zil-130 (Система охлаждения автомобиля ЗИЛ-130) » СтудИзба
Текст 2 страницы из документа «zil-130»
Смотрите дальше.
2.1.Перегрев двигателя.
Перегрев двигателя возможен в результате появления следующих неисправностей: недостаточное количество охлаждающей жидкости, пробуксовка или обрыв ремня вентилятора и водяного насоса, не включение электромагнитной фрикционной муфты, выключения вентилятора, заедание термостата и жалюзи радиатора в закрытом положении, отложение большого количества накипи. Перегрев ухудшает количественное наполнение цилиндра горючей смесью, вызывает разжижение и выгорание масла, в результате чего могут заклинится поршни в цилиндрах и выплавится вкладыши подшипников.
2.2.Переохлаждение двигателя
Переохлаждения двигателя может быть при заедании термостата и жалюзи в открытом положении, а также при отсутствии утеплительных чехлов в зимнее время. При переохлаждении увеличиваются потери на трении, уменьшается мощность двигателя на холодных деталях конденсируются поры бензина и в виде капель стекают по зеркалу цилиндра смывая смазку, возрастает износ деталей и чаще требуется заменять масла.
2.3.Недостаточное количество охлаждающей жидкости.
Недостаточное количество охлаждающей жидкости возможно в случае ее утечки или выкипания.
Вытекание жидкости происходит через не плотности в соединениях шлангов и сливных кранов, трещин в радиаторе и рубашке охлаждения, при повреждении сальника водяного насоса или повреждении прокладки головки цилиндров.
2.4.Неплотности в соединениях.
Не плотности в соединениях шлангов устраняют подтяжкой хомутиков (если резьба натяжного болта хомутика использована полностью, то под снятый хомутик подкладывают тонкую металлическую полоску), а краники пропускающие жидкость следует притереть. Для этого их снимают с двигателя, разгибают, на рабочую поверхность наносят притирочную пасту (такую же, как и для притирки клапанов газораспределительного механизма) и возвратно-вращательным движением притирают до появления матовой полости на всей рабочей поверхности краника. Трещины в радиаторе устраняют пайкой. Признаком повреждения сальника водяного насоса являются течь охлаждающей жидкости через контрольное отверстие в корпусе насоса.
При появлении этой неисправности необходимо слить охлаждающую жидкость, ослабить ремень вентилятора и снять его, ослабить хомутики, отсоединить резиновый шланг и осторожно снять водяной насос с тем, чтобы не повредить прокладки, отвернув болт крепления крыльчатки, снять ее. В сальнике может быть повреждена либо резиновая ланжета, либо самоподвижная шайба, поврежденные деталей заменить, насос собрать и установить. В случае повреждения прокладки головки цилиндров ее следует заменить.
2.5.Пробуксовка ремня радиатора.
Пробуксовка ремня радиатора возможна из-за замасливания его или приводных шкивов, а также в результате слабого его натяжения. Замасленный ремень и шкивы следует протереть сухой тряпкой, а натяжения ремня отрегулировать. Натяжение ремня вентилятора двигателя ЗИЛ-130: шкив вентилятора приводится в действие двумя ремнями.
2.6.Невключение электрофрикционной муфты.
2.7.Заедание термостата.
Заедание термостата в закрытом положении прекращает циркуляцию жидкости через радиатор. В этом случае двигатель перегревается, а радиатор остается холодным. При заедании термостата в открытом положении происходит переохлаждение двигателя. В обеих случаях термостат следует проверить предварительно выпустив жидкость из системы охлаждения и осторожно сняв патрубок. Для проверки термостат опускают в сосуд с водой. Нагревая воду, следят за клапаном термостата и термометром. Клапан должен начать открываться при температуре 70° C и полностью открывается при температуре 83-90° C. При осмотре термостата необходимо обратить внимание на отсутствие накипи и чистоту отверстия в клапане, предназначенного для пропуска воздуха.
2.8.Заедание жалюзи.
Заедание жалюзи возможно в следствии недостаточной или несвоевременной смазки его привода. Трос вместе с оболочкой необходимо снять, промыть в керосине (или дизельном топливе), и смазав, поставить на место.
Для проверки действия жалюзи рукоятку отводят в крайнее переднее положение (при этом жалюзи впереди радиатора должны полностью открыться), а затем – в крайнее заднее (жалюзи должны полностью закрыться). Рукоятка должна двигаться свободно и фиксироваться в любом положении.
Смотрите дальше.
3.1.Применение Антифриза.
Систему охлаждения автомобиля работающего при низких температурах целесообразно заправлять низкозамерзающей жидкостью антифризом состоящим из смеси этиленгликоля и воды. Низко замерзающую жидкость выпускают двух марок 40° и 65°.
Антифриз марки 40 состоит из 53 % этиленгликоля и 47 % воды, его применяют при температуре до 40° C.
Антифриз марки 65 состоит из 66 % этиленгликоля и 34 % воды, его применяют при температуре до 65° C.
Учитывая большой коффициэнт объема расширения антифриза, систему охлаждения заправляют только на 93 – 95 % ее вместимости. В процессе эксплотации следят за уровнем антифриза и доливают только воду так – как она испаряется быстрее этилен гликоля.
Для системы охлаждения КАМАЗ применяют жидкость ТАСОЛ содержащую кроме этиленгликоля присадки уменьшающие коррозию метала.
Этиленгликолевые жидкости ядовиты, при наступлении летнего времени антифриз надо слить, промыть и заполнить водой систему, слитый антифриз профильтровать герметически закрыть и хранить до следующей Зимы.
Жидкость ТАСОЛ применяют в течении всего года так как она не вызывает коррозии.
3.2.Ежидневное техническое обслуживание.
При ЕО проверяют уровень охлаждающей жидкости и отсутствие ее подтекания. При необходимости доливают жидкость или чистую воду. Путем осмотра соединений шлангов с патрубками и спускных краников, а также пола под автомобилем убеждаются, что вода не подтекает. То же самое проделывают после пуска и прогрева двигателя до начала движения. Подтекания устраняют.
В условиях безгаражного хранения автомобилей при использовании в системе охлаждения воды в холодное время года после окончания работы воду сливают.
3.3.Обслуживание дважды в год.
Дважды в год рекомендуется снять и проверить термостат, контролировать действие жалюзи и удалить накипь из системы охлаждения.
3.4.ТО-1.
При ТО-2 смазывают солидолом подшипники валика водяного насоса и вентилятора. Смазку нагнетают солидолонагнетателем до тех пор, пока из контрольного отверстия корпуса не появится свежая смазка.
3.5.ТО-2.
ТО-2: проверить герметичность системы охлаждения и при необходимости устранить утечку жидкости.
Закрепить радиатор, его облицовку, жалюзи и утеплительный капот (в холодное время года).
Закрепить водяной насос и проверить натяжение ремня привода вентилятора; при необходимости отрегулировать натяжные ремни.
Закрепить вентилятор и проверить действие электромагнитной фрикционной муфты (ЗМЗ-53). Для проверки муфты закрыто жалюзи и довести температуру в системе охлаждения до 88° C, при этой температуре вентилятор должен включатся. Открыв жалюзи, довести температуру в системе охлаждение до 80° C, при этом вентилятор должен так же включатся.
Смазать подшипник водяного насоса (по графику).
Проверить действие и герметичность системы отопления.
Проверить действие жалюзи. При крайнем переднем положении рукоятки пластины жалюзи должны быть полностью открыты, постепенно закрываясь при перемещении рукоятки на себя.
Проверить действие паро-воздушного клапана пробки радиатора.
3.6.Регулировка ременных передач.
При замасливании приводных ремней и ослабление их натяжения возможна пробуксовка. Замасленные ремни необходимо протереть тряпкой, слегка смоченной в бензине. Регулировку натяжения ремня привода вентилятора и генератора производят поворотом генератора на его опоре, после чего генератор закрепляют кулисой. При нажатии с силой в 4 кГ прогиб ремня посередине между шкивами генератора и вентилятора должен быть 10-15 мм. Регулировку натяжения ремня насоса гидроусилителя рулевого управления производят передвигая кронштейн с насосом. Требования к натяжению ремня привода компрессора регулируют раздвиганием половинок его шкива.
3.7.Промывка системы.
При сезонном обслуживании и не реже чем через 30000 – 40000 км, пробега автомобиля необходимо с целью удаления накипи, промывать систему охлаждения двигателя. Когда охлаждение накипи незначительны, промывку системы рекомендуется производить сильной струёй воды, подаваемой в направлении, обратном нормальной циркуляции. При этом радиатор и рубашку охлаждения двигателя при снятом термостате промывают раздельно. Когда отложение накипи велики и накипь прочна (в случаи работы на жесткой воде) применяют химические способы очистки. Эти способы очистки направлены на разрушение нерастворимых солей накипи с помощью различных растворов. Состав некоторых растворов, применяемых для удаления накипи в двигателях с головками цилиндров из алюминиевых сплавов.
При промывке насыщенным раствором тринатрийфосфата его в течение 2 – 3 дней работы автомобиля через каждые 12 часов доливают в систему охлаждения и радиатор раздельно, промывая водой. При проливе растворами хромового ангидрида и кальцинированной соды их заливают в систему и по истечению времени указанного в таблице №1 пускают и прогревают двигатель на малых оборотах холостого хода в течении 10 –20 минут доводя раствор до кипения. После этого раствор при работающем двигателе сливают и одновременно систему промывают водой.
Состав растворов , применяемых
для удаления накипи.
Таблица №1.
Состав раствора | Количество на 10 литров воды | Время, потребное для удаления накипи |
Насыщенный раствор тринатрийфосфата (100 г. на 1 литр воды) | 50 – 100 см. куб. | 2 – 3 дня |
0,2 – процентный раствор хромового ангидрида | 20 г. | 8 – 10 часов |
Смесь состоящая из: кальцинированной соды хромпика раствор ингибированной соляной кислоты | 1000 – 1200 г 20 30 г 0,5 – 0,6 л | 10 –12 и более 10 – 12 и более 1 – 2 и более |
При промывке раствором ингибрированоой соляной кислоты, сначала двигатель тщательно промывают водой ( в течении 10 15 мин). Затем заливают раствор, пускают двигатель и нагревают раствор до температуры не выше 60 – 70 град. Цельсия, после 10 минут работы двигателя раствор сливают, а систему тщательно ( до 4 раз) промывают водой при работающем двигателе. Продолжительность первой и второй промывок по 5 минут, а последующие по 10 – 15 минут. При третьей промывке на каждый литр воды добавляют 5 грамм безводной соды и 5 грамм хромпика.
Смотрите дальше.
4.1.Радиатор трех рядный трубчатый.
Трубки радиатора изготовлены из топкана Л – 90. Охлаждающая лента (змейка) так же как и охлаждающие пластины радиатора изготовлены из меди М3.Радиатор вместе с жалюзи и кожухом вентилятора закреплён с помощью болтов в специальной рамке, которая крепиться центральным болтом к поперечине рамы автомобиля через резиновые подушки. Верхние концы рамки, замкнутые стяжкой и усилителем облицовки радиатора, служат передней опорой оперения автомобиля включая облицовку радиатора. Вода из полости радиатора сливается через кран, вентиль которого подводится с помощью рукоятки. Для разборки радиатора надо сначала отсоединить масленый радиатор. Для этого следует: отвернуть болты крепления кроме подвески жидкостного радиатора, снять масленый радиатор в сборке с кронштейнами.
Для отсоединения шлангов от трубок надо освободить с помощью отверстий стяжные винты и снять резиновые шланги. Для снятия кронштейнов с масленого радиатора, надо отвернуть гайку, вынуть болты и снять два кронштейна с масленого радиатора.
Для демонтажа рамки подвески с радиатора надо отвернуть болты крепления правой и левой пластин радиатора и отсоединить радиатор от рамки подвески. Затем отвернуть болты крепления кожуха вентилятора, к правой и левой пластинам радиатора, вынуть болты, отсоединить кожух радиатора и снять распорку рамки радиатора. Для снятия жалюзи надо отвернуть болты крепления жалюзи к пластинам радиатора, вынуть болты и отсоединить жалюзи от радиатора.
Прототип | ЗИС-125 |
Годы выпуска | 1962—2014 |
Тип | грузовой |
Компоновка | Переднемоторная, привод-задний |
Колесная формула | 4 х 2 |
Мест в кабине | водитель + 2 пассажира |
Габариты | |
Длина | 6675 мм. |
Ширина | 2500 мм. |
Высота | 2400 мм. |
Дорожный просвет | 275 мм. |
Колесная база | 3800 мм. |
Колея передняя | 1800 мм. |
Колея задняя | 1790 мм. |
Снаряженная масса | 4300 кг. |
Полная масса | ? кг. |
Грузоподъёмность | 6000 кг. |
Радиус поворота | 8,9 м. |
Распределение нагрузки на переднюю/заднюю оси | 4200 / 9,9 тонны |
Максимальный наклон | 38o |
Двигатель ЗИЛ-130 | |
Марка | ЗИЛ-130 |
Тип | бензиновый, 4-тактный, карбюраторный, жидкостного охлаждения |
Конфигурация | рядный |
Рабочий объём | 5969 см3 |
Мощность двигателя | 150 л.с. при 3200 об/мин. |
Максимальный крутящий момент | 402 Н·м, при 2000 об/мин |
Степень сжатия | 6,5 |
Число цилиндров | 8 |
Число клапанов | 16 |
Клапаный механизм | OHV |
Материал блока цилиндров | чугун |
Материал ГБЦ | алюминевая |
Диаметр цилиндров | 100 мм. |
Ход поршня | 95 мм. |
Расположение цилиндров | V-образное под 90o |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Система питания | Карбюратор К-88 |
Система питания | закрытая |
Рекомендуемое топливо | А-66 или А-72 |
Трансмиссия | |
Сцепление | сухое, однодисковое, с пружинным гасителем крутильных колебаний. |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая |
Главная передача | двойная, с парой конических зубчатых колес, передаточное — 6,32 |
Подвеска | |
Подвеска передняя | полу-эллиптическая рессора с телескопическими амортизаторами |
Подвсека задняя | балансирная на полу-эллиптических рессорах |
Мосты | планетарные, с полуосями и дифференциалами |
Привод | карданный, механический |
Карданов | 2 |
Тормозная система | колодочная, барабанного типа |
Привод тормозов | механический |
Рулевой механизм | глобоидальный, червячный, с тремя гребнями на ролике |
Передаточное число | 23,5 |
Общие характеристики | |
Максимальная скорость без прицепа | 90 км/ч. |
Расход топливана 100 км. | 29 л. |
Объём топливного бака | 175 л. |
ЗИЛ-130 | базовый автомобиль (как бортовой, так и универсальное шасси), первый серийный вариант с двигателем ЗИЛ-130 мощностью 148 л. с. |
ЗИЛ-130-66 | модификация 1966 года, с увеличенной до 150 л.с. мощностью двигателя и рядом усовершенствований в конструкции. |
ЗИЛ-130-76 | базовый вариант образца 1976 года. Грузоподъёмность увеличена до 6 тонн |
ЗИЛ-130-80 | модификация 1980 года, укомплектованная тремя независимыми тормозными системами |
ЗИЛ-130А | грузовик с бортовой платформой, предназначенный для постоянного использовании в качестве тягача, с прицепом схожей грузоподъёмности. |
ЗИЛ-130Б | специальное шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа |
ЗИЛ-130В | седельный тягач; «ЗИЛ-130ВТ» — седельный тягач с усиленным задним мостом. |
ЗИЛ-130Г | бортовой и универсальное шасси, длиннобазный (с базой 4,5 м). |
ЗИЛ-130ГУ | особо длиннобазный (5,6 м), с использованием узлов от «ЗИЛ-133/Г1». |
ЗИЛ-130Д1 | шасси под промышленные самосвалы «ЗИЛ-ММЗ-555» и «ЗИЛ-ММЗ-4502». |
ЗИЛ-130Д2 | шасси, оборудованное комбинированным тормозным краном, тягово-сцепным устройством, пневмо- и электровыводами для подключения тормозной системы и электроприборов прицепа, под промышленные самосвалы-тягачи «ЗИЛ-ММЗ-555А» и «ЗИЛ-ММЗ-45022». |
ЗИЛ-136И | автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с. |
ЗИЛ-136ИГ | длиннобазный (база 4,5 м) автомобиль с дизельным двигателем «Перкинс-6.345» мощностью 140 л. с. |
ЗИЛ-130К | шасси с двигателем «ЗИЛ-157Д» мощностью 110 л. с., под промышленные самосвалы «ЗИЛ-ММЗ-555К» и «ЗИЛ-ММЗ-45021» (колёсная база 3,3 м). |
ЗИЛ-138, 138А, 138И | газобаллонные версии 130-го, предназначенные для работы на сжиженном газе. |
Наименование | Автомобиль ЗИЛ-130 | Сядельный тягач ЗИЛ-130В1 | Автомобиль ЗИЛ-130Г | Шасси самосвала ЗИЛ-130Д1 | Шасси самосвала ЗИЛ-130Б2 |
Основные данные | |||||
Полезная нагрузка в кг: | |||||
с платформой | 5000 | — | 5000 | 4500 | 4000 |
шасси | 5600 | — | 5700 | 5485 | 5475 |
Нагрузка на седло в кг | — | 5400 | — | — | — |
Масса (вес) прицепа или полуприцепа с грузом в кг. не более | 8000 | 12400 | 8000 | — | 8000 |
Масса* (вес) снаряженного автомобиля в кг | 4300 | 3860 | 4575 | 3690 | 3700 |
Полная масса (вес)автомобиля (с полезной нагрузкой, снаряжением, заправкой, с водителем и двумя пассажирами) в кг: | |||||
без прицепа или полуприцепа | 9525 | — | 9800 | 9400** | 9400** |
с прицепом или полуприцепом | 17525 | 16485 | 17800 | — | 17400 |
Распределение массы снаряженного автомобиля в кг: | |||||
на переднюю ось | 2120 | 2115 | 2275 | — | — |
на задний мост | 2180 | 1745 | 2300 | — | — |
Распределение полной массы с грузом в кг: | |||||
на переднюю ось | 2575 | 2485 | 2890 | 2900 | 2900 |
на задний мост | 6950 | 7000 | 6910 | 6500 | 6500 |
Размеры в мм (см. рис.) | |||||
Длина А | 6675 | 5280 | 7610 | 5280 | 6150 |
Ширина Б | 2500 | 2360 | 2500 | 2360 | 2360 |
Высота В по кабине (без груза) | 2400 | 2400 | 2400 | 2400 | 2400 |
Расстояние Г от передней оси автомобиля до задней стенки кабины | 1643 | 1643 | 1643 | 1643 | 1643 |
Расстояние Д от переднего буфера до передней оси автомобиля | 1075 | 1075 | 1075 | 1075 | 1075 |
База Е автомобиля | 3800 | 3300 | 4500 | 3300 | 3800 |
Расстояние И от оси задних колес до заднего конца рамы | 1462 | 902 | 1710 | 902 | 1117 |
Погрузочная высота С платформы без груза | 1450 | — | 1450 | — | — |
Внутренняя высота К платформы | 575 | — | 575 | — | — |
Внутренняя ширина Н платформы | 2326 | — | 2326 | — | — |
Внутренняя длина М платформы | 3752 | — | 4686 | — | — |
Колея Р задних колес (между серединами двойных скатов) | 1790 | 1790 | 1790 | 1790 | 1790 |
Колея О передних колес (по грунту) | 1800 | 1800 | 1800 | 1800 | 1800 |
Расстояние от оси отверстия под шкворень седельно-сцепного устройства до задней стенки кабины в мм | — | 1525 | — | — | — |
Расстояние от поверхности дороги до опорной поверхности седла (без груза) в мм | — | 1245 | — | — | — |
Эксплуатационные данные | |||||
Максимальная скорость автомобиля с полезной нагрузкой в км/ч | 90 | 80 (сполуприцепом) | 90 | 90 | 90 |
Путь торможения автомобиля с полной массой без прицепа, движущегося со скоростью 30 км/ч на горизонтальном участке сухой дороги с асфальтированным или бетонным покрытием под действием рабочего тормоза в м | 11 | 13 (с полуприцепом) | 11 | 11 | 11 |
Контрольный расход топлива*** на 100 км пути по шоссе при скорости движения 30—40 км/ч и полной нагрузке в л | 28 | 35 (с полуприцепом) | 28 | 28 | 28 |
Габаритный радиус поворота по точке автомобиля, наиболее удаленной от центра поворота, в м | 8,9 | 8 | 10,1 | 8 | 8,9 |
Дорожный просвет при полной нагрузке 5000 к гс в мм | 270 | 270 | 270 | 270 | 270 |
Углы света в град: | |||||
передний | 38 | 38 | 38 | 38 | 38 |
задний | 27 | 47 | 22 | 47 | 33 |
Двигатель | |||||
Модель и тип | ЗИЛ-130, V-образный, четырехтактный карбюраторный, верхнеклапанный | ||||
Расположение цилиндров | под углом 90 градусов | ||||
Число цилиндров | 8 | ||||
Диаметр цилиндров и ход поршня в мм | 100х95 | ||||
Рабочий объем цилиндров в л | 6 | ||||
Степень сжатия | 6,5 | ||||
Номинальная мощность при 3200 об/мин в л.с., не менее | 150 | ||||
Максимальный крутящий момент в кгс*м, не менее | 41 | ||||
Минимальный удельный расход топлива в г/л. с. ч. | 240 | ||||
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 | ||||
Нумерация цилиндров (счет ведется от вентилятора двигателя): | |||||
правая группа | 1-2-3-4 | ||||
левая группа | 5-6-7-8 | ||||
Сухая масса (вес) двигателя со сцеплением, коробкой передач, стояночным тормозом, компрессором, насосом гидроусилителя рулевого управления и вентилятором в кг | 640 | ||||
Блок цилиндров | Чугунный, с легкосъемными вставными мокрыми гильзами, с кислотоупорной вставкой в верхней части гильзы и резиновыми уплотняющими кольцами в нижней ее части | ||||
Головки цилиндров | Две, из алюминиевого сплава, со вставными седлами и направляющими клапанов | ||||
Поршни | Из алюминиевого сплава, форма юбки овальная | ||||
Поршневые кольца | Три компрессионных — чугунные (два верхних хромированные) и одно маслосъемное, стальное, составное, хромированное | ||||
Поршневые пальцы | Стальные, плавающие, пустотелые | ||||
Шатуны | Стальные, двутаврового сечения, со смазкой поршневого пальца разбрызгиванием | ||||
Шатунные и коренные подшипники | Тонкостенные, взаимозаменяемые, сталеалюминневые вкладыши (стальная лента, алюминиевый сплав) | ||||
Коленчатый вал | Стальной, кованый, пятиопорный, с каналами для смазки; шейки с грязеуловителями | ||||
Маховик | Чугунный, снабжен стальным зубчатым венцом для пуска двигателя от стартера | ||||
Распределительный вал | Стальной, пятнопорный | ||||
Фазы газораспределения****: | |||||
открытие впускного клапана | 31° до в. м. т. | ||||
закрытие впускного клапана | 83° после н. м. т. | ||||
открытые выпускного клапана | 67° до н. м. т. | ||||
закрытие выпускного клапана | 47° после в. м. т. | ||||
Привод распределительного вала | Парой шестерен с косыми зубьями; ведомая шестерня чугунная | ||||
Клапаны | Верхние, расположены в головках блока цилиндров в один ряд наклонно к оси цилиндров; приводятся в действие от одного распределительного вала при помощи толкателей, штанг, коромысел. Выпускные клапаны пустотелые, охлаждаемые, с жаростойкой наплавкой посадочного седла, имеют механизм для принудительного проворачивания клапана во время работы | ||||
Толкатели | Механические, стальные, с наплавкой из специального чугуна | ||||
Коромысла клапанов | Кованые или литые, стальные с бронзовой втулкой | ||||
Механизм вращения выпускного клапана | Принудительный, шарикового типа | ||||
Газопроводы | Впускной газопровод из алюминиевого сплава, общий для обоих рядов цилиндров, снабжен водяной рубашкой для подогрева топливной смеси, расположен между головками блока; выпускные — чугунные, по одному с каждой стороны блока двигателя | ||||
Система смазки | |||||
Система смазки | Смешанная: под давлением и разбрызгиванием с охлаждением масла в радиаторе | ||||
Масляный насос | Шестеренчатый, двухсекционный, расположен с правой стороны блока цилиндров. Верхняя секция насоса подает масло через масляный фильтр в систему смазки двигателя. Редукционный клапан верхней секции отрегулирован на давление 3,2 кгс/см2 (не менее). Нижняя секция насоса подает масло в масляный радиатор; перепускной клапан нижней секции отрегулирован на давление 1,2 кгс/см2 | ||||
Масляный фильтр | Центробежный с реактивным приводом (полнопоточная центрифуга), включен в масляную систему последовательно | ||||
Масляный радиатор | Трубчатый, воздушного охлаждения, установлен перед водяным радиатором | ||||
Вентиляция картера | Принудительная, отсосом картерных газов во впускной газопровод через специальный клапан; свежий воздух поступает через воздушный фильтр маслоналивной горловины | ||||
Система питания | |||||
Подача топлива | Принудительная, диафрагменным герметизированным насосом | ||||
Топливо | Автомобильный бензин А-76, ГОСТ 2084—67 | ||||
Топливный бак | Одни, емкостью 170 л, установлен под платформой, на левом лонжероне | ||||
Топливный насос | Б10, диафрагменный, с рычагом для ручной подкачки топлива | ||||
Подогрев топливной смеси | Во впускном газопроводе, имеющем водяную рубашку для подогрева смеси | ||||
Фильтры очистки топлива: | |||||
магистральный фнльтротстойник топлива | Щелевой, расположен на кронштейне топливного бака | ||||
фильтр тонкой очистки топлива | С керамическим фильтрующим элементом, расположен на кронштейне перед карбюратором | ||||
фильтр в топливном баке | Сетчатый, расположен на приемной трубке топливного бака | ||||
Карбюратор | К-88А, двухкамерный, с падающим потоком смеси, имеет ускорительный насос и экономайзер | ||||
Ограничитель максимального числа оборотов коленчатого вала двигателя | Пневмоиентробежный (центробежный датчик и исполнительный диафрагменный механизм с пневматическим приводом) | ||||
Воздушный фильтр | ВМ-16, масляно-инерцнонный с двухступенчатой очисткой воздуха | ||||
Система охлаждения | |||||
Система охлаждения двигателя | Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией | ||||
Радиатор | Трубчато-ленточный (змейковый) трехрядный***** | ||||
Величина избыточного давления, обеспечиваемого клапаном, расположенным в пробке радиатора | 1 кгс/см2, что обеспечивает температуру кипения воды при 119° С | ||||
Термостат | С твердым наполнителем, установлен в выпускном патрубке водяной рубашки | ||||
Жалюзи | Створчатые, вертикальные, управляются из кабины водителя | ||||
Водяной насос | Центробежный, приводится ремнем вместе с вентилятором от шкива коленчатого вала | ||||
Вентилятор | Шестилопастный с отогнутыми концами лопастей | ||||
Сцепление | |||||
Тип | Однодисковое, сухое, с пружинным гасителем крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске | ||||
Фрикционные накладки | Из асбестовой композиции | ||||
Число пар трущихся поверхностей | 2 | ||||
Коробка передач | |||||
Тип | Механическая, с пятью передачами для движения вперед и одной для движения назад, с двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач | ||||
Передаточные числа: | |||||
первой передачи | 7,44 | ||||
второй передачи | 4,1 | ||||
третьей передачи | 2,29 | ||||
четвертой передачи | 1,47 | ||||
пятой передачи | 1 | ||||
заднего хода | 7,09 | ||||
Карданная передача | |||||
Карданные валы | Два, открытого типа, с промежуточной опорой на раме | ||||
Карданные шарниры | Три, на игольчатых подшипниках | ||||
Задний мост | |||||
Картер заднего моста | Стальной, штампованный, сварной | ||||
Главная передача | Двойная, с парой конических шестерен со спиральными зубьямн и парой цилиндрических шестерен с косыми зубьями | ||||
Передаточное число главной передачи | 6,32 | ||||
Дифференциал | Конический, с четырьмя сателлитами, симметричный | ||||
Полуоси | Полностью разгруженные | ||||
Рама и подвеска | |||||
Рама | Штампованная, клепаная, с лонжеронами швеллерного сечения, соединенными поперечинами | ||||
Прицепное устройство****** | Сзади буксирный крюк с защелкой, впереди буксирные крюки | ||||
Подвеска передней оси и заднего моста | На продольных полуэллиптических рессорах; передние концы передних и задних рессор закреплены на раме с помощью отъемных ушков и пальцев, задние концы рессор скользящие | ||||
Амортизаторы | Гидравлические телескопические, двустороннего действия; установлены на передней подвеске | ||||
Передняя ось | |||||
Балка передней оси | Двутаврового сечения | ||||
Угол развала колес в градусах | 1 | ||||
Схождение колес (разность расстояний между ободьями колес сзади и спереди на уровне оси колеса) в мм | 2-5 | ||||
Поперечный наклон шкворня в град | 8 | ||||
Продольный наклон шкворня без нагрузки | 1° 15′ (ЗИЛ-130, ЗИЛ-130Б2), 0°50′ (ЗИЛ-130В1), 1°30′ (ЗИЛ-130Г), 1° (ЗИЛ-130Д1) | ||||
Колеса и шины | |||||
Колеса | Дисковые, 7,0—20, крепятся гайками на восьми шпильках | ||||
Шины | Пневматические, камерные 260—508 или 260—508Р | ||||
ЗИЛ-130, ЗИЛ-130Г, ЗИЛ-130В1 | ЗИЛ-130Д1, ЗИЛ-130Б2 | ||||
Давлена в шинах колес в кгс/см2: | |||||
передних | 3,5 | 3,5 | |||
задних и запасного | 5 | 4,3 | |||
Давление в шинах колес типа Р в кгс/см2: | |||||
передних | 4,5 | 5 | |||
задних и запасного | 6 | 5 | |||
Рулевое управление | |||||
Рулевой механизм | С гидравлическим усилителем, расположенным в общем картере с рулевым механизмом; рабочая пара — винт с гайкой на циркулирующих шариках и рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором | ||||
Насос гидроусилителя рулевого управления | Лопастный, двойного действия приводимый во вращение ремнем от шкива коленчатого вала | ||||
Передаточное число рулевого механизма | 20 | ||||
Наибольший угол поворота передних колес (внутреннего) в град: | |||||
вправо | 34 | ||||
влево | 36 | ||||
Шарниры рулевых тяг | Шаровые; у поперечной тяги — саморегулирующиеся, у продольной — регулируемые | ||||
Тормоза | |||||
Рабочие | Колодочные, барабанного типа, действуют на все колеса, привод пневматический | ||||
Стояночный | Барабанного типа, действует на трансмиссию; привод механический | ||||
Воздушный компрессор | Двухцилиндровый, с жидкостным охлаждением головки и блока | ||||
Диаметр цилиндра и ход поршня в мм | 60х38 | ||||
Поршни компрессора | Из алюминиевого сплава с плавающими поршневыми пальцами | ||||
Производительность прн частоте вращения коленчатого вала компрессора 2000 об/мин и при противодавлении 7 кгс/см2 в л/мин | 220 | ||||
Привод компрессора | Ремнем от шкива водяного насоса | ||||
Смазка компрессора | От системы смазки двигателя под давлением и разбрызгиванием | ||||
Регулятор давления | Шариковый | ||||
Воздушные баллоны | Два, емкостью по 20 л | ||||
Электрооборудование | |||||
Система электрооборудования | Однопроводная, отрицательные зажимы источников тока соединены с корпусом (массой) автомобиля | ||||
Напряжение в сети в В | 12 | ||||
Генератор | Г250-И1, переменного тока с встроенными кремниевыми выпрямителями, максимальная сила тока 40 А | ||||
Регулятор напряжения | РР350-А, бесконтактный полупроводниковый | ||||
Аккумуляторная батарея | Одна, 12 В 6 СТ-90-ЭМС; емкостью 90 Ач при 20-часовом режиме разряда | ||||
Стартер | СТ130-А1, электрический, 12 В, постоянного тока, последовательного возбуждения, мощностью 1,5 л.с. с электромагнитным приводом и муфтой свободного хода | ||||
Распределитель зажигания | Р4-Д с автоматической регулировкой опережения зажигания — центробежным и вакуумным регуляторами | ||||
Катушка зажигания | Б114 | ||||
Транзисторный коммутатор с добавочным сопротивлением СЭ107 | ТК102 | ||||
Свечи зажигания | А15-БС или А15-СС, резьба М14х1,25 мм | ||||
Комбинированный выключатель зажигания и стартера | ВК350, с замком, включается при помощи ключа | ||||
Фары | Две, ФГ122-Г, с двухиитевыми лампами 50 + 40 Вт | ||||
Подфарники и передние указатели поворота | Два, ПФ101-Б с двухиитевыми лампами 21+6 св (нить 21 св — указатель поворота, нить 6 св — габаритный свет) | ||||
Задние фонари | Два (правый — ФП101-Б, левый — ФП101) с двумя лампами 21 и З св в каждом (лампа 21 св — указатель поворота и торможения, лампа 3 св — габаритный свет и освещение номерного знака) | ||||
Переключатель указателей повороте | П105-А укреплен на рулевой колонке, включается от руки, а выключается автоматически | ||||
Прерыватель указателей поворота | РС57 | ||||
Центральный переключатель света | П44-А, на три положения | ||||
Ножной переключатель света | П53-Б, на два положения | ||||
Выключатель сигнала торможения | Пневматический, размещен в тормозном кране | ||||
Звуковой сигнал | С44, электрический*******, вибрационный безрупорный, установлен под капотом двигателя | ||||
Подкапотная лампа | ПД308, с выключателем на лампе | ||||
Штепсельная розетка переносной лампы | 47К, крепится в кабине на левой боковой панели | ||||
Штепсельная розетка прицепа | ПС300, семиклеммовая, расположена на задней поперечине рамы | ||||
Предохранители | ПР2-Б, биметаллический, кнопочный на 20 А в цепи сигнала и штепсельной розетки переносной лампы; биметаллический на 20 А в цепи центрального переключателя, два (ПР510) биметаллических по 6 А в цепях электродвигателя отопителя, контрольно-измерительных приборов и прерывателя указателей поворотов | ||||
Электродвигатель отопителя кабины | МЭ226-Б, мощностью 35 Вт с дополнительным сопротивлением СЭ300 | ||||
Датчик аварийного перегрева охлаждающей жидкости | ТМ102, размещен в верхнем бачке радиатора | ||||
Контрольные приборы | |||||
Спидометр | Со стрелочным указателем скорости и суммарным счетчиком пройденного пути | ||||
Указатель давления масла в системе смазки двигателя | Мембранный, непосредственного действия | ||||
Указатель температуры охлаждающей жидкости | Электрический, градуированный до 120° С, снабжен датчиком, установленным в водяном канале впускной трубы | ||||
Указатель уровня топлива | Электрический реостатного типа, с датчиком БМ117-А, установленным на баке, действует только при включенном зажигании | ||||
Амперметр | Со шкалой 30—0—30 А | ||||
Манометр для контроля давления воздуха в системе пневматического привода тормозов | Двухстрелочный; верхняя стрелка показывает давление в воздушных баллонах, нижняя — давление в тормозных камерах | ||||
Кабина и платформа | |||||
Кабина | Цельнометаллическая, закрытая трехместная; имеет панорамное ветровое стекло | ||||
Отопление кабины | Жидкостное, от системы охлаждения двигателя; с центробежным вентилятором; ручка управления заслонкой канала отопителя расположена на щите кабины | ||||
Вентиляция кабины | Через опускающиеся стекла дверей, поворотные форточки и вентиляционные люки в крыше | ||||
Сиденья | Сиденье водителя регулируемое; пассажирское сиденье двухместное нерегулируемое. Подушки из губчатой резины | ||||
Стеклоочиститель | Пневматический, двухщеточный | ||||
Устройство для обмыва ветрового стекла | Водяное, с ножным приводом, с двумя распылителями | ||||
Платформа | Деревянная с тремя откидными бортами******** | ||||
ЗИЛ-130 | ЗИЛ-130Г | ||||
Внутренние размеры платформы в мм: | |||||
Длина | 3752 | 4686 | |||
ширина | 2326 | 2326 | |||
высота | 575 | 575 | |||
Погрузочная высота пола платформы без груза в мм | 1450 | 1450 | |||
Пусковой подогреватель ********* | |||||
Тип | Жидкостный | ||||
Топливо | Автомобильный бензин, применяемый для двигателя | ||||
Емкость топливного бака в л | 2 | ||||
Расход топлива в кг/ч | 2 | ||||
Производительность в ккал/ч | 14000 | ||||
Воспламенение топлива в котле подогревателя | Свечой накаливания | ||||
Источник энергии для воспламенения топлива | Аккумуляторная батарея автомобиля | ||||
Максимальная мощность, потребляемая электродвигателем вентилятора, в Вт | 42 | ||||
Заправочные емкости в л | |||||
Система смазки двигателя с масляным радиатором | 85 | ||||
Система охлаждения двигателя: | |||||
без отопителя и подогревателя | 26 | ||||
с отопителем и подогревателем | 29 | ||||
Основные данные для регулировок и контроля | |||||
Зазор между стержнем клапана и коромыслом двигателя для впускного и выпускного клапанов на холодном двигателе в мм | 0,25-0,3 | ||||
Зазор между контактами прерывателя в мм | 0,3-0,4 | ||||
Зазор между электродами свечей зажигания в мм | 0,85,-1 | ||||
Давление масла в системе смазки прогретого нового двигателя при скорости движения автомобиля 40 км/ч на прямой передаче в кгс/см2 | 2,4 | ||||
Минимально допустимое давление масла в двигателе, прогретом до рабочей температуры на холостом ходу в кгс/см2 | 0,5 | ||||
Минимально допустимое давление масла в эксплуатации при скорости автомобиля 40 км/ч на прямой передаче в кгс/см2 | 1 | ||||
Давление воздуха в системе пневматического привода тормозов в кгс/см2 | 6-7,7 | ||||
Нормальная температура жидкости в системе охлаждения двигателя в °С | 80-95 | ||||
Нормальный прогиб приводных ремней вентилятора, водяного насоса гидроусилителя рулевого управления- и генератора под действием усилия 4 кгс в мм | 8-14 | ||||
Нормальный прогиб приводного ремня компрессора под действием уснлня в кгс в мм | 5-8 | ||||
Свободный ход конца тормозной педали при установке одинарного крана в мм | 20-30 | ||||
Свободный ход конца тормозной педали при установке комбинированного крана в мм | 40-60 | ||||
Расстояние от педали тормоза до пола при полном нажатии на педаль в мм | 10-30 | ||||
Ход штоков тормозных камер в мм: | |||||
передних | 15-25 | ||||
задних | 20-30 | ||||
Свободный ход педали сцепления в мм | 35-50 | ||||
Полный ход педали сцепления в мм, не менее | 180 |
Сколько литров масла в двигателе зил 130. Сколько литров масла в двигателе зил бычок. Головка блока цилиндров
Двигатель ЗИЛ-131 — это агрегат, который выпускается заводом имени Лихачева. Этот узел отвечает за преобразование энергии в механическую работу.
Устройство
Это транспортное средство поставляется вместе с дизельным двигателем и жидкостной системой охлаждения.
Устройство силового агрегата включает в себя следующие узлы и механизмы:
- насосный элемент гидравлического усилителя рулевого механизма;
- бак насоса;
- вентилятор;
- фильтрующий элемент вентиляции картера двигателя внутреннего сгорания;
- фильтр воздушного типа;
- фильтрующий механизм, предназначенный для очистки масляной жидкости;
- распределительное устройство системы зажигания;
- электрический стартер;
- генераторная установка;
- котел предпускового обогревателя;
- механизм сцепления;
- карбюратор;
- цилиндрические элементы;
- коробка вала отбора мощности;
- коробка передач;
- топливный бак подогревающего устройства;
- компрессор и распылитель;
- крепежные элементы ДВС.
Мотор прикреплен к опорной раме в трех точках. В качестве переднего опорного механизма используется кронштейн, который расположен под крышкой распределительных шестерен. Задняя опора представлена в виде лап картера сцепного механизма. Между кронштейном и передней поперечиной опорной рамы находятся круглые подушки, выполненные из резины.
Все подушки взаимозаменяемы, т.е. подушки с передней опоры можно поставить на заднюю и наоборот. Также силовой агрегат соединяется с передней поперечиной рамы при помощи тяги реактивного типа, на которой установлены резиновые амортизаторы.
Тяга реактивного типа используется для удержания мотора от продольного перемещения при отключенном сцеплении и включенной раздаточной коробке или во время торможения транспортного средства.
Подвесной механизм двигателя включает в себя: переднюю и заднюю опору, буфер тяги, соединительную тягу, кронштейн, подушки и крепежные болты.
Номер находится на приливе блока возле компрессора, где вкручено монтажное ухо.
Система охлаждения
Конструкция системы охлаждения двигателя ЗИЛ-131 состоит из:
- радиатора;
- водяного насоса;
- пробки;
- шланга предпускового типа;
- термостата;
- крана отопительного устройства;
- трубок;
- датчика, отражающего показания температуры силового агрегата;
- силового крана;
- привода крана;
- отводящей трубки.
В прогретом моторе охлаждающая жидкость поступает из радиаторной части в водяной насосный элемент. Под давлением она перемещается по двум патрубкам нагнетающего типа и попадает в левый и правый блок цилиндрических элементов. Перемещаясь через окна в межцилиндровых перегородках, жидкость охлаждает головки цилиндрических деталей.
После этого рабочая жидкость продолжает свое продольное перемещение от заднего торца головок цилиндров к переднему. Затем она попадает в патрубок термостата и в радиатор, проходя по каналам трубы впускного типа.
Перед тем как заправлять смазкой полости подшипников водяного насосного механизма, рекомендуется отвернуть пробку, которая закрывает контрольное отверстие.
Заправка должна проводиться до появления свежей масляной жидкости из контрольного отверстия, после этого можно установить резьбовую пробку на место.
Привод вентилятора и водяного насосного устройства нужно проводить от шкива коленвала при помощи двух ремней. В это время передний ременной механизм должен охватывать шкив генераторной установки, а второй — шкив насоса гидравлического усилителя рулевого привода.
Натяжение ремней охлаждающей системы можно отрегулировать при помощи перемещения генератора и насосного устройства рулевого привода. Если никаких повреждений нет, то прогиб каждого ременного механизма не будет превышать 14 мм под давлением 4 кгс/см2. От шкива вентилятора активизируется работа компрессорного устройства.
Система смазки
Система смазки двигателя ЗИЛ-131 комбинированного типа, количество жидкости для смазывания должно составлять 9,5 л.
Система состоит из следующих элементов:
- картер масляного типа;
- маслоприемник;
- кран включения масляного радиатора;
- масляный насосный механизм;
- распределительная камера;
- фильтрующий элемент;
- фильтр воздушного типа;
- компрессор;
- левый и правый магистральный канал;
- трубка, необходимая для подачи и слива масляной жидкости из компрессора;
- полости шеек шатунного типа.
На передней части корпуса картера есть специальное отвер
Тепловой режим двигателя | АвтоКлуб ЗиЛ 130
При пуске двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя ЗИЛ-130. Если двигатель холодный, то клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее удалять термостат из системы охлаждения двигателя ни при каких условиях эксплуатации автомобиля не рекомендуется.
Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке блока. Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора, следить за состоянием всех уплотнений, не допуская течи жидкости.
Запрещается пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению головки.
В летнее время необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Систему охлаждения необходимо промывать первый раз после обкатки автомобиля (1000 км пробега), и далее два раза в год — весной и осенью.
Двигатель и радиатор надо промывать водой раздельно. Сначала следует промыть двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. С блока цилиндров надо снять патрубок вместе с термостатом, вывернуть из блока сливные краны (по одному с каждой стороны блока), открыть сливной кран патрубка радиатора. Затем воду под сильным напором нужно направить из шланга в отверстие патрубка термостата. Промывать систему следует до тех пор, пока из отверстий для сливных кранов не потечет чистая вода. Сливные краны необходимо прочистить и промыть каждый отдельно, проверить их исправность и установить на место.
Для промывки радиатора (после обкатки автомобиля радиатор можно не промывать) воду под напором направляют в его нижний патрубок так, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок нужно надеть шланг для отвода воды), при этом пробка радиатора должна быть закрыта. Когда сливаемая вода станет чистой, надо установить шланги, соединяющие блок цилиндров двигателя с радиатором.
Качество воды, применяемой для охлаждения двигателя, влияет на его работоспособность и долговечность. Если для охлаждения двигателя применяют чистую мягкую воду, то система охлаждения работает безотказно до капитального ремонта двигателя, при этом не требуется удалять накипь.
Накипь обладает очень плохой теплопроводностью, поэтому при наличии даже незначительного слоя накипи на внутренних поверхностях системы охлаждения отвод теплоты резко ухудшается. Накипь опасна еще и тем, что, отслаиваясь, она может засорить проходные отверстия сливных кранов, мешая сливу, зимой это приводит к замерзанию охлаждающей жидкости в рубашке блока и разрушению блока цилиндров.
Если в источнике водоснабжения вода жесткая, то воду перед заливкой в систему охлаждения двигателя необходимо смягчить (удалить соли кальция и магния) одним из следующих способов.
Первый способ — кипячение воды в течение 30—40 мин. Котлы для кипячения воды могут быть самой различной конструкции. Часть солей оседает на стенках котла, а часть собирается в шламоотстойнике, установленном на пути движения горячей воды.
Второй способ — добавление к воде технического трилона. Трилон — порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания ее при нагреве и кипячении. Излишнее количество трилона не оказывает вредного влияния на детали системы охлаждения.
Третий способ — химический. При этом способе смягчения воды требуются специальные очистные установки. Смягчают воду с помощью натрийкатионитных фильтров. Такие фильтры различных размеров и пропускной способности выпускает промышленность.
В случае отложения накипи, а также при обнаружении в воде значительного количества продуктов коррозии систему охлаждения надо промыть следующим образом. Залить воду, в 1 л которой предварительно растворяют 20 г технического трилона. После одного дня работы автомобиля (не менее 6—7 ч) этот раствор слить и залить свежий, менять раствор в течение 4—5 дней. После окончания промывки систему охлаждения залить водой, содержащей в 1 л 2 г трилона.
Зил 130: технические характеристики, расход топлива на 100 км, система подъёма кузова
Почти каждому жителю России и стран ближнего зарубежья знаком характерный облик грузового автомобиля ЗиЛ-130 с кабиной, окрашенной в цвет морской волны. В СССР машина считалась эталонным образцом грузовика средней грузоподъемности.
Универсальность и надежность конструкции позволили использовать шасси для всевозможных транспортных средств – начиная от самосвалов и заканчивая автобусами.
История создания
Работы по созданию перспективного грузовика, предназначенного для замены ЗиС-150, начались на автозаводе имени И.В. Сталина в 1953 году. Проект машины обозначался ЗиС-125 или 150М. Работами руководили А.М. Кригер и Г.А. Феста. Первый опытный экземпляр с грузоподъемностью 4 тонны был собран к 1956 году уже под обозначением ЗиЛ-130.
Доводка машины и двигателя заняла более года, а в 1957 году техническое задание подверглось корректировке – автомобиль ЗиЛ-130 планировалось применять не только как грузовик, но и в варианте тягача. Доработанные машины с новым силовым агрегатом вышли на испытания в 1959 году.
К этому же времени относится и разработка окончательного дизайна кабины грузовика, который был создан ведущим художником завода ЗиЛ Т.П. Киселевой.
В очертаниях кабины чувствуется влияние американского грузового автомобилестроения 50-х годов прошлого века.
Именно для грузовиков из США были характерны использованные на ЗиЛ-130 панорамное стекло, конструкция и форма крыльев, а также общее решение радиаторной решетки.
Мелкосерийное производство началось осенью 1962 года, а массовое – только осенью 1964 года, когда новый грузовик полностью вытеснил с конвейера ЗиЛ-164А. Производство грузовиков шло нарастающими темпами, и в 70-е годы завод ежегодно выпускал до 200 тыс. машин на базе ЗиЛ-130.
С начала 1986 года завод ЗИЛ перешел на новый стандарт обозначения моделей и 130-й, пройдя очередную модернизацию, стал обозначаться ЗИЛ-431410. Машина продержалась на конвейере московского завода до конца 1994 года. Автомобильный завод в Новоуральске выпускал грузовики под маркой АМУР вплоть до 2010 года.
Описание конструкции
Грузовик ЗиЛ-130 представляет собой конструкцию капотного типа с задними ведущими колесами и грузоподъемностью от 5,5 т (ранние версии) до 6,0 т (последние модели).
Основой машины является клепаная рама из лонжеронов швеллерного профиля и поперечных усилителей.
Подвески мостов зависимого типа на листовых рессорах. Передний мост оснащен телескопическими амортизаторами, задний – подрессорниками.
Двигатель
Первые опытные грузовики ЗИЛ-130 комплектовались 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем модели Э130. Мотор имел V-образную форму с прямым углом развала блоков. При рабочем объеме 5,2 литра ожидалась мощность до 135 л.с., однако, на испытаниях агрегат не смог развить более 121 силы.
Мощность в 130 л.с. удалось получить на модернизированной версии 1Э130. Параллельно шли работы по доработке рядного нижнеклапанного мотора ЗИЛ-120, из которого удалось выжать те же 130 сил.
Изменение технического задания в части увеличения тягового усилия грузовика повлекло за собой необходимость применения моторов с мощностью не менее 150 л.с. Это требование поставило крест на дальнейших работах над «шестерками», и конструкторы переключились на разработку V-образного 8-цилиндрового агрегата модели 3Э130 с рабочим объемом 6,0 литров.
Опытные образцы появились в 1958 году и развивали мощность до 151 л.с.
Моторы после доработок пошли в серийное производство в 1959 году под обозначением ЗиЛ-130 и имели 148 л.с. (первые годы выпуска).
Мотор подвергался многочисленным изменением и использовался вплоть до снятия грузовика ЗиЛ-130 с производства. В качестве топлива применялся бензин А-76 (в том числе и этилированный). Средний расход топлива на грузовом ЗиЛ-130 составлял 28-30 л/100 км.
Газобаллонный вариант ЗиЛ-138 (на сжиженном газе) обладал увеличенной степенью сжатия, за счет чего развивал 150 л.с. Версия для работы на сжатом газе имела обозначение 138А и развивала 120 сил.
С 1974 года выпускалось шасси для самосвала 130К и грузовик ЗиЛ-130АН, оснащенные рядным 6-цилиндровым нижнеклапанным 110-сильным мотором, созданным на основе 157-й модели. Мотор имел ряд доработок, связанных со спецификой конструкции грузовика.
Поставлявшие на экспорт автомобили ЗиЛ-130 комплектовались 140-сильным дизелем Perkins 6.345 или 125-сильным Valmet 411BS и 137-сильным Leyland.
Моторы имели рядную 4- или 6-цилиндровую схему.
Гидравлика
Гидравлическая система на бортовом грузовике ЗиЛ-130 отсутствует. Привод от гидроцилиндра применяется для разгрузки кузова на самосвалах. Давление в магистрали создается дополнительным шестеренчатым насосом, расположенным на коробке отбора мощности.
Трансмиссия
Грузовик ЗиЛ-130 получил коробку, аналогичную по схеме с использовавшейся на ЗиС-150. Коробка имеет пять скоростей переднего хода, с синхронизаторами на четырех высших передачах. Повышающей передачи нет, пятая скорость является прямой. Сцепление сухого типа, имеет один диск и оборудовано механическим приводом.
Для комплектации тягачей и самосвалов предполагалось оснащение их двухскоростным задним мостом, с возможностью переключения передач шлицевой муфтой. Узел не удалось довести до стадии серийного производства. Все варианты ЗиЛ-130 комплектовались односкоростным задним мостом двухступенчатого типа.
Рулевое управление
Рулевой механизм грузовика построен по принципу винта и гайки и оснащен гидравлическим усилителем с приводом от насоса, установленного на двигателе. Рулевая колонка жестко устанавливалась в кабине.
Рулевой вал соединялся с редуктором карданным валом. Версии для стран с жарким климатом комплектовались радиатором для охлаждения рабочей жидкости. Рулевое колесо пластиковое, оснащено тремя спицами.
Электрическая система
Грузовик оснащен системой постоянного тока с напряжением 12 вольт, с подсоединением отрицательного полюса на кузов. На двигателе монтировался генератор с мощностью от 225 до 1260 Вт (в зависимости от года выпуска и модели).
Аккумулятор установлен в нише под кабиной.
Армейские варианты оснащались водостойким и герметизированным оборудованием.
Тормозная система
Рабочие тормоза грузовика ЗиЛ-130 барабанного типа, с пневматическим приводом. В состав пневматической системы входил 2-цилиндровый компрессор и система из двух ресиверов емкостью по 20 л. Компрессор имеет привод ремнем от шкива коленчатого вала и подключен к общей системе смазки и охлаждения двигателя.
Стояночный тормоз ранних машин управлялся рычагом в кабине и воздействовал на механизм барабанного типа, размещенный на выходном валу коробки передач. На задней поперечине рамы рядом с буксировочным прибором расположен выход для подключения пневматических тормозов прицепа.
На машинах ЗиЛ-130-80 стал применяться раздельный привод на передний и задний мост с дополнительным регулятором тормозных усилий.
В системе стали применяться четыре ресивера.
Для привода стояночного тормоза стала применяться отдельная пневматическая система, которая одновременно являлась аварийной. Стояночный тормоз включался краном из кабины. Барабан ручного тормоза с вала коробки был убран.
Кузов и кабина
Кабина двухдверная, трехместная, цельнометаллической схемы, оборудована системой отопления, очистки ветрового стекла, опускаемыми стеклами дверей и поворотными форточками. На крыше ранних машин имелись два вентиляционных люка, от которых постепенно отказались. Характерной внешней чертой ранних машин (до 1974 года) является отсутствие повторителей поворота на крыльях.
На гражданских машинах использовалось цельное ветровое стекло, на машинах для армии мог устанавливаться вариант из двух половин (унифицированный с ЗиЛ-131).
На кабинах применялись два вида облицовки радиатора:
- Раннего типа (до ноября 1978 года), с верхним расположением фар и крупными продухами радиатора;
- Поздний вариант, с установленными ниже фарами и мелкими прорезями воздуховодов.
Бортовая платформа грузовика деревянная с металлической усилительной оковкой. Стандартная платформа имела два борта по бокам, удлиненная на ЗИЛ-130ГУ – три. Под полом платформы устанавливался ящик для инструмента.
Технические характеристики в сравнении
Параметр | ЗиЛ-164 | ЗиЛ-130 | КАЗ-608 (седельный тягач) |
---|---|---|---|
Грузоподъемность, кг | 4000 | 6000 (14400 в варианте седельного тягача) | 15500 |
Тип двигателя | Бензин, 6-цил. | Бензин, 8-цил. | Бензин, 8-цил. |
Мощность, л.с. | 97 | 150 | 150 |
Вес снаряженного, кг | 4100 | 4300 | 4000 |
Максимальная скорость, км/ч | 75 | 85 | 80 |
Расход топлива л/100км | 27 | 28…32 | 41…46 |
Как видно из технических характеристик ЗИЛ-130 достойно выглядел на уровне своих конкурентов.
Применение
Грузовики и шасси ЗиЛ-130 широко применялись в народном хозяйстве. На основе машины производились автобусы (марки «Таджикистан»), самосвалы, цистерны, развозные и технические фургоны. Большое количество шасси ЗиЛ-130 шло на создание пожарных автомобилей – автоцистерн, рукавных машин, насосных станций.
Для поставок в Советскую Армию предназначалась модификация ЗиЛ-130Е, имевшая ряд узлов электрооборудования от 131-й модели. В состав оснащения входили дополнительные канистры с емкостью 10 и 20 литров, набор шанцевого инструмента, светомаскировочные колпаки на фары головного света.
Под заказ устанавливались борта увеличенной высоты с возможностью установки дуг для тента. На правый лонжерон мог устанавливаться второй топливный бак, рассчитанный на 170 литров бензина.
Модернизации
За годы производства машина ЗиЛ-130 прошла три крупные модернизации, после которых менялось обозначение базовой модели:
- 1966 года – обозначение сменилось на ЗиЛ-130-66;
- 1976 года – на ЗиЛ-130-76;
- 1984 года – на ЗиЛ-130-80 (по данным справочников НИИНавтопром внедрение модели произошло в 1981 году).
При модернизации 1966 года удалось увеличить ресурс машины до 200 тыс. км (до первого капитального ремонта), увеличить мощность мотора до 150 сил. В конструкции внедрили ряд усовершенствований, направленных на улучшение характеристик автомобиля.
Версия 1976 года имела ресурс 300 тыс. км и увеличенную до 6 т грузоподъемность. Грузовики модели 130-80 оснащались улучшенной тормозной системой, экономичным карбюратором и рядом других усовершенствований.
Интересные факты
На филиале ЗиЛ в Чите собирался северный вариант ЗиЛ-130С, который оснащался лебедкой, с приводом от коробки передач. Машина предназначалась для эксплуатации при температуре до -60°С. Машины красились в яркие оранжевый или красный цвета, а также в армейский «хаки».
С 1973 года грузовики и шасси ЗиЛ-130 имели Государственный Знак Качества СССР, который подтверждал высокие характеристики продукции.
На сегодняшний день грузовики ЗиЛ-130 устарели, и постепенно списываются из-за износа конструкции и значительного расхода топлива.
Остающиеся экземпляры переоборудуются путем замены бензинового двигателя на дизельный агрегат (как правило, изделие Минского моторного завода Д-245). Грузовики ранних выпусков являются большой редкостью и стали предметом коллекционирования.