Храповая обгонная муфта
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака. Храповая обгонная муфта содержит концентрично расположенные полумуфту с храповыми зубьями и полумуфту с размещенными в гнездах стопорными элементами, снабженными прижимами. Новым является то, что прижимы выполнены в виде единого упругого кольца, расположенного в общем канале, образованном пазами, выполненными в полумуфте со стопорными элементами и в самих стопорных элементах. Упругое кольцо может быть выполнено разрезным из жесткого материала сплошного поперечного сечения или в виде цилиндрической витой пружины. Техническим результатом является упрощение конструкции и повышение ее надежности. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака.
Известны храповые обгонные муфты, содержащие наружную обойму с внутренними скошенными зубьями и фланцем, к которому крепятся детали, насаженные на внутреннюю обойму, снабженную тремя пазами, в которых расположены три кулачка (сухарика), отжимаемые к периферии муфты тремя шариками с пружинами. Шесть щек (с двух боков к каждому сухарику) удерживают кулачки от выпадания [1]. Недостатком данной конструкции является большое количество деталей (кулачки, шарики с пружинами, щеки), что обусловливает низкую надежность и высокую стоимость муфты. Наиболее близкой к заявляемому изобретению является конструкция храповой обгонной муфты [2], содержащей концентрично расположенные полумуфту с храповыми зубьями и полумуфту с гнездами, в которых размещены стопорные элементы с прижимными вкладышами из магнитной резины с магнитными частицами, ориентированными в пространстве одноименными полюсами в одну сторону, поперек стопорных элементов. Недостатком данной конструкции также является избыточное количество деталей, т.к. каждый стопорный элемент (собачка) снабжен отдельным прижимным элементом, выполненным в виде вкладыша. Кроме того, материал вкладышей — магнитная резина подвержена старению, остаточным деформациям, потере упругих свойств из-за работы в маслах и других физико-химических агрессивных средах. Задачей изобретения является упрощение конструкции и повышение ее надежности. Поставленная задача решена за счет того, что в храповой обгонной муфте, содержащей концентрично расположенные полумуфту с храповыми зубьями и полумуфту с гнездами, в которых размещены стопорные элементы с прижимами, согласно изобретению прижимы выполнены в виде упругого кольца, расположенного в общем канале, образованном пазами, выполненными в полумуфте со стопорными элементами и в самих стопорных элементах. Упругое кольцо может быть выполнено разрезным из жесткого материала сплошного поперечного сечения. Упругое кольцо может быть также выполнено в виде цилиндрической витой пружины. Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображена храповая обгонная муфта с наружным зацеплением ведущей полумуфты, а на фиг.2 — с внутренним зацеплением ведущей полумуфты. Муфта содержит концентрично расположенные полумуфты 1 и 2. Полумуфта 1 выполнена с храповыми зубьями 3 на внутренней поверхности. Полумуфта 2 имеет гнезда, в шарнирных отверстиях 4 которых расположены стопорные элементы (собачки) 5. Стопорные элементы 5 прижаты к полумуфте 1 сплошным или разрезным кольцом 6, расположенным в общем канале 7, проходящем в полумуфте 2 и в стопорных элементах 5. Муфта работает следующим образом. При вращении ведущего вала полумуфты 1 против часовой стрелки (Храповая муфта двойного действия
Изобретение относится к мапшностроению и может быть использовано в транслортных машинах. Цель — повьшение надежности и расширение функциональных возможностей при использовании муфты в соединении ведущего моста с валом отбора мощности. Ведущая шестерня 1, связанная с ва- . лом отбора мощности, соединяется с ведомой обоймой 3 посредством собачки 5, смонтированной на оси 7. При буксовании ведущих мостов менее 4% обойма 3 обгоняет щестерню 1. Собачка 5 не может войти в зацепление с зубьями 19. При буксовании ведущих мостов более 4% угловые скорости обоймы 3 и шестерни 1 выравниваются. Собачка 5 входит в зацепление с зубьями 19. При заторможенной шестерне 1 кольцо 9 поворачивает собачку 5 в сторону вращения обоймы 3 и вводит ее в зацепление с зубьями 19. 5 ило (О С/)
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (ski 4 Е 16 Р 41/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTGPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
В le
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 41 >5890/31-27 (22) 09.06.86 (46) 23.05.88. Бюп. 11 19 (71) Белорусский политехнический институт (72) И.В.Дербенев, Н.В.Богдан, Л.М.Лукерчик и Е.А.Романчик (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
 1054119, кл. В 60 К 17/34, 1982.
Деминцев С.И. Тракторы Т-40М и
Т-40АИ. — И. Высшая школа, 1976, с. 159, рис. 81. (54) ХРАПОВАЯ МУФТА ДВОЙНОГО ДЕЙСТВИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано
B транслортных машинах. Цель — повышение надежности и расширение
„„SU 1397632 А 1 функциональных возможностей при использовании муфты в соединении ведущего моста с валом отбора мощности.
Ведущая шестерня 1, связанная с валом отбора мощности, соединяется с ведомой обоймой 3 посредством собачки 5, смонтированной на оси 7.
Прн буксовании ведущих мостов менее
4Х обойма 3 обгоняет шестерню 1.
Собачка 5 не может войти в зацепление с зубьями 19. При буксовании ведущих мостов более 4Ж угловые скорости обоймы 3 и шестерни 1 выравниваются.
Собачка 5 входит в зацепление с зубьями 19. При заторможенной шестерне 1 кольцо 9 поворачивает собачку а
Ю
5 в сторону вращения обойм 3 и вводит ее в зацепление с зубьями 19.
5 HJIo
С:
1397632
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных машинах, Целью изобретения является повы5 шение надежности при использовании муфты в соединении ведущих мостов с валом отбора мощности.
На фиг. 1 показана муфта, продольный разрез; на фиг.2 — поперечный разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — положение собачки, когда угловая скорость шестерни меньше скорости обоймы; на фиг.4 — то же, когда угловая скорость шестерни равна скорости 15 обоймы; на фиг.5 — то же когда угловая скорость шестерни равна нулю, а скорость обоймы не равна нулю.
Обгонная муфта двойного действия храпового типа состоит из ведущей 20 шестерни 1 (фиг. 1), соединенной болтами с крышкой ?, ведомой обоймы 3, установленной на валу 4, собачки 5, закрепленной шпонкой 6 на оси 7, снабженной упором 8, контактирующим с неподвижным тормозным кольцом 9, На другом конце оси 7 установлены дополнительный подвижный упор 10 со штифтом 11, позволяющим перемещаться упору 10 в осевом направлении в 30 пазу оси 7. В оси 7 установлена пружина 12, прижимающая ось 7 с упором
8 к тормозному кольцу 9 и подвижный упор 10 к диску 13, установленному на ведомой обойме 3. На крышке 2 з акреплен центробежный груз 14, под-1 пружиненный пружинами 15 и контактирующий своим рычажком 16 с подвижным упором 8. Собачка 5 имеет два выступа 17 и 40
18 (фиг.2), ведомая обойма 3 — зубцы
19 для взаимодействия с выступами 17 и 18 собачки.
При установке обгонной муфты в привод дополнительного ведущего моста ведущая шестерня 1 связана с шестерней 20, передающей крутящий момент от вала отбора мощности. Вал 4 связан с колесами дополнительного ведущего моста, Причем передаточные числа подобраны таким образом, что при цвижежти ведущих мостов без буксоваНН
Если ведущие колеса основного транспортного средства вращаются с буксованием менее 47., ведомая обойма 3 обгоняет ведущую шестерню 1 и собачка 5 не может войти в зацепление и вынуждена прощелкивать по зубцам ведомой обоймы 3 (фиг,3).
Дополнительный ведущий мост в этом случае выключен. Это оказывается возможным, потому что собачка 5 наклонена в сторону вращения. При этом под действием центробежной силы груз 14, преодолевая усилие пружины 15, перестает дополнительно прижимать подвижный упор 10 к диску 13.
Моменты сил трения упора 8 оси 7 о тормозное кольцо 9 и подвижного упора 10 о диск 13 поворачивают собачку в сторону вращения шестерни 1 и обоймы 3. Момент подвижного упора 10 дополнительно поворачивает собачку,.потому что скорость вращения ведомой обоймы 3 и диска 13 больше скорости вращения ведущей шестерни
1 и соответственно собачки 5 с подвижным упором 10.
Как только буксование ведущих колес основного транспортного средства достигает 47., движение агрегата замедляется настолько, что угловые ско» рости ведомой обоймы 3 и ведущей шестерни 1 выравниваются (фиг,4).
Собачка 5 упирается своим выступом в зубец 19 ведомой обоймы 3 и начинает передавать крутящий момент от ведущей шестерни 1 через собачку 5 на ведомую обойму 3 и вап 4, связанный с колесами дополнительного ведущего моста. Собачка 5 в этом случае наклоняется в сторону вращения под действием момента силы трения упора
8 оси 7 о тормозное кольцо 9, так как этот момент больше момента от силы трения подвижного упора 10 о диск 13 потому что плечо (площадь поверхности трения)упора 8 оси 7 больше плеча площади поверхности трения подвижного упора 10, который в данный момент разгружен центробежной силой от действия пружин 15 груза 14.
При з аторможенной ведущей шестерне 1 вращается только ведомая обойма
3 (фиг.5). Расположенный на шлицах ведомой обоймы 3 диск 13 моментом силы трения, возникающей между ним и подвижным упором 10, преодолевая момент трения упора 8 оси 7 о тормозXpïïîâàÿ муфта двойного действия, содержяшая ведущую полумуфту с уста.7 новленной в ней осью, упор, смонтиро— ванный ня одном конце оси и контактирующий с тормозным элементом, ведомую полумуфту с храповыми зубьями на ня1п ружной поверхности и смонтированную няоси собачку, о тли ч ающая с я тем, что, с целью повышения надежности при использовании муфты в приводе ведущего моста от валя отбо15 ра мощности, она снабжена закрепленным ня ведомой полумуфте диском, дополнительным упором, установленным: на свободном конце оси и подпружиненным к диску, и центробежным грузом, 2р шарнирно связанным с ведущей полумуфтой, подпружиненным в радиапьном напрянлении и контактирующим с дополнительным упором.
:3
13 ное колесо 9 поворачивает собачку 5 в сторону вр ящения обоймы 3. Это оказывается возможным благодаря тому, что сила прижатия подвижного упора
10 к диску 13 больше силы прижатия упора 8 оси 7 к тормозному кольцу
9, так как подвижный упор 10 дополнител ьно прижимает ся пружинами 15 через рычажок 13 центробежного груза ч, который не вращается, а следовательно центробежная сила не отжимает пружины 15.
При реверсивном движении работа обгонной муфты аналогична.
Устройство позволяет использовать обгонную муфту храпового типа в приводах дополнительных ведущих мостов от вала отбора мощности, что расширяет ее функциональные воэможности и повышает надежность вследствие исключения поломки собачки или зубьев храпового колеса.,4- А
632 о р м у л я и з о б р е т е н и я
13976 3? иг.Ф
1397632
Составитель И.Яцунов
Техред М.Дндык
Корректор С.Черни
Редактор Г.Гербер
Заказ 2578/33 Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Предохранительная муфта — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Предохранительная муфтаПредохранительная муфта — это муфта, которая кроме соединения валов при необходимости ограничивает передаваемый крутящий момент и защищает детали машин от поломок при перегрузках. Предохранительные муфты располагают как можно ближе к месту возможного возникновения перегрузки. Муфты работают при строгой соосности валов.
Классификация предохранительных муфт[править | править код]
- пружинно-кулачковые;
- фрикционные;
- с разрушающимся элементом;
- со срезным штифтом.
Пружинно-кулачковая предохранительная муфта[править | править код]
Пружинно-кулачковая предохранительная муфтаВ пружинно-кулачковой предохранительной муфте подвижную в осевом направлении полумуфту прижимают к неподвижной постоянно действующей пружиной с регулируемой силой прижатия. При перегрузке сумма осевых составляющих сил на гранях кулачков превышает прижимную силу пружины, и муфта срабатывает — отключает ведомый вал, многократно прощелкивает кулачками, подавая звуковой сигнал о перегрузке. Срабатывание муфты сопровождают значительные ударные нагрузки, поэтому эти муфты применяют для передачи небольших вращающих моментов при малых частотах вращения и малых маховых соединяемых массах.
Фрикционная предохранительная муфта[править | править код]
Предохранительная фрикционная муфтаФрикционные предохранительные муфты автоматически восстанавливают работоспособность машины после прекращения действия перегрузки, однако точность их невысока вследствие непостоянства коэффициента трения на рабочих поверхностях дисков. Их применяют при частых кратковременных перегрузках и значительных частотах вращения. Силу нажатия создают пружиной, отрегулированной на передачу предельного вращающего момента. При срабатывании муфта поглощает механическую энергию, преобразуя ее в тепловую, передача же вращающего момента не прекращается.
Предохранительная муфта со срезным элементомПредохранительная муфта с разрушающимся элементом[править | править код]
Предохранительные муфты с разрушающимся элементом выполняют со специальным предохранительным элементом в форме штифта или шпонки, работающим на срез. Эти муфты просты по конструкции, имеют малые размеры и высокую несущую способность. Недостатком их является остановка машины для замены разрушившегося элемента после срабатывания муфты. Применяют в приводах, работающих с редкими случайными перегрузками.
- ГОСТ 15622-96: Муфты предохранительные фрикционные. Параметры, конструкция и размеры.
- ГОСТ Р 50371-92: Муфты механические общемашиностроительного применения. Термины и определения.
- ГОСТ 15620-93: Муфты предохранительные кулачковые. Параметры и размеры.
- Под ред. Ряховского О. А. Детали машин. — 4-е издание, переработанное и дополненное. — М.: издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2014. — С. 465. — ISBN 978-5-7038-3939-3.
- Леликов О. П. Основы расчёта и проектирования деталей и узлов машин. — 3-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Машиностроение, 2007. — С. 464. — ISBN 978-5-217-03390-4.
- Под ред. Ряховского О. А., Леликова О. П. Атлас конструкций узлов и деталей машин. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. — С. 398. — ISBN 978-5-7038-3282-0.
храповая велосипедная муфта с амортизацией ударов вращательного момента — патент РФ 2431066
Изобретение относится к обгонным муфтам. Ведомая полумуфта (4) имеет кулачки (8) в форме секторов цилиндра. Кулачки (8) имеют тангенциальные глухие отверстия (10), в которые вставлены цилиндрические пружины (11) сжатия. При этом ведомая полумуфта (4) служит опорой скольжения для держателя (9) собачек (12), который имеет внутренние пазы, соответствующие кулачкам (8). Пружины (11) упираются в толкающую поверхность пазов, обеспечивая зазор между кулачками (8) и толкающей поверхностью пазов. Решение направлено на увеличение надежности за счет уменьшения ударных нагрузок на собачки и храповые зубья, когда велосипедист начинает вращать педали для ускорения. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунки к патенту РФ 2431066
Изобретение относится к общему машиностроению, и в частности к устройствам трансмиссии велосипеда, и предназначено для передачи крутящего момента со звезд (звезды) кассеты на ступицу заднего колеса в одном направлении для обеспечения возможности езды без постоянного кручения педалей.
Известная велосипедная храповая муфта (трещотка) состоит из внешней ведущей полумуфты с шлицевым зацеплением кассеты со звездами и с храповыми зубьями на внутренней поверхности, подпружинных собачек в пазах внутренней ведомой полумуфты, сосной с внешней, и шарикоподшипниковой опоры между полумуфтами для обеспечения свободного вращения при холостом ходе. Ведомая полумуфта имеет внутреннюю шлицевую поверхность для крепления к ступице.
В данной трещотке возникают ударные нагрузки при контакте собачек с зубьями храпового колеса, когда велосипедист начинает вращать педали для ускорения: при смене холостого хода на рабочий, полумуфты поворачиваются относительно друг друга на угол срабатывания, после чего носик собачек ударяется в крутой выступ зуба. При частых сильных ударах поверхность зубцов и собачек изнашивается, в результате чего трещотка выходит из строя. Для продления срока службы в современных трещотках собачки выполнены массивными и широкими, из прочной и износоустойчивой стали. Шаг зубьев сделан небольшим. Однако недостатком такой конструкции является неизбежность ударных воздействий в храповых элементах, которые вызывают к тому же неприятную вибрацию, воздействующую на ноги велосипедиста. Стоит отметить, что проблема ударов в храповой муфте стоит наиболее остро для кроссовых велосипедов, поскольку при эксплуатации на сильнопересеченной местности трещотка воспринимает наиболее значительные моменты вращения (т.к. езда проходит при большом передаточном числе) с частой сменой холостого хода на рабочий.
Из-за наличия угла срабатывания трещотки происходит удар собачек по зубьям, который ослабляют уменьшением угла срабатывания, а также использованием фрикционной связи между полумуфтами. Первый путь не применим для велосипедов, поскольку уменьшение шага между зубьями требует уменьшения габаритов собачек, а значит ослабляет их прочность. Второй путь (RU 2181856) также сложен в приложении к велосипеду, поскольку требует увеличения габаритов муфты и усложняет использование шарикоподшипниковой опоры между полумуфтами. Эффективность компенсации удара в такой муфте зависит от момента силы трения между фрикционными поверхностями, который характеризуется довольно большой изменчивостью, так как он резко зависит от характеристик шероховатости и силы сжатия фрикционных конических поверхностей, которые сложно контролировать при изготовлении и сборке. Более того, непостоянство влажности, коррозия, случайное попадание масел, которые типичны для уличных условий эксплуатации, делают подобную конструкцию неприменимой для велосипеда.
Цель изобретения — увеличение надежности храповой велосипедной муфты за счет уменьшения ударных нагрузок и снижение связанных с ними вредных вибраций.
Данная цель решается установкой собачек, воспринимающих удар, на дисковую деталь, которая поворачивается вокруг внутренней полумуфты на небольшой угол и имеет в направлении воздействия момента силы вращения крутильную жесткость, создаваемую пружинами, вставленными в тангенциальные отверстия кулачков внутренней полумуфты и упирающимися с начальной силой в грани пазов дисковой детали. Упругие свойства муфты уменьшают мгновенные нагрузки на собачки и зубья, снижая их износ.
На фиг.1 изображена велосипедная муфта в собранном виде, продольный разрез с видом и поперечный разрез А-А; на фиг 2 — та же муфта в разобранном виде, внутренняя полумуфта и снятая с нее дисковой детали с собачками.
Муфта состоит из внешней ведущей полумуфты 1, имеющей форму полого цилиндра с зубьями для зацепления собачек 12 на внутренней поверхности, с внешней шлицевой поверхностью 2 для крепления велосипедной кассеты и пояском 3. Внутренняя ведомая полумуфта 4 снабжена диском на торце с дорожкой, на которой катятся шарики 5, служащие опорой для ведущей полумуфты 1. Ведомая полумуфта 4 снабжена пазами 6 для крепления к ступице колеса с помощью шлицевого соединения.
Внутренняя полумуфта 4 с цилиндрической поверхностью, покрытой слоем антифрикционного сплава 7, снабжена несколькими (2-5) симметрично расположенными кулачками 8 в форме цилиндрических секторов радиусом Rкул и дугой кул, имеющих общий центр с цилиндрической поверхностью полумуфты 4.
Цилиндр ведомой полумуфты к тому же служит опорой скольжения диска -держателя 9 собачек 12 с центральным посадочным отверстием и внутренними пазами, соответствующими кулачкам полумуфты, имеющими форму цилиндрического сектора радиусом Rпаз=1,05 Rкул и с дугой паз, равной 1,2-1,3 кул между цилиндрическими поверхностями пазов и кулачков создается зазор.
В боковых гранях кулачков 8 просверлены глухие тангенциальные отверстия 10 в направлении рабочего вращения ведущей полумуфты (по часовой стрелке) и глубиной 0,5-0,7 кул. В отверстия вставлены цилиндрические пружины сжатия 11 с внешним диаметром, равным диаметру отверстий 10. Пружины в отверстиях кулачков сжаты и упираются в толкающую поверхность пазов детали 9, а между кулачками и пазами со стороны толкающей поверхности пазов имеется подвижный секторный зазор, раскрытый с максимальным углом, равным паз—кул.
Сжатие пружин после их упора в поверхность пазов не более чем на 10% от первоначальной длины должно вызывать силу упругости пружин, равную средней силе, передающейся от педалей велосипеда к кулачкам полумуфты во время спокойной езды, отнесенной к числу пружин. Эта сила определяется по формуле: F=Fнаж Rшатуна U/(Rпруж N), где Fнаж — сила нажатия на педали при равномерной езде, Rшатуна — плечо шатуна, U — среднее передаточное число велосипеда, Rпруж — расстояние от оси колеса до центра пружин, N-число пружин.
Зазор между витками пружин не должен быть меньше толщины проволоки пружины. Пружина должна сжиматься на 40-50% без просадки. В каждом кулачке может быть выполнено от одного до четырех отверстий для пружин.
Дисковая деталь 9 имеет посадочные места для собачек 12, которые расположены симметрично относительно внутренних секторных пазов. Собачки 12 прижаты в посадочных нишах с помощью кольцеобразной разомкнутой пружины 13, которая закреплена в пазу во внешней поверхности детали. Пружина 13 прижимает носики собачек к зубчатой внутренней поверхности 14 ведущей полумуфты.
На цилиндрический хвост внутренний полумуфты навинчивается гайка 15 с дорожкой, по которой катятся шарики, служащие опорой для внешней полумуфты, соединенной с гайкой-конусом 16 резьбой. Снаружи гайка-конус является опорой шарикоподшипникам оси колеса велосипеда. Гайка 15 и торцевой диск внутренней полумуфты с дорожкой ограничивают аксиальное смещение дисковой детали 9 с двух сторон.
Муфта работает следующим образом. При кручении педалей велосипеда через цепную передачу вращение передается на кассету со звездами и через шлицевое соединение — на внешнюю полумуфту 1, которая вращается на шарикоподшипниках, опирающихся на внутреннюю полумуфту 2 и гайку 15. Если колесо велосипеда неподвижно или вращается, то зацепление собачек 12 произойдет не мгновенно при выравнивании угловых скоростей полумуфт, а после поворота ведущей полумуфты но часовой стрелке на некоторый угол, определяемый отношением 360/n, где n — число зубьев храповика. За время между началом вращения педалей под силой ног или моментом выравнивания частот вращения и моментом зацепления полумуфта наберет некоторую угловую скорость, за счет которой собачки ударят о зубья храповика. Однако когда мгновенный момент силы удара, действующий на диск 9 с собачками 12, превысит противодействующий крутящий момент, создаваемый пружинами 11, диск с собачками начнет смещаться на угол, не больший паз —кул, смещение будет продолжаться до компенсации ударного воздействия пружинами либо до удара грани паза о грань кулачка. Так или иначе, сила амортизированного удара будет иметь величину, мало превышающую суммарную силу сжатых пружин, что много меньше, чем сила удара собачки, посаженной жестко на внутреннюю полумуфту. После компенсации удара диск 9 возвратиться до начального положения и муфта будет передавать крутящий момент при спокойном режиме езды без смещения. Жесткость и начальное сжатие пружин рассчитаны так. чтобы амортизация муфты срабатывала лишь при сильных и неаккуратных рывках.
Реализация изобретения. Предлагаемая муфта собирается из изготовленных заранее деталей следующим образом. В тангенциальные глухие отверстия в кулачках ведомой полумуфты вставляются пружины, после чего последние сжимают и насаживают сверху дисковый держатель собачек 9. Затем устанавливают подпружинные собачки, их носик прижимают к поверхности ниш диска 9, в дорожки для подшипников набирают вплотную ряд шариков, на хвост ведомой полумуфты навинчивают гайку 15 с дорожкой. Сверху на подготовленную шариковую опору устанавливают ведущую полумуфту, отпускают носики собачек, а на дорожку гайки 15 укладывают шарики, после чего завинчивают па внутреннюю резьбу гайку-конус 16, которая служит опорой для шариков на дорожке шайбы.
Пример велосипедной трещотки. Трещотка имеет диаметр цилиндра внутренней полумуфты 30 мм, высоту цилиндра 70 мм, радиус сектора кулачка 25 мм, а угол сектора 30 градусов. Полумуфта имеет три кулачка, расположенных под углом 120 градусов. В боковых гранях каждого кулачка сделаны в ряд 3 отверстия, в которые посажены пружины жесткостью 50 кгс/см. При установке пружины сжаты на 10% и создают начальный крутящий момент 100 кгс/см. Дисковой держатель внешним диаметром 60 мм имеет три собачки. Его внутренние секторные пазы имеют угол 40 градусов и радиус 26 мм. Дисковый держатель насажен на цилиндрическую поверхность внутренней муфты. Коаксиально расположена на двух шариковых опорах внешняя полумуфта. имеющая диаметр 70 мм. Предлагаемая конструкция значительно уменьшает износ зубьев и собачек, снижает вибрационное воздействие и улучшает комфортность езды па велосипеде.
ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ
1. Храповая велосипедная муфта, содержащая ведущую полумуфту с зубьями на внутренней поверхности, подпружинные собачки, механически связанные с ведомой полумуфтой, и шарикоподшипниковые опоры между полумуфтами, отличающаяся тем, что на внешней цилиндрической поверхности ведомой полумуфты расположены кулачки в форме секторов цилиндра, соосного с полумуфтой, с дугой сектора кул и с тангенциальными глухими отверстиями, в которые вставлены цилиндрические пружины сжатия адекватного диаметра, кроме того, цилиндр ведомой полумуфты служит опорой скольжения диска-держателя собачек с центральным посадочным отверстием и внутренними пазами, соответствующими кулачкам полумуфты, имеющими форму цилиндрического сектора с дугой паз и зазор цилиндрической поверхности; пружины в отверстиях кулачков сжаты и упираются в толкающую поверхность пазов, а между кулачками и пазами со стороны толкающей поверхности имеется подвижный секторный зазор, раскрытый с максимальным углом, равным паз—кул.
2. Храповая велосипедная муфта по п.1, отличающаяся тем, что аксиальное смещение диска-держателя собачек ограничивается с одной стороны гайкой, навинченной на хвост ведомой полумуфты, и с другой стороны — диском с дорожкой для шарикоподшипников, расположенным на торце полумуфты.
3. Храповая велосипедная муфта по п.1, отличающаяся тем, что цилиндрическая поверхность ведомой полумуфты покрыта слоем антифрикционного сплава.
4. Храповая велосипедная муфта по п.1, отличающаяся тем, что паз равен 1,2-1,3кул, отверстиями в кулачках глубиной 0,5-0,7кул, и от одной до четырех пружин на каждом кулачке.
5. Храповая велосипедная муфта по п.1, отличающаяся тем, что сжатие пружин после их упора в поверхность пазов не более чем на 10% от первоначальной длины, причем сила упругости, с которой каждая пружина давит на поверхность пазов, определяется по формуле F=FнажRшатунаU/(Rпруж N), где Fнаж — сила нажатия на педали при равномерной езде, Rшатуна — плечо шатуна, U — среднее передаточное число велосипеда, Rпруж — расстояние от оси колеса до центра пружин, N — число пружин.
6. Храповая велосипедная муфта по п.1, отличающаяся тем, что симметрично расположены оси кулачков относительно центра и число кулачков от 2 до 5.
Остановы (храповики) и обгонные муфты
Категория:
Детали, сборочные единицы, механизмы
Публикация:
Остановы (храповики) и обгонные муфты
Читать далее:
Остановы (храповики) и обгонные муфты
Остановочные устройства применяют, чтобы удержать поднимаемый груз от падения. Действие останова основано на вращении вала, передающего крутящий момент в направлении, соответствующем подъему груза, и препятствии вращению барабана лебедки в обратную сторону.
Рис. 35. Зубчатые остановочные устройства (храповики)
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
По конструктивному исполнению различают остановы храповые — с наружным и внутренним зацеплением и фрикционые — роликовые и клиновые.
Храповой останов с наружным зацеплением (рис.35, а) состоит из зубчатого храпового колеса, заклиненно-ного на валу, и собачки, вращающейся свободно на пальце, закрепленном на корпусе лебедки. Благодаря особой форме зуба храпового колеса головка собачки автоматически выводится из зацепления при его вращении в сторону подъема груза или западает во впадину между зубьями и препятствует вращению в обратную сторону.
Храповой останов с внутренним зацеплением показан на рис. 35, б.
Фрикционный роликовый останов (обгонная муфта) состоит из закрепленного на корпусе или удерживаемого тормозом шкива с внутренней выточкой, в которую входит диск, заклиненный на валу и имеющий на своей внешней поверхности специальной формы впадины, в которые закладываются стальные ролики. При вращении вала на подъем (против часовой стрелки) ролики, захватываемые силой трения, сжимают пружины и заходят в углубление, не препятствуя вращению диска с валом. При вращении вала с диском на спуск (по часовой стрелке) ролики защемляются между диском и ободом шкива, вследствие чего свободное вращение вала прекращается. Описанный роликовый останов в конструкциях машин используется также в качестве обгоннойг муфты, которая автоматически соединяет или разъединяет валы в зависимости от соотношения их угловых скоростей. Когда скорость ведущего вала становится больше скорости ведомого, муфта соединяет валы, при обратном соотношении скоростей муфта выключается, не препятствуя обгону ведущего вала ведомым.
Рекламные предложения:
Читать далее: Тормозные устройства строительных машин
Категория: — Детали, сборочные единицы, механизмы
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Храповая обгонная муфта
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности. Храповая обгонная муфта содержит фрикционно связанные ведущую и ведомую полумуфты, пружины, собачки и взаимодействующее с пружинами и собачками храповое колесо. Сущность заключается в том, что храповое колесо выполнено с конусной фрикционной поверхностью, контактирующей с аналогичной поверхностью на ведомой полумуфте, и с моментом инерции более чем в десять раз меньшим момента инерции ведущей полумуфты. Кроме этого, в предлагаемой муфте пружины выполнены в виде упругих пластин на навинченной на полумуфту гайке, а собачки установлены в пазах ведущей полумуфты в два ряда. Техническим результатом является повышение работоспособности муфты и уменьшение ее габаритных размеров. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи момента с одного вала на другой в одном направлении при большой передаваемой мощности.
Известны храповые обгонные муфты, в которых момент передается от ведомой к ведущей полумуфте посредством собачки и храпового колеса [1]. В этих муфтах возникают ударные нагрузки при контакте собачек с зубьями храпового колеса, что ограничивает применение муфт, особенно при повышенных скоростях. Примем за прототип наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату храповую обгонную муфту [2], содержащую ведущую с установленными на шлицах дисками и ведомую полумуфты, пружины, собачки и взаимодействующее с пружинами и собачками храповое колесо, выполненное в виде диска, фрикционно связанного по плоским фрикционным поверхностям с дисками ведущей полумуфты. Признаки известного механизма (прототипа), совпадающие с заявляемым изобретением, следующие. Известная муфта имеет фрикционную связь между ведущей и ведомой полумуфтами. Фрикционная связь в известной муфте позволяет компенсировать ударные нагрузки между собачкой и зубьями храпового колеса, однако в данной конструкции моменты инерции звеньев, связанных с собачкой и с храповым колесом, значительны, что снижает эффект компенсации ударных нагрузок фрикционной связью. Цель предлагаемого изобретения — повышение работоспособности храповой обгонной муфты за счет уменьшения ударных нагрузок, а также уменьшение габаритов конструкции. Предлагаемая фрикционная муфта имеет следующие существенные признаки. Она содержит фрикционно связанные ведущую и ведомую полумуфты, пружины, собачки и взаимодействующее с пружинами и собачками храповое колесо, выполненое с конусной фрикционной поверхностью, контактирующей с аналогичной поверхностью на ведомой полумуфте, и с моментом инерции, более чем в десять раз меньшим момента инерции ведущей полумуфты. Кроме этого, в предлагаемой муфте пружины выполнены в виде упругих пластин на навинченной на полумуфту гайке. Отличительными от прототипа признаками изобретения являются следующие. В предлагаемой муфте храповое колесо выполнено с конусной фрикционной поверхностью, контактирующей с аналогичной поверхностью на ведомой полумуфте, и с моментом инерции, более чем в десять раз меньшим момента инерции ведущей полумуфты. Кроме этого, в предлагаемой муфте пружины выполнены в виде упругих пластин на навинченной на полумуфту гайке. Конструкция предлагаемой храповой обгонной муфты представлена на фиг.1 с продольным сечением А-А; на фиг.2 — с поперечным сечением Б-Б. Муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, установленные в пазах ведущей полумуфты два ряда подпружиненных собачек 3, храповое колесо 4 с зубьями 5, навинченную на ведомую полумуфту гайку 6 с упругими пластинами 7, контактирующими с храповым колесом, 8 — коническая фрикционная поверхность контакта храпового колеса и ведомой полумуфты, c и x — угловой шаг собачек и зубьев храпового колеса, p — угол между находящимися в зацеплении зубьями и собачками. Муфта работает следующим образом. При вращении ведущей полумуфты в направлении стрелки (рабочий ход) находящиеся в зацеплении собачки передают вращение храповому колесу, которое силами трения между коническими фрикционными поверхностями 8 передает вращение ведомой полумуфте. Величина передаваемого момента зависит от усилия упругих пластин 7 и регулируется гайкой 6. При вращении ведущей полумуфты в направлении, противоположном стрелке (холостой ход), вращение на ведомую полумуфту не передается. При смене холостого хода на рабочий полумуфты поворачиваются относительно друг друга на угол срабатывания муфты = n 360o/(ZcZx), где Zс=360o/c и Zх=360o/x — число собачек и зубьев, а n=360o/p и соответствует наибольшему общему делителю Zc и Zх. В предлагаемом примере конструкции Zc= 12, Zx=15, n=3, =3360o/(1215)= 6o. Из-за наличия угла срабатывания происходит удар собачек по зубьям, который можно ослабить уменьшением угла срабатывания, а также использованием фрикционной связи между полумуфтами и уменьшением момента инерции храпового колеса по отношению к ведомой полумуфте. Предлагаемая конструкция позволяет минимизировать габариты муфты и выполнить храповое колесо с моментом инерции более чем в десять раз меньшим момента инерции ведущей полумуфты. Гайка 6 может быть смонтирована и на ведущей полумуфте. Источники информации 1. С.Н. Кожевников, Я.И. Есипенко. Я.М. Раскин. Механизмы. Справочник. — 4-е изд. М.: Машиностроение, 1976. 2. Авт. св. СССР 217156, F 16 D 41/12. 17.10.64.Формула изобретения
1. Храповая обгонная муфта, содержащая фрикционно связанные ведущую и ведомую полумуфты, пружины, собачки и взаимодействующее с пружинами и собачками храповое колесо, отличающаяся тем, что храповое колесо выполнено с конусной фрикционной поверхностью, контактирующей с аналогичной поверхностью на ведомой полумуфте, и с моментом инерции, более чем в десять раз меньшим момента инерции ведущей полумуфты. 2. Храповая обгонная муфта по п. 1, отличающаяся тем, что пружины выполнены в виде упругих пластин на навинченной на полумуфту гайке.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2Храповая муфта
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 5 F 1 6 0 43/20
p) J i) » 3 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4765379/27 (22) 03.10.89 (46) 23.10.92. 6юл. N 39 (71} Калужское моторостроительное производственное объединение (72) M.Ñ.Ïàõòàèëîâ (56) Чертеж 21.06.510 СБ, арх. ¹ 604 от
08.04,1987. (54) ХРАПОВАЯ МУФТА (57) Использование: во всех отраслях народного хозяйства при работе различных механизмов в условиях повышенных динамических ударных нагрузок. Сущность изобретения: храповая муфта содержит связанную с приводным валом посредством левой ходовой резьбы 21 ведущую храповую полумуфту 20, соосно с ней расположенную ведомую храповую полумуфту 28.
Тормозной элемент расположен в контакте с ведущей храповой полумуфтой, На при„„ЫЛ„„1770632 А1 водном валу смонтировано предохранительное устройство в виде соосно расположенных в храповой муфте ведущей 3 и ведомой 6 полумуфт, соединенных предохранительным механизмом, выполненным в виде соосно расположенных между полумуфтами 3, 6 и нагруженными пру>синами 4 плунжеров 5, Ведомая полумуфта 6 предохранительного устройства жестко связана с приводным валом. Связанная с ведущим валом 1 шлицевой муфтой 2 ведущая полумуфта 3 предохранительного устройства установлена на приводном валу ведомой полумуфты 6 с возможностью ограниченного возвратно-поступательного осевого перемещения и соединена с ней правой ходовой резьбой 9. Направление резьбы 9 противоположно резьбе 21 храповой полумуфты и приводного вала, Угол подъема винтовой линии ходовой резьбы больше угла трения. 1 з. и, ф-л ы, 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства при работе различных механизмов в условиях повышенных динамических ударных нагрузок.
Известна фрикционная предохранительная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, пакет фрикционных дисков, винтовое устройство, выполненное в виде втулки с двумя участками разнонаправленной резьбы, взаимодействующей с ведущей полумуфтой (1}.
Недостатком этой муфты является ее низкая надежность и долговечность при повышенных динамических ударных нагрузках, которая выражается в поломке кулачков храповой муфты.
Известна также храповая муфта со средством предохранения от динамических нагрузок, состоящая из ведущей и ведомой полумуфт, содержащих фрикционные диски, подпружиненные тарельчатыми пружинами. Вал ведомой полумуфты выполнен с ленточной четырехзаходной левой резьбой, по которой перемещается в осевом направлении трехкулачковый храповик обгонной муфты с тормозным устройством, состоящим из конического кольца, выполненного из эластичного материала, плотно прилегающего к наружной цилиндрической поверхности ведущего храповика, и подпружиненного по. боковым коническим поверхностям относительно неподвижного корпуса через упорные конические шайбы.
Ведомый трехкулачковый храповик обгонной муфты выполнен как единое целое с валом шестерни коробки приводов (2).
Недостатком этого устройства является его низкая надежность выраженная в интенсивном износе поверхности трения фрикционных дисков при их проскальзывании, которые происходят при повышенных динамических ударных нагрузках, вызываемых максимально допустимым (предельным) моментом затяжки пружинами дисков фрикциона, Целью изобретения является повышение надежности и долговечности путем обеспечения плавной безударной передачи крутя щего момента, Поставленная цель достигается тем, что в храповой муфте, содержащей связанную с приводным валом посредством ходовой резьбы ведущую храповую полумуфту, соосно ей расположенную ведомую храповую полумуфту, тормозной элемент, расположенный в контакте с ведущей храповой полумуфтой, а также смонтированное на приводном валу предохранительное устройство в виде соосно расположенных в
55 храповой муфте ведущей и ведомой полумуфт, соединенных предохранительным механизмом, предохранительный механизм выполнен в виде соссно расположенных между полумуфтами подпружиненных плунжеров, ведомая полумуфта предохранительного устройства жестко соединена с приводным валом, а ведущая полумуфта предохранительного устройства установлена на упомянутой ведомой полумуфте с возможностью ограниченного возвратнопоступательного осевого перемещения и соединена с ней ходовой резьбой, направление которой противоположно резьбе храповой полумуфты и приводного вала. Кроме того, угол подъема винтовой линии ходовой резьбы больше угла трения.
Существенными отличительными признаками предлагаемого устройства относительно прототипа являются следующие: .. — предохранительный механизм выполнен в виде соосно расположенных между полумуфтами подпружиненных плунжеров; — ведомая полумуфта жестко соединена с приводным валом; — ведущая полумуфта установлена на ведомой с возможностью ограниченного возвратно-поступательного осевого перемещения и соединена с ней ходовой резьбой, противоположно направленной резьбе храповой полумуфты и приводного вала, — угол подъема винтовой линии ходовой резьбы больше угла трения.
На фиг. 1 представлена храповая муфта со средством предохранения от динамических нагрузок, поперечное сечение; нэ фиг, 2 — вид А на фиг, 1.
Храповая муфта содержит ведущий вал
1 со шлицевой муфтой 2 и ведущую полумуфту 3, в глухих отверстиях которой размещены цилиндрические пружины 4 с плунжерами 5. упорные торцы которых выполнены сферическими, с большим радиусом сферы для надежного проскальзывания полумуфт в окружном направлении относительно приводного вала ведомой полумуфты 6, Съемный упор 7, выполненный в виде полого вала, установлен в приводном валу полумуфты б без зазора, зафиксирован штифтом 8 после предварительной затяжки пружин 4, а в ведущий вал 1 он установлен с гарантированным зазором. Ведущая и ведомая полумуфты соединены правой ходовой резьбой 9 с углом подъема винтовой линии больше угла трения. Ведущая полумуфта 3 сцентрирована относительно приводного вала ведомой полумуфты 6 на двух опорах скольжения 10 и 11 и имеет два упорных торца 12 и 13. Приводной вал ведомой полумуфты 6 имеет упорный торец 14 на
1770632
20 сьемном упоре, упорный торец 15 (несъемный упор) и упорный торец 16, скользящий по сферическим торцам плунжеров 5, нагруженных пружинами 4, образуя тормозной элемент, Муфта сцентрирована относительно ведущего вала 1 на опоре скольжения 17 с упорным торцем 18 и установлена на двух подшипниках качения 19. Храповая муфта содержит ведущую храповую полумуфту 20, установленную на левой ходовой резьбе 21 приводного вала ведомой полумуфты 6.
Манжета 22 с браслетной пружиной 23, плотно прилегаемой к наружной поверхности ведущей храповой полумуфты 20 и запрессованной в корпус 24, образуют тормозное устройство ведущей храповой полумуфты 20, имеющей также упорную шайбу 25, закрепленную на валу гайкой 26 и двумя стопорами 27, Кулачки ведомой храповой полумуфты 28 выполнены за единое целое с шестерней 29, находящейся в зацеплении с шестерней 30. Ведущая храповая полумуфта 20 имеет свободный ход Н1 при свинчивании по левой ходовой резьбе
21, между упорным торцем 31 и торцем 32 упорной шайбы 25. Кулачки ведомой храповой полумуфты 28 выполнены на валу шестерни 29 и имеют торцевые скосы ЗЗ, а кулачки ведущей храповой полумуфты 29 имеют торцевые скосы 34, работающие в момент выключения храповой муфты, Храповая муфта работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 1 по часовой стрелке крутящий момент передается через шлицевую муфту 2, ведущую полумуфту 3 с плунжерами 5, нагруженными цилиндрическими пружинами 4, на приводной вал ведомой полумуфты 6, при этом ведущая храповая полумуфта 20, приторможенная манжетой 22, вывинчивается по левой ходовой резьбе 21 на длине Н1 до упора в торец
32 упорной шайбы 25 и входит в зацепление с ведомой храповой полумуфтой 28, При ударной динамической нагрузке на кулачках храповых полумуфт 20 и 28 превышающий момент более 0,5 … 1 кгс м, вступают и работу цилиндрические пружины 4 с плунжерами 5 через правую ходовую резьбу 9, Ведущая полумуфта 3 ввинчивается в приводной вал ведомой полумуфты 6 в направлении передаваемого крутящего момента, смещается в осевом направлении по шлицам муфты 2, в осевом и окружном направлении относительно приводного вала ведомой полумуфты 6 с проскальзыванием упорного торца 16 по сферическим торцам плунжеров 5 и опорам скольжения 10 и 11.
Приводной вал ведомой полумуфты 6 проскальзывает в окружном направлении по
55 опоре скольжения 17 сьемного упора 7 и упорному торцу 18 ведущего вала 1, сьемный упор 7 зафиксирован штифтом 8 в приводном валу ведомой полумуфты 6.
Одновременно с угловым проска ьэыьанием полумуфт 3, 6 и сжатием пружин 4 на участке Н (свободного осевого хода полумуфты 3) выбираются боковые зазоры в шлицах муфты 2, ходовой резьбе 9. в кулачках храповых полумуфт 20, 28, в зубьях шестерен 29, 30 происходит их страгивание и дальнейшее нарастание оборотов. Сдемпфированный сжатием пружин 4 и моментом трения трущихся поверхностей предохранительной муфты незначительный остаточный динамический удар принимает на себя торец 13 ведущей полумуфты и торец 15 приводного вала ведомой полумуфты 6 при
Н=О. Цилиндрические пружины 4 предохранительного устройства выключаются из работы при Н=О, Таким образом, предохранительный механизм муфты переносит лишь незначительный остаточный динамический удар с кулачков храповых полумуфт 20, 28 (при выбранных в них боковых зазорах) на торцы 13, 15, т.е. в зону, где отсутствуют концентраторы напряжений, При выключении цилиндрических пружин 4 крутящий момент передается от ведущего вала 1 через шлицевую муфту 2, ведущую полумуфту 3, правую ходовую резьбу 9, упорные торцы 13, 15. приводной вал ведомой полумуфты 6, храповые полумуфты 20, 28 на шестерни 29, ЗО как через беззазорную цепь жесткого вала. Кроме того, остаточные динамические ударные нагрузки не передаются на подшипники качения 19, кулачки храповых полумуфт 20, 28 и зубья шестерен 29, 30, т.к, замыкаются на приводной вал ведомой полумуфты б через ходовую резьбу 9 и торцы 13, 15. С увеличением оборотов шестерен 29, 30 потребляемый от вала 1 момент падает до величины, меньшей момента, создаваемого усилием сжатых пружин 4, ведущая полумуфта 3 свинчивается по ходовой резьбе 9, между упорными торцами 13, 15 обфаэуется зазор Н>0, а крутящий момент передается через сжатые пружины 4, плунжера 5 ведущей полумуфты
3, упорный торец 16 и ходовую резьбу 9 полумуфт 3 и 6. При отсутстьии крутящего момента на валу 1 осевым усилием сжатых пружин 4 ведущая полумуфта 3 свинчивается по ходовой резьбе 9 и отжимается в исходное положение на упор терцев 12. 14, При уменьшении угловои скорости вращения ведущей храповой полумуфты 20 ведомая хрзповая полумуфта 28 торцевыми скосами 33, воздействуя на торцевые скосы
34 ведущей храповой полумуфты 20. ввинчи1770632
908.2
Составитель M.Ïàõòàèëîâ
Редактор Т.Куркова ТехредМ.Моргентал Корректор М,Петрова
Заказ 3726 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва. Ж 35. Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 вает его по левой ходовой резьбе 21 в приводной вал ведомой полумуфты 6, кулачки муфты выходят из зацепления, а ведущая храповая полумуфта 20 удерживается манжетой 22 и браслетной пружиной 23 с гарантированным зазором Ilo торцам кулачков храповой муфты.
Ф о р мул а из о брет ения
1, Храповая муфта. содержащая связанную с приводящим валом посредством ходовой резьбы ведущую храповую полумуфту, соосно ей расположенную ведомую храповую полумуфту, тормозной элемент, расположенный в контакте с ведущей храповой полумуфтой, а также смонтированное на приводном валу предохранительное устройство в виде соосно расположенных в храповой муфте ведущей и ведомой полумуфт, соединеннюх предохранительным механизмом, о т л и ч а ю. щ а я с я тем, что предохранительный механизм выполнен в виде соосно расположен5 ных между полумуфтами подпружиненных плунжеров, ведомая полумуфта предохранительного устройства жестко соединена с приводным валом, а ведущая полумуфта предохранительного устройства установле10 на на ведомой полумуфте с возможностью ограниченного возвратно-поступательного осевого перемещения и соединена с ней ходовой резьбой, направление которой противоположно резьбе храповой полумуфты и
15 приводного вала.
2. Муфта по и. 1, о т л и ч а ю щ э я с я тем, что угол подьема винтовой линии ходовой резьбы больше угла трения,