Машина апс – Классификация пожарных автомобилей. Основные, специальные и вспомогательные автомобили

Специальные пожарные автомобили — wiki-fire.org

Специальные пожарные автомобили (СПА): Пожарные автомобили, предназначенные для выполнения специальных работ при пожаре.[1].

Специальные пожарные автомобили применяются для выполнения специальных работ на пожаре: подъема на высоту, разборки конструкций, освещения места пожара и др.

Специальные пожарные автомобили предназначены, главным образом, для спасания людей на пожарах. Так как гибель людей на них (до 75 %) обусловлена действием опасных факторов пожара и до 40 % по этой же причине травмируются, то первую группу этих машин составляют пожарные автомобили газодымозащитной службы (ГДЗС) и автомобили дымоудаления (АД).

Вторую группу составляют автомобили предназначенные для выполнения работ на высотах. Это пожарные автолестницы(АЛ) и пожарные автоподъемники(АКП).

Третья группа машин охватывает аварийно-спасательные автомобили (АСА), которые обеспечивают вскрытие конструкций, спасание людей в завалах, при обрушении конструкций и т.д. Они же обеспечивают доступ к очагам горения.

В четвертую группу входят автомобили связи и освещения (АСО), штабные автомобили. Они применяются для обеспечения управления действиями по тушению пожаров, освещения мест пожара в ночное время.

Основные тактико-технические требования к этим автомобилям сводятся к следующему:

  • их оперативная подвижность должна быть не ниже, чем у основных пожарных автомобилей;
  • укомплектованность техническими средствами должна быть достаточной для выполнения работ по функциональному назначению;
  • технические возможности оборудования должны обеспечивать выполнение работ в максимально короткое время[3].

В качестве главных параметров, характеристик пожарных автомобилей, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Типажи специальных пожарных автомобилей

К специальным пожарным автомобилям согласно ГОСТ Р 53247—2009 «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения» относятся:
  • Пожарные автолестницы (АЛ): Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной меха¬низированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен
    [1]
    .
  • Пожарные коленчатые автоподъемники (АПК, АКП): Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен[1].
  • Пожарные телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ): Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций
    [1]
    .
  • Пожарные автолестницы с цистерной (АЛЦ): Пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен
    [1]
    .
  • Пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ): Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций[1].
  • Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА): Пожарный автомобиль, обору-дованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах
    [1]
    .
  • Пожарные водозащитные автомобили (АВЗ): Пожарный автомобиль, оборудованный по¬жарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара[1].
  • Пожарные автомобили связи и освещения (АСО): Пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места рабо¬ты пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи
    [1]
    .
  • Пожарные автомобили газодымозащитной службы (АГ): Пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования[1].
  • Пожарные автомобили дымоудаления (АД): Пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и пред-назначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени
    [1]
    .
  • Пожарные рукавные автомобили (АР): Пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов[1].
  • Пожарные штабные автомобиль (АШ): Пожарный автомобиль, оборудованный электро-генератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы
    [1]
    .
  • Пожарные автолаборатории (АЛП): Пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров[1].
  • Пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи (АПРСС): Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и пред-назначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ[1].
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ)
    : Пожарный автомобиль, оборудован¬ный техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных) работ[1].

Пожарно-спасательный автомобиль

Главная → Энциклопедия → П

Обучение по программам ПТМ дистанционно

Пожарно-спасательный автомобильпожарная автоцистерна, оборудованная расширенным комплектом пожарно-технического вооружения

для проведения АСР. Пожарно-спасательный автомобиль (АПС) предназначен для тушения пожаров и проведения АСР в жилых и административных зданиях, на объектах промышленности и транспорте. Данный класс пожарных автомобилей появился в 2003 в связи с расширением функций пожарных подразделений МЧС России для проведения АСР и обладает функциональными возможностями пожарной автоцистерны (АЦ) и пожарного аварийно-спасательного автомобиля (АСА). Пожарно-спасательные автомобили имеют меньший запас ОТБ по сравнению с их запасом на автоцистерны, изготовленных на шасси той же грузоподъёмности, но более широкий комплект оборудования, в частности, генератор, осветительную мачту, механизированный инструмент с электро- и гидроприводом и др. В ближайшие годы предусмотрено создание многофункциональных пожарно-спасательных автомобилей с функциями тушения пожаров и проведения АСР В 2003 АО «Ремонтно-механический завод» изготовил первый АПС-2,0-4012 на шасси Урал-42206 (4х4) вместимостью цистерны 2 м 3 , с комбинированным насосом НЦПК 40/100-4/400 и одной рукавной катушкой со стволом высокого давления с расходом 2 л/с. В 2005 ОАО «КамАЗинструментспецмаш» изготовил на полноприводном шасси КамАЗ-43118 АПС-2,5-40/4 с вместимостью цистерны 2,5 м 3 , комбинированным насосом и двумя рукавными катушками со стволом высокого давления с общим расходом 4 л/с. Оба эти АПС имели комплект аварийно-спасательного оборудования и пожарно-техн. вооруж. расширенной номенклатуры. Лит.: Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.; Концепция совершенствования пожарных автомобилей и их технической эксплуатации в системе государственной противопожарной службы МЧС России, приказ МЧС России от 31.12.2002 г. No 624; Нормы табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавляваемых с 2006 г.

А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я |

Российские пожарные машины — повод для гордости – Варламов.ру – ЖЖ

-=Реклама. Пост оплачен=-

Пребываю в смешанных чувствах. С одной стороны, испытываю гордость за страну, потому что у нас могут собирать качественные современные пожарные машины. С другой стороны – обидно, что производство вынуждено в одиночку справляться с проблемами целой отрасли без особой поддержки со стороны государства. Сейчас расскажу!

Недавно познакомился с компанией «Спецтехника пожаротушения», они пригласили на своё производство и рассказали, как устроены современные пожарные машины. Компания была образована в 2008 году совместно с австрийским концерном «Розенбауэр», который вот уже 150 лет является мировым лидером в пожарной отрасли. Создавалась компания в рамках программы МЧС по переоснащению устаревшего пожарного парка современными отечественными машинами.

Работа по импортозамещению тут началась задолго до того, как это стало мэйнстримом. Начав со сборки машинокомплектов, за 8 лет компания вырастила собственный пул российских поставщиков, превратившись в полноценную серийную сборочную линию от раскроя листа до эксклюзивного шасси. Сейчас от «Розенбауэра» остались три компонента: насос, лафетный ствол (электронная водяная «пушка» на крыше кабины, которая подает струю воды или пены) и необходимое к нему электронное обеспечение. В принципе, его можно написать и в России, так же как и собирать свои насосы. Но для выхода на требуемый уровень качества нужны объёмы, к которым, к сожалению, пока не готовы сами заказчики. Несмотря на существенную нехватку современной техники в пожарных парках, планы закупок и бюджеты не пересматриваются. Год от года сокращение госзаказа вынуждает предприятие работать в половину от своих мощностей (а это всего до 300 машин в год!).

Технологии и материалы, которые применяются на заводе, во многом уникальны для России. Например, для сборки кузова не используют сварку. Все детали просто склеивают. Надстройка (пожарная «коробка» в которой размещены водобак, насос, оборудование и т.д.) сделана на бескаркасной основе из алюминия. За счет этого она получается легкой, устойчивой к коррозии и нашему климату, а значит не потечет, не сгниет и не лопнет, в отличие от своих стальных аналогов. Легкость конструкции дает возможность добавить к оснащению больше оборудования, не нарушая стандарты веса.

В общем, давайте посмотрим производство.

Современный пожарный автомобиль начинается с алюминиевого листа. На производстве их с ювелирной точностью раскраивают лазерным резом (для сравнения – обычно стальной лист режут простой болгаркой).

Затем деталь шлифуют и сгибают.

Гибка – тоже особенность производства. Чем больше согнуто, тем меньше сварных швов, которые мало того, что выглядят не эстетично, так еще и рискуют лопнуть или прогнить в процессе эксплуатации автомобиля.

Это пульт управления гибочным станком.

Из этих трехметровых алюминиевых ламелей собираются шторные двери отсеков. Они сделаны из уникального, прочного и легкого профиля, закупаемого у российского поставщика в больших объемах. Двери имеют двойной надежный замок и собираются полностью на заводе, от раскроя и распиловки до оформления в аккуратные рулоны и установки автоматической подсветки.

Так выглядит насос пожарной машины с электронным управлением (оно продублировано в кабине водителя). Все остальные насосы в России – с механическим управлением.

Процесс установки насоса. Наряду с парнями на предприятии работают девушки!

Сверху насос закрывают защитным кожухом. На всех других отечественных машинах насосы и коммуникации ничем не защищены. Это связано с особенностью их работы: рядом всегда должен находиться человек, и при длительной работе насоса он доливает в него масло, смотрит за температурой и давлением. Обогрев предусмотрен за счет выхлопных газов автомобиля. Это в 2000-х годах! У «Спецтехники пожаротушения» все по-другому: насосный отсек закрыт, утеплен, температура ниже +5 не опускается и поддерживается от двигателя (даже когда отсек открыт настежь).

Внутри стенок надстройки, по бокам, днищу и крыше уложены пластиковые сэндвич-панели, похожие на медовые соты. Они придают конструкции жесткость и дополнительное утепление. C панелями «Спецтехнике…» пришлось повозиться: раньше их использовали только в авиа- и космической отрасли, и потребовалось изрядное количество усилий, чтобы убедить поставщиков в целесообразности применения сендвичей внутри пожарной машины. Панели раскраивают и устанавливают тут же, в цеху. К слову, другие производители не озабочены утеплением надстроек. В лучшем случае, на внутренней части стенки приклеивают обычный хрупкий пенопласт.

Ещё одна фирменная фишка «Спецтехники пожаротушения» — литые водо- и пенобаки из полипропилена. Это легкий и прочный материал, не подверженный воздействию агрессивной среды. В России баки до сих пор варятся из нержавейки, у самых продвинутых производителей они из клееного полиэтилена. Неудивительно, что на пожар приезжает машина, из которой течет вода. Сталь быстро ржавеет, пенообразователь разъедает ее изнутри (помним про сварные швы?). А полипропилен будет служить 25 лет без потери качества. Вы знаете, что по ГОСТу бак пожарной машины должен быть пригоден для перевозки питьевой воды? Полипропилен с этим требованием легко справляется.

Так проводятся испытания бака и тестирование всех систем пожарной машины. Обычно машину просто везут на реку и прогоняют воду по системе. Такое испытание «на коленке». На этом стенде, единственном в России, компьютер диагностирует состояние всех систем и прочность водобака (диагностика гидростатическим давлением). Хитрые австрийцы в начале работы заявили о норме лафетной линии (давлении внутри бака) в 12 рабочих или 15 проверочных атмосфер. По нашим нормам рабочее давление тоже 12 Атм… но выдержанное проверочное – 25 Атм! Русские производители выдержали даже свыше 25, чем немало удивили хваленых западных технологов.

Днище надстройки в прямом смысле приклеивается к раме шасси. Конечно, на критических точках предусмотрены и болтовые крепления.

Кабина боевого расчета. У сидений есть крепления для дыхательных аппаратов разного типа. Пожарные едут на вызов сразу в них и не теряют времени на их одевание на месте. Благодаря этому баллоны не мешаются под ногами. Под сиденьями можно оставить личные вещи.

Перед тем как установить на шасси пожарную надстройку, нужно подготовить раму.

Параллельно дорабатывается надстройка: устанавливаются двери, сиденья боевого расчета, лафетный ствол.

Это уже готовые надстройки. На крыше появилась светодиодная оптика, проложена электрика, смонтированы специализированные установки (это, по желанию заказчика, может быть установка для резки металла гидроабразивом или система тушения высотных зданий). На следующем этапе их будут ставить на шасси.

Рабочие монтируют внутренние покрытия и крепежи для пожаро-технического вооружения (сокращенно ПТВ). Крепежи, полки, системы хранения «Спецтехники пожаротушения» позволяют комплектовать машину большим количеством оборудования, чем положено по ГОСТу.

Вот, кстати, часть «начинки» одной машины.

Электронный пульт управления насосом

Управление продублировано в кабине.

Еще одна фирменная особенность: дверь, которая открывается сразу со ступенькой. Вспомните, как непросто забраться в грузовик. А в полной боевой экипировке с двумя кислородными баллонами на спине? По этой ступеньке пожарный может выйти быстро и просто в полный рост.

Смотрите, как красиво.

В год на заводе производится 120-150 машин при мощности 300 единиц. Можно и больше, но пока что предприятие ориентируется на спрос.

Так что же меня расстроило? Под предлогом «кризиса» на лучшей технике начинают экономить. Но одно дело, когда в целях экономии чиновник заказывает себе «Мерседес» с тканевым салоном вместо кожаного, но совсем другое — когда предприятие просят отказаться от современных технологий и вернуться к технике уровня 70-х годов. А ведь из опыта сервисного сопровождения «Спецтехника пожаротушения» вывела неутешительную статистику: обслуживание дешевых и устаревших машин за 7 лет по ГОСТу обходится дороже, чем эксплуатация современной техники, которую выпускает компания. За 20 лет эта разница увеличивается вдвое!

Надо понимать, что хорошая пожарная машина стоит дорого. Но в отличие от другой техники, на кону стоят жизни людей. Машина — это высококлассный, технологичный инструмент для оказания помощи. Чем он качественнее и удобнее, тем проще и быстрее пожарный сможет выполнять свою работу. На пожаре или при аварии от самых незначительных мелочей могут зависеть жизни людей. Поэтому все фирменные фишки, что я показывал выше, это не технологии ради тюнинга, это реальные инструменты помощи и безопасности. Пара примеров:

— рукавная катушка 60 метров с электронной намоткой и стволом высокого давления («Спецтехника пожаротушения» удлинила ее до 80 метров). Это значит, что машина может находиться на 20 метров дальше от полыхающего объекта (или если неправильно припаркованные легковушки мешают подъехать). Тушение ведется мелко-мелко распыленной водой (водяной пылью) или пеной. При пожаре в доме это значит, что пламя возможно погасить точечно и аккуратно, не заливая квартиры снизу.
— лафетный ствол под управлением водителя в кабине способен подавать струю воды до 70 метров. В это время экипаж в полном составе занят тушением.
— удобный доступ ко всем инструментам экономит драгоценные секунды. Крепления не заедают, не лопаются и не смерзаются. Пожарный спокойно берет инструменты, не снимая защитных перчаток. Кстати, инструментов и оборудования «Спецтехни

Пожарные автомобили — wiki-fire.org

2020/01/19 16:59Obsidian обновил страницу Коэффициент сжимаемости воздуха.
2019/08/17 15:24Obsidian обновил страницу Ствол А.
2019/08/17 15:24Obsidian обновил страницу Ствол Б.
2019/07/18 10:44Aleksey обновил страницу Линейная скорость распространения горения.
2019/04/10 14:10Obsidian обновил страницу Сибирская Пожарно-спасательная академия.
2019/01/23 15:56Obsidian обновил страницу Онлайн калькулятор ГДЗС.
2019/01/23 09:32Obsidian обновил страницу АИГС ГраФиС.
2018/12/04 11:01Obsidian обновил страницу Приборы подачи огнетушащих веществ.
2018/11/11 16:12Obsidian обновил страницу Путь пройденный огнем.
2018/11/11 16:08Obsidian обновил страницу Онлайн калькулятор ГДЗС.
2018/11/04 20:15Obsidian обновил страницу Онлайн калькулятор ГДЗС.
2018/09/03 11:21Obsidian обновил страницу Насосно-рукавные системы.
2018/08/27 09:34Obsidian обновил страницу Тушение пожаров в зданиях с навесными вентилируемыми фасадами.
2018/07/31 16:54Obsidian обновил страницу Расчеты параметров работы в СИЗОД.
2018/07/31 15:00Obsidian обновил страницу Расчеты параметров работы в СИЗОД.
2018/07/24 09:26Obsidian обновил страницу Расчеты параметров работы в СИЗОД.
2018/07/17 14:46Obsidian обновил страницу Расчеты параметров работы в СИЗОД.
2018/06/19 20:56Tor обновил страницу Совмещенный график тушения пожара изменения площади пожара, требуемого и фактического расхода огнетушащих веществ во времени.
2018/05/18 16:40Obsidian обновил страницу Оперативный штаб пожаротушения.
2018/04/20 11:00Obsidian обновил страницу Ведомственные награды МЧС России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *