Что такое кинематическая вязкость масла: 403 — Доступ запрещён – Вязкость — Википедия

Содержание

Вязкость моторного масла — на что она влияет?

Моторное масло Вопреки мнению некоторых автолюбителей, выбор моторного масла – дело не трудное, главное разбираться в его особенностях и точно знать какой именно вид Вам нужен. Одной из главных характеристик является вязкость, поэтому если понимать, что из себя представляет данное понятие и какими особенностями оно обладает, то при покупке соответствующей жидкости можно обойтись без консультаций продавца автомагазина. Давайте сейчас вместе попробуем разобраться в этом вопросе.

1. Что такое «вязкость масла»? Особенности понятия

Вязкость масла – одна из наиболее важных его способностей, которая зависит от температурных показателей смазочного материала. По сути, это то, что не дает масляной пленке разорваться, особенно когда при циркуляции в системе смазывания моторные масла проходят через зоны низкого и максимально высокого давления. При любой температуре, смазочная жидкость должна сохранять свою форму: в зимнее время года – что бы в доли секунды прокачиваться по двигателю при его холодном состоянии, а в ситуации высоких температур иметь возможность защищать детали без коксования или испарения, обеспечивая тем самым нужное давление в системе.

Масло Однако, температурное значение, которое каждый из нас часто принимает за один из параметров двигателя и может наблюдать на датчиках приборной панели, на самом деле есть температурным показателем охлаждающей жидкости (при прогретом моторе должна составлять примерно 90 градусов). В отличии от «гуляющей» температуры масла (иногда достигает 140-150 градусов), этот показатель остается всегда одинаковым. Учитывая данный факт, каждый отдельно взятый двигатель имеет индивидуально необходимые параметры автомасла, которые определяет производитель еще на этапе изготовления агрегата. По его мнению, такие установленные особенности должны обеспечить предельно эффективный коэффициент полезного действия мотора и не допустить сильного износа его деталей в ходе ежедневной эксплуатации.

Наиболее важным параметром любого моторного масла есть класс его вязкости. Именно от него зависит способность смазочной жидкости оставаться на поверхности узлов и силового агрегата, сохраняя при этом текучесть. Тоесть, зная показатель вязкости необходимого двигателю масла, можно спокойно подобрать его в магазине и не беспокоится о дальнейшей корректной работе мотора.

Моторное масло призвано выполнять несколько важных функций, которые непосредственно влияют на стабильную работу силового агрегата:

— создание и контроль оптимального показателя герметичности цилиндров; качественное удаление продуктов износа;

— смазка соприкасающихся частей моторного отсека;

— обеспечение минимальной силы трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров. Если брать во внимание широкий температурный диапазон функционирования современных двигателей, то становится понятной сложность изготовления «идеального» состава для смазочных материалов.

Моторное масло Именно поэтому, автомобильные инженеры одноименной Американской ассоциации (SAE) разработали классификационную систему вязкости моторных масел. Она описывает требования к той или иной смазочной жидкости в ситуациях разных рабочих температур. Другими словами, они определили температурный диапазон, при котором работу двигателя можно считать максимально эффективной и безопасной. Конечно, это при условии, что изготовитель конкретной силовой установки разрешил применение моторного масла с такими характеристиками.

Запомните! Нельзя использовать масло, вязкость которого не рекомендована производителем Вашего транспортного средства, ведь в ходе создания автомобиля он постарался учесть все возможные режимы его эксплуатации и обозначил именно те составляющие вязкости, которые будут оптимальными для этого мотора. Отступление от данных рекомендаций и использование масла низкой вязкости, с большое долей вероятности, приведет к повреждению двигателя (металлические части будут тереться друг об друга, что в конечном счете закончится сильным износом). Применение смазочного материала с слишком большой вязкостью состава – ограничит движение деталей мотора и они не смогут нормально прокачивать масло по масляным каналам, что в свою очередь вызывает эффект «сухого трения» и повышение уровня расхода топлива.

2. Кинематическая и динамическая вязкость моторного масла, в чем их суть?

Главной заслугой сотрудников известного Американского Союза инженеров (SAE) стало создание уже упомянутой классификации вязкости автомобильных моторных масел. Однако, не все знают, что при ее разработке учитывалось два вида вязкости: кинематический и динамический.

Заливаем масло Кинематическая вязкость – это главный эксплуатационный показатель для всех вариантов моторных и трансмиссионных масел, а также смазочных жидкостей индустриальной номенклатуры. Проще говоря, она описывает показатели текучести масла при нормальных (40 °С) и высоких (100 °С) рабочих температурах. В международной системе единиц физических величин (СИ), за единицу кинематической вязкости принято считать квадратный метр за секунду (м2/с). По определению – это соотношение динамической вязкости жидкости (h) и ее плотности (d), при условии одинаковых температурных режимов: h / d =n.

Симметричная (Гаусовая) система единиц (СГС) измеряет кинематическую вязкость в стоксах или сантистоксах (капилляр – вискозиметрах, как при вытекании определенного количества масла из очень узкой емкости, в процессе воздействия на нее силы тяжести — мм2/с).

Динамическая вязкость (абсолютная) – это сила сопротивления, которая появляется при движении двух отдоленных (на 1 см.) масляных слоев, движущихся со скоростью 1 см/с. Площадь каждого из них устанавливается на уровне 1 см. Другими совами, это отношение силы, способной подвинуть конкретную площадь смазочной жидкости на конкретное расстояние, относительно этой самой площади. Учитывая, что кинематическую вязкость (n) можно установить опытным путем, а плотность моторного масла (d) является физической величиной (кстати, совсем не секретной), то для получения коэффициента динамической вязкости (h) его можно просто рассчитать: динамическая вязкость (h) = кинематическая вязкость (n) * плотность масла (d), при температуре 150°С измеряется в миллипаскаль/секундах (сокращенно мПа/с).

3. Определяем вязкость моторной жидкости по стандарту SAE

Моторные масла Упомянутая выше классификация SAE, обретает все большую популярность в разных странах мира. Согласно последней редакции стандарта (SАЕ J300), все моторные масла можно разделить на 11 классов (групп). Шесть из них, обозначают смазочные жидкости, которые подходят для применения в зимний период (SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W), а остальные пять рекомендованы к использованию в теплое время года (SАЕ 20, 30, 40, 50, 60). Кроме того, в системе, также присутствуют обозначения всесезонных материалов, состоящие из маркировок сразу двух предыдущих классов: SАЕ 0W-30, SAE 15W-40, SAE 20W-50 и т.д.

«Зимние» классы масел имеют два значения максимальной низкотемпературной динамической вязкости жидкости и нижний предел кинематической вязкости при температурном показателе 100°С. Для «летних» классов разработаны пределы кинематической вязкости при температуре 100°С и минимально допустимые показатели динамической вязкости при температурном показателе 150 °С (градиентная скорость сдвига 106 с-1). Градиентом скорости сдвига называют соотношение скорости движения двух поверхностей трения к величине зазора между ними (он заполняется моторным маслом). Увеличение градиента скорости сдвига способствует временному снижению вязкости загущенного моторного масла, но как только скорость сдвига уменьшается — она снова возрастает.

Классификационная система SAE не отмечает качественные параметры смазочных жидкостей, тоесть индекс вязкости масла не способен дать автовладельцу четкой информации, касательно выбора конкретной смазочной жидкости, которую стоит заливать в двигатель автомобиля для повышения его рабочей эффективности. Однако, маркировка состава по SAE (только цифровая, либо цыфро-буквенная) описывает оптимальные условия эксплуатации моторного масла: сезонность применения и температурные показатели окружающей среды. Расшифровать обозначение вязкости моторного масла, исходя из названной системы, совсем не сложно.

Вязкость моторных масел Например, обозначение всесезонного масла под маркировкой SAE 0W–20 состоит из числа «20» — показатель высокотемпературной вязкости масла; буквы «W» — указывает на возможность применения в зимний период, при низких температурах; цифры «0» — дает определение минимальному значению температурных условий, при которых допускается запуск двигателя (максимальный показатель -40°С).

Расшифровка маркировки моторных масел по вязкости для сезонных смазочных жидкостей еще проще. К примеру, летние классы обозначаются SAE 50, где цифра «50» означает степень вязкости масла (чем оно больше, тем больше вязкость конкретного состава), а зимние жидкости — SAE 20W ( литера «W» (winter) должна обязательно присутствовать в маркировке зимних составов). Специализованные варианты моторных масел (только летние, либо только зимние), в настоящие время практически не используются, так как их все больше и больше вытесняют всесезонные жидкости. Чаще всего, класс масла по SAE, выбирается автомобилистами исходя из среднезимнего температурного режима, характерного для климатического пояса конкретного региона эксплуатации транспортного средства. Так, если температура окружающей среды, обычно, не опускается ниже -25, то есть смысл задуматься о покупке средства с маркировкой 10W–40, которое, учитывая данные особенности, является оптимальным вариантом использования.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Кинематическая вязкость некоторых распространенных жидкостей — моторного масла, дизельного топлива, орехового масла и т.д.





Адрес этой страницы (вложенность) в справочнике dpva.ru:  главная страница  / / Техническая информация / / Физический справочник / / Вязкость, Число Рейнольдса (Re). Гидравлический диаметр. Ламинарный и турбулентный потоки  / / Кинематическая вязкость некоторых распространенных жидкостей — моторного масла, дизельного топлива, орехового масла и т.д.

Поделиться:   

Кинематическая вязкость некоторых распространенных жидкостей — моторного масла, дизельного топлива, орехового масла и т.д.

Вязкость жидкости — это её спосбоность к сопротивлению растеканию, то есть характеристика «сцепленности» жидкости. Это явление возникает из-за молекулярного трения внутри жидкости, которое влечет за собой эффект сопротивления трения. Есть две связанные между собой величины, характеризующие вязкость жидкости — это динамическая (абсолютная) и кинематическая вязкость.

Кинематическая вязкость некоторых распространенных жидкостей указана в таблице ниже.

Кинематическая вязкость некоторых распространенных жидкостей — моторного масла, дизельного топлива, орехового масла и т.д.

Жидкость

Температура

Кинематическая вязкость

(oF)

(oC)

сантиСтоксы (cSt)
мм2

Универсальные секунды
Сейболта (SSU)

Аммиак

0

-17.8

0.30

Ангидрид уксусной кислоты (CH3COO)2O

59

15

0.88

Анилин

68
50

20
10

4.37
6.4

40
46.4

Арахисовое масло

100
130

37.8
54.4

42
23.4

200

Асфальт RC-0, MC-0, SC-0

77
100

25
37.8

159-324
60-108

737-1.5M(1500)
280-500

Ацетальдегид (уксусный альдегид) CH3CHO

61
68

16.1
20

0.305
0.295

36

Ацетон CH3COCH3

68

20

0.41

Бензин a

60
100

15.6
37.8

0.88
0.71

Бензин b

60
100

15.6
37.8

0.64

Бензин c

60
100

15.6
37.8

Статья — Вязкость гидравлического масла


29.11.2015

Вязкость гидравлического масла – одна из важнейших характеристик, обозначающая способность жидкости сохранять свои свойства под воздействием смены температурного режима. Высокий индекс вязкости гидравлического масла указывает на универсальность жидкости и ее надежность.

Класс вязкости гидравлического масла

Классы вязкости определены международным стандартом ISO, единица измерения – сантистоксы, в буквенном выражении показатель обозначается, как VG — viscosity grade, что в переводе означает «класс вязкости».

  • маловязкие масла – классы с 5 по 15;
  • средневязкие жидкости – классы 22 и 32;
  • вязкие масла – классы с 46 по 150.

Примечание: наиболее популярным в наших широтах признано масло гидравлическое с вязкостью 32.

Индекс вязкости

Показатель в цифровом выражении отражает способность масла менять вязкость под воздействием температур. Если техника эксплуатируется в условиях экстремальных температур, необходима жидкость с высоким показателем, например, гидравлическое минеральное масло с индексом вязкости 183.

Примечание: масла с показателем выше 150 называют всесезонными, у индустриальных жидкостей для эксплуатации в помещении индекс вязкости не превышает 100, самый высокий показатель у арктических масел – 300 и более.

Таблица классов вязкости масел

Класс – соответствует среднему показателю кинематической вязкости

Кинематическая вязкость гидравлического масла при 40°С, мм2/с

Минимальный показатель

Максимальный показатель

5

4,15

5,07

7

6,11

7,47

10

9,1

11,1

15

13,6

16,4

22

19,9

24,3

32

28,9

35,1

46

41,3

50,7

68

61,2

74,8

100

90,1

110,1

150

135,1

165,1

Группы масел в соответствии с эксплуатационными характеристиками

Группа

Состав и свойства

Сфера применения

А

Натуральные (минеральные) масла без специальных добавок.

Гидравлические системы с насосами поршневого и шестеренчатого типов, которые эксплуатируются при давлении до 15 мПа и температурном режиме до 80 градусов.

Б

Натуральные (минеральные) масла, обладающие устойчивостью к коррозийным и окислительным процессам.

Системы с насосами любых типов, которые эксплуатируются при давлении до 25 мПа и температурном режиме более +80 градусов.

В

Минеральные масла, обладающие устойчивостью к коррозийным, окислительным процессам и противоизносными свойствами.

Все гидравлические системы, которые эксплуатируются при давлении до 25 мПа и температуре выше +90 градусов.


Возврат к списку

Главное о вязкости моторного масла

^ Нажмите, чтобы начать подбор ^

Вякостью автомобильного масла является циферно-буквенная надпись на канистре, находящаяся сразу после аббревиатуры по SAE. Какая именно вязкость масла подойдёт вашему автомобилю — регламентирует производитель мотора после многих испытаний его на определение нагрузок. Как факт, определяются требуемые свойства от смазывающего материала чтобы им (нагрузкам) противодействовать. Практически всегда допускаются несколько классов вязкости для использования в двигателе. Подбирается нужная вязкость моторного масла исходя из ряда простых факторов: преимущественная температура окружающей среды, степень нагрузки на двигатель, пробег и возможные апгрейты ДВС.

УЖЕ ПОДПИСАЛИСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ?

Содержание:

  • Подбираем вязкость масла самостоятельно по данным автомобиля
  • Что такое «индекс вязкости масла»
  • Немного о кинематической вязкость масла
  • Бывает ли лучшая вязкость масла — универсальная?

Подбираем вязкость масла самостоятельно по данным автомобиля

Чтобы вязкость масла была правильно подобранной, нет необходимости мучить своего автослесаря допросами. Тем более, что сами они могут дать вразумительный ответ через одного. А часто — просто льют в двигатели тот продукт, который как им кажется, будет работать. Но хитрость как раз в том, что вязкость — это не всё то, что надо знать о масле (читайте и допусках в другой нашей публикации).

Вся нужная информация находится в сервисной книжке автомобиля. Так же можно прочесть много полезного просто посетив официальный сайт производителя автомобиля.

Если вдруг там ничего не указано (или не нашли) — делаем следующее:

  1. Выбираем бренд производителя масла которому по-ощущениям доверяете больше всего
  2. Находим основной изготовителя бренда масел
  3. Ищем вкладку «подбор»
  4. Из выпадающих списков отсеиваем своё авто (тип топлива, объем двигателя, год выпуска и т.д.)
  5. Опираясь на предложенные варианты определяемся с выбором

Предложенные вязкости масел могут быть одинаковыми по густоте, однако разными по составу. Чаще всего список рекомендованных смазочных материалов составлен по ниспадающей (от синтетических — до полусинтетических и минеральных). Вариант, тот что в самом верху — скорее всего, рекомендован для первой заливке на заводе и если изначально заливалось именно оно, было должного качества и соблюдался межсервисный интервал — надёжная работа двигателя практически гарантирована.

Что такое индекс вязкости масла

Выражаясь просто, индекс вязкости — это числовая величина, указывающая на уровень пологости кривой на графике при воздействии на масло разных температур. Другими словами, в жару и холод масло не должно менять свою консистенцию, свойства и густоту. Чем этот индекс выше — тем более стабильно масло отработает на протяжении своей службы. Добиваются высокого уровня за счёт молекулярных свойств используемой базы и присадками.

Лидеры по показателям:

  • Полиэфиры (значение около 150)
  • Полиалкиленгликоле (до 150)
  • Полиальфаолефины (в районе 130)

Немного о кинематической вязкость масла

Не вдаваясь в детали — это текучесть при нормальной и относительно высокой температуре. Вычисляется путем замера скорости протекания через стеклянный визкозиметр при заданной температуре.

Следует помнить, что при подборе вязкости крайне важно учитывать рекомендации производителей двигателя. Ведь если масло будет излишне текучим — оно не справится с высокой температурой неизбежно возникающей при нагрузках в моторе и наоборот.

Бывает ли лучшая вязкость масла — универсальная?

Этот вопрос терзает миллионы водителей. Наш ответ банален — нет такой вязкости, чтобы одинаково была полезной каждому двигателю. Помимо густоты, специалисты придают смазочному материалу дополнительно массу разных свойств чтобы добиться увеличения срока службы трущихся поверхностей двигателя. И масла, на первый взгляд с одинаковой вязкостью, часто обладают разными свойствами, характеристиками и, как следствие — разными допусками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *