Сальники что это – Что такое сальники. Применительно к машине. Читай, запоминай

Сальниковое устройство — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Этот сальник сильно поджат — из него выдавливается смазка. Если открутить поджимающий элемент… …можно увидеть выглядывающую сальниковую набивку. Новая сальниковая набивка.

Сальниковое устройство или сальниковое уплотнение — один из видов уплотнительных устройств подвижных соединений различных устройств и механизмов. Ввиду простоты своей конструкции это одно из самых распространённых и давно известных уплотнительных устройств. Названия сальниковая набивка, сальник, сальниковый узел и другие сохранились с тех времён, когда для уплотнения в этих устройствах использовалась пропитанная жиром пенька, в современной промышленности применяются другие материалы.

Особенно широко сальники используются в трубопроводной арматуре, где они известны как уплотнение подвижных деталей (узлов) арматуры относительно окружающей среды, в котором применён уплотнительный элемент с принудительным созданием в нём напряжений, необходимых для создания требуемой герметичности.

[1]

Также сальниковые устройства, работающие на том же принципе, широко применяются в различных промышленных, судовых, автомобильных механизмах. Кроме подвижных узлов, сальники могут использоваться для уплотнения неподвижного оборудования, например в трубных и кабельных проходках.

Суть сальникового устройства в том, что на внешней стороне крышки или корпуса в том месте, где через них проходит шток или шпиндель, создаётся сальниковая камера (иногда её называют сальниковая коробка[2]), в которую укладывается уплотнительный материал — сальниковая набивка. При помощи специальных устройств набивка поджимается вдоль оси шпинделя (штока), упираясь в стенки сальниковой камеры и уплотняя набивку. При сжатии набивки в ней создаются усилия, под действием которых она прижимается с одной стороны к стенке сальниковой камеры, а с другой — к цилиндрической поверхности шпинделя (штока). Таким образом создаётся герметичность и рабочая среда не проникает за пределы корпуса оборудования. В механизмах малых диаметров поджатие набивки производится накидной гайкой, больших — специальной деталью — сальником

[3] — при помощи откидных или анкерных болтов с гайками (обычно двух)[4].

Сила трения, возникающая между сальниковой набивкой и штоком, препятствует последнему совершать необходимые перемещения, а при чрезмерных усилиях затяжки сальника делают их невозможными, поэтому для сальников имеют большое значение конструкторские и технологические решения, обеспечивающие их нормальную работу, среди них:

  • материал набивки;
  • размеры сальниковой камеры;
  • конструкция деталей сальникового узла;
  • материал штока (шпинделя), чистота обработки его поверхности и другие.

В некоторых случаях (среди арматуры, как правило, в регулирующих клапанах) для снижения трения применяются сальники со смазкой, которая подаётся извне через специальную маслёнку[4], в тяжелонагруженных механизмах применяется орошение штока водой, например в буровых насосах.

Современная сальниковая набивка представляет собой, как правило, шнур или кольца из асбеста с графитовой пропиткой. Также используются безасбестовые уплотнительные материалы из фторопласта или на основе графита. Вместо набивки иногда применяются манжеты из резины. Также применяются и многие другие материалы, что определяется конкретными условиями эксплуатации[4].

  1. ↑ ГОСТ Р 52720-2007. Арматура трубопроводная. Термины и определения.
  2. ↑ англ. Stuffing box
  3. ↑ На техническом жаргоне эту деталь часто именуют
    грундбуксой
    .
  4. 1 2 3 Усватов-Усыскин Р. Ф. Поговорим об арматуре. — М.: Vitex, 2005.

Сальник — это… Что такое Сальник?

  • САЛЬНИК — (omentum, epiploon), большие дуп ликатуры брюшины, идущие от одного органа брюшной полости к другому и состоящие из листков брюшины, большого и малого брюшинных мешков (рис. 1). Обычно С, т. е. листки брюшины, охватывает сосудистую ножку,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • сальник —      жировая складка в брюшине * * * (Источник: «Объединенный словарь кулинарных терминов») Сальник Сальник жировая складка в брюшине. Словарь кулинарных терминов. 2012 …   Кулинарный словарь

  • САЛЬНИК — в технике уплотнение, герметизированный зазор между подвижной и неподвижной деталями (напр., поршневым штоком и цилиндром). Применяют сальник с мягкой (асбест, фетр, резина) и твердой (напр., металлической) набивками …   Большой Энциклопедический словарь

  • САЛЬНИК — САЛЬНИК, сальника, муж. 1. Богатый жировыми отложениями участок брюшины от желудка до нижней части брюшной полости (анат.). 2. Род кушанья из этой части тела животного (кул.). 3. Смазывающееся приспособление у поршня, препятствующее выходу пара,… …   Толковый словарь Ушакова

  • сальник — уплотнение, приспособление, зазор, прокладка Словарь русских синонимов. сальник сущ., кол во синонимов: 9 • брюхо (29) • …   Словарь синонимов

  • сальник — а, м. sale adj. устар. Любящий сальности. Ну как с ним <офицериком> в мазурку пойду я! Его бы брелоком на часики! Папа же морщился, рявкая: Сальник . Белый начало века. // Стар. Арбат 40 …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • САЛЬНИК — в анатомии широкая и длинная складка внутренностного листка брюшины у млекопитающих животных и человека, часть брыжейки. Соединительная ткань сальника богата кровеносными сосудами и жировой тканью. Защитный орган брюшной полости …   Большой Энциклопедический словарь

  • САЛЬНИК — САЛЬНИК, а, муж. (спец.). 1. Жировая складка в брюшине. 2. Деталь, герметически закрывающая зазор между подвижной и неподвижной частями машины. | прил. сальниковый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • САЛЬНИК — (omentum), широкая и длинная складка висцерального листка брюшины млекопитающих, в к рой расположена рыхлая соединит, ткань, богатая сосудами и жировыми отложениями. Большой С. двойная складка дорсальной брыжейки желудка, состоящая из 4 листков,… …   Биологический энциклопедический словарь

  • САЛЬНИК — (Stuffing box, stuffing gland) деталь для уплотнения зазоров между отверстиями и движущимися в них частями с целью воспрепятствовать просачиванию жидкости или газа. Уплотнение достигается посредством различных набивок. Самойлов К. И. Морской… …   Морской словарь

  • САЛЬНИК — уплотняющее устройство для штоков, стержней и трубок в месте прохода их через отверстие в стенке (крышке), разделяющей два пространства с неодинаковым давлением. С. ответственная деталь, служащая для предотвращения пропуска (утечек) пара, воды… …   Технический железнодорожный словарь

  • Что такое сальник в машине? от «РТИ-Промэкспорт»™ Барнаул

    Что такое сальник в машине? Это специальный уплотнитель в виде кольца (колпачка), который удерживает техническое масло, необходимое для работы соединений. Пример – распределительный вал двигателя. Благодаря его вращению клапанами совершаются возвратно-поступательные движения. Под температурой рабочего двигателя элементы нагреваются и сильно трутся друг о друга. Отсутствие сальника ведет к быстрому износу и поломке основных элементов, а возможно, и всего двигателя.

    Изготавливаются сальники из термостойких материалов. У заводских деталей имеется специальный стандарт для каждого типа. При быстром вращении сальника повышается внутренняя температура уплотнителя. Если он окажется некачественным, деталь легко может сгореть.

    сальник в машине

    Место расположения

    В большинстве машин сальники устанавливаются в нескольких местах в зависимости от назначения. Как правило, в самом двигателе предусматривается по два на коленчатом вале. В модификациях с использованием зубчатого ремня они также присутствуют на валах, выходящих из мотора. Всего можно выделить типы сальников для:

    • коленвала – передний и задний;
    • масляного насоса;
    • балансира.

    Отдельно выделяется сальник ступицы. Этот уплотнитель значительно массивнее и сложнее других. Задача этой детали – герметизировать зазоры ступицы. Также корпус такого сальника имеет специальные дополнительные кромки, защищающие его от грязи.

    Внимание! Сальники не подлежат ремонту, в случае износа снимаются и выбрасываются. Замена обычно требуется через 100 тысяч км пробега авто. Это усредненный показатель, зависящий от множества факторов.

    Предвидеть приближающуюся проблему довольно легко. На это указывают некоторые признаки:

    1. Неприятные звуки вращающихся деталей. Если маслосъемный колпачок износился, он твердеет и может лопнуть. В результате, рабочее масло вытекает из своей среды, попадая в камеру внутреннего сгорания и на другие органы автомобиля. При этом детали со сломанным колпачком начинают чаще соприкасаться, что может привести к быстрому их износу.
    2. Появление масла на функциональных деталях, где его не должно быть. Например, могут быть заметны масляные следы на постели распределительного вала.

    Очень важен правильный выбор сальника под модификацию автомобиля. Обычно производитель или продавец хорошо знают изделия и могут подсказать при выборе. Если же невозможно найти изделие под конкретную модель автомобиля, можно взять альтернативный вариант, однако при этом ширина узла должна быть немного меньше.

    Кроме того, при выборе стоит обратить внимание на наличие пыльника и нарезки на рабочей поверхности. Если их нет, срок службы такого уплотнителя составляет не более 30 тысяч км.

    САЛЬНИК — это… Что такое САЛЬНИК?

    уплотняющее устройство для штоков, стержней и трубок в месте прохода их через отверстие в стенке (крышке), разделяющей два пространства с неодинаковым давлением. С. — ответственная деталь, служащая для предотвращения пропуска (утечек) пара, воды или сжатого воздуха. Применяется в паровых цилиндрах (поршневые и золотниковые С.), в паро-воздушных и питательных насосах, инжекторах, водомерных стеклах, вентилях различного назначения и т. д.

    С. требуют особо внимательного ухода. При так наз. парении, напр. поршневых С., особенно в зимнее время, помимо пережога топлива ухудшается видимость пути, что является причиной опозданий на перегонах, задержек на станции и в депо, проезда сигналов, а иногда и аварий. Для предотвращения парения С. необходимо следить за исправностью их частей, своевременно устраняя перекосы, изношенные и поломанные кольца их и т. п. По роду набивки различают С. с мягкой и металл. набивкой. С. с мягкой набивкой состоит обычно из корпуса, грундбуксы, крышки сальника, втулки крышки и набивки. В качестве последней применяются: хлопчатобумажный шнур, пропитанный салом (для холодных жидкостей) или в соединении с тальком и графитом (для горячих жидкостей), <a href=

    асбестовый шнур и резиновые кольца. Набивка закладывается между грундбуксой и втулкой крышки и уплотняется крышкой при помощи шпилек и гаек. С. с металл. набивкой (поршневые и золотниковые) применяются гл. обр. при перегретом паре. В зависимости от числа набивочных металл. колец различают С. многоколечные и одноколечные. С. многоколенные (Шмидта, Сормовского з-да и др.) дороги, сложны по конструкции, и ремонту; в эксплуатации не обеспечивают должного уплотнения при износе колец и штока. Такие С. применялись на всех паровозах с перегревом пара, кроме Е, ТА, ТБ , ФД и ИС. С 1938 г. на паровозах СУ, СО и Э поршневые многоколечные С. заменяются одноколечными (Кинга). Последние просты по конструкции, несложны в ремонте и надежны в работе. Основными элементами таких С. являются: набивочное металл. кольцо 8, разрезанное по кривым поверхностям и помещающееся между упорным кольцом 6 и нажимным 5; кольца 8 и 6 вставлены в обойму 2, на к-рую через стакан 3 нажимает пружина 4. Вблизи наружного конца С. для очистки штока от грязи и пыли закладывается мягкая набивка 7 из промасленного асбестового шнура. Металл. кольца удерживаются крышкой 1, а мягкая набивка — крышкой 9. Одноколечные С. с большой эффективностью работают на паровозах Е, ТА, ТБ, ФД и ИС.» />

    С. требуют особо внимательного ухода. При так наз. парении, напр. поршневых С., особенно в зимнее время, помимо пережога топлива ухудшается видимость пути, что является причиной опозданий на перегонах, задержек на станции и в депо, проезда сигналов, а иногда и аварий. Для предотвращения парения С. необходимо следить за исправностью их частей, своевременно устраняя перекосы, изношенные и поломанные кольца их и т. п. По роду набивки различают С. с мягкой и металл. набивкой. С. с мягкой набивкой состоит обычно из корпуса, грундбуксы, крышки сальника, втулки крышки и набивки. В качестве последней применяются: хлопчатобумажный шнур, пропитанный салом (для холодных жидкостей) или в соединении с тальком и графитом (для горячих жидкостей), асбестовый шнур и резиновые кольца. Набивка закладывается между грундбуксой и втулкой крышки и уплотняется крышкой при помощи шпилек и гаек. С. с металл. набивкой (поршневые и золотниковые) применяются гл. обр. при перегретом паре. В зависимости от числа набивочных металл. колец различают С. многоколечные и одноколечные. С. многоколенные (Шмидта, Сормовского з-да и др.) дороги, сложны по конструкции, и ремонту; в эксплуатации не обеспечивают должного уплотнения при износе колец и штока. Такие С. применялись на всех паровозах с перегревом пара, кроме Е, ТА, ТБ , ФД и ИС. С 1938 г. на паровозах СУ, СО и Э поршневые многоколечные С. заменяются одноколечными (Кинга). Последние просты по конструкции, несложны в ремонте и надежны в работе. Основными элементами таких С. являются: набивочное металл. кольцо 8, разрезанное по кривым поверхностям и помещающееся между упорным кольцом 6 и нажимным 5; кольца 8 и 6 вставлены в обойму 2, на к-рую через стакан 3 нажимает пружина 4. Вблизи наружного конца С. для очистки штока от грязи и пыли закладывается мягкая набивка 7 из промасленного асбестового шнура. Металл. кольца удерживаются крышкой 1, а мягкая набивка — крышкой 9. Одноколечные С. с большой эффективностью работают на паровозах Е, ТА, ТБ, ФД и ИС.

    Технический железнодорожный словарь. — М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство. Н. Н. Васильев, О. Н. Исаакян, Н. О. Рогинский, Я. Б. Смолянский, В. А. Сокович, Т. С. Хачатуров. 1941.

    Для чего нужен сальник от «РТИ-Промэкспорт»™ Барнаул

    Прежде чем разобраться, как работает сальник, посмотрим на его особенности и строение. Поняв суть, проще ознакомиться с принципом функционирования. Сальниковое изделие – специальное уплотнительное кольцо. Применимо в разных сферах быта и промышленности. Теперь более подробно.


    Особенности и использование

    Сальник применим при работе различных механизмов, которым присуще взаимодействие двух металлических деталей. Задача изделия – надежно удерживать смазывающую рабочую жидкость внутри узла взаимодействия. В результате снижается сила трения, металл служит значительно дольше, агрегаты работают слажено и правильно.

    Часто сравнивают сальник (армированную манжету) и манжету, однако они – два уплотнителя, имеющие значительные отличия. Манжета – кольцо, как правило, мягкое, применимое даже в самых простых соединениях бытовой техники и прочих устройств. Сальник – усложненное устройство, которое изнутри армируется специальным металлическим каркасом, в результате чего выдерживает более высокие нагрузки.

    Название «сальники» произошло от структуры материала. Сначала это были примитивные уплотнители, пропитанные животным жиром. После в качестве пропитки стали применять жир пеньки – это конопляные стебли, которые вымачиваются особым образом. Однако, ввиду современных правил выращивания этого растения, такую смазку стали заменять синтетическими маслами. Встретить сальники можно в самых разных машинах и устройствах, например:

    1. В сельском хозяйстве: в машинной технике, оборудовании производства комбикормов, в устройствах подачи пищи животным и прочих.
    2. В промышленности: машиностроительные, фрезерные, токарные и другие станки.
    3. В автомобилестроении: как минимум в узлах легковых автомобилей имеется до 10 уплотнителей. Все зависит от типов агрегатов и модификации машин.
    4. В строительстве: спецтехника со взаимодействующими металлическими элементами и прочие устройства.
    5. В коммуникациях: в трубопроводной арматуре они играют роль уплотнителей подвижных элементов трубопровода, обеспечивая полную герметичность.

    Кроме этого, сальники применимы и для уплотнения неподвижных элементов. Пример тому – кабельные и трубные проходки.


    Принцип действия

    Сальник обязательно имеет форму кольца, с отверстием посредине. Через него проходит шпиндель или шток. Специальным приспособлением она прижимается вдоль оси штока. Это создает полную герметичность. В результате рабочая среда (масло, смазочный материал) не проникает через сальник.

    Таким образом создается сила трения, препятствующая шпинделю или штоку перемещаться. В результате работа происходит только в заданном узле. На нормальное функционирование сальника влияет целый ряд конструкторских особенностей, а именно:

    • параметры сальниковой коробки;
    • частота обработки поверхности штока;
    • материал шпинделя;
    • строение остальных деталей узла с сальником и многое другое.

    Потому при выборе уплотнителя обращают внимание на эти условия. Если сальник подобран неправильно, не соответствует техническим условиям применения, возможны серьезные проблемы, вплоть до выхода из строя всего агрегата.


    Что такое сальник — С-Агросервис

    Что такое сальник

    Для уплотнения подвижных и неподвижных соединений используют самые разные по типу конструкции изделия, которые могут изготавливать из различных материалов. К одним из наиболее востребованных представителей таких изделий вполне можно отнести сальник. Но что такое сальник и почему он столь странно называется? Для ответа на данный вопрос нам будет необходимо совсем ненадолго углубиться в историю пары прошлых столетий.

    XIX и XX век характеризуются множеством уникальных открытий, которые повлияли на развитие технологий в разных промышленных отраслях. Со временем многие деревянные, металлические и тряпичные изделия были заменены аналогичными предметами из каучука, из различных полимеров и синтетических волокон, а также из большого числа других, более эффективных, и в то же время наиболее дешевых в производстве материалов и веществ.

    Это сейчас для уплотнения различных узлов техники используют резинотехнические и синтетические изделия, отличающиеся отменной износостойкостью и способные без труда выдержать перепады температур, не теряя при этом своих качеств. А раньше для уплотнения, например, валов, активно применялась специальная ткань из фетра или войлока. При этом в качестве смазки для лучшего скольжения обильно использовалось обычное свиное сало.

    Таким образом, если говорить о том, что такое сальник изначально, то это хорошо промазанная салом войлочная или же фетровая ткань, используемая для уплотнения валов. В настоящее время в качестве такого уплотнителя используют специальные резинотехнические манжеты с армированием, однако так как в народе прочно закрепилось давнее название этого элемента, на вопрос «что такое сальник» сейчас можно ответить: армированная манжета.

    Где применяется сальник

    Где применяется сальник

    Основное применение сальника происходит именно в машиностроительной отрасли, поскольку множество узлов различных машин и агрегатов для стабильной работы нуждаются в наличии специального защитного элемента, сохраняющего их от попадания частичек грязи, пыли и влаги, и препятствует соприкосновению рабочих сред, например, воды и воздуха. Но для полноты картины мы рассмотрим, где применяется сальник, кроме машиностроения:

    • сельское хозяйство
    • жилищно-коммунальное хозяйство
    • нефтегазовая отрасль
    • горнодобывающая отрасль
    • деревообрабатывающая отрасль
    • авиастроение и приборостроение
    • фармацевтическое производство

    И это далеко не все сферы, где возможно применение сальников. Его используют во многих направлениях, где необходимо надежно и герметично выполнить соединение между неподвижными и подвижными узлами конструкции. Однако, важно помнить, что везде, где применяется сальник, основной рабочей средой механизма могут выступать масляные, а также топливные, эмульсионные и другие разновидности гидравлических жидкостей.

    Типы сальников

    Типы сальников

    В зависимости от эксплуатационного назначения, конструкция сальников может иметь небольшие различия, по которым изделия классифицируют на следующие типы сальников:

    • Однокромочные сальники
    • Двукромочные сальники

    Отличие первого варианта изготовления от второго заключается в том, что сальники с одной кромкой только лишь препятствуют протечке рабочей среды из места соединения. А вот сальники с двумя кромками, кроме защиты от протекания, позволяют так же избежать попадания в уплотняемую конструкцию частиц пыли и других веществ. Собственно, за счет этой функции, двукромочные сальники в народе достаточно часто называют пыльниками.

    По способу исполнения данные изделия подразделяются на сальники с формованной кромкой и на сальники с кромкой, которая была обработана механически. Материалом для их изготовления, как правило, служит каучук с добавлением различных примесей. Химический состав данной продукции существенно влияет на физико-химические параметры и свойства изделия. В зависимости от материала изготовления различают следующие типы сальников:

    • Манжета армированная маслобензостойкая
    • Манжета армированная высокотемпературная
    • Манжета армированная пищевая

    Тип сальника

    Материал изготовления

    Температурный диапазон

    Маслобензостойкий

    Нитрил-бутадиеновый каучук NBR

    Зависит от группы резины

    Высокотемпературный

    Фторкаучук FKM

    От -20°С до +170°С

    Пищевой

    Силикон MVQ

    От -55°С до +150°С

    Температура эксплуатации сальника NBR может варьироваться от -30°С до +100°С, а также от -45°С до +100°С и от -60°С до +100°С в зависимости от 1-й, 2-й или 3-й группы резины, использованной при его создании. Силиконовые и фторкаучуковые манжеты могут краткосрочно функционировать и при температурах до +250°С и +300°С соответственно, но агрессивная эксплуатация способна существенно сократить их срок работоспособности.

    Устройство сальника

    Устройство сальников

    Плотно прилегать к уплотняемым поверхностям данному изделию позволяет особое устройство сальника. В корпусе армированной манжеты находится полость, где размещена специальная набивка из различных материалов, устойчивых к агрессивным воздействиям, в том числе к перепадам температур, химическим веществам и механической деформации. По корпусу изделия так же располагается армированный слой из металлической проволоки.

    Это устройство сальника позволяет изделию проявлять очень высокую устойчивость ко множеству воздействий, выдерживая достаточно сильные нагрузки. Кроме того, благодаря проволочному армированию и наличию набивки сальника, манжеты способны прилегать к стенкам уплотняемых поверхностей с наибольшим усилием, создавая достаточно надежную герметичность в соединениях между подвижными и неподвижными деталями.

    Конструктивные особенности различных видов сальников

    Сальник, или армированная манжета — уплотнительное приспособление, используемое в спецтехнике, автомобилях, специальных конструкциях для полной герметизации вращающихся валов и сочленения деталей, работающих по принципу возвратно-поступательного движения (пример последнего — манжеты в сочленении гидроусилителя и рулевой рейки). И в динамике, и в статике изделия позволяют обеспечивать разделение и исключить взаимопроникновение сред:

    • воздуха и масла;
    • воды и воздуха;
    • охлаждающих жидкостей и воздуха и т. д.

    Также эти уплотнители препятствуют проникновению во внешнюю среду кислот, щелочей, других агрессивных сред и при наличии пыльников — попаданию в узлы двигателя пыли и грязи.

    При проектировании моделей армированной манжеты конструкции проходят длительный путь поэтапной отработки с созданием нового или усовершенствованием существующего полимерного композита, с тестированием пробника на испытательном стенде и ходовыми испытаниями. Именно тесты позволяют сделать итоговые выводы об износостойкости конструкций и получить необходимые данные для расчетов. При этом требования к эксплуатационным характеристикам сальников постоянно возрастают. Так, в настоящее время отдельные производители дают гарантию на 50 тысяч часов автопробега (или 3 млн. км) без смены этого уплотнителя, что еще в 90-х годах прошлого века казалось недостижимым.

    Сегодня конструкторы предлагают широкий ряд оригинальных решений по совершенствованию армированных манжет для того или иного узла. Ключевые «точки», по которым ведется работа — герметизация по валу вращения и уплотнение по посадочному участку внешней поверхности. Ниже представлен ряд этих решений.

    Варианты уплотнений по наружной поверхности

    Сальники рифленые

    Сплошная и гладкая — в таком исполнении выглядела раньше по месту посадки наружная часть сальника. На практике обнаруживалось, что гладкое и сплошное наружное обрезинивание нередко приводило к протеканию («отпотеванию») технической жидкости. Исследование таких манжет показали, что на поверхности резины образовывались микроскладки, поскольку не происходило ее сжатие при запрессовке. В результате масло, являясь сверхтекучей средой, становилось причиной «отпотевания» с последующим попаданием через микроскладки пыли и грязи.

    В дальнейшем для производства сальников стали применяться более высокие технологии: они позволили без деформаций выпрессовывать из пресс-формы манжеты с обновленной — рифленой наружной поверхностью — более эффективной и надежной, исключающей «отпотевание».

    Сальники с накаткой

    Плотность прижатия «губы» сальника — его резинового элемента — зависит от угловых и линейных скоростей вращения вала. До достижения определенных скоростных показателей рабочая кромка обеспечивает полную герметичность, исключая вытекание масла. Соответственно и конструкции, работающие в пределах данных параметров, не вызывают вопросов у инженеров по части герметичности уплотнений. Основное внимание конструкторов уделяется обеспечению меньшего износа и большей долговечности резины в месте контакта.

    Однако повышенные обороты в минуту меняют ситуацию, и причиной тому эксцентриситет вала. Даже крайне незначительный, при вращении вала он вызывает смещение окружности рабочей кромки относительно наружного диаметра — в результате «губа» «открывается», появляется зазор между рабочей кромкой и валом, через который и протекает масло. На определенных высоких скоростях резина просто не в состоянии закрыть его. У современных сальниковых уплотнений он не превышает 0,2 мм, однако полная герметичность всё равно нарушена.

    Конструкторами было найдено решение, основанное на принципе гидродинамического эффекта. Путем накатки «губа» сальника стала профилироваться, в результате чего получили своего рода крыльчатку насоса. Благодаря такому профилю при повышенных угловых скоростях возникает эффект гидродинамики — подвижная рабочая среда (вода, масла), стремящаяся наружу, «загоняется» обратно. Для сальников правового и левого вращения гидродинамическая накатка выполняется отдельно, угол ее наклона к рабочей кромке может быть различен. Расчеты по накатке (форма, шаг, угол примыкания к рабочей кромке) осуществляются по результатам экспериментов и тестирования, поскольку зависят от массы факторов, в том числе от конструкции «губы» и используемой резины.

    Сальники с реверсивной насечкой

    Отдельно следует сказать о реверсивной накатке (насечке). Сальники с таким профилирование «губы» не рассчитаны на форсированное использование, как правило, для них не существует «граничный» режим работы. Они применяются при реверсивном вращении валов. В этом случае реверсивная насечка — экономически выгодная альтернатива «левой» и «правой» накаткам.

    «Голые» сальник

    Сальники с оголенным каркасом не имеют уплотняющего резинового слоя. Уплотнение происходит за счет плотной посадки «металл — металл». Достичь герметичности в этом случае можно лишь вводя дополнительную производственную операцию — нанесение специального герметика. В условиях ремонтной мастерской это незначительно снижает общие расходы. Но по совокупности затрат в условиях серийного производства это оказывается дороже производства сальников с полимерным наружным слоем.

    Однако у оголенных сальников есть свой плюс — прочная фиксация в узле. Он особенно ощутим в сравнении с неправильно обрезиненными уплотнениями, которые сами по себе, еще и под воздействием высоких температур, могут смещаться из-за остаточных деформаций в резине.

    «Полуголые» сальники

    У таких уплотнителей несколько важных плюсов — высокая герметичность, которую обеспечивает резиновый компонент, надежная посадка благодаря натягу металла по металлу и экономия материалов: в сравнении с обычным обрезиненным аналогом на такой сальник полимеров уходит меньше до 20%. Однако есть и немаловажный минус — более сложная, и более затратная технология производства. Уплотнители такого типа изготавливаются из высококачественных полимеров типа фтор-силиконовых и используются на особо ответственных участках.

    Сальники с пыльниками

    Пыльник — особый элемент армированной манжеты, используемый для защиты места уплотнения вала и рабочей кромки от проникновения грязи и пыли. Он выполняет роль барьера и для сравнительно крупных частиц во избежание повреждения места уплотнения. Пыльник может без натяга касаться вала или иметь относительно него зазор, однако есть и варианты с натягом на вал. В числе разновидностей:

    Выступающие пыльники

    Их выносят подальше от рабочей кромки. Предназначены для сальников, работающих в условиях повышенной влажности, загрязненности, пылеобразования. Выступающая геометрия элемента увеличивает объем камеры внутри уплотнителя, и все что проникает в камеру, оседает в ней.

    Пыльники с натягом на вал

    Такой вариант — специальная разработки для эксплуатации техники (в том числе военной) в экстремальных условиях. Они призваны максимально защитить сальники от проникновения внешних сред, в том числе в условиях полного погружения машин в воду и т.д. Внутренняя полость уплотнителей заполняется на две трети специальной смазкой, к изделиям предъявляются повышенные требования по износостойкости.

    При эксплуатации изделий допускаются незначительные протечки (на 1 тыс. км — 3-5 мл), что связано с нагревом и остыванием воздушно-газовой среды в камере сальника. Последняя нагревается и увеличивается в объеме в процессе движения, однако при остановке вала, остывая, «сдувается», вбирая в себя воздух извне. Радиальная нагрузка на вал в процессе эксплуатации контролируется за счет браслетной пружины, также у сальников данного типа имеется внешняя пружина, изготавливаемая из нержавеющей стали или стали с антикоррозионным покрытием.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *