Схема модуля зажигания шевроле нива
1.4. Система зажигания двигателя Шевроле-Нива (контроллер М7.9.7)
В системе зажигания (рис. 1.4-01) применяется 4-выводная катушка зажигания, представляющая собой блок двух 2-вы-водных катушек зажигания. Система зажигания не имеет подвижных деталей и поэтому не требует обслуживания и регулировок, за исключением свечей зажигания.
Рис, 1.4-01. Система зажигания: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — реле главное; 3 — выключатель зажигания; 4 — свечи зажигания; 5 — катушка зажигания; 0 — контроллер; 7 — датчик положения коленчатого вала; 8 — задающий диск
Управление током в первичных обмотках катушек зажига-ния осуществляется контроллером, использующим информацию о режиме работы двигателя, получаемую от датчиков системы управления двигателем. Для коммутации первичных обмоток катушек зажигания контроллер использует два мощных транзисторных вентиля (рис. 1.4-01).
В системе зажигания применяется метод распределения искры, называемый методом “холостой искры”. Цилиндры двигателя объединены в пары 1-4 и 2-3, и искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: в цилиндре, в котором заканчивается такт сжатия (рабочая искра), и в цилиндре, в котором происходит такт выпуска (холостая искра).
В связи с постоянным направлением тока в первичной и вторичной обмотках, ток искрообразования одной свечи всегда протекает с центрального электрода на боковой, а второй — с бокового на центральный.
Катушка зажигания двигателя Шевроле-Нива (контроллер М7.9.7)
Четырехвыводная катушка зажигания (рис. 1.4-02 и 1.4-03) имеет следующие три цепи (см. рис. 1.4-01):
Цепь питания первичных обмоток
Напряжение бортсети автомобиля поступает с выключателя зажигания на контакт “15” катушки зажигания.
Цепь первичной обмотки катушки зажигания 1и4 цилиндров, контакт “lb”
Контроллер коммутирует на массу цепь первичной обмотки катушки зажигания, выдающей высокое напряжение на свечи зажигания цилиндров 1,4.
Цепь первичной обмотки катушки зажигания 2иЗ цилиндров, контакт “1а”
Контроллер коммутирует на массу цепь первичной обмотки катушки зажигания, выдающей высокое напряжение на свечи зажигания цилиндров 2,3.
В случае неисправности любого элемента 4-выводной катушки зажигания необходимо заменять весь узел в сборе.
Снятие катушки зажигания
1. Выключить зажигание.
2. Отсоединить колодку жгута проводов от катушки зажигания.
3. Отсоединить жгут высоковольтных проводов.
4. Снять катушку зажигания, отвернув болты крепления.
ВНИМАНИЕ. Демонтаж высоковольтных проводов осуществлять только за защитный колпачок.
Установка катушки зажигания
1. Установить катушку зажигания на кронштейн на двигателе и закрепить болтами, затянув моментом 9,6. 15,4 Н • м.
2. Присоединить провода свечей зажигания.
3. Подсоединить жгут высоковольтных проводов к выгодам катушки и свечам зажигания.
Гашение детонации двигателя Шевроле-Нива (контроллер М7.9.7)
Для предотвращения повреждений внутренних деталей двигателя в результате продолжительной детонации ЭСУД корректирует угол опережения зажигания.
Для обнаружения детонации в системе имеется датчик детонации, см. раздел 1.1.
Контроллер анализирует сигнал этого датчика и при обнаружении детонации, характеризующейся повышением амплитуды вибраций двигателя в определенном диапазоне частот, корректирует угол опережения зажигания по специальному алгоритму*
Корректировка угла опережения зажигания для гашения детонации производится индивидуально по цилиндрам, т.е. определяется в каком цилиндре происходит детонация, и уменьшается угол опережения зажигания только для этого цилиндра*
В случае неисправности датчика детонации в память контроллера заносится соответствующий код неисправности и включается сигнализатор неисправностей* Кроме того, контроллер в зависимости от режима работы двигателя устанавливает пониженный угол опережения зажигания, исключающий появление детонации.
Модуль зажигания на Нива Шевроле и других отечественных автомобилях – это не что иное, как импульсный источник подачи высокого напряжения. Случается, что иногда эти устройства ломаются, и им требуется частичный ремонт или полная замена. В этой статье мы подробно разберём как проверить это устройство, для того, чтобы определить факт возможной неисправности.
Видео о проверке модуля зажигания:
Принцип действия модуля зажигания на Шевроле Нива
Штатное расположение модуля зажигания под капотом вызывает вопросы.
Модуль зажигания – это конструкция с первичной и вторичной парой обмоток с коммутатором, в которой ток поочерёдно переключается с одной катушки на другую. Её работа реализовывается из ЭБУ (блока управления — прим.), и от неё же происходит анализирование и сбор информации от её работы.
Сам по себе модуль зажигания имеет четыре гнезда для подсоединения к ним высоковольтных проводов, которые уже потом идут прямо к свечам зажигания.
Импульсы в модуле возникают не хаотично, а парно, то есть на клеммах 1-4, а потом 2-3, это объясняется тем, что каждая из внутри расположенных катушек ответственна за действия двух цилиндров, ввиду парного возникновения искры.
Конструкция модуля
Четыре клеммы, расположенные на модуле имеют и буквенные обозначения, так на соединения под маркировкой A и B подходят импульсы с датчика Холла, которые и переводят контакты с одной на другую, а контакты C и D – ответственны за питание массу соответственно.
Буквенные обозначения ясно видны на корпусе устройства.
Самые частые причины неисправностей
Одной из самых частых причин возникновения поломок становится вторичная обмотка
- Работа автомобиля происходила при нерабочих ВВП (высоковольтных проводах — прим.).
- В двигателе были установлены свечи зажигания с неподходящими рабочими параметрами.
И также причиной неисправности может быть нарушение пайки, случается это, как правило, от частой вибрации. Либо влага, образующаяся во время мойки или образования конденсата.
Подробнее о поломках
Бронепровода отмечены стрелочками
Тот самый высоковольтный импульс который возникает на вторичной обмотке обязательно должен быть полностью использован, то есть если этого не случается (при нарушении целостности провода – прим.), то импульс ищет ближайший «выход» и находит он его, как правило, в той самой вторичной обмотке, которая намного тоньше чем сечение самих проводов.
Первые признаки неисправности
Как правило, сразу две катушки не выходят из строя, поэтому, запустить двигатель даже с частично неисправным модулем всё же получится. Но, опытный автовладелец должен сразу заподозрить неполадки, и сопровождаются они следующим образом:
- Двигатель не способен легко набрать «рабочие» обороты.
- Холостой ход будет «плавать».
- Возможно «троение» двигателя.
- Во время движения могут наблюдаться рывки.
Все вышеназванные причины, могут наблюдаться и при других поломках, поэтому необходимо правильно её диагностировать, а для этого необходимо знать, как проверить модуль зажигания своими руками.
Обратите внимание, что при такой неисправности эксплуатация автомобиля крайне нежелательна, но при необходимости возможно добраться лишь до места её ремонта.
Порядок проверки модуля зажигания на Шевроле Нива
Перед тем как приступить к демонтажу модуля, необходимо убедиться в том, что причиной нестабильной работы не стало банальное отсутствие контакта питания. Для этого «пошевелим», либо несколько раз включим и выключим подсоединённый блок проводов. Если подобная процедура не принесла никаких результатов, то проверять работоспособность следует на демонтированном устройстве.
Значения на мультиметре в норме.
- Когда элемент снят, готовим к работе мультиметр, и проверяем целостность и чистоту гнёзд на клеммах (A, B, C, D – прим.).
- Первым делом подключаем красный щуп на контакт – D, второй на «массу». Включаем мультиметр в режим вольтметра – 20 вольт, и если гнездо рабочее, то показания на тестере должны равняться 12 вольт.
- Далее, переходим к контакту – C, второй снова на «массу». Мультиметр переключаем режим омметра и смотрим на показания прибора, и если оно составляет меньше 1 Ом, то гнездо в норме.
- Контакты A и B проверяем по очереди, но в одинаковом порядке. Подключаем мультиметр в режиме вольтметра и если показания не превышают 0,3 вольта, то устройство можно считать полностью рабочим.
Если какой-либо замер показал результаты, не соответствующие нормам, то следует искать неполадки сразу в цепи катушки.
Перенос модуля зажигания
Модуль зажигания перенесён выше
Как уже писалось выше, для лучшей работы модуля зажигания его рекомендуют перенести выше в подкапотном пространстве.
Заключение
Обратите внимание, что если будет установлен факт обрыва обмотки, ремонту он не подлежит и ему потребуется только замена.
Однако, если обе обмотки окажутся целы и будет обнаружен только обрыв пайки, его можно исправить своими руками, и для этого потребуется только паяльник. Во время проведения таких работ, можно не только восстановить нарушения в дорожках, но и укрепить другие.
Модуль зажигания (МЗ) автомобиля «Нива-Шевроле» обладает высокой надежностью и чаще всего, обеспечивает искрообразование на протяжении многих десятков тысяч километров. Однако если он выходит из строя, диагностировать это сложно из-за отсутствия явных признаков. Приличная стоимость модуля не всегда позволяет производить его замену на новый, что называется «вслепую». Сначала нужно достоверно убедиться в неисправности старого. О том как проверить модуль зажигания «Нивы-Шевроле» читайте в статье.
Коротко о конструкции
Главное предназначение любого МЗ – преобразование низковольтного сигнала в высокое напряжение, достаточное для нормального искрообразования в цилиндрах. Поэтому конструктивно, модуль зажигания «Нивы-Шевроле» представляет собой импульсный трансформатор. На его вход подается сигнал с электронного блока управления (ЭБУ), с выхода снимается напряжение порядка 20 – 30кВ. Модуль имеет разъем для подключения низковольтной части и четыре гнезда, в которые вставляются так называемые бронепровода.
Высокое напряжение подается сразу на два цилиндра. При этом 90% энергии, уходит на образование искры в том, где заканчивается такт сжатия. Рабочая смесь в нем находится под большим давлением, а значит, имеет высокую проводимость. Таким образом, модуль состоит из двух независимых катушек зажигания.
Где находится МЗ
Местоположение модуля зажигания «Нивы-Шевроле», выбрано не очень удачно. Он закреплен на нижней части блока цилиндров. Таким образом модуль подвержен воздействию сразу двух негативных факторов:
- Коррозии. Этому способствует низкое расположение. В процессе эксплуатации влага часто попадает на МЗ.
- Высокой температуры. Крепление модуля на блоке цилиндров вынуждает его работать при температурах, близких к 100 градусам.
Второй фактор наиболее критичен для МЗ. Производитель гарантирует нормальную работу устройства до 120 С°. Такая температура под капотом редкость. Но постоянное воздействие, пусть даже более низких значений, существенно сокращает срок службы МЗ. Поэтому добросовестные владельцы переносят модуль в место с более щадящими условиями. Чаще всего, на перегородку моторного отсека.
Разновидности
За время выпуска, «Шнива» комплектовалась двумя типами модулей.
- МЗ от автомобиля ВАЗ 2112. Устанавливался до 2006 года. В своем составе, имеет систему управления искрообразованием.
- Модуль от ВАЗ 2111. Управляется сигналами с ЭБУ, поэтому по своей сути, является обычной катушкой зажигания.
Следует учитывать, что модули невзаимозаменяемые. Связано это с их различной конструкцией. Определить какой модуль зажигания на «Ниве-Шевроле» можно по его внешнему виду. Старый имеет большие габариты и массу, а самое главное, в отличие от нового, не три, а четыре контакта на разъеме первичной обмотки. При этом процесс проверки модуля зажигания «Нивы-Шевроле», будет рассмотрен на примере нового модуля.
Признаки неисправности
Как уже упоминалось, симптомы неисправности модуля зажигания характерны так же для многих других узлов автомобиля. Почти нет таких признаков, которые напрямую указывают на МЗ. Это существенно осложняет ремонт. Однако при наличии опыта, выводы о неисправности модуля зажигания Нивы Шевроле можно сделать последующим симптомам.
- Не работают сразу два цилиндра. Это единственный признак, который, правда не всегда, но указывает на МЗ. Вероятность этого увеличивается, если одновременно не работают 1 и 4 или 2 и 3 цилиндры.
- «Плавают» холостые обороты.
- Диагностика показывает пропуски зажигания во всех цилиндрах.
- С прогревом двигателя падает его мощность, появляются перебои в работе.
- Загорается сигнализация CHECK ENGIN.
Следует отметить, что полный отказ МЗ, при котором двигатель совсем не запускается, случается очень редко. В основном этот признак неисправности модуля зажигания «Нивы-Шевроле» свидетельствует о повреждении низковольтной части проводки.
Причины повреждения
Чаще всего, модуль зажигания «Нивы-Шевроле» выходит из строя из-за перегрева, вызванного его неудачным расположением в подкапотном пространстве. Это просто приводит к обрыву вторичной обмотки импульсного трансформатора. Впрочем, произойти это может и по другим причинам, а именно:
- использование неисправных высоковольтных проводов;
- применение свечей зажигания, отличных от рекомендованных производителем;
- проверка искры замыканием бронепровода на корпус автомобиля;
- заводской брак.
Таким образом, одной из основных причин выхода из строя модуля, является пресловутый, «человеческий фактор». Виной тому, неправильные диагностика и эксплуатация МЗ. Способы проверки, допустимые для катушки зажигания карбюраторного двигателя, чаще всего не подходят для современных модулей и, скорее всего, станут причиной выхода из строя.
Порядок проверки модуля зажигания
Прежде всего придется обзавестись мультиметром. Не нужно искать какие-то высокоточные и дорогие приборы. Вполне хватит обычного, китайского. Главное, чтобы он имел цифровую индикацию, это существенно упростит измерение. Оптимальным с точки зрения цены и функционала является мультиметр DT 830 и его многочисленные модификации. Это один из самых распространенных и простых в обращении приборов. Процесс проверки будет рассмотрен на его примере.
Прежде всего необходимо убедиться в целостности первичной обмотки модуля зажигания «Нивы-Шевроле». Для этого:
- переключатель на передней панели прибора устанавливается в положение 200 Ом;
- отключить от модуля разъем, снять провода высокого напряжения;
- последовательно измерить сопротивление между средним и крайними контактами клеммной колодки;
- показания прибора должны находится в пределах 0,5 Ом.
Точности мультиметра, конечно, недостаточно для измерения таких маленьких величин, но для проверки первичной обмотки на обрыв, этого вполне хватает.
Следующим этапом измеряем сопротивление «вторички». Последовательность действий:
- переключатель диапазонов DT-830 переводим в положение 20 К;
- щупами прибора необходимо стать сначала между высоковольтными выводами 1 и 4 цилиндров, затем — 2 и 3;
- дисплей прибора должен высветить 5.4 кОм.
Следует сказать, что диагностировать неисправность модуля зажигания «Нивы-Шевроле» можно только в случае существенного отличия показаний от нормы, или что чаще, если на индикаторе прибора горит «1». Это обозначает бесконечно большое сопротивление, проще говоря — обрыв обмотки.
Схемы разъёмов (распиновка) Нива Шевроле
Разъем звукового сигнала
Разъемы выключателя зажигания
Разъем датчика фаз
Разъем форсунки
Разъем регулятора холостого хода
Разъем катушки зажигания
Разъем блока управления автомобильной противоугонной системы
Колодка диагностики
Разъемы блок-фары
Разъем блока управления электропакетом
Разъем плафона освещения салона
Разъемы комбинации приборов
Разъем контроллера
Разъемы монтажного блока предохранителей и реле
Разъем датчика детонации
Разъем электровентилятора системы охлаждения двигателя
Разъем выключателя звукового сигнала
Разъем противотуманной фары
Разъем датчика температуры наружного воздуха
Разъем электродвигателя отопителя
Разъем прикуривателя
Разъемы наружных зеркал заднего вида
Разъем компрессора кондиционера
Разъем электродвигателя очистителя ветрового стекла
Разъемы выключателей стеклоподъемников передних дверей
Разъемы блоков управления наружными зеркалами, обогрева передних сидений
Разъем плафона индивидуального освещения
Колодка соединения жгутов проводов: панели приборов и подсветки блока управления отоплением, вентиляцией и кондиционированием
Разъем выключателя подкапотной лампы
Колодка соединения жгута проводов системы управления двигателем и жгута проводов компрессора кондиционера
Колодки соединения жгутов проводов: переднего (ХР1) и панели приборов (XS1), заднего (ХР4) и панели приборов (XS4)
Колодка соединения жгутов проводов системы управления двигателем (ХРЗ) и панели приборов (XS3)
Разъемы реле кондиционера и предохранителя кондиционера
Разъем датчика массового расхода воздуха
Колодки соединения жгутов проводов: заднего (XS7) и правой передней двери (ХР7), заднего (XS8) и левой передней двери (ХР8)
Разъемы подкапотной лампы, датчика уровня тормозной жидкости, мотор-редукторов блокировки замков дверей
Разъемы выключателей обогрева заднего стекла, противотуманных фар. противотуманного света в задних фонарях, кондиционера
Разъемы реле: стартера, противотуманных фар. стеклоподъемников, звукового сигнала, обогрева сидений
Разъемы мотор-редуктора блокировки замка левой передней двери
Колодка соединения жгутов проводов: переднего (XS2) и панели приборов (ХР2)
Разъемы предохранителей системы управления двигателем
Разъемы реле системы управления двигателем
Разъем выключателя аварийной сигнализации
Разъем правого подрулевого переключателя
Разъем левого подрулевого переключателя
Разъем мотор-редуктора стеклоподъемника передней двери
Разъем бокового указателя поворота
Разъем датчика давления хладагента
Разъем модуля бензонасоса
Разъем соединения жгутов проводов: системы управления двигателем и форсунок
Разъем переключателя электродвигателя отопителя
Разъем датчика положения дроссельной заслонки
Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости
Разъем датчика положения коленчатого вала
Разъем электромагнитного клапана продувки адсорбера
Разъем датчика концентрации кислорода
Разъемы концевых выключателей дверей, дополнительного сигнала торможения
Разъем регулятора направления пучков света фар
Разъем регулятора яркости подсветки приборов
разъем выключателя наружного освещения
Разъем выключателя ламп света заднего хода
Разъем выключателя контрольной лампы стояночного тормоза
Разъем заднего фонаря
Разъем дополнительного резистора вентилятора отопителя
Разъемы присоединения к головному устройству звуковоспроизведения
Разъем элемента обогрева переднего сидения
Разъем очистителя стекла двери багажного отделения
Колодка соединения жгутов проводов: заднего (XS5) и панели приборов (ХР5)
Колодка соединения жгутов проводов: заднего (ХР6] и системы управления двигателем (XS6)
Колодка соединения жгутов проводов: заднего (XS9) и обогрева сидений (ХР9)
Колодка соединения жгутов проводов: заднего (XS10) и двери багажного отделения (ХР10)
Колодки соединения жгутов проводов: заднего (ХР11) и правой задней двери (XS11), заднего (ХР12) и левой задней двери (XS12)
Разъем датчика скорости автомобиля
Электрооборудование Шевроле Нива (электроника)
Автор: Макеев Василий
Чтение статьи займёт: 2 минуты
Схема того, как устроено электрооборудование Шевроле Нива может показаться понятной только для профессионального электрика, однако если рассмотреть систему, как набор независимых блоков, то можно значительно упростить общее представление об электропроводке.
Схема электрооборудования
(Для увеличения размера изображения нажмите на него)
Назначение системы электрооборудования автомобиля.
Нормальное функционирование узлов и агрегатов, а также повышение комфорта управления автомобилем возможно только при отлаженной работе систем электроснабжения и потребления.
Все электрооборудование Шевроле Нива представлено потребителями и источниками тока с номинальным напряжением 12 В.
Схема их соединения основывется на однопроводном подключении.
«Минус» источника соединяется с кузовом автомобиля, а каждый потребитель запитан «плюсовым» проводом. Вторые клеммы разъемов подсоединяются с кузовом — массой. Схему электропроводки можно разбить на два блока:
- Источники;
- Потребители.
Электрооборудование Шевроле Нива. Источники.
Роль источника тока играет аккумуляторная батарея.
Когда двигатель работает, то он приводит во вращение генератор, после чего на него перекладываются функции зарядного устройства и функции источника электроэнергии. Генератор шевроле нива имеет три обмотки статора. Благодаря встроенному фильтру и выпрямителю, на выходе можно получить постоянное напряжение, варьирующееся в пределах от 13,2 до 14,7 В.
Потребители.
Все потребители соединяются параллельно друг другу и для удобства объединены в отдельные блоки. Для каждого блока предусматривается свой предохранитель. Такая схема повышает степень безопасности, а также упрощает обслуживание.
- Блок предохранителей Шевроле Нива представляет собой отдельно смонтированный узел, расположенный в салоне. Практически все цепи, кроме цепи зарядки и пуска двигателя, имеют защиту в виде плавких предохранителей.
- Стартер шевроле нива обеспечивает первоначальный пуск двигателя путем зацепления проводной шестерни с маховиком. Принципиально он работает, как двигатель постоянного тока, в котором роль ротора играет обмотка, а статора – постоянные магниты. Такой двигатель способен развивать мощность до 1,5 кВт при силе тока в 80 А. Но это лишь номинальные показатели.
- Роль ключа для некоторых цепей играет замок зажигания. В данном случае он является многофункциональным, так как совмещает в себе запирающее устройство, ключ стартера, блокировку повторного его включения. Ключ зажигания замыкает практически все цепи. Остается запитанной цепь, обеспечивающая внутреннее освещение, центральный замок, стоп-сигналы, подкапотный фонарь. Иммобилайзер шевроле нива активируется с помощью индуктивной связи транспондера ключа с блоком противоугонной системы.
- Блок-фары, противотуманные фары и задние фонари образуют наружное освещение автомобиля. В фаре встроены лампочки ближнего и дальнего света. Раздельная оптика позволяет более эффективно управлять пучками света, обеспечивая повышенную эффективность освещения. В корпусе фары монтируются и габаритные огни. ПТФ в стандартную комплектацию не входят и являются дополнительной опцией.
- Передние стеклоочистители работают в трех режимах: прерывистом, нормальном и ускоренном. Моторчики переднего и заднего очистителей стекол имеют защиту в виде термобиметаллических предохранителей.
Переключение режимов работы осуществляется управляющими рычагами на рулевой колонке автомобиля. Совместно со щетками работает система омывателя стекол. В бачки жидкости стеклоомывателя встроены моторчики переднего и заднего омывателей. Бачок для переднего стекла располагается в подкапотном пространстве, а для заднего – в двери багажника.
- Приводит стеклоподъемники в движение моторедуктор реверсного типа. Он работает от импульсного сигнала и имеет обратную связь. Моторедуктор отключается, когда стекло достигает одного из крайних положений.
Контроль за работой функционально важных систем берет на себя приборная панель Шевроле Нива.
Она объединяет спидометр, тахометр, термометр, указатель уровня топлива. Помимо этого имеется жидкокристаллический дисплей, на который выводится информация бортового компьютера о температуре окружающего воздуха, текущего времени. Критические значения некоторых параметров дублируются сигнальными лампами. Из обслуживания панели предусматривается только замена ламп. Остальные работы не являются регламентированными, а устройство меняется целиком.
Заключение
Существуют дополнительные потребители, которые не были указаны. Они могут питаться параллельно от описанных цепей или иметь собственный предохранитель. Проводка автомобиля выполнена медными соединительными проводами с разноцветной оплеткой и уложена по кузову в специальных защитных чехлах под пластиковым декором.
Практика показывает, что ВАЗовское решение электрообеспечения систем обладает двумя важнейшими для автомобилестроения качествами: простотой и надежностью.
Автомобиль, предназначенный для активного отдыха, и уж тем более, заявленный, как внедорожник, должен быть максимально независимым от системы электроснабжения, но требования современного пользователя накладывают свои коррективы. Надо отметить, что подобная схема оборудования электроприборов успешно применяется и на других моделях ВАЗ.
Замок зажигания Нива Шевроле — Niva Chevrolet (ВАЗ 2123, Шеви)
«https://www.w3.org/TR/xhtml1/DTD/xhtml1-transitional.dtd»>
Замок зажигания Нива Шевроле — Niva Chevrolet (ВАЗ 2123, Шеви) Нива Шевроле руководство по ремонту | каталог з/ч |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||