Устройство мкпп ваз 2109 – распространенные проблемы и причины неисправности, диагностика и пошаговая инструкция по восстановлению функциональности

Коробка передач ВАЗ 2109

Что делать, если старая коробка передач ВАЗ 2109 не устраивает в плане функционала? Можно ли как-то это исправить, и стоит ли менять эту деталь? Многие водители стараются улучшить ходовые характеристики своей старенькой «девятки», поэтому нередко чуть ли не полностью перебирают свою машину. Так стоит ли заниматься заменой КПП и будет ли от этого толк?


Вернуться к оглавлению

Причины замены

Настолько ли плоха КПП ВАЗ 2109, чтобы задуматься о ее замене при любой возможности? На самом деле родная механическая коробка передач отлично подходит для девятки и вот почему:

  • она надежна;
  • ее ремонт можно провести вручную;
  • детали для замены легко найти;
  • обслуживание обходится не так дорого.

Почему же все-таки хотят установить другую трансмиссию? Одна из основных причин — модернизация других узлов, в основном, двигателя. Если мощность мотора увеличивается, под него стоит устанавливать и коробку передач с соответствующим механизмом. Вторая причина — наличие огромного количества поломок. Неправильное обращение, неполная сборка или неквалифицированный ремонт узла КПП становится причиной частых сбоев в работе сложного устройства. Не у всех хватит времени и сил бороться с постоянными поломками. У автомобилистов появился ряд решений этих проблем:

  • производится замена кулисы;
  • схема переключения передач из четырехступенчатой заменяется на пятиступенчатую;
  • монтаж спортивных комплектующих;
  • улучшение педального узла;
  • установка нового дифференциала и главной пары с измененным передаточным числом.

Применение одного из вариантов позволяет избавиться от ряда проблем. К примеру, установка короткоходной кулисы упрощает переключение передач. Поскольку у девятки не самый удобный рычаг для перехода от одной скорости к другой, то такой тюнинг вполне резонный.


Вернуться к оглавлению

Стоит ли ставить автоматику

https://www.youtube.com/watch?v=6khX_Pab0DA&t=3s

Если стандартная трансмиссия так плоха, может, коробка-автомат на ВАЗ 2109 исправит ситуацию? За рубежом у многих производителей авто стало тенденцией устанавливать автоматическую КПП на машину. Автоматика упрощает процесс управления автомобилем, что помогает неопытным водителям быстрее освоиться за рулем. Существует официальная автоматическая коробка на ВАЗ 2109, только докупать и устанавливать ее придется отдельно. Подобная разработка появилась в результате того, что недовольные производительностью «родной» коробки передач автолюбители стали переделывать конструкцию девятки под иностранные КПП. Разработчики ВАЗа заметили тенденцию и представили свое решение — набор для установки автоматической трансмиссии. Но стоит ли оно того?

  1. Во-первых, коробка для девятки делается на заводах Nissan, что уже обнадеживает.
  2. Во-вторых, переделывать ничего не нужно, набор отлично подходит для всей серии девяток, то есть «допиливать» самостоятельно ничего не надо.
  3. Но придется немало выложить кровно заработанных за такую модернизацию. На новую КПП распространяется гарантия в 1,5 года, но этого не всегда достаточно для покрытия расходов тюнинга.

Есть и более экономичное решение — установка автоматики от Тойоты Корона. На рынке это самый доступный вариант по нескольким причинам:

  • узел дешевый;
  • КПП требует минимум доработок для установки на девятку, не нуждается в прошивке под определенное авто;
  • детали от Тойоты есть на каждом рынке.

Однако у такого решения проблемы свои риски. Например, нет гарантии на деталь, поэтому ее ремонт потребует дополнительного вложения средств и затрат времени в случае поломки. К тому же деталь уже б/у, поэтому ее срок эксплуатации неизвестен. Вероятно, необходимы будут дополнительные работы при монтаже.


Вернуться к оглавлению

Что же выбрать?

Устройство коробки передач ВАЗ 2109 несовершенно, но это не является весомым поводом менять ее полностью. Сама конструкция надежна, лишь требует некоторых доработок. Оптимальным вариантом является замена проблемной детали, которая становится причиной частых поломок узла, либо установка новых компонентов.

  1. Если надо изменить передаточные числа своей родной трансмиссии, подойдет замена пары шестерен с 17-зубовых на детали с 15 зубьями. Такая модернизация увеличивает эффективность разгона, время перехода от передачи к передаче сокращается, но уменьшается максимальная скорость авто. Отлично подойдет для поездок в городских условиях.
  2. Установка спортивных шестеренок делает передачи «длиннее», то есть переключаться от одной передачи к другой требуется реже, при этом динамика разгона и максимальная скорость практически не теряется. Такой тюнинг КПП подойдет тем, кто хочет увеличить скоростные характеристики своей девятки. В основном применяется после замены двигателя на более мощный аналог.
  3. Можно попробовать заменить родной вторичный вал девятки. Проблема этой детали в том, что внутри она полая. Из-за динамичных нагрузок на узел часто случалось так, что именно этот вал разлетался на куски, что приводило к окончательной поломке всей КПП из-за застрявших осколков в зубьях. Замена производится на полнотелый аналог вала для пары шестерен с передаточным числом 4,13.
  4. Хотите сделать свою машину более расторопной на трассе? Докупите спортивные подшипники ступицы для тюнинга. Они слегка повысят рабочие характеристики ходовой, но главное, что они являются более надежными, нежели заводские детали.
  5. Займитесь регулировкой дифференциала, но делайте это только в автомастерских и СТО с репутацией. Неправильная регулировка детали приведет к частым поломкам либо потере управляемости автомобилем.

Есть много советов и довольно детальных инструкций того, как самостоятельно заменить деталь узла или весь узел целиком, но делать этого не нужно, если вы не знаете архитектуру автомобиля. При проведении многих работ требуется практика и четкое знание дела, поэтому лучше доверьте работу мастерам в СТО.

Механизм выбора передач на ВАЗ 2109 можно установить и у официального дилера, если куплен соответствующий комплект. Тогда будет гарантия на работу, что, конечно, является большим плюсом.

Если требуется улучшить механизм переключения передач ВАЗ 2109, то перед его доработкой надо докупить некоторые детали и заменить ими заводские. Такой вариант решения проблем является наиболее дешевым и простым. Установка АКПП на ваз 2109 не всегда является оправданной. Такая доработка упростит управление автомобилем, слегка увеличит рабочий ресурс узла и позволит плавно переходит от одного скоростного режима к другому. С другой стороны, ремонт, обслуживание и установку автоматики потянет не каждый владелец девятки, поэтому с учетом расходов это решение не является эффективным.

Ремонт коробки передач ВАЗ-2109 своими руками: пошаговая инструкция

Ремонт коробки передач ВАЗ-2109В ВАЗ-2109 может потребоваться ремонт коробки передач, причем владельцы отечественных авто выполняют ремонтные работы своими руками, и все благодаря механике, на основе которой работает транспортное средство.

Как провести самостоятельную диагностику

На СТО диагностику автомобиля проводят с помощью профессионального оборудования, эта процедура стоит немалых денег. Поэтому водителям просто необходимо научиться проводить самостоятельный осмотр, он позволит понять, в чем причина неполадок ВАЗ-2109, и сэкономит ваши деньги.

Как проявляется неисправность КПП:

  1. Делая остановки, периодически заглядывайте под автомобиль на предмет обнаружения потеков масла. Если течь присутствует, возможно, необходимо осуществить замену сальника, расположенного в коробке передач.
  2. Следите за изменением уровня масла в двигателе ВАЗ-2109. Специалисты утверждают, что проверка объема масла нужно осуществлять как минимум ежегодно, а можно и чаще, особенно если машина активно эксплуатируется. Ориентируйтесь на проверку масла каждые 20000 км пробега.
  3. Когда переключаете скорости, обращайте внимание на плавность движения рычага переключения. Если возникают рывки и заедания, значит, пора задуматься о ремонте коробки передач в ВАЗ-2109.

Неполадки КПП ВАЗ-2109

Причин появления неисправности КПП в ВАЗ-2109 может быть много. Сначала определитесь, какими признаками характеризуется поломка. Если при переключении скоростей возникают трудности, неисправности могут быть такими:

  1. Не хватает или слишком мало смазочной смеси.
  2. Заклинило вал переключения передач.
  3. Нарушена целостность зубчатых колес КПП.
  4. В коробку передач случайно попал инородный предмет.
  5. Износилась и уже не подлежит ремонту деталь под названием ползун синхронизатора.

Читайте также: Как открыть капот ВАЗ-2109 с порванным тросиком

Если во время движения автомобиля происходит выбивание передачи или рычаг передач возвращается в нейтральное положение, причины обозначены в следующем списке:

  1. Дефект говорит о браке во время производства единицы ВАЗ-2109. Вот почему, покупая машину, необходимо тщательно отслеживать правильную работу всех устройств, не стесняйтесь задавать продавцу каверзные вопросы, в конце концов, вы платите. Гарантийный ремонт автомобиля тоже не говорит о том, что деталь в итоге удастся отремонтировать.
  2. Изношены зубья шестерен, тогда венец с зубьями становится похожим на конус и становится явным разрушение фиксации шестерен.
  3. Если оставляет желать лучшего состояние вала коробки передач ВАЗ-2109, шестерен или подшипников, тогда подшипник сходит с положенного места или слегка смещается в сторону.

Автолюбители на форумах, посвященных обслуживанию и ремонту ВАЗ-2109, указывают дополнительные дефекты и неисправности коробки передач авто:

  1. Появляются шумы, свидетельствующие об износе подшипников и шестерен, итогом такой неисправности может оказаться отсутствие адекватного сцепления составляющих. Повреждения скорее всего коснулись синхронизатора или конструкции коробки. К шуму может присоединяться стук. Управлять таким автомобилем опасно для здоровья и жизни водителя и пассажиров.
  2. Заметив под транспортным средством маслянистые пятна, следует предположить течь коробки передач. Почему возникает такая неисправность? Если неплотно прилегает крышка картера или пора заменить вал сальника. Устранить неполадки можно своими руками, не прибегая к дорогостоящим услугам специалистов СТО.
  3. Перегрев КПП – еще один неприятный фактор, означающий, что залито слишком мало масла.

Необходимые инструменты

ВАЗ-2109 обслуживание и ремонт коробки передач рано или поздно приходится делать каждому владельцу отечественного автомобиля.

Ремонт коробки передач ВАЗ-2109Чтобы отремонтировать КПП своими руками, необходимо заранее запастись нужным комплектом инструментов:

  • 2 вида молотков, один из которых сделан из резины, а другой обычный;
  • отвертки с разными наконечниками;
  • керно;
  • комплект накидных головок;
  • ударная отвертка;
  • ключ, помогающий снять кольца стопорного типа.

Как отремонтировать коробку передач ВАЗ-2109

Во время ремонта КПП в ВАЗ-2109 можно столкнуться с проблемой прикипания некоторых составляющих, все равно продолжайте следовать пошаговой инструкции, и желаемый результат не заставит себя долго ждать:

  1. Слейте масло из КПП.
  2. Извлеките тягу привода, которая подходит к устройству переключения передач.
  3. Снимите ручку сцепления, не забыв про тросик.
  4. Достаньте клеммы с АКБ и демонтируйте стартер.
  5. Извлеките кулаки, отвечающие за повороты, а также шаровые опоры. Демонтируйте валы, размещенные внутри, осуществляющих привод на колеса, установленные в передней части машины. Поставьте их на заранее подготовленные болванки, достигнув таким образом цели предотвращения смещения передвижения полуосевой шестерни. Возможно, понадобится использовать старый ШРУС.
  6. Монтируйте под двигатель опоры и извлеките из конструкции подушки двигателя, расположенные сзади и в левой части. Отсоедините КПП ВАЗ-2109 от двигателя и демонтируйте.
  7. Займитесь тщательной чисткой плоскости от загрязнений, пыли и налипаний мусора.
  8. Открутите кронштейн, фиксирующий тросик сцепления и крышку картера КПП. Извлеките вилку, выполняющую переключение пятой скорости. Осуществите установку устройства, отвечающего за пятую передачу.
  9. Достаньте муфту, относящуюся к синхронизатору, захватив вместе с ней ступицу. Демонтируйте с синхронизатора кольцо и упорную пластину. Далее извлеките фиксирующие компоненты и игольчатый подшипник. Достаньте шестерню передач, которая является ведомой. Достаньте пробку, закрепляющую штоки и упорный вид пластины.
  10. Приступайте к демонтажу первой и второй передачи, а затем всех оставшихся.
  11. Осталось снять шток с вилками и валы скоростей. Детали изымают вместе с основным валом. Демонтируйте также дифференциал. Извлеките устройство, помогающее совершить выбор передачи на ВАЗ-2109.

Как проверить дефекты

Ремонт коробки передач ВАЗ-2109Перед тем как собирать коробку передач на ВАЗ-2109, должна быть проведена переборка деталей на наличие дефектов, требующих устранения:

  1. В каком состоянии подшипники, если они сильно изношены, это приведет к появлению гула.
  2. Произведите осмотр синхронизатора и уплотняющего шайбы материала – износ провоцирует плохое включение передачи.
  3. Замены требуют кольца и синхронизаторы с зазубринами и глубокими сколами.
  4. Измерьте щель между шестернями и кольцами-блокираторами, в идеале она не должна превышать 0,6 мм.

Читайте также: Почему ВАЗ-2109 не заводится в мороз

Основные правила сборки КПП на ВАЗ-2109

Когда детали, которые были полностью изношены, заменены на новые, осталось собрать коробку передач. Но перед этим тщательно промойте все запчасти и помните о таких требованиях:

  1. Перед тем как уложить прокладки, нанесите на них равномерный слой литола. Вещество гарантирует смещение прокладок во время сборки.
  2. Принимаясь за запрессовку сальников, ориентируйтесь на рабочую кромку изнутри, в это время обойма из металла должна размещаться снаружи.

Обзор коробки передач в ВАЗ 2109

Начиная с 1987 года «АвтоВАЗ» начал выпуск пятидверного хетч-бека ваз 2109 и по сей день этот автомобиль не потерял своей актуальности и востребованности. Рассматривая коробку передач, установленную на эту машину можно сказать следующее:

  • Устройство может быть как четырех, так и пятиступенчатым в зависимости от укомплектованности «девятки»;
  • С передачей главного типа и дифференциалом объединена вся система, поэтому количество передач может быть разным;
  • Вал первичного типа представляет собой устройство из ведущих шестерен, которые постоянно зацепляются за ведомые шестерни переднего хода;
  • Крутящий момент работы системы передаются на колеса ведущего типа с помощью привода передних колес.

Это основные показатели устройства, характеризующие его как надежное и упрощенное.

Составляющие коробки

Коробка передач ваз 2109 включает в себя следующие элементы:

  • Картер передающей коробки;
  • Первичный вал;
  • Вторичный вал;
  • Два синхронизатора;
  • Ось, оснащенная шестерней заднего хода промежуточного характера;
  • Устройство главной передачи;
  • Дифференциал, изменяющий привод переключения передач;
  • Крышка из алюминия покрывающая картер запрессованная сапуном.
Картер КППКартер КПП

Как работает устройство

Чтобы в подшипниках осуществлялась соответствующая тяга необходимо правильно подбирать толщину колец. Дифференциальный фланец коробки скреплен с ведомой шестерней передачи главного типа. Приводное устройство коробки состоит из следующих элементов:

  • Переключатель передающих моментов;
  • Опора шарового типа;
  • Тяга;
  • Рычаг для переключения передач и для выбора каждой передачи;
  • Шток, имеющий внутренний конец с закрепленным рычагом, действующим на механизм переключения.

Все эти элементы объединены в отдельный узел или устройство, прикрепленный к поверхности картера сцепления.

Осевая система

КПП 5 ст.Пятиступенчатая КПП

В устройстве коробки, а точнее в корпусе крепятся две оси. На одну ось, из которых устанавливаются пара блокировочных скоб, втулка и трехплечий рычаг, что делает устройство надежнее. Вторую ось, которая пронизывает отверстие скоб блокировочного типа, обусловленное ступицей, которой приобретается функция предотвращения проворачивания. Характерные плечевые рычаги:

  • Первое плечо предназначено для включения передающего момента хода переднего характера;
  • Плечо второго типа предназначается для запуска передающего элемента заднего хода;
  • Плечо третьего типа воздействует на рычаг переключения передающих элементов;
  • При этом ступица рычажного переключения оснащена фиксатором;
  • Также на оси монтируется вилка включения хода заднего типа.

Отличие пятиступенчатой коробки

Основное отличие этого типа коробки заключается в том, что на выходе из картера установлены более удлиненные вторичные валы, а в остальном устройство то же. На эти удлиненные валы устанавливаются два шестерни:

  • ведущая;
  • ведомая, для пятой передачи, совмещенная с синхронизатором.

Также отличием этой системы является отсутствие передаточной втулки на переключении. Числа передач в главном передающем элементе может быть разным и зависеть от производителя. Числа маркируются на ведомых шестернях передающих элементов, маркируются они специальной краской.

Кроме того, подшипники шарикового характера валов вторичной и первичной валовой системы располагаются в картерных гнездах, они накрываются специальной пластиной. Пластинчатая деталь крепится к покрытию картера четырьмя винтами. Крышка задней части системы передаточного типа выполняется более глубокой формы. На пятую передающую подачу ваз 2109 устанавливается синхронизатор, который снабжен одним блокировочным кольцом, потому что он имеет только единственный передающий элемент. Специальная шестерня пятого передающего момента устанавливается на шлицы вала первичного типа.

Замена такой составляющей как масло

VAZ 2109

Для нормального функционирования автомобиля ваз 2109 его системы и узлы должны должно покрывать масло. В случае с автомобилем ваз 2109 производитель не указывает точных характеристики такого элемента как масло, поэтому можно использовать и моторное и трансмиссионное масло. Рекомендации тут можно дать следующие: если машина ваз 2109 преимущественно ездит по большому городу, то предпочтение надо отдать такому типу как моторное масло, а если авто гоняют по трассе, то вполне подойдет трансмиссионное масло. Также при заливке, масло в коробку ваз 2109 надо налить чуть-чуть больше чем положено не стоит экономить. Такой подход позволит покрыть все детали системы, даже те которые расположены у выхода из картера коробки.

Ремонт коробки передач ВАЗ-2109

Ремонт коробки передач ВАЗ-2109 включает следующие этапы:

1. Снимаем КПП с ВАЗ-2109. Очищаем ее от грязи с помощью солярки и тряпки.

2. Вынимаем щуп уровня масла из КПП.

3. Устанавливаем КПП картер сцепления вертикально, открутив болт 1 и 2 гайки 3 крепления кронштейна троса сцепления. Снимаем кронштейн 2 троса сцепления с КПП.

4. Откручиваем остальные 4 гайки крепления задней крышки.

5. Снимаем заднюю крышку.

6. Откручиваем болт крепления вилки 5-й передачи.

7. Зафиксируем валы КПП от проворачивания.

8. Откручиваем гайку крепления первичного вала.

9. Откручиваем гайку крепления вторичного вала.

10. Снимаем шестерню 5-й передачи вместе с синхронизатором и вилкой с вторичного вала.

11. Снимаем с синхронизатора упорную пластину и вынимаем из паза муфты вилку.

12. Снимаем шестерню 5-й передачи с синхронизатора с кольцом 1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *