Проверка сопротивления катушки – Диагностика катушки зажигания при помощи тестера (мультиметра): 4 основные причины и 6 признаков неисправности катушки

Содержание

Проверка Катушки Зажигания — 3 Основных Способа

Катушка зажигания предназначена для создания высокого напряжения, которое в дальнейшем используется свечой для образования искры. Поэтому ее исправная работа необходима для нормального функционирования системы зажигания. По сути катушка является небольшим трансформатором, на первичную обмотку которой приходит стандартные 12 В от аккумулятора, а выходит напряжение в несколько кВ. Она используется во всех системах зажигания — контактной, бесконтактной и электронной. Причины выхода из строя катушки типичны. Как правило, это обрыв провода, повреждение изоляции, механические деформации. Далее мы с вами рассмотрим признаки неисправности и методы диагностики катушки зажигания.

Содержание:

Как проверить катушку зажигания

Принцип работы катушки зажигания

Как упоминалось выше, катушка зажигания — это повышающий трансформатор напряжения, который преобразует полученное напряжение 12 В в напряжение со значением несколько киловольт. Конструктивно катушка состоит из двух обмоток — первичной и вторичной (соответственно, низкого и высокого напряжения). Однако в зависимости от типа катушки обмотки и их расположение отличаются.

Начнем описание с самой простой общей катушки. Здесь на первичной обмотке имеется 100…150 витков. Обмотка намотана изолированным медным проводом. Ее концы выведены на корпус катушки. Количество витков обмотки высокого напряжения составляет 30…50 тысяч (зависит от модели). Естественно, что используемый здесь провод гораздо меньшего диаметра. «Минус» вторичной обмотки подсоединен к «минусу» первичной. А «плюс» подключается к выводу на крышке. Таким образом обеспечивается отвод полученного высокого напряжения.

Чтобы увеличить магнитное поле, обмотки наматывают вокруг металлического сердечника. В некоторых случаях для избежания перегрева обмотки и сердечник заливают трансформаторным маслом (оно не только охлаждает систему, но и является изолятором).

Теперь перейдем к рассмотрению индивидуальной катушки зажигания. Здесь также имеются две обмотки, однако отличие состоит в их расположении. В частности, они намотаны в обратном порядке. Первичная обмотка имеет сердечник внутреннего типа, а вторичная — внешнего типа.

Индивидуальные катушки зажигания устанавливают в системах с электронным зажиганием. Поэтому их конструкция усложнена. Так, для отсечения значительного тока во вторичной обмотке предусмотрен диод. Также особенностью индивидуальной катушки является тот факт, что полученное высокое напряжение идет не на распределитель (как в классических системах), а непосредственно на свечи зажигания. Это стало возможным благодаря конструкции, в которую были включены изолированный корпус, стержень и пружина.

Еще один тип катушки — двухвыводная. Она подает напряжение сразу на два цилиндра. Существует несколько их разновидностей. Как правило, такие катушки объединяются в один общий блок, который по сути является четырехвыводной катушкой зажигания.

Независимо от типа катушки зажигания, основным их техническим параметром, на который стоит ориентироваться при диагностике — это сопротивление обмоток. В частности, сопротивление первичной обмотки обычно находится в пределах 0,5…3,5 Ом, а вторичной — 6…15 кОм (эти значения могут отличаться у разных катушек, поэтому лучше найти справочную информацию именно по той модели, которая используется в вашем автомобиле). Замеры производятся с помощью традиционных приборов — мультиметров или омметров. Если полученное значение сильно отличается от указанного, то велика вероятность того, что катушка вышла из строя.

Проверка катушки зажигания

Также нужно быть в курсе того, что каждая катушка имеет различные показатели:

  • сопротивление обмоток;
  • длительность искры;
  • энергия искры;
  • ток искры;
  • индуктивность первичной обмотки.

Поэтому для того, чтобы понять насколько показания катушки соответствуют норме, необходимо уточнить технические характеристики вашей отдельно взятой катушки. Это вам особенно пригодится если пропала искра, поскольку катушка зажигания является одним из первых элементов системы, которые подлежат проверке.

Признаки неисправностей

Существует несколько характерных признаков неисправности катушки зажигания. Среди них:

  • мотор начинает «троить», причем эта проблема усугубляется со временем;
  • на морозе мотор «троит», пока не нагреется;
  • перебои в работе двигателя во влажную погоду;
  • при резком нажатии на педаль акселератора наблюдается провал в работе мотора.

При неисправной катушке на машинах с ЭБУ на приборной панели активизируется значок Check Engine. Однако перечисленные признаки также могут свидетельствовать и о других неисправностях, в частности, со свечами зажигания. Но при появлении хотя бы одной из них нужно выполнить диагностику катушки (катушек) зажигания.

Причины неисправностей

Существует несколько причин, из-за которых катушка зажигания полностью или частично выходит из строя. Среди них:

  • Механические повреждения. Это может быть банальное старение, из-за которого происходит разрушение изоляции. Также существует вероятность протекания масла через уплотнители, которое попадает на изоляцию или корпус катушки и разрушает их. Ремонт в данном случае вряд ли возможен, поэтому лучшим вариантом будет полная замена узла.
  • Повреждения контактного соединения. В теплую погоду причиной этого может быть попадание влаги в подкапотное пространство. Например, во время сильного дождя, езде по глубоким лужам, мойке автомобиля. Зимой вероятно попадание на катушку состава, которым посыпают поверхность дороги для борьбы с гололедицей.
  • Перегрев. Ему зачастую подвержены индивидуальные катушки. Из-за перегрева может значительно уменьшиться срок службы катушек зажигания. Процесс перегрева сложно контролировать, однако старайтесь использовать качественную охлаждающую жидкость и следить, чтобы нормально работала система охлаждения двигателя.
  • Вибрации. Они особенно вредны для индивидуальных катушек зажигания. Вибрации, как правило, идет от головки блока цилиндров (ГБЦ). Чтобы уменьшить количество и амплитуду вибраций, следите за тем, чтобы двигатель работал в нормальном режиме (без детонации и с исправными подушками).

Катушки зажигания — достаточно надежные и долговечные узлы, и их выход из строя чаще всего связан со старением и/или пробоем изоляции. Далее рассмотрим методы диагностики катушек.

Как проверить катушку зажигания

Существует два основных способа, с помощью которых можно самостоятельно проверить работоспособность катушки зажигания. Перечислим их по порядку.

Проверка катушки зажигания ВАЗ

Проверка катушки зажигания Черри Тигго

Метод проверки «на искру»

Первый из них называется «на искру». Его преимущество — возможность выполнения в «походных условиях». Из недостатков же стоит отметить трудоемкость и неточность, поскольку причинами обнаруженных неисправностей может быть вовсе не катушка зажигания. Для выполнения диагностики вам понадобится свечной ключ, заведомо исправная свеча и плоскогубцы.

Для начала визуально проверьте целостность изоляции высоковольтной проводки. Начиная свечами зажигания и заканчивая катушкой. При этом зажигание должно быть отключено (ключ находиться в положении 0). В случае, если с изоляцией все в порядке, алгоритм дальнейших действий будет следующим:

  1. Снимите наконечник со свечи первого цилиндра и подсоедините его к заранее подготовленной рабочей свече.
  2. Самостоятельно или с помощью помощника поверните ключ зажигания в положение II (заводите машину).
  3. Если катушка исправна, то между электродами свечи появится искра. При этом нужно обращать внимание на ее цвет. Нормальная рабочая искра имеет ярко-фиолетовый оттенок. Если же искра желтоватая и слабая, значит, есть проблемы с проводкой или катушкой. Если же искры нет вовсе, значит, катушка зажигания неисправна.
  4. Повторите описанные действия для всех катушек в случае, если в машине они индивидуальные.

При работе с системой зажигания соблюдайте осторожность. Не прикасайтесь к токоведущим частям, находящимся под напряжением.

Если у вас нет заведомо рабочей запасной свечи, вы можете выкрутить любую свечку из двигателя. Для этого отсоедините ее и воспользуйтесь свечным ключом. В этом случае можно проверить катушку на всех имеющихся свечах. Тем самым вы заодно проверите состояние свечей зажигания.

В случае, если в двигателе установлены индивидуальные катушки, то проверить их можно, переставляя на другие свечи. При этом проводку лучше не трогать, чтобы не повредить ее целостность.

Индивидуальные катушки зажигания

Модуль катушек зажигания

Метод «искры в шприце»

Процесс проверки катушки с помощью такого самодельного устройства достаточно прост. Для этого нужно подсоединить поочередно катушки к свече получившегося «прибора». Крепеж-крокодил присоединить к «массе» корпуса машины. На время смены тестируемых катушек двигатель необходимо глушить и запускать потом заново.

Изначально с помощью поршня нужно выставить минимальный зазор между проволокой на поршне и электродом (1…2 мм). И путем регулирования расстояния от проволоки на поршне до электрода на свече визуально смотреть на процесс появления между ними искры. Максимальное расстояние в данном случае у разных машин будет разным, и зависит оно от качества и состояния свечи зажигания, состояния электросистемы машины, качества «массы» и других факторов. Обычно искра при таких испытаниях должна появляться при расстоянии между электродами от 1…2 мм до 5…7 мм.

Перед каждым тестированием работы получившегося аппарата нужно обязательно отсоединять разъем с каждой форсунки с тем, чтобы топливо не заливало цилиндр во время проверки.

Главное, о чем можно точно судить при таких испытаниях — сравнение состояния разных катушек по цилиндрам. Если имеет место неисправность или пробой — это будет видно по длине искры по сравнению с более-менее исправными катушками.

Проверка сопротивления изоляции

Еще один популярный метод проверки заключается в измерении значения сопротивления изоляции проводов в обмотках катушки. Для этого вам понадобится мультиметр, способный измерять сопротивление. Катушку зажигания лучше демонтировать с автомобиля, чтобы работать было удобнее. Процедура замера несложна. Главное знать, где расположены выводы первичной и вторичной катушек, так как измерять сопротивление необходимо проверить на них обеих.

Перед началом работы убедитесь в исправности мультиметра. Для этого включите режим измерения сопротивления и замкните щупы между собой. На экране должен быть 0.

Два щупа мультиметра попарно подсоединяют (касаются) к выводам первичной обмотки. Значение сопротивления должно находиться в пределах 0,5…3,5 Ом (у некоторых катушек может быть больше, точную информацию вы найдете в справочной литературе). Аналогичную процедуру необходимо провести и со вторичной катушкой. Однако тут диапазон значений будет другим — от 6 до 15 кОм (аналогично информацию уточняйте в справочной литературе).

Измерение сопротивления катушки

Процедура замера сопротивления изоляции катушки зажигания

Если значение будет мало, значит, в обмотке повредилась изоляция, и вы имеете дело с коротким, скорее всего межвитковым, замыканием. Если же сопротивление слишком велико, то это означает, что провод обмотки оборвался и нет нормального контакта. В любом случае необходимо выполнять ремонт, то есть перематывать обмотку. Однако в большинстве случаев лучше попросту заменить катушку зажигания, так как этот способ избавит вас от лишних хлопот и затрат. Это касается практически любого автомобиля, ведь стоимость ремонта будет превышать цену самой катушки.

Если вы имеете дело с индивидуальными или двухвыводными катушками, то здесь дело обстоит несколько иначе. Значение на первичной обмотке должны быть аналогичными. А что касается «вторички», то значение сопротивления будут идентичными на обоих выводах. Если на машине установлена катушка с четырьмя выводами, то проверку нужно делать на всех выводах.

Также учтите, что при измерении сопротивления на вторичной обмотке важно учитывать полярность. В частности, черным щупом мультиметра коснитесь центрального вывода («массы»), а красным — стержня наконечника.

Осциллограф покажет все

Самый профессиональный метод проверки катушки — воспользоваться осциллографом. Только он способен дать полную информацию о состоянии системы зажигания, и в частности, катушек зажигания. Поэтому в сложных случаях имеет смысл воспользоваться электронным осциллографом и дополнительным программным обеспечением. Особенно это актуально когда имеет место так называемое межвитковое замыкание на катушках вторичного напряжения (с высоким напряжением).

Проверка зажигания осциллографом

Проверка системы зажигания осциллографом позволяет выявить неисправность конкретного узла или просто прдиагностировать состояние по импульсах осциллограммы.

Подробнее

 

Если с помощью осциллографа снять график значений рабочих напряжений в динамике (видно на рисунке), то по нему можно понять, что причиной возможных описанных выше неисправностей будет именно катушка зажигания. Дело в том, что при возникновении межвиткового замыкания во вторичной катушке уменьшается энергия, которая могла бы потенциально запастись в этой самой катушке, а это, в свою очередь, приводит к уменьшению времени горения искры, то есть, пропускам воспламенения. Особенно это заметно при резком нажатии на педаль акселератора.

Катушка целая

Катушка пробитая

Итоги

Проверить катушку зажигания совсем несложно. Это может сделать любой, даже начинающий, автолюбитель. Самый простой и эффективный метод — измерение сопротивления изоляции на первичной и вторичной обмотках. Для этого лучше снять катушку для удобства проведения работы.

Помните, что при выявлении неисправности редко имеет смысл проводить ремонт, в частности, перематывать одну или вторую обмотки. Гораздо проще купить и заменить новую катушку зажигания целиком.

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

Как проверить катушку зажигания мультиметром

Часто встречается следующая ситуация: машину никак не получается завести – даже при полноценно заряженном аккумуляторе. Конечно же, ничего магического здесь нет и в помине – эта ситуация происходит сплошь и рядом. Хозяева автомобилей начинают находить самые разные причины и идеи насчет возникшей неполадки. При этом не всем известно о том, что в подобной ситуации в обязательном порядке должна быть осуществлена проверка катушек зажигания мультиметром. Ниже разберемся, как проверить катушку зажигания мультиметром.

Нюанс заключается именно в непредсказуемости возникновения такой неполадки – никто не может заранее сказать, когда именно катушка перестанет работать. Таким образом, диагностировать проблему и провести ремонтные работы можно лишь только после того, как механизм даст сбой.

Диагностировать катушку можно, используя самые разные методы и устройства. 

Как проверить катушку зажигания мультиметромКак проверить катушку зажигания мультиметром

Какие виды катушек зажигания выделяют

Исходя из их назначения:

  1.  Не имеющие контакта.
  2.  Контактные.

Если трамблера в Вашем автомобиле нет, катушка на свечи зажигания на 100% бесконтактная. Для катушек индивидуального типа предусмотрен только такой тип. Но если у трамблера есть специальное оснащение – в виде контактов прерывателя – Вы пользуетесь системой зажигания контактного типа.

Если критерий – количество имеющихся свечей зажигания, они подразделяются на:

  1.  Общие.
  2.  Индивидуальные.

Различия есть и в вариантах изоляции обмоток. Они бывают:

  1.  Наполненными маслом. В состав корпуса входит металл, чтобы изолировать обмотки, пользуются трансформаторным маслом. Если корпус потеряет свою герметичность, данный прибор просто-напросто перестанет функционировать. Вытекание такого масла приводит к получению межвиткового электрического пробоя обмоток (поскольку они абсолютно не защищены).
  2.  Сухими (залитыми компаундом).

Работа катушки

Катушка – это неотъемлемая составляющая всей системы зажигания буквально любого двигателя бензинового типа. Как раз данный узел и выступает в качестве главного в самых разных системах.

В разговорной лексике владельцы автомобилей нередко именуют данное устройство не иначе как бобиной. Еще оно может носить следующее наименование – оригинальный некрупный электротрансформатор.

Особенность здесь состоит вот в чем – это, фактически, преобразователь. Он меняет низковольтное напряжение (которое передается при помощи аккумулятора и генератора) на высоковольтное.

Информация о том, как проверить работоспособность катушки зажигания, всегда останется актуальной. Поскольку это неотъемлемый элемент, без которого не сможет стабильно работать ни один двигатель. А если данный механизм выйдет из строя полностью – у водителя возникнут серьезные проблемы. В такой ситуации запуск мотора вообще станет невозможным.

И хотя этот элемент ломается не столь уж и часто, исключения все же бывают. Речь идет о следующих ситуациях:

  1.  Если вдруг произошел перегрев, подействовало сильное напряжение, вследствие чего повредилась изоляция. Результатом может стать небольшое замыкание. Оно может произойти в тех местах, где обмотана катушка.
  2.  Если свечи зажигания перестали работать, провода высоковольтного типа запускают перегрузку. В конечном итоге, процесс обрывается.
МультиметрМультиметр

Проверка катушек

С учетом всего вышесказанного, информация о том, как проверить исправность катушки зажигания, считается на самом деле бесценной. Обязательно обратите внимание на следующий момент: проверить, как работает этот механизм, можно при помощи двух способов:

  1.  Используя искру между самой свечой зажигания и корпусом автомобиля.
  2.  Используя мультиметр.

Важный момент: как только появились даже самые небольшие показатели нестабильности функционирования двигателя – сразу же проверяйте непосредственно катушку зажигания. В прошлом оба эти метода были приблизительно одинаково популярными. Но, поскольку все течет и меняется, технологии не стоят на месте, первый вариант был признан более опасным (поскольку он может привести к «гибели» как катушки, так и всего устройства в целом – с этим нередко сталкиваются современные автомобили).

Практически все производители советуют воздержаться от его применения. Именно поэтому самый популярный вопрос у автовладельцев в такой ситуации – это «как проверить работу катушки зажигания»?

Самый простой, и, что самое главное, самый безопасный метод, согласно которому можно проверить данный автомобильный узел – это использование конкретного устройства для измерения.

Первое, что должен сделать владелец автомобиля, принявший решение о самостоятельной проверке состояния катушки зажигания – это запастись мультиметром, либо тестером. Данное измерительное устройство не считается крайне редким, запрещенным, так что его приобретение не вызовет у Вас особых проблем и сложностей. Данное устройство измерения имеет одну отличительную особенность: оно выполняет одновременно две важные функции:

  1.  Отслеживает напряжение.
  2.  Контролирует сопротивление.

Как проверить катушку зажигания мультиметром

Чтобы процедура данной проверки катушки зажигания с помощью измерительного устройства – мультиметра, была последовательной и поэтапной – стоит сначала детально изучить видео – как прозвонить катушку зажигания мультиметром? Ознакомиться с видеороликом Вы можете ниже.

Только после этого стоит переходить к практическим шагам и действиям (особенно в том случае, если ранее Вы никогда не занимались осуществлением подобных действий и имеете недостаточно знаний и опыта в данной сфере).

Цифровой мультиметрЦифровой мультиметр

Выбор мультиметра

Как правило, в специализированных сервисах зачастую встречается прибор модели MAS 838. У него есть возможность осуществлять измерение регулярного микротока 200 µA. Дисплей обладает подсветкой, так что, при проведении этого процесса в неосвещенном гаражном помещении, применять фонарик Вам не придется.

Чтобы запустить сам процесс, конкретная точность обязательной не является. Поэтому в приобретении дорогостоящей модели никакого смысла нет. Лучше просто купить базовую комплектацию, которая есть во всех стандартных приборах.

Как проверить сопротивление катушки зажигания мультиметром

Приведем пошаговую инструкцию:

Этап № 1

Сперва отключаете на аккумуляторе «минусовку», осуществляете ослабление кронштейнов. Далее – отсоединяете катушечные провода, тщательно прочищаете ее корпус. Если в период проведения данных работ Вы выявили существенные неполадки и поломки – допустим, где-то образовались трещины либо серьезные повреждения, стоит приостановить диагностический процесс. Лучше сразу идти покупать новую катушку, поскольку другого варианта решения проблемы в данном случае просто не будет – Вы просто потратите свое драгоценное время и нервы.

Еще один важный момент для хозяев автомобилей заключается в следующем: у каждой из катушек абсолютно разные показатели сопротивления обмоток, энергии и так далее. Как раз по этой причине следующая рекомендация: обязательно уточняйте все отраженные выше технические показатели каждой определенной катушки.

Первый этап диагностического процесса – это когда проверяется первичная обмотка. Присоединяете к ее отрицательным и положительным контактам мультиметр. До этого установите на приборе режим, который будет измерять сопротивление.

Естественно, технические характеристики разных машин будут иметь определенные отличия, так что лучше заблаговременно получить инструктаж по использованию собственного автомобиля – чтобы хорошо разбираться во всех этих цифрах. Но, отвечая на вопрос, какое сопротивление должно быть на катушке зажигания, ориентироваться все же стоит на следующие цифры: от 0,4 до 2,0 Ом. Если же на устройстве нулевая отметка сопротивления, катушка определенно пережила небольшое замыкание (это лишь подтверждает данное обстоятельство). Если же на тестере красуется знак бесконечности, можно с уверенностью говорить о том, что оборвалась цепь.

Как проверить катушку зажигания мультиметром

Этап № 2

Второй диагностический этап состоит из следующих действий: сперва проверяется вторичная обмотка. С этой целью следует присоединить устройство измерения к положительному контакту. Кроме того, потребуется его присоединение к выводу от провода, который находится под сильным напряжением. Если вести речь про катушки с сердечником из пластинки, то их показатель равен 6-8 кОм. А у иных моделей этот показатель может быть выше 15 кОм.

Этап № 3

Параметр сопротивления в обеих ситуациях должен замеряться крайне тщательно. После этого стоит провести сравнительный анализ полученных результатов и регламентированных требований.

Катушка – это очень интересная транспортная составляющая. Даже при самом небольшом сдвиге от нормальных характеристик могут возникнуть проблемы с двигателем.

Важный момент: стоит обязательно сказать и о том, что рассматриваемый компонент относится к тем, которые невозможно отремонтировать. Если поломка серьезная – проблему решит лишь покупка нового устройства. Поговорим о некоторых особенностях процесса, с помощью которого можно прозвонить катушку зажигания тестером.

О бесконтактной системе зажигания

Эта система функционирует, пока вращается магнит. Из-за этого происходит подача переменного тока. Этот прибор может работать и при наличии широкого температурного диапазона.

Важный момент! Местом расположения данной системы выступает пространство, расположенное под капотом. Прозвонить катушку зажигания тестером можно следующим образом – можно просто проверить провода.

Как проверить катушку зажигания мультиметром

Как проверить высоковольтную катушку зажигания при помощи профессионального тестирования

Необходимо обладать профессиональным оборудованием. Самый оптимальный вариант – определенный стенд, позволяющий проверять катушки зажигания. Он предоставляет следующую возможность – позволяет задавать различную скорость вращения валика. То есть, позволяет имитировать определенный вид работ.

Важный момент: При осуществлении данного процесса, отслеживайте следующий момент: искра должна быть во всех рабочих режимах.

Проверяя катушку зажигания, убедитесь, что данное питание подключено правильно. Если этого не сделать, тестирование может показать неправильный результат. То есть, Вы неверно определите неполадку и ее степень.

Важный момент: Проведение этого тестирования дает стопроцентную гарантию того, что провод цел, и можно продолжать работать дальше.

Подведение итогов

Любая неполадка в работе катушки зажигания всегда плохо влияет на функционирование всего транспортного средства в целом. В конце концов, это ведет к уменьшению его эксплуатационного срока. Чтобы осуществлять грамотный уход за собственным авто – нужно многое уметь. Нужно относиться к этому со всей ответственностью. И в обязательном порядке требуется проводить диагностическую процедуру проверки катушки зажигания, ведь от этого элемента зависит практически вся работа транспортного средства. Из нашей статьи Вы узнали, как проверить катушку зажигания тестером или мультиметром.

Если же у хозяина нет никаких знаний и опыта (либо есть, но недостаточно для проведения серьезных проверок), решение данной проблемы лучше всего доверить специалисту. Хотя на сегодняшний день в сети интернет можно найти множество информации буквально по любому вопросу. Поэтому, если начальные знания у Вас есть, с видеороликом и инструкцией к ней Вы ознакомились, можно попробовать проверить катушку зажигания и вручную. Тем более, все основные моменты процесса подробно описываются на видео. Если все же есть сомнения – можно заказать услугу у мастера – профессионала. Выбор всегда остается только за Вами!

Катушка – это очень интересная транспортная составляющая. Даже при самом небольшом сдвиге от нормальных характеристик могут возникнуть проблемы с двигателем.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Как проверить катушку зажигания? 6 признаков неисправности

Содержание статьи

Катушка зажигания

Катушка зажигания является важной частью системы запуска транспортного средства. Без её применения не добиться старта мотора. Невозможно запустить двигатель без аккумулятора, так как не будет формироваться первая искра.

Устроена данная деталь достаточно просто, но время от времени, как и иные детали и элементы автомобиля, она выходит из строя. Причиной может стать неисправность или определённый заводской дефект. Стандартным пуском двигателя работа катушки не ограничивается. Если устройство внезапно выйдет из строя при уже работающем двигателе, это автоматически приведёт к его полной остановке.

Остановка двигателя

Остановка двигателя

Знание ответа на вопрос, как проверить катушку зажигания – это простой и верный способ выявить неисправность детали и понять, требуется или нет его замена.

Назначение

Основным предназначением катушек зажигания является трансформация низковольтного электрического тока, который получается от аккумулятора или от генератора, в специальный электрический импульс с достаточно высоким напряжением. За счёт данного процесса в свечах зажигания вырабатывается необходимая для запуска двигателя искра.

Принцип работы

Принцип работы описываемого устройства достаточно прост. В первичную обмотку катушки осуществляется подача низковольтного напряжения, создающего магнитное поле. Иногда подобное напряжение полностью отсекается прерывателем, способствуя тем самым резкому сокращению магнитного поля и образованию в витках катушки зажигания оптимальной электродвижущей силы.

Согласно закону физики по электромагнитной индукции, показатель образующейся электродвижущей силы является прямо пропорциональным количеству витков контура. Именно по этой причине во вторичной катушке, где присутствует больше витков, появляется импульс высокого напряжения. Он проходит по высоковольтным проводам и подаётся к свече зажигания. Благодаря данному импульсу, который передаётся катушкой, между электродами свечи зажигания появляется искра, воспламеняющая воздушно-топливную смесь.

В более устаревших моделях авто напряжение от катушки зажигания передавалось к свечам посредством распределителя зажигания. Подобная схема не отличалась надёжностью, потому свечные катушки зажигания более современных авто объединены в специальную систему и распределены строго по одной на каждую свечу.

Виды катушек

На данный момент различается три основных вида катушек зажигания. Каждый из них характеризуется своими конструкционными особенностями и требует более внимательного рассмотрения:

  • классические, которые используются на автомобилях с системами зажигания, где присутствует распределитель;
  • двухвыводные – используются в системе стандартного зажигания с прямой подачей электрического напряжения;
  • индивидуальные – в данной системе для каждой свечи предназначена одна катушка.

Все три вида схожи по своей конструкции, за исключением некоторых нюансов. Классический вариант состоит из двух обмоток – вторичной и первичной. Вторая при этом помещается внутрь первой. Разница между обмотками заключается в количестве витков используемой проволоки, а также в толщине провода.

Во внутренней части данных обмоток размещён сердечник, выполненный из ферромагнитного сплава. Каждая обмотка имеет по два вывода. У первичной они оба являются входными. У вторичной один вывод является выходным, а второй соединен с первичной обмоткой. Все перечисленные выше элементы помещены в герметичный корпус. Что касается выводов, то они выходят на крышку корпуса.

Двухвыводная катушка от классического варианта отличается присутствием двух сердечников – внутренний, который помещён в обмотки, а также внешний, что находится над ними. Вместо одного высоковольтного вывода вторичного варианта обмотки, у подобной катушки их всего два.

Что касается индивидуальной катушки, то она отличается тем, что сверху размещается не первичная, но вторичная обмотка. При этом высоковольтный вывод её подсоединён к специальному наконечнику, что надевается на вывод свечи.

Все виды катушек являются неразборными и не подлежат ремонту. Данные элементы необходимо проверять и своевременно осуществлять замену. Это очень важно, так как обрыв или замыкание обмоток может стать причиной сбоев в работе, а также приведёт к полной неработоспособности двигателя.

Основные неисправности катушки зажигания и их причины

Причин появления у катушек зажигания разных неисправностей может быть несколько. Среди самых распространённых из них можно выделить следующие:

  1. Короткое замыкание во внутренней части устройства.
  2. Перегрев катушки по причине её постепенного износа.
  3. Увеличение времени зарядки катушки. Это возникает по причине низкого источника напряжения, то есть слабого аккумулятора. В последствии это приводит к преждевременному износу или к повышенной нагрузке блока управления зажигания.
  4. Нарушение герметичности узлов в двигателе. Течи могут стать причиной замыкания, вызывая тем самым нарушение в работе общей системы зажигания.

Причины выхода из строя катушек зажигания необходимо знать. Если не устранить их, есть риск столкнуться с быстрым выходом из строя более новых элементов.

Симптомы неисправностей, или На что следует обратить внимание

Какой бы вид катушки ни был установлен в транспортном средстве, через определённое время эксплуатации он может выйти из строя.

Можно выделить следующие признаки неисправности катушки зажигания:

  • пропуск зажигания;
  • слабый разгон;
  • потеря мощности;
  • ошибочные показатели на панели приборов;
  • переход двигателя в режим safe-mode;
  • самый серьёзный признак выхода свечи из строя – двигатель не заводится.

Перечисленные признаки сбоя в работе катушки зажигания могут проявляться, как при определённом режиме работы двигателя, так и в постоянном.

Инструкция по проверке катушки зажигания мультиметром

Проверка описываемого элемента представляет собой трёхступенчатый процесс. Начинается он с тщательной подготовки. Затем осуществляется визуальный осмотр и всё заканчивается тестированием системы с задействованием специальных приборов.

Функционирование катушки может проверяться на профессиональных диагностических стендах в специальных сервисах и дилерских центрах. Для проведения самостоятельной проверки потребуется использовать мультиметр. Данный инструмент представляет собой универсальный диагностический прибор максимально широкого спектра применения.

Измерение сопротивления

Измерение сопротивления

Подготовительные операции

Перед тем, как начать саму диагностику катушки зажигания, потребуется подготовить мультиметр. Данный прибор в состоянии определить точные показатели напряжения и уровень электрического сопротивления в Ом.

В современных авто установлены разного рода катушки зажигания. Параметры каждой из моделей обозначены ПТС каждого авто. Подобные показатели необходимо знать, чтобы можно было провести диагностику. Проверка заключается в выявлении такого параметра, как сопротивление катушки зажигания, то есть сопротивление вторичной и первичной обмоток. Если в процессе проверки не удаётся обнаружить показатели сопротивления, можно будет опираться на общепринятые признаки.

Внешний осмотр

Внешние характеристики системы могут в зависимости от модели немного различаться. Отличаются такие характерные элементы, как:

  • крышка;
  • корпус;
  • расположенная по центру клемма;
  • два контакта.

В процессе визуального осмотра элемента потребуется внимательно изучить состояние корпуса и постараться обнаружить на поверхности трещины, сколы и прожжённые участки. По той причине, что корпус выполнен из эбонита и, соответственно, не пропускает ток, неисправность прибора по большей части будет связана с внутренними повреждениями.

Если в процессе изучения состояния внешних характеристик катушки выявляются определённые проблемы, элемент потребуется заменить на новый. Новая катушка должна строго соответствовать всем необходимым техническим характеристикам – сопротивлению обмотки, длительности и энергии искры. Если проблем с внешними характеристиками не обнаруживается, можно перейти к проверке первичной и вторичной обмоток.

Проверка обмоток

Проверка обмоток

Проверка первичной обмотки

На данном этапе мультиметр требуется присоединить к минусовому и плюсовому выводам, а прибор настроить на замер уровня сопротивления. Несмотря на то, что устройства от разных авто характеризуются разными значениями уровня сопротивления, показатель колеблется в диапазоне 0,4 — 2 Ом.

Если в процессе диагностики прибор показывает величину, входящую в данный диапазон, можно судить об исправности устройства. Отображение на дисплее значения 0 Ом прямо говорит о том, что в обмотке произошло короткое замыкание. Если же полученным значением является бесконечность, произошел обрыв в электрической цепи. После проверки первичной обмотки можно приступать к обнаружению проблем со вторичной.

Проверка вторичной обмотки

Во время данной проверки щупы мультиметра потребуется присоединить к плюсовому контакту и к проводам высокого напряжения. Если устройство обладает специальным пластинчатым сердечником, параметры сопротивления будут находиться в диапазоне 6 — 9 кОм. Все остальные категории катушек будут превышать 15 кОм.

Сравнение результатов измерений с нормированными значениями

После проверки и определения уровня сопротивления двух категорий обмоток, все полученные показания нужно сравнить со стандартными, установленными производителем параметрами. Тщательная проверка сдвоённой катушки – это более сложная задача. Первичная обмотка в катушках такого плана подключается непосредственно к разъёму.

Стандартная схема сдвоённой катушки несколько отличается от обычной и её знание необходимо в процессе проверки первичной обмотки. Вторичная обмотка будет прозваниваться без особых проблем. Для этой цели достаточно просто присоединить тестер к паре высоковольтных выводов.

Дефекты катушек, которые не выявляются тестером

Кроме проблем с обмоткой, которые можно определить при помощи мультиметра, существуют иные дефекты, которые нельзя определить при помощи данного устройства. Большинство из них определяются посредством внешнего осмотра.

Среди проблем такого плана можно определить неисправность контакта и протечку масла при сильной вибрации. Элементарное перегревание катушки может свидетельствовать о нарушении её герметичности.

Вне зависимости от обнаруженной неисправности катушку невозможно будет отремонтировать. Всё, что можно сделать – заменить деталь на новый элемент.

Выводы

Автомобильная катушка зажигания может быть отнесена к сверхточным и достаточно чувствительным устройствам. Любое, даже самое незначительное отклонение от показателей нормы может привести к достаточно серьёзным поломкам и неисправностям элементов автомобиля при его последующей эксплуатации. Не стоит также забывать о том, что катушка является тем устройством, которое нельзя отремонтировать. При обнаружении неисправностей деталь потребуется полностью заменить.

 

Пожалуйста, оцените этот материал!

Проверка обмоток Загрузка…

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

Проверка катушки зажигания мультиметром или тестером: определение сопротивления модуля

Как мультиметром проверить катушку на работоспособностьКатушка зажигания является одним из важнейших модулей бензиновых силовых установок. Если она оказалась неисправной, то двигатель просто не стартует. При этом компьютерная диагностика не всегда позволяет точно определить наличие неисправности и в такой ситуации стоит провести проверку катушки зажигания мультиметром. На сегодняшний день этот метод продолжает оставаться весьма эффективным.

Назначение и принцип работы

Катушка зажигания позволяет преобразовать низковольтный электроимпульс, поступающий от источника тока, в высоковольтный импульс, без которого невозможно получить искру. Она может иметь от 1 до 3 лепестков в затворе электрического пробоя. В зависимости от технических характеристик силовой установки, зазор пробоя может находиться в пределах 0,4−1,1 мм.

Чтобы обеспечить уверенное зажигание, напряжение электрического импульса должно составлять минимум 10 кВ. При этом следует помнить о возможном падении напряжении в проводниках и поэтому катушка должна вырабатывать импульс в 12−20 кВ.

Использование мультиметраТакое напряжение может представлять серьезную опасность для людей и особенно это касается тех, кто страдает различными сердечными недугами. Выполняя проверку неисправной катушки, необходимо проявить максимальную осторожность, ведь даже стандартные резиновые перчатки не могут гарантировать полную безопасность.

Принцип работы этого элемента напоминает автотрансформатор. Для создания первичной обмотки используется медный провод, покрытый изоляционным лаком. Чаще всего количество витков составляет 100−200. Вторичная обмотка состоит из более тонкого проводника, но имеет 2000−3000 витков.

Во время работы силовой установки вращается кулачковый механизм, расположенный в трамблере. Основной задачей этого элемента является размыкание контактов. Когда происходит короткое размыкание, через первичную обмотку проходит ток большой силы. Это приводит к появлению индукции во вторичной обмотке, и высоковольтный импульс передается на зазор свечи.

Такая схема зажигания использовалась в автомобилях длительное время. Основным ее недостатком можно считать подгорание контактов по причине прохождения через них большого тока. Зачастую владельцы автотранспортных средств дополняли заводскую схему простым электронным усилителем.

Сегодня ситуация изменилась и производители активно используют вместо прерывателей более надежные устройства, например, датчик Холла. Если пользователю нужно знать, как проверить катушку зажигания бензопилы мультиметром, то эта процедура проводится аналогично той, что выполняется для тестирования автомобильных свечей.

Рекомендации по проверке

Многим начинающим автолюбителям интересно узнать, как снять катушку зажигания, ведь проводить процедуру необходимо с демонтированным устройством. Стоит знать и об основных видах проблем, возникающих при работе этого модуля.

Основные неисправности

Как самостоятельно прозвонить катушкуВ старых машинах найти устройство довольно просто, ведь оно устанавливалось в поле видимости автолюбителя. Если начать поиски с центрального проводника распределителя зажигания, то проблем не возникнет. Также можно быстро отыскать и индивидуальные катушки, чаще всего расположенные над свечами.

Однако в некоторых моделях могут возникнуть сложности с их снятием, так как сначала необходимо демонтировать часть элементов конструкции силовой установки. Таким образом, в первую очередь необходимо определить местоположение нужного элемента, а уже затем понять, как проверить катушку зажигания тестером.

Среди основных признаков неисправности этого модуля следует отметить:

  • Как применить мультиметр для прозвона Отсутствует искра и двигатель не может стартовать.
  • Силовая установка троит во время работы и особенно это заметно при высокой влажности.
  • Во время компьютерной диагностики были обнаружены пропуски зажигания в некоторых цилиндрах.
  • Наблюдаются спады в тяге при нажатии на педаль акселератора.
  • Силовая установка с трудом заводится «на холостую» и в первую очередь — при низкой температуре воздуха.
  • Наблюдается серьезный перегрев устройства.
  • Подходящие к устройству проводники изменили цвет.

Зачастую владельцы автотранспортных средств частично сами виноваты в проблемах с этим элементом. Желая сэкономить, многие решают использовать нештатные запчасти. Если говорить о самых распространенных неисправностях, то можно отметить:

  • Переполюсовка АКБ.
  • Частый перегрев катушки.
  • Замыкание электрической проводки.
  • Механические повреждения устройства.
  • Резкие температурные колебания.

Проведение диагностики

Прозвон катушки зажганияНеобходимо ознакомиться и с информацией о том, как прозвонить катушку зажигания мультиметром, ведь эта информация будет полезна всем владельцам механизмов, оснащенных бензиновыми силовыми установками. Это измерительное устройство позволяет контролировать напряжение и сопротивление. Переключатель измерительного прибора необходимо установить в положение «200 Ом» и, прикладывая щупы к контактам «+» и «К», измерить показатель сопротивления первой обмотки катушки.

При этом он должен находиться в диапазоне 0,2−3 Ом. На следующем этапе переключатель мультиметра должен быть переведен в режим «20 кОм» и выполняется контроль сопротивления между центральным контактом высоковольтного проводника и клеммой «К». Прибор в такой ситуации должен показывать сопротивление 2−4 кОм.

Чаще всего трудности возникают при диагностике сдвоенных катушек, так как первичная обмотка в них соединена с разъемом. Для ее проверки использовать мультиметр можно только в том случае, если пользователь хорошо знаком со схемой катушки. Диагностика вторичной обмотки проводится между двумя высоковольтными проводниками.

Как проверить катушку зажигания мультиметромБез определенного набора знаний в области радиоэлектроники определить неисправность индивидуальных катушек будет достаточно сложно, так как необходимо собрать электросхему. Однако есть один способ, который всегда срабатывает. Если силовая установка троит, то следует начать последовательно отключать клеммы катушек во время работы движка.

Если после этого мотор начал двоить, то в этом цилиндре отсутствует искра. Для решения этой задачи можно провести и компьютерную диагностику. Но даже если во время проверки будет указан номер цилиндра без искры, это не позволяет однозначно говорить о неисправности катушки. Зная, как проверить сопротивление катушки зажигания мультиметром, можно достаточно быстро определить источник проблемы и провести замену вышедшего из строя элемента. Многие автолюбители меняют на иномарках фирменные катушки на устройства от ВАЗа, так как они стоят значительно дешевле.

Как проверить катушку зажигания мультиметром

Автор slawahyt99 На чтение 5 мин. Просмотров 575 Опубликовано

Бывают моменты, когда аккумулятор полностью заряжен, а заводиться автомобиль не хочет. В этой ситуации непосвящённые водители размышляют о причинах поломки, а автовладельцы с опытом в первую очередь пытаются проверить катушку зажигания. Это один из важнейших узлов двигателя и именно неисправность в нём приводит к тому, что автомобиль отказывается заводиться. Разберёмся как проверить катушку зажигания мультиметром, чтобы выявить причину поломки автомобиля.

Возможные признаки и причины поломки

Катушка зажигания преобразует низковольтное напряжение от аккумулятора и генератора в высоковольтное и направляет его на свечи. В последних появляется искра, которая воспламеняет топливо. Этот узел считается ведущим в пусковой системе, и его поломка может обездвижить транспорт на довольно долгое время.  как проверить катушку зажигания ваз мультиметром

По каким признакам можно предположить повреждение электротрансформатора:

Если автовладелец заметил подобные изменения в работе автомобиля, то скорее всего, причиной станет неисправность и следует знать, как проверить катушку зажигания мультиметром.

По каким причинам можно наблюдать подобное? Чаще всего это механические повреждения, регулярные перегревы, свечи низкого качества, а также негативное воздействие внешней среды. Например, после сильного нагрева и вибрации в процессе эксплуатации повреждается изоляция. Последнее приводит к короткому замыканию в обмотках катушки. В случае если свечи, установленные в автомобиле, не отличаются качеством, происходит перегрузка проводов высоковольтного типа и возникает обрыв обмотки.

Существует два способа проверить работоспособность электротрансформатора: создание искры между свечей и корпусом и использование мультиметра. В современных автомобилях первый может привести к непредвиденным последствиям со стороны электроники. Поэтому стоит использовать именно указанный прибор для диагностики работоспособности бобины.

Как проверить катушку зажигания мультиметром: инструкция  как проверить катушку зажигания мультиметром ваз 2112

Опытные автовладельцы, имеющие минимальные знания в механике, разделяют процесс на три основных этапа: подготовка, визуальный осмотр и диагностика с помощью прибора. Можно отвезти машину в сервис и доверить процесс профессионалам. Но, имея мультиметр, автовладелец сможет выполнить проверку самостоятельно. Кроме того, такой процесс будет полезен для понимания принципа работы автомобиля.

Первый этап — подготовка как проверить катушку зажигания ваз мультиметром

Собственно, процесс подготовки заключается в приобретении самого прибора необходимого для проверки. Его можно купить в специализированном магазине, а особо экономные могут попросить у соседа по гаражу (проводить проверку стоит именно там). Прибор способен определять напряжение и сопротивления. Если катушка покажет результат соответствующей норме, значит, она исправна.

Другой вопрос, как узнать нужные показатели. Можно ориентироваться на среднее значение. Но лучше если автовладелец найдёт информацию в технической документации по автомобилю. Если документ утерян или машина была куплена на вторичном рынке, то нужные данные можно найти в интернете. Индивидуальный подход в этом вопросе более предпочтителен, чем использование усреднённых показателей.

Что требуется узнать о катушке зажигания автомобиля? Для диагностики требуются показатели сопротивления первичной и вторичной обмотки.

Этап №2 — визуальный осмотр . как проверить катушку зажигания мультиметром видео

Бобины разных автомобилей могут иметь различный вид, но основной тип комплектации все-таки един. Можно явно различить следующие детали: корпус, два контакта, крышку и центральную клемму.

Визуальный осмотр нацелен на выявление механических повреждений прибора. То есть автовладелец должен внимательно осмотреть корпус и попытаться найти трещины, прожоги или сколы. Но так как катушка имеет эбонитовый корпус, который не пропускает ток, то причину неисправности следует искать в обмотке.

Третий этап — проверка мультиметром  как проверить катушку зажигания змз 406 мультиметром

Тут мы непосредственно разберёмся как проверить катушку зажигания мультиметром.

Диагностика электрической цепи тамблера
  • Прежде чем приступить к проверке прибором нужно открыть фиксатор и отсоединить от тамблера (в нём находится катушка) провода.
  • Настройте мультиметр на замер напряжения.
  • Приложите один контакт прибора к выводу бобины, а второй к массе (например, корпусу автомобиля).

Посмотрите показания прибора. Если катушка зажигания исправна, то на панели отобразится 12 Вольт или показатель, соответствующий технической документации транспортного средства. Если напряжение равно нулю, значит, с электрической цепью тамблера беда.

Вторичная обмотка

Далее, следует проверить сопротивление, чтобы понять где именно произошёл обрыв, в первичной или вторичной обмотке. Измените настройки мультиметра на измерение показателей сопротивления. Затем прикладываем контакты к центральной клемме и к одному из выводов катушки (не имеет большого значения положительный или отрицательный).

Нужные показатели стоит уточнить в паспорте автомобиля. Обычно они находятся в пределах 6-15 кОм. Если имеются внушительные отклонения от нормы, то можно с уверенностью сказать, что обрыв именно во вторичной обмотке.

Первичная обмотка

Чтобы выявить обрыв на первичной обмотке, необходимо измерить сопротивление, приложив контакты к положительному и отрицательному выводу катушки. Нормальные показатели соответствуют документации или находятся в пределах 0,5-2 Ом. Если видны значительные различия, значит, имеет место обрыв.

На этом вопрос, как проверить катушку зажигания мультиметром исчерпан. В случае обнаружения неисправности катушку придется заменить на новую. Следует регулярно проводить диагностику, ведь неисправность системы зажигания плохо влияет на двигатель и долговечность его эксплуатации.

Как проверить катушку зажигания своими руками: признаки неисправности и диагностика

Катушка зажигания представляет собой преобразователь напряжения, который позволяет преобразовать низкое напряжение в бортовой сети в высокое напряжение. Если коротко, в бортовой сети автомобиля напряжение не превышает для легковых авто 12В, для грузовых 24В, тогда как для нормальной работы системы зажигания требуется напряжение  не менее 20 000 Вольт и более.

На деле, напряжение для легкового авто 12В катушка или повышающий трансформатор преобразует в высоковольтное напряжение, необходимое для получения разряда (искры) на свечах зажигания.

Само собой, в процессе эксплуатации различные элементы системы зажигания могут выходить из строя. При этом свечи зажигания на многих авто и вовсе считаются расходником, частой замены могут требовать и высоковольтные провода, а также в ряде случаев возникают сбои в работе самой катушки зажигания.

Читайте в этой статье

Как работает катушка

Если рассматривать общий принцип paбoты ĸaтyшĸи зaжигaния и ее устройство, выcoĸoвoльтный импyльcный пoвышaющий тpaнcфopмaтoр имеет пepвичную oбмoтĸу  и вторичную.

Первичная  обмотка с несколькими витками из толстого провода рассчитана на низĸoe нaпpяжeниe. Bтopичнaя oбмoтĸa ĸaтyшĸи имеет  намного больше витков из тонкого пpoвoда. За счет элeĸтpoмaгнитнoй индyĸции на втopичнoй oбмoтĸe удается создать выcoĸoe нaпpяжeниe на выходе.

Далее по высоковольтным проводам  напряжение передается нa пpepывaтeль-pacпpeдeлитeль (тpaмблеp) в авто с батарейным зажиганием. Что касается моделей с тpaнзиcтopным или элeĸтpoнным зaжигaниeм, в данном случае  напряжение подается на блoĸ yпpaвлeния зaжигaниeм, после чего поступает  нa cвeчи зажигания.

Также отметим, что в пepвичнoй oбмoтĸe некоторых катушек может присутствовать peзиcтop. Если коротко, это спиpaль из стального cплaвa с выcoĸим  ĸoэффициeнтoм coпpoтивлeния. Когда на обмотке сила тока большая, тогда coпpoтивлeниe yвeличивaeтcя, что позволяет в автоматическом режиме осуществлять регуляцию.

Кстати, при запуске мотора с севшим АКБ следует пpинyдитeльнo зaмыĸать такой peзиcтop (можно отверткой или проволокой). Это позволит двигателю запуститься легче и быстрее.

  • Еще можно выделить то, что существует несколько типов ĸaтyшeĸ, хотя уcтpoйcтвo ĸaтyшĸи зaжигaния зачастую не сильно отличается. Первый тип —  oбщaя ĸaтyшĸa, которая гeнepиpyeт выcoĸoвoльтнoe нaпpяжeниe. Устанавливается пepeд пpepывaтeлeм-pacпpeдeлитeлeм или электронным блоком управления зажиганием.

Второй тип представляет собой индивидyaльную ĸaтyшĸу, которая работает только на одном цилиндре.  Ставится такое решение перед свечей зaжигaния и считается более надежным по причине того, что если одна катушка выйдет из строя, двигатель все равно сохраняет возможность работать. Также отметим, что на разных авто ĸaтyшки зaжигaния имеют разные характеристики, что зависит от типа ТС, класса автомобиля, мощности ДВС и т.д.

Неисправности катушки зажигания: признаки и симптомы

Итак, неисправная катушка зажигания зачастую проявляет себя явными сбоями в работе самой системы зажигания. Как правило, можно выделить симптомы в виде слабой искры (маломощный разряд) или полное отсутствие процесса искрообразования на свечах. Если даже мотор заводится, двигатель работает не ровно, смесь в цилиндрах сгорает неполноценно, теряется мощность  т.д.

Например, в случае, когда изoляция ĸopпyca ĸaтyшĸи повреждена, иcĸpoвoй paзpяд будет пробивать. В ситуации, когда пробивает катушка зажигания, тoĸ бyдeт уходить на стальные элементы, расположенные рядом или нa «мaccy». В любом случае, искры на электроде свечи зажигания не будет. 

Само собой, признаки неисправности катушки зажигания в такой ситуации вполне очевидны:

  • возникнут пpoпycĸи зажигания в цилиндpax;
  • двигатель будет плохо заводиться;
  • холостые обороты будут плавать;
  • при разгоне могут появиться рывки;
  • хлопки в выпycĸной cиcтeме, cтpeляeт в выхлопной трубе;
  • если катушка полностью неисправна, мотор не заведется;
  • с неисправной индивидуальной катушкой ДВС будет работать, но начнет троить.

Причины неполадок и как проверить катушки зажигания

Что касается проверки, для обнаружения  причин  необходимо знать общее устройство и принцип работы катушки. Сразу отметим, в условиях гаража самому можно проверить только катушки  на авто c бaтapeйным зaжигaниeм. В свою очередь, точная проверка катушек зажигания на более современных авто, а также индивидуальных катушек зажигания на каждом цилиндре, выполняется на специализированном оборудовании.

Как видно из устройства самого трансформатора, причины нeиcпpaвнocти ĸaтyшeĸ зaжигaния могут быть разными. Также  от устройства и типа самой катушки будет зависеть наиболее подходящий метод диагностики (например, способы, как проверить катушку зажигания ВАЗ карбюратор могут несколько отличаться от аналогичной проверки катушек на инжекторном авто).

Так или иначе, если сбоит именно катушка зажигания, неисправность, признаки и симптомы четко указывают на данный элемент, тогда следует начинать с визуального осмотра и последующей углубленной диагностики.

При визуальном осмотре можно выявить обpыв низĸoвoльтнoгo пpoвoдa, а также paзpывы пoдвoдящeгo ĸoнтaĸта и т.д. Также удается диагностировать поломку трамблера, обрывы ВВ – проводов и другие неполадки.

Что касается инжекторных авто,  обращаем внимание, что сбои в работе зажигания могут возникать и по причине неисправностей дaтчиĸa положения ĸoлeнчaтoгo вaлa (ДПКВ). В системах с элeĸтpoнным зажиганием в ряде случаев из строя выходит сам модуль. По этой причине нужно знать, как проверить модуль зажигания при такой необходимости.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить катушку зажигания на искру. Из этой статьи вы узнаете о способе проверки катушки на искру, чтобы исключить или подтвердить ее возможные неисправности.

Естественно, всевозможных случаев, по которым возникают неисправность катушки зажигания, может быть много. При этом на практике оптимальным решением  в рамках диагностики своими руками в гаражных условиях является проверка мультиметром.  Другими словами, необходимо знать, как проверить катушку мультиметром. Давайте разбираться.

  • Итак, если визуальный осмотр ничего не дал, а также катушка проходит проверку на искру, на начальном этапе следует разобраться с тем, как снять катушку зажигания с автомобиля. Для этих целей может потребоваться изучить руководство по эксплуатации и обслуживанию авто.

Сняв катушку, нужно перевести мультиметр в режим замеров coпpoтивлeния, то есть oммeтpa. После нужно замерить сопротивление катушки зажигания, предварительно зачистив контакты, так как коррозия и грязь мешают получить точные данные.

Поставив щупы прибора на обоих контактах, мультиметр выставляется в положение 20 Ом. В зависимости от типа катушки и модели авто показатель может колебаться от 0.4 до 2 Ом. Главное, чтобы сопротивление всегда было одинаковым.

Для измерения вторичной обмотки первый щуп тестера подключается к одному из контактов, а второй к пружине, которая идет на катушку. С учетом того, что величина сопротивления на вторичной обмотке может быть от 6 до 10 кОм, на мультиметре выставляют 20 кОм.

Еще добавим, что катушку также проверяют c пoмoщью так называемого paзpядниĸa, который имитирует работу системы зaжигaния, однако такое оборудование зачастую имеется только на СТО. Также еще одним способом, как прозвонить катушку, является использование осциллографа. При этом приобретать данное оборудование для личного пользования нецелесообразно.

Полезные советы

Прежде всего, катушка зажигания имеет ограниченный ресурс, который зачастую не превышает отметки в 80-100 тыс. км. Однако, сбои могут начаться и раньше. Именно по этой причине необходимо знать, как проверить зажигание, а также своевременно проводить диагностику (как плановую, так и в случае возникновения малейших признаков неисправностей).

Еще добавим, что в рамках любых проверок  не следует пытаться oтcoeдинять выcoĸoвoльтный пpoвoд oт ĸaтyшĸи или cвeчи зажигания на заведенном двигателе руками. Если просто, даже если мотор не работает, но зажигание включено, можно получить сильный удар током.

Также важно учитывать, что на срок службы катушки влияет целый ряд факторов, начиная с  общего состояния высоковольтных проводов и свечей зажигания и заканчивая попаданием влаги, масла и грязи в моторный отсек. По этой причине нужно не допускать сильного загрязнения или попадания воды во время мойки двигателя. Важно следить и за тем, чтобы катушка была нормально закреплена, так как вибрации при недостаточно надежном креплении разрушают элемент. 

Подведем итоги

Как видно, катушка зажигания является относительно простым в плане конструкции, однако важнейшим элементом системы зажигания. Указанная катушка используется как на простых карбюраторных моторах, так и на инжекторных двигателях. В случае возникновения неполадок и сбоев в работе зажигания данная катушка нуждается в отдельном внимании. В ряде случаев навыки и знание того, как проверить катушку зажигания мультиметром, позволяют быстро локализовать неисправность.

Напоследок отметим, что  работать с системой зажигания нужно с осторожностью. Если вы не уверены в своих силах, лучше сразу отказаться от самостоятельной диагностики и обратиться к профессиональному автоэлектрику. Также важно понимать, что решение мерить сопротивление индивидуальных катушек на современных авто может не дать ожидаемых результатов, так как для точной проверки нужно специализированное оборудование.

Читайте также

Способы проверки исправности катушки зажигания (искрой, мультиметром)

Легковой автомобиль используется современным человеком для решения разнообразных задач. Эксплуатация этой разновидности транспортного средства делает жизнь намного комфортнее, а для широкого круга профессий существенно повышает эффективность трудовой деятельности.

Несмотря на конструктивную проработку, отдельные узлы современного автомобиля иногда выходят из строя. Для их восстановления требуется предварительная диагностика. Далее рассмотрены процедуры выявления неисправности катушки зажигания бензиновых двигателей.

Проверка исправности автомобильной катушки зажигания

Катушка зажигания и ее устройство

устройство катушки зажигания

Механическая работа бензиновых двигателей происходит в результате сгорания в цилиндрах топливно-воздушной рабочей смеси, которая поджигается электрической искрой. Цепи зажигания питаются от бортовой сети автомобиля, которая из соображений безопасности имеет 12-вольтовое напряжение, что недостаточно для создания искры. Наиболее простой способ получения высокого напряжения — применение повышающего трансформатора, который традиционно называется катушкой.

Трансформатор не работает с постоянным током. Одновременно для поджига смеси достаточно короткой искры. Для ее получения в состав цепей зажигания вводится прерыватель. Скачок тока в момент срабатывания дает возможность осуществить трансформацию и снимать с выхода катушки напряжение в несколько киловольт, подаваемое затем на свечи.

Катушка содержит две обмотки: низкого напряжения или первичную и высокого напряжения или вторичную. Из-за больших токов, протекающих в первичной обмотке, она мотается проводом с большим сечением и имеет невысокое омическое сопротивление. Вторичная обмотка передает небольшой ток, что позволяет мотать ее тонким проводом. Кроме того, из-за необходимости получения высокого коэффициента трансформации содержит несколько тысяч витков. Таким образом, она отличается высоким сопротивлением.

Признаки неисправности и часто встречающиеся причины отказа

Катушка зажигания, как и нерегулируемый трансформатор, не содержит подвижных частей, поэтому отличается высокой эксплуатационной надежностью. Редко встречающиеся на практике случаи ее отказа внешне проявляются в том, что двигатель

  • начинает “троить”, причем этот эффект может частично исчезать после прогрева, но его интенсивность усиливается с течением времени;
  • дает перебои во время дождя и высокой влажности воздуха;
  • в зимний период до завершения прогрева наблюдаются “провалы”, которые уменьшаются при достижении рабочей температуры;
  • реагирует “провалом” на резкую подачу газа.

Механические повреждения катушки происходят из-за ударов по корпусу и из-за разрушения изоляции в результате естественного старения и при попадании на нее масла.

Наиболее часто встречающейся причиной отказа катушки становится воздействие влаги летом и антигололедных реагентов зимой, проникающих в подкапотное пространство и вызывающей коррозию контактов.

Отрицательно влияют на надежность катушки перегрев и чрезмерные вибрации при ненормальной работе двигателя.

Из приведенного перечня видно, что владелец автомобиля в состоянии снизить вероятность отказа катушки правильной эксплуатацией автомобиля и поддержанием его в исправном состоянии. Но полностью исключить отказ этого узла нельзя.

Бортовой компьютер отмечает неисправность катушки включением индикатора Check Engine. Его срабатывание происходит по иным причинам. Поэтому для точной локализации неисправности требуются дополнительные тесты. Тестирование возможно  без применения сложного профессионального диагностического оборудования.

Методы проверки катушки зажигания

Визуальная проверка

Визуальная проверка предшествует тестированию любым методом.

Для начала находится сама катушка. Для этого проходим по проводу от распределителя в сторону, противоположную свечам. Затем осматриваем.

На корпусе катушки не должно быть трещин, сколов, выгораний. При их обнаружении катушка подлежит замене.

Контакты не должны содержать окислений. Окисления удаляются зачисткой.

неисправная катушка зажигания

Метод визуального тестирования

Сильной стороной метода визуального тестирования (известен  как метод “проверки искрой”) является простота реализации. Он не требует никаких приборов и  выполняется даже в дороге. Главными недостатками обоснованно считаются невысокая точность, большая трудоемкость, риски ударов током.

Для  этого метода потребуются исправная свеча и пассатижи, может понадобиться торцевой свечной ключ.

К работе целесообразно приступать не ранее чем через четверть часа после выключения двигателя, чтобы он успел остыть.

Сначала снимается провод первой свечи, к нему подключается контрольная свеча. Удерживая свечу пассатижами за изолятор, касаемся резьбовой частью юбки  неизолированного металлического участка корпуса двигателя. При работающем двигателе и исправной катушке между электродом и корпусом проскакивает интенсивная искра фиолетового цвета. Для минимизации рисков можно не запускать двигатель, а на пару секунд включить стартер.

проверка катушки зажигания

Вывод о неисправности катушки делается в том случае, если искра слабая или имеет выраженный желтоватый оттенок. Отсутствие искры говорит об отказе катушки или полном отсутствии контакта.

Если в двигателе нескольких катушек, процедура контроля выполняется для каждой из них.

Если нет запасной исправной свечи, в качестве визуального индикатора привлекается свеча, которая выкручивается из одного из цилиндров двигателя.

На свечи подается напряжение в несколько киловольт. С учетом этой особенности при обращении к методу визуального контроля в любой форме его реализации соблюдайте осторожность и не касайтесь незащищенными частями тела неизолированных частей бортовой электропроводки.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Метод проверки электрического сопротивления мультиметром

Этот метод требует обязательного применения мультиметра (тестера), функционирующего в режим омметра. Далее считаем, что применяем современный цифровой мультиметр.

Перед началом измерений проверяем исправности измерительного прибора:

  • при разомкнутых щупах на экран выводится единица;
  • при замкнутых друг на друга щупах на индикаторе в диапазоне измерения высокого сопротивления выводится 00,0, а при переходе на диапазон 200 Ом – не более 0,5 Ом.

Далее при остановленном двигателе и выключенном зажигании демонтируем катушку и найдём на ней контакты первичной и вторичной обмоток. На следующем этапе измеряется сопротивление.

Для первичной обмотки, концы которой выводятся на клеммы катушки, измеренное значение не превышает 5 Ом (точную величину, которая меняется у различных марок автомобиля, найдёте в техническом описании). Для вторичной обмотки, концы которой подключены к контакту высоковольтного провода и плюсовому выводу, сопротивление у разных моделей катушек  меняется в пределах  5 — 17 кОм.

проверка катушки зажигания мультиметром

Выход за указанные пределы с высокой степенью достоверности свидетельствует о неисправности катушки, причем:

  • меньшее значение сопротивления говорит о коротком замыкании из-за повреждения изоляции;
  • большие показания (вплоть до бесконечности) интерпретируются как обрыв провода обмотки.

В процессе проверки вторичной обмотки дополнительно учитывается следующее:

  • измерения проводят с учетом полярности, т.е. черный щуп обязательно соединяется с массой;
  • для катушек с четырьмя выводами измерения осуществляют на всех контактах.

Рекомендации по тестированию

Контроль исправности катушки зажигания не относится к сложным процедурам и выполняется автолюбителем с минимальным уровнем подготовки.

При прочих равных условиях лучше контролировать сопротивление (меньшая трудоемкость, выше достоверность, риски поражения высоким напряжением сводятся до нуля).

Неисправная катушка зажигания восстанавливается перемоткой отказавшей обмотки. Тем не менее, ремонт не оправдывает себя из-за высокой стоимости и большой трудоемкости. Поэтому отказавшую катушку целесообразно заменить на новую.

Видео: Как определить неисправную катушку зажигания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *