стандартный объём тары: ведра 18 кг и бочки 180 л. Кроме этого, смазка часто фасуется в герметичные пластиковые контейнеры вместительностью 0,9, 2,2 и 10 кг.

Хранить материал нужно вдали от открытых источников огня и отопительных приборов. Срок хранения, заявленный производителем составляет 5 лет.

Список надежных производителей

Учитывая повышенный и стабильно растущий спрос, Литол-24 выпускается десятками компаний. Выбирая проверенного и надёжного производителя, рекомендуем в первую очередь обращать внимание на продукцию таких брендов:

  • ООО «НовоВитал». Компания специализируется на разработке и изготовлении многоцелевых и влагоустойчивых смазок. Предприятие находится в Зеленограде, работает с 2007 года.

  • «Ярославские смазки». Компания работает с 2004 года, считается одним из крупнейших поставщиков центрального региона. Вся выпускаемая продукция проходит строгий лабораторный контроль, соответствует требованиям ГОСТ.

  • ЦентрНефтеСбыт. Это официальный дилер крупнейшей нефтегазовой компании «Лукойл», поставляющий на отечественный рынок продукцию высокого качества, не уступающую по базовым характеристикам смазочным материалам ведущих мировых производителей.

  • «Нефтепродукт». Дочернее предприятие концерна «Роснефть», работающее с 1968 года. Компания выпускает широкий ассортимент смазочных материалов, которые применяются во всех отраслях промышленности.

Отметим, что это далеко не полный перечень отечественных производителей, но здесь отобраны лучшие компании по оценке экспертов.

 

 

 

Распродажа (-53%):

Смазка Литол 24: характеристики, применение, ГОСТ

На смену бессмертному солидолу пришла смазка Литол 24. Она является универсальной, удобной и практичной. Применяется для смазывания деталей в автомобилестроении, судостроении, для бытового использования: смазать цепь велосипеда, швейную машинку и так далее. Данный тип смазки пользуется особым спросом и популярностью, что вполне оправданно.

Смазка Литол 24Смазка Литол 24

Состав смазки

Литол 24 – это пластичная смазка, от желтого до светло-коричневого цвета, густой, без комочков и очень маслянистой структурой. Первый раз ее использовали в 1933 году. Выпускал ее научно-исследовательский институт «ЦИАТИМ». Данный ГСМ прекрасно заменял солидол, который в своем составе имел долю воды, не такие высокие характеристики стойкости и более низкую температуру каплепадения. Состав смазки Литол 24 незамысловатый. Состоит она из нескольких компонентов:

  • Машинное масло, чтобы смазка имела водоотталкивающие свойства и защищала деталь.
  • Литиевое мыло делает консистенцию более густой и не позволяет стекать Литолу с детали. Свойство ценно в производстве и среди автомобилистов.
  • Последним элементом могут быть другие загустители, присадки и красящие вещества. Они встречаются не всегда. Все зависит от производителя.

Характеристики смазки

Литол 24 ГОСТ 21150-87 имеет ряд практичных и удобных свойств для автомобилистов и машиностроителей. Так, например:

  • Смазка имеет широкий спектр действия температур. Использование возможно в различных климатических условиях (от минусовых температур до плюсовых), своих свойств она не теряет.
  • Литол имеет высокие водоотталкивающие характеристики, что позволяет без проблем использовать его при любых погодных условиях, а также как отличную защиту от влаги.
  • Одним из самых главных преимуществ является антикоррозионная стойкость жидкости. С ее помощью защищают многие детали при длительной консервации.
  • Высокая температура каплепадения, более +180 °С.
  • Имеет высокий коэффициент сцепляемости с конструкциями, что позволяет полностью покрывать их.
  • Имеет низкую коллоидную способность, то есть процесс выделения масла.
  • Отсутствие в составе воды является большим плюсом.
  • Такой вид смазки отлично применим в электротехнике, так ка электропроводность его близка к нулю.
  • Высокие показатели механической и химической стабильности, хорошо рекомендуют ГСМ к использованию.
  • Имеет высокую стойкость к воздействию на нее кипящей воды.
  • Высокие уплотнительные свойства.
  • Имеет высокие показатели сопротивления.
  • Плотность материала практически неизменна.
  • Материал благодаря своему составу не загустевает и не темнеет.
  • Удалить смазочный материал достаточно просто, с помощью раствора.

Консистенция смазкиКонсистенция смазки

Что касается технических характеристик, то они так же различны:

  • Вязкость колеблется от 680 П.с до 10 П.с в зависимости от температурных условий.
  • Коллоидные выделения до 15%.
  • Смазка должна иметь цвет от желтого до коричневого. Использовать синюю, черную и прочие не рекомендуется, если это не цвета красителей.

Скачать ГОСТ 21150-87

Помимо очевидных плюсов есть свои минусы, недостатки:

  • Из-за своей густой консистенции материл притягивает пыль, твердые частицы, что усложняет процесс очистки детали. Или же она быстро грязнится. Использовать ГСм необходимо в закрытых полостях, емкостях с крышками.
  • Имеются свои особые условия хранения. Материал горюч, поэтому необходимо быть осторожным.
  • Производители не предусмотрели такой примеси, которая бы защищала деталь от износа, истирания.

Помимо всего прочего отметим, что Литол стоит сравнительно недорого. Его применение повсеместно у автомобилистов. Сама смазка пришла из оборонной промышленности и удачно заменила солидол, который был хорош, но не имел всех вышеописанных параметров.

Срок годности ГСМ 5 лет от даты производства. Должны быть соблюдены все условия хранения и эксплуатации. Однако, интересно, использовать смазку можно и по истечению срока годности, только в случае ее правильного хранения и ее соответствия всем вышеописанным техническим условиям и свойствам.

Область применения

Сегодня на рынке горюче-смазочных материалов представлены не только марки обычного 24, но и революционные, с большим количеством примесей, усовершенствованной формулой и технологией производства.

Применение Литол24Применение Литол24

Так применяется ГСМ в следующих случаях:

  • подшипники любого типа;
  • петли;
  • механизмы на шарнирах;
  • различные контактные электрические узлы;
  • шестерни.

Широко применяется в автомобилях:

  • при смазке клемм аккумулятора;
  • замков дверей;
  • петель;
  • подшипников;
  • направляющих;
  • осей;
  • валов;
  • колодок.

Перечислять использование можно долго, стоит помнить и об оборотной стороне. Где и как смазку не использовать.

Литол имеет более дорогостоящие зарубежные аналоги. Однако, отечественный материал ничуть не хуже. Фасуют его в пластиковые или металлические тары массой по 10 кг, 18 кг, бочки 180 л. А также в тюбики и более мелкую тару весом от 1 кг до 2,5 кг.

Для снижения трения ГСМ применять только во внутренних полостях, иначе он забьется пылью и грязью, тем самым испортив эффект. Именно поэтому необходимо периодически заменять смазку, чтобы избежать оборотного результата.

Применение ГСМ хорошо на неподвижных соединениях. Во-первых, это непосредственная защита от коррозии. Во-вторых, сохранение детали в целостности и рабочем состоянии, благодаря водоотталкивающим свойствам. Необходимо помнить, что обычный 24 не подходит для консервации, выбирать стоит с пометкой РК.

Стоит отметить, наносить смазку на деталь можно кисточкой, палочкой, пальцем. После данных процедур руки промыть с мылом несколько раз, а также следить, чтобы ГСМ не попала в глаза.

Смазка безвредна для окружающей среды, человека и животных. Сегодня каждый автомобилист использует Литол 24 без страха, что может нанести вред или нарушить целостность детали своего авто. В некоторых случаях, когда машину необходимо оставить на длительный срок без хозяев или «движения», все ее детали смазываются, что дает ей антикоррозийную защиту.

Как видно, Литол 24 – универсальная смазка. Ее используют в производстве, для защиты деталей от коррозии, обеспечения долговременной работы механизмов, уменьшения трения, водоотталкивания. Он обладает рядом универсальных средств. Почти безвреден. Его не нужно часто менять.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ГОСТ 21150-87 Смазка Литол-24. Технические условия, ГОСТ от 01 декабря 1987 года №21150-87

ГОСТ 21150-87


Группа Б31

МКС 75.100
ОКП 02 5441 02

Дата введения 1989-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта СССР от 01.12.87 N 4343

3. ВЗАМЕН ГОСТ 21150-75

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ


Настоящий стандарт распространяется на антифрикционные многоцелевые водостойкие смазки Литол-24 и Литол-24РК, предназначенные для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих при температурах от минус 40 °С до плюс 120 °С (кратковременно до 130 °С). Смазка Литол-24РК предназначена также для их консервации.

Смазки изготовляются загущением смеси минеральных масел литиевыми мылами технической 12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок.

Обозначение смазок по ГОСТ 23258:

Литол-24 — МЛи 4/12-3 и Литол-24РК — МЛи 4/13-3.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Смазка должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта из сырья и по технологии, применявшихся при изготовлении образцов смазки, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

1.2. Характеристики

1.2.1. По физико-химическим показателям смазка должна соответствовать требованиям и нормам, приведенным в таблице.

Наименование показателя

Значение

Метод испытания

Литол-24
ОКП 02 5441 0202

Литол-24РК
ОКП 02 5441 0203

1. Внешний вид

Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета

Однородная мазь от светло- до темно-коричневого цвета

По п.3.2

2. Температура каплепадения, °С, не ниже

185

180

По ГОСТ 6793

3. Пенетрация при 25 °С с перемешиванием, мм

220-250

По ГОСТ 5346, метод В

4. Вязкость, П·с (П):

По ГОСТ 7163

при минус 20 °С и среднем градиенте скорости деформации 10 с, не более

650(6500)

650(6500)

при 0 °С и среднем градиенте скорости деформации 10 с, не более

280(2800)

280(2800)

при 50 °С и среднем градиенте скорости деформации 100 с, не менее

8(80)

5. Предел прочности, Па (гс/см):

По ГОСТ 7143, метод Б

при 20 °С

500-1000 (5,0-10,0)

450-1100
(4,5-11,0)

при 80 °С, не менее

200(2,0)

150(1,5)

6. Коллоидная стабильность, %, выделенного масла, не более

12

12

По ГОСТ 7142

7. Коррозионное воздействие на металлы

Выдерживает

По ГОСТ 9.080 с дополнением по п.3.3 настоящего стандарта

8. Испаряемость при 120 °С, % не более

6

10

По ГОСТ 9566

9. Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOН, %, не более

0,1

По ГОСТ 6707

10. Массовая доля свободных органических кислот мг KОН на 1 г смазки, не более

1,5

По ГОСТ 6707

11. Содержание воды

Отсутствие

По ГОСТ 2477 с дополнением по п.3.4 настоящего стандарта

12. Массовая доля механических примесей, %, не более

0,05

0,05

По ГОСТ 6479 с дополнением по п.3.5 настоящего стандарта

13. Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при (20±5) °С, не менее:

По ГОСТ 9490

нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс)

1410(141)

1410(141)

критическая нагрузка (Рк), Н (кгс)

630(63)

630(63)

индекс задира (Из)

28

22

14. Набухание резины марки 26-44, %:

По п.3.6

изменение объема

±8

изменение твердости

±8

15. Механическая стабильность:

По ГОСТ 19295

исходный предел прочности на разрыв при 20 °С, Па (гс/см)

От 500 до 1500
(от 5 до 15)

индекс разрушения, %

От 0 до 50

индекс восстановления, %

±30

предел прочности после разрушения или восстановления в течение 3 сут, Па (гс/см)

От 200 до 2000
(от 2 до 20)


Примечание. В числе механических примесей не допускаются песок и другие абразивные и металлические вещества.

1.2.2. Требования безопасности

1.2.2.1. Смазки Литол-24 и Литол-24РК по степени воздействия на организм относятся к 4-му классу опасности (малоопасные) по ГОСТ 12.1.007.

1.2.2.2. При работе со смазками необходимо применять индивидуальные средства защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными в установленном порядке.

1.2.2.3. Смазки Литол-24 и Литол-24РК горючи; температура вспышки в закрытом тигле 183 °С, температура вспышки в открытом тигле 199 °С, температура воспламенения выше 250 °С, температурные пределы воспламенения: нижний — выше 250 °С, верхний — 364 °С.

1.2.2.4. При возникновении пожара применяют распыленную воду и пену на основе ПО-1Д, ПО-3А.

1.2.2.5. Помещения, в которых проводятся работы со смазками, должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.

Оборудование должно быть заземлено от статического электричества по ГОСТ 12.1.018.

1.3. Упаковка, маркировка — по ГОСТ 1510.

2. ПРИЕМКА

2.1. Смазку принимают партиями. Партией считают любое количество смазки, изготовленной за один технологический цикл, однородной по показателям качества и компонентному составу, сопровождаемой одним документом о качестве.

В документе, удостоверяющем качество смазки высшей категории качества, должно быть нанесено изображение государственного Знака качества.

2.2. Объем выборки — по ГОСТ 2517.

2.3. Для проверки соответствия качества смазок требованиям настоящего стандарта смазки подвергаются приемосдаточным и периодическим испытаниям.

2.3.1. Каждую партию смазок подвергают приемосдаточным испытаниям по показателям 1, 2, 4-12 таблицы.

2.3.2. Периодические испытания смазки изготовитель проводит по показателям 13-15 таблицы для смазки Литол-24 — не реже одного раза в 6 мес, смазки Литол-24РК- не реже одного раза в квартал.

При неудовлетворительных результатах периодических испытаний хотя бы по одному показателю проверке подвергают каждую партию смазки до получения положительных результатов испытания не менее чем для трех партий подряд.

2.3.3. Показатель 3 таблицы определяют при поставке смазки Литол-24 на экспорт и по требованию потребителя.

2.4. При получении неудовлетворительных результатов испытания хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из тех же мест выборки.

Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

2.5. Для проверки соответствия упаковки и маркировки требованиям настоящего стандарта отбирают 3% упаковочных единиц, но не менее трех. При получении неудовлетворительных результатов проводят проверку удвоенной выборки.

Результаты повторной проверки распространяются на всю партию.

3. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

3.1. Объединенную пробу смазки отбирают по ГОСТ 2517.

Для объединенной пробы берут 1,5 кг смазки.

3.2. Для определения внешнего вида смазку наносят на стекло по ГОСТ 111 слоем 1-2 мм и рассматривают невооруженным глазом в проходящем свете. Зернистая структура не допускается. Наличие пузырьков воздуха не является браковочным признаком.

3.3. Испытание на коррозию проводят на пластинках из меди марок М0к, или М1к, или М0б, или М1 по ГОСТ 859.

Цвета побежалости и слабое красновато-коричневое окрашивание пластинок при испытании смазки Литол-24РК не являются браковочными признаками.

3.4. При определении содержания воды берут навеску смазки 25 г.

3.5. При определении содержания механических примесей для разложения смазки берут 20-25 г смазки, взвешенной с погрешностью не более 0,1 г, и помещают ее в коническую колбу по ГОСТ 25336 вместимостью 250-500 см. Затем добавляют в колбу 50 см 10%-ного раствора соляной кислоты по ГОСТ 3118, 50 см бензина или петролейного эфира, 50 см толуола по ГОСТ 5789 или ГОСТ 14710 и 30 см этилового ректификованного технического спирта высшего сорта по ГОСТ 18300. Колбу с содержимым нагревают с обратным холодильником на водяной бане до полного растворения смазки.

Далее определение проводят по ГОСТ 6479.

3.6. Изменение объема резины после старения в смазке определяют по ГОСТ 9.030, метод А.

Изменение твердости резины после старения в смазке определяют по ГОСТ 9.030, метод В. Измерения твердости резины по Шору проводят в соответствии с ГОСТ 263.

Испытуемые образцы резины выдерживают в смазке при 125 °С в течение 70 ч. После термостатирования образцы резины вынимают из смазки и удаляют смазку с их поверхности фильтровальной бумагой или тканью. Очищенные образцы резины промывают погружением не более чем на 30 с в бензин или спирт и промокают фильтровальной бумагой. После этого проводят необходимые измерения.

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. Транспортирование и хранение — по ГОСТ 1510.

4.2. Смазка должна храниться в таре изготовителя.

5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

5.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества смазки требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования, хранения.

5.2. Гарантийный срок хранения смазки — 5 лет со дня изготовления.


Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
Смазочные материалы, индустриальные
масла и родственные продукты.
Технические условия: Сб. ГОСТов. —
М.: Стандартинформ, 2006

характеристики и применение на автомобиле

Разнообразие смазочных составов в автомобильных магазинах может напугать неопытного водителя. На витринах специализированных магазинов можно увидеть сотни различных смазок, каждая из которых имеет свои преимущества. Существуют как специализированные смазки, которые создатели рекомендуют использовать на одном конкретном узле, так и универсальные варианты. У них разные составы, производители, упаковки, консистенции и многие другие параметры. В рамках данной статьи рассмотрим одну из популярных универсальных смазок – Литол 24, ее сферу применения в автомобилях, а также основные характеристики.


Оглавление: 
1. Литол 24: состав
2. Литол 24: характеристики
3. Где используется Литол 24 в автомобиле

Литол 24: состав

Автомобильная смазка Литол 24 присутствует в свободной продаже уже десятки лет, начиная с 70-х годов 20 века. Она активно используется не только автомобилистами, но и электротехниками, а также специалистами по ремонту железнодорожных составов, различных производственных установок, кораблей и прочего.

Литол 24 с точки зрения состава – это очень простая (во многом, из-за этого и недорогая) смазка, которая состоит из пары компонентов. Основа состава – это машинное масло, в которое добавляется литиевое мыло в качестве загустителя. Могут использоваться в смазке Литол 24 всевозможные присадки и красители, в зависимости от производителя, который выпускает продукт. Загуститель позволяет добавиться необходимой вязкости вещества, чтобы им было удобно пользоваться, и оно в процессе эксплуатации не «сползало» с деталей.

Литол 24: характеристики

Главное преимущество смазки Литол 24 перед конкурентами – это повышенная механическая стабильность. За счет этого состав можно применять, в том числе, в механизмах, где присутствует серьезная нагрузка.

Рабочая температура смазки Литол 24 находится в промежутке от минус 40 градусов по Цельсию до плюс 120 градусов. За счет этого ее можно использовать, например, в подшипниках, где высокая температура в процессе работы, а также в подвеске автомобиля.

Обратите внимание: Несмотря на предел работы состава от минус 40 градусов по Цельсию, он уже немного теряет свои свойства при температуре в минус 30 градусов. Но, поскольку в процессе работы автомобиля все ключевые детали, которые смазываются данным составом, нагреваются, повышается и температура смазки, вместе с чем возвращаются ее свойства.

Стоит также отметить, что Литол 24 практически невосприимчив к попаданию влаги. В процессе работы состав образует пленку, которая не смывается водой, например, при попадании брызг из лужи.

Еще одно полезное свойство смазки Литол 24 – антикоррозийное. За счет него Литол 24 часто используют при необходимости «законсервировать» деталь на длительное хранение. Ее смазывают составом, что позволяет снизить вероятность возникновения ржавчины.

Важно: На смазке Литол 24, практически любого производителя, можно встретить надпись, что срок хранения состава – 5 лет. Но на практике это не так. Литол 24 может храниться значительно дольше, не имея четкого срока годности по хранению. Если вы используете смазку, которой значительно больше, чем 5 лет, убедитесь, что по консистенции она не изменилась, и после этого ее можно спокойно использовать.

Где используется Литол 24 в автомобиле

Состав Литол 24 широко используется автомобилистами, и это одна из наиболее распространенных «базовых» смазок, которые можно встретить в автосервисах.

Основное место использование состава – подшипники, при этом самые различные. Хорошо проявляется себя Литол 24 внутри опорного подшипника, в том числе может использоваться для главной работы подшипника водяной помпы. Во время сбора (или при устранении неисправности) подшипники набиваются смазкой Литол 24, а после в полость над подшипниками рекомендуется уложить дополнительный слой состава. Это позволит максимизировать срок службы подшипника.

В автомобилях с передним приводом Литол 24 закладывается в пыльники. В заднеприводных автомобилях им зачастую специалисты и производители автомобиля смазывают крестовину кардана. Учитывая высокую стойкость к механическим воздействиям, Литол 24 может долго сохранять свои свойства в подобных элементах подвески.

Применяют Литол 24 при работе с резьбовыми и шарнирными соединениями. Его можно использовать для смазки шаровых соединений рулевого управления, забив состав в пыльники. При использовании смазки на резьбе, себя хорошо проявляют его антикоррозийные свойства. Резьбовые соединения не ржавеют с течение времени, что позволяет в последствие проще их снять.

Загрузка…

характеристики и применение, ГОСТ на смазку

Все современное промышленное, транспортное оборудование и особенно подшипники работают высокими нагрузками. Для поддержания эксплуатационных свойств всех механизмов необходим качественный смазочный материал. Достойно выполняет свою миссию Литол-24. смазка Литол-24

Всем знакомо выражение: «не помажешь, не поедешь». Но применяется оно теперь для характеристики сферы совершенно отдаленной от механики. Хотя в первую очередь эта фраза непосредственно относится к механическим узлам и агрегатам. Ведь без хорошей смазки невозможно представить качественной работы механизмов и узлов, работающих в условиях жесткого трения. И здесь находит применение Литол. Потому что у него есть все необходимые характеристики:

  1. Стойкостью к агрессивным средам. Она выражается коллоидной стабильностью, которая у Литола не превышает 12%. Это означает, что смазка при тяжелых условиях эксплуатации будет сохранять свои потребительские свойства;
  2. Водостойкость. Литол отлично противодействует попаданию воды на ответственные сопряжения даже при высоких температурах. Ведь характеристика температуры каплепадения у Литола не ниже 185 градусов;
  3. Высокий предел прочности при температурах до 20 градусов она достигает 1000 Па, а при повышении до 80 градусов снижается до 200 Па;
  4. Хорошей консистенцией и сопротивлением к испарению. При температуре 120 градусов Литол испаряется за час не более чем на 6%;
  5. Выдерживает высокие нагрузки сваривания, более 1981 Н и критические не менее 617 Н;
  6. Обладает достаточной текучестью при холодной температуре равной -20, этот показатель достигает 6500 П. При высоких температурах, достигающих 80 градусов текучесть материала снижается до 80 П.

 

Перечисленные характеристики позволяют использовать Литол там, где дорогостоящие смазочные материалы от Esso или British Petrolium не оказывают нужного эффекта.

Широкая область применения

Литол-24 применяется везде. Трудно даже придумать области применения, где он и его особенности, свойства не нужны. Весь секрет характеристики пластичной смазки заключается в правильно подобранных пропорциях минерального масла, загущенного литиевым маслом и комплекта специальных присадок. Поэтому в использование Литол применяется в качестве смазочного материала для широкого спектра оборудования и устройств:

  • В промышленности для станков, прокатных станов;
  • Для смазки агрегатов и узлов различных механизмов, оборудования, применяемого на транспорте и в других ответственных сферах жизнедеятельности человека.

Но особенно большое распространение Литол получил в качестве смазки для подшипников качения, скольжения.

 

Незаменимая смазка для автотранспорта

Благодаря идеальному соотношению эксплуатационных свойств, характеристик и цены Литол стал незаменимым спутником советского, а теперь и российского автопрома. Более надежного и дешевого смазочного материала для подшипников качения, и скольжения в целом мире не найти.

тюбик Литола-24

Государственные стандарты на Литол-24 были приняты еще в далеком 1987 году и с тех пор они мало в чем поменялись. Потому что этот смазочный материал доказал на деле, что лучше его ни что не справится с нагрузками в подшипниках. Поэтому практически во все ступичные, опорные подшипники автомобиля Литол-24 идет в качестве набивки. Затем для увеличения эффекта рекомендуется полученные детали тщательно промазать этой же смазкой. Не обходится без Литола отечественное автомобилестроение при смазке карданных крестовин, шаровые опоры и другие резьбовые соединения рулевого управления и ходовой. В этих узлах Литол-24 выполняет не только эффект смазки, но и антикоррозионное действие. Иными словами, характеристики и лидирующие позиции данного смазочного материала в российском автопроме, неоспоримы. Но стоит помнить, что в ШРУСах применяется смазка на молибденовой основе, а не литиевой. Большинство автолюбителей солидарны с отечественными инженерами-конструкторами и используют Литол и его особенности не только при ремонте транспортных средств, но и в бытовых нуждах. Ведь в составе этой смазки отсутствуют аллергенные вещества.

как выглядит Литол

Также подкупает и срок годности смазочного материала, который производителем ограничен 5 годами. На самом деле при правильном хранении эта смазка не имеет ограничений по применению. Поэтому Литол-24 РК идеально подходит в качестве консерванта металлических конструкций, изделий. Единственное, что нужно помнить при работе с Литол это то, что он является производным нефти, а соответственно нужно учитывать все последствия от контакта с бензольными кольцами.

 

В преимуществах находятся недостатки

Благодаря своей консистенции Литол может работать при низких и высоких температурах. Вот отсюда и вытекают его основные недостатки – это низкие трибологические характеристики. В частности, особое внимание вызывают такие характеристики:

  • Низкий показатель индекса задира, равный 28 кгс. Тогда как у трансмиссионного масла марки ТМ5-18 он составляет 58 кгс;
  • Невысокий показатель нагрузки при сваривании, более 1410 Н. А у ТМ5-18 эта цифра составляет не менее 3687Н.

Поэтому универсальность пластичной смазки ограничивается применением на закрытых поверхностях с повышенным трением. Где используются конструкционные, подшипниковые стали или другие металлы не склонные к задирам или деформациям под действием высоких температур. Характеристики Литол-24 идеально подходят при использовании внутри ответственных механизмов с учетом основного преимущества этой смазки перед конкурентами – соотношения цены к качеству.

Сравнение не в пользу конкурентов

На протяжении более 30 лет Литол-24 применяется в автомобилестроении и никакие другие смазки не способны пошатнуть его лидирующие позиции на рынке смазочных материалов. Все дело в цене. Дело в том, что аналоги, схожие по характеристикам, импортного производства:

  • Alvania, Retinax от Shell;
  • Продукция Castrol;
  • Mobilux, Mobilgrease от Mobil;
  • Смазки Agip.

И многих других именитых европейских и американских брендов значительно превосходят отечественный продукт по стоимости.

Банка Литол 24

Эксплуатация агрегатов, оборудования, механизмов и потребительские свойства отличаются не значительно или в конечном итоге разницы нет вообще. Поэтому главное правило при подборе смазочных материалов заключается в том, чтобы характеристики смазки подходили под материал трущихся поверхностей и рабочую среду.

ГОСТ 21150-87 Смазка ЛИТОЛ-24. Технические условия

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дата введения 01.01.89

Настоящий стандарт распространяется на антифрикционные многоцелевые водостойкие смазки Литол-24 и Литол-24РК, предназначенные для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения, работающих при температурах от минус 40 °С до плюс 120 °С (кратковременно до 130 °С). Смазка Литол-24РК предназначена также для их консервации.

Смазки изготовляются загущением смеси минеральных масел литиевыми мылами технической 12-оксистеариновой кислоты с добавлением присадок.

Обозначение смазок по ГОСТ 23258:

Литол-24-МЛи 4/12-3 и Литол-24РК-МЛи 4/13-3.

1.1. Смазка должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта из сырья и по технологии, применявшихся при изготовлении образцов смазки, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке.

1.2. Характеристики

1.2.1. По физико-химическим показателям смазка должна соответствовать требованиям и нормам, приведенным в таблице.

Наименование показателя

Значение

Метод испытания

Литол-24

ОКП 02 5441 0202

Литол-24РК

ОКП 02 5441 0203

1. Внешний вид

Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета

Однородная мазь от светло- до темно-коричневого цвета

По п. 3.2

2. Температура каплепадения, °С, не ниже

185

180

По Г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *