Как проверить коммутатор ваз 2109 motors-avto.su
Проверка и замена коммутатора автомобиля ВАЗ-2109
Схема системы зажигания ВАЗ-2109 представлена на рисунке
Коммутатор типа 3620.3734 или 76.3734 размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.
Нельзя отсоединять разъем коммутатора при включенном зажигании – это может вызвать его повреждение (как и других компонентов системы зажигания).
При работе коммутатора выделяется большое количество тепла.
Кроме того, масса коммутатора подсоединяется через его радиатор.
Поэтому периодически очищайте радиатор коммутатора от пыли и грязи для улучшения теплоотдачи.
Отсоедините от клеммы «К» катушки зажигания коричневый провод с красной полосой (провод идет к контакту «1» коммутатора).
Подключите этот провод к контрольной лампе, рассчитанной на 12 В, мощностью 3 Вт.
Другой контакт лампы подключите к клемме «К» катушки зажигания.
Проверните двигатель стартером, при этом лампа должна замигать.
Если лампа не загорается, замените коммутатор.
Для замены коммутатора отсоедините колодку с проводами от коммутатора зажигания, отжав отверткой пружинную скобу на колодке.
Перед снятием коммутатора отсоедините провод от клеммы “ – ” аккумуляторной батареи.
Отверните две гайки крепления радиатора и снимите коммутатор с радиатором.
Установите новый коммутатор с радиатором в порядке, обратном снятию.
Обратите внимание: под левой гайкой должен быть закреплен провод массы.
Данный метод проверки позволяет проверить, подает ли коммутатор управляющие импульсы на катушку зажигания.
Более точную проверку (величину длительности и форму импульсов) коммутатора надо производить на специальном стенде
Как проверить коммутатор ВАЗ 2109. Подробная инструкция
Самостоятельно проверить коммутатор 2109 на автомобиле ВАЗ , или попросту «девятке» – то, с чем рано или поздно может столкнуться каждый владелец этого отечественного авто.
Данный небольшой электрический прибор, выйдя из строя, делает эксплуатацию автомобиля затруднительной или и вовсе невозможной.
В нашем материале мы подробно разберем: что же такое этот самый коммутатор, зачем он нужен и как определить, исправен ли он?
Содержание:
Коммутатор – основа бесперебойной работы двигателя
Автомобиль ВАЗ 2109 оснащен бесконтактной системой зажигания.
Система включает в себя свечи зажигания, четыре высоковольтных провода (по одному на каждую свечу), датчик Холла, трамблер, катушку зажигания и, собственно, коммутатор.
Рис. 1 Цепь зажигания Ваз 2109 Схематическое изображение.
Система зажигания генерирует электрический импульс (искру), тем самым обеспечивая воспламенение смеси топлива и воздуха в камерах сгорания, необходимое для работы двигателя.
Коммутатор отвечает за циклическую подачу импульсов к катушке зажигания, это необходимо для исправной работы всей системы в целом.
Таким образом, при неисправном коммутаторе искра будет подаваться с перебоями или же совсем отсутствовать. Передвигаться на таком автомобиле не представляется возможным.
Сам коммутатор ВАЗ 2109 состоит из алюминиевого корпуса и микросхемы, установленной на нем. Прибор крепится в подкапотном пространстве и соединяется проводами с катушкой зажигания.
Рис. 2 Внешний вид коммутатора ВАЗ 2109.
Конструкция корпуса и способ крепления позволяет коммутатору успешно переносить вибрации, возникающие при движении авто.
Коммутатор бесконтактной системы зажигания ВАЗ 2109 имеет следующие эксплуатационные характеристики:
- Диапазон напряжения 6–16 Вольт.
- Рабочее напряжение 13,5 Вольт.
- Сила тока коммутации 7,5–8,5 Ампер.
- Коммутатор в исправном состоянии обеспечивает бесперебойную подачу искры в цилиндры с частотой вращения коленвала до 7000 оборотов.
Читайте также:
Признаки поломки коммутатора
В процессе эксплуатации автомобиля могут возникать неприятные симптомы, свидетельствующие о неисправности системы зажигания.
Возможной причиной этого может быть некорректная работа коммутатора. Вот наиболее распространенные симптомы, которые должны навести на мысль о возможной поломке этого прибора:
- Не получается завести двигатель. При работающем стартере отсутствует искра.
- Двигатель заводится, нормально работает на низких и средних оборотах, но раскрутить его на высоких оборотах не получается. Двигатель не работает на полную мощность.
- Автомобиль глохнет, трогаясь с места, хотя на холостых оборотах работает стабильно.
- Двигатель заводится, но долго не работает, тут же глохнет.
- Двигатель начинает работать нестабильно – «троить», достигая определенного уровня оборотов. На холодную может заводиться вполне нормально.
- Двигатель периодически, без какой-либо закономерности, может глохнуть, затем опять работать нормально. Загорается датчик разрядки аккумулятора. Стрелка тахометра показывает резкие перепады количества оборотов.
Проверка работы коммутатора
Проверить работу коммутатора может каждый автолюбитель при достаточном уровне желания и минимальных технических навыках.
Самый простой способ проверки – это замена узла новым, заведомо исправным. Если после этого проблемы в работе двигателя исчезли, то можно сделать вывод, что старый коммутатор уже отслужил свое.
Произвести замену коммутатора может каждый автолюбитель самостоятельно. Прежде всего необходимо найти его под капотом автомобиля.
Располагается коммутатор в районе левой (водительской) стойки. Он соединен проводами с катушкой.
Рис. 3 Двигатель и организация подкапотного пространства Ваз 2109.
1 – передний стакан амортизационной стойки; 2 – резервуар для воды; 3 – фильтр воздуха; 4 – бензонасос; 5 – рулевая рейка; 6 – датчик распредвала; 7 – вакуумное устройство усиления тормозов; 8 – главный цилиндр тормозной системы и бочок к нему;
Далее следует отсоединить клемму «минус» от аккумулятора. Затем следует аккуратно отсоединить пластмассовую скобу с проводами от коммутатора. Для этого необходимо отжать пружинную скобу.
Затем откручиваем гайки, которыми алюминиевый корпус коммутатора крепится к кузову автомобиля. Под левой гайкой будет клемма «массы».
Снимаете коммутатор со шпилек и меняете на новый. Новый устанавливается в обратном порядке.
Другие способы проверки коммутатора
Несмотря на относительно невысокую стоимость нового коммутатора, у автолюбителей не всегда есть желание, а порой и возможность, приобрести его.
Да и в случае исправности старого коммутатора его замена никоим образом не повлияет на работу двигателя.
Именно поэтому многие владельцы автомобилей ВАЗ 2109 предпочитают проверить старый коммутатор, прежде чем менять его на новый.
Рис. 4 Крепление коммутатора на кузове авто.
Произвести профессиональную проверку этого узла можно на СТО с помощью специализированного стенда.
Профессиональное оборудование может показать не только наличие или отсутствие подачи импульса от коммутатора на катушку зажигания, но и их цикличность и стабильность.
Но подобное оборудование есть не на всех сервисных станциях, поэтому народные умельцы придумали еще один простой способ проверки коммутатора.
Для этой проверки вам понадобится ключ на 8 и контрольная лампочка на 12 В мощностью 3 Ватт. Порядок действий следующий:
- Снимите клемму «минус» с аккумуляторной батареи.
- Отсоедините ключом на 8 от клеммы с маркировкой «К» на катушке коричневый проводок, который идет к клемме с маркировкой «1» коммутатора.
- Один конец контакта контрольной лампы 12 В соедините с этим проводом, а другой – с клеммой под маркировкой «К» на катушке. Таким образом, контрольная лампа должна оказаться в цепи между катушкой и зажигания коммутатором.
- Накиньте клемму АКБ обратно.
- Попробуйте завести двигатель. Во время вращения стартера контрольная лампа должна гореть. Если этого не происходит, то коммутатор не работает и нуждается в замене.
Вам это может быть интересно:
Неисправность системы зажигания ваз 2109
Проверка системы зажигания.
Неисправности системы зажигания ваз 2109 определяется по наличию искрового разряда на высоковольтных проводах и свечах зажигания. Для проверки искрового разряда в целях безопасности и наглядности лучше применить разрядник. С его помощью можно отрегулировать зазор искрового промежутка, что нельзя сделать на свече. Система зажигания считается исправной, если искра пробивает расстояние в 10 мм. и имеет синий цвет.
Первым делом проверяется искра на центральном проводе. При наличии проводится проверка на двух любых свечных проводах. Если искра есть только на одном проводе, то причина в провороте бегунка и его необходимо сменить. Если нет искры ни на одном свечном проводе, то причина в пробое или провороте бегунка трамблёра. Для проверки снимите крышку трамблёра и бегунок. Во втулке бегунка, которой он насаживается на вал, проверьте целостность прилива, который входит в прорезь вала и не даёт проворачиваться бегунку на валу. При исправности посадите бегунок на место, извлеките центральный провод из гнезда крышки, удерживая его пассатижами на расстоянии 2 — 5 мм от бегунка проверните двигатель стартером. Наличие искрового разряда между проводом и бегунком свидетельствует о его пробое.
Нет искры на центральном проводе.
Вернёмся к проверке искры на центральном проводе если есть неисправность системы зажигания ваз 2109 и рассмотрим случай отсутствия искры на центральным проводе. Причина этого может быть неисправность коммутатора, датчика холла в трамблёре, отсутствие питания на электрооборудовании системы зажигания, обрыв ремня ГРМ, неисправность катушки зажигания, обрыв или замыкание между собой или на корпус соединительных проводов.
Проверка коммутатора.
Проверить коммутатор с долей вероятности можно по стрелке вольтметра, если он установлен на панели приборов или подключить вольтметр к питающим проводам системы зажигания. При включении зажигания вольтметр начинает показывать напряжение бортовой сети, а через некоторое время, примерно 10 – 15 секунд, стрелка должна отклониться ещё дальше показывая прирост напряжения. Это происходит из-за отключения коммутатором катушки зажигания, которое происходит, в случае если коленвал не начинает вращения.
Если прироста напряжения нет, то необходимо проверить наличие питания на клемме катушке зажигания коммутаторе. Для этого отключите разъем от коммутатора, включите зажигание, соедините один конец контрольной лампы с корпусом автомобиля, а вторым коснитесь вывода 4 на разъёме. Если контрольная лампа горит, то питание на коммутатор поступает. Коснитесь контрольной лампой вывода 1 разъёма коммутатора. Если контрольная лампа горит, то питание на катушке зажигания есть и первичная обмотка катушки целая. Если контрольная лампа не горит, то проверьте питание на клеммах катушки зажигания. Наличие питания на выводе «Б» и отсутствие на второй клемме говорит об обрыве первичной обмотки катушки зажигания, а наличие питания на обеих клеммах об обрыве провода от катушки до коммутатора.
Если нет питания на выводе 4 разъёма и клемме «Б» катушки зажигания, тот необходимо проверить контактную группу замка зажигания. Для этого проверьте наличие питания на голубом с чёрной полосой проводе. При наличие на нём питания устраните обрыв в проводах или плохой контакт в соединениях в цепи от замка зажигания до катушки зажигания и коммутатора.
В том случае если питание на выводе 4 и 1 разъёма коммутатора есть, то стоит проверить наличие минуса на этом же разъёме. Для этого подключите один конец контрольной лампы к выводу 4, а вторым коснитесь вывода 2 разъёма. Если контрольная лампа не загорит то зачистите контакт в соединении минусового провода с корпусом автомобиля.На этом проверка коммутатора заканчивается. При исправности провода и хорошем соединении в 90% случаях неисправен коммутатор. В моей практике статистика составляет 100%. В том случае если прирост напряжения есть, то коммутатор исправен.
В этом случае продолжить проверку лучше с исправности ремня ГРМ. Это лучше сделать, сняв крышку трамблёра и провернув двигатель стартером. Если бегунок не вращается, то имеет место обрыв ремня. Если ремень целый, то неисправность системы зажигания ваз 2109.
Проверка датчика Холла.
Проверяем исправность датчика холла и соединительных проводов если есть неисправность системы зажигания ваз 2109. Для проверки датчика Холла не отключая разъём от коммутатора необходимо подключить вольтметр к зелёному проводу, вывод 6, и белому с чёрной полосой, вывод 3. ВАЖНО: внутреннее сопротивление вольтметра должно быть не менее 100 кОм. После этого начинаем медленно проворачивать ось трамблёра за болт распредвала или руками при снятом трамблёре. При этом минимальное показание вольтметра при исправном датчике не должно превышать 0,5В, а максимальное значение не должно быть ниже 9В. если показания не выходят за рамки нормы, то датчик и соединительные провода исправны. Если показания отличаются, то проверьте напряжение подключив вольтметр непосредственно к разъёму на трамблёре. Если показания так же не будут соответствовать норме, то неисправен датчик, в противном случае неисправны соединительные провода.
При исправности коммутатора и датчика Холла необходимо проверить целостность центрального провода. Неисправный провод следует заменить. При исправности всего оборудования следует сменить катушку зажигания. В ней возможен обрыв вторичной обмотки, можно проверить при помощи омметра, или пробит изолятор и есть утечка тока на массу.
Неисправности коммутатора — симптомы и признаки
Признаки неисправности коммутатора как проверить коммутатор своими силами.
Назначение и особенности конструкции коммутатора.
Коммутатор – это один из элементов электрического оборудования автомобиля. Его задача – обеспечение нормальной работы бесконтактной системы зажигания. Крепления узла производится в подкапотном пространстве.
Устройство отличается надежностью, способностью выдерживать серьезные вибрации и ударные нагрузки. Это очень важно, ведь в корпусе коммутатора находятся чувствительная к воздействиям электроника.
В основе коммутатора ВАЗ – стандартная микросхема L 497, которая производит управление транзистором «N-P-N» типа.
>Особенность схемы – возможность программирования со стороны пользователя и установка необходимого коэффициента задержки. От корректности этого показателя напрямую зависит запуск холодного двигателя.
Благодаря четкой настройке, можно ускорить частоту вращения коленчатого вала (исключив при этом провалы в работе) и гарантировать качественную тягу силового узла.
К основным параметрам устройства коммутатора можно отнести:
Диапазон напряжений – от 6 до 16 Вольт;
рабочий уровень напряжения – 13,5 Вольт;
обеспечение бесперебойной искры при вращении коленвала в диапазоне от 20 до 7000 оборотов;
ток коммутации – от 7,5 до 8,5 А.
Признаки неисправности коммутатора.
Одним из главных симптомов неисправности коммутатора — потеря искры. Двигатель плохо заводится и время от времени глохнет, появляются перебои в работе.
Но не стоит торопиться с заменой — важно убедиться в причине, ведь потеря искры может произойти по целому ряду причин – выходу из строя датчика Холла, разрыве ремня ГРМ, неисправности катушки зажигания, плохому контакту в крышке распределителя, проблемами в проводке и так далее.
Если диагностика остальных узлов не дала результатов, то можно переходить к нашему «герою». Но как проверить коммутатор, ведь устройство имеет весьма сложную конструкцию?
Как проверить коммутатор, своими силами.
Большинство автолюбителей не морочат голову с диагностикой и просто ставят новый узел. Такой способ имеет свои плюсы.
Во-первых, не нужно тратить время на проверку – достаточно установить новую деталь.
Во-вторых, можно сразу определить, в ней причина или нет. На самом деле бояться работы не стоит, ведь проверка коммутатора занимает несколько минут.
Итак, для выполнения работ в домашних условиях хватит контрольной лампы (номинальное напряжение должно быть 12 Вольт) и стандартного набора ключей.
С их помощью можно убедиться в наличии или отсутствии импульсов, а в дальнейшем принять решение об исправности самого устройства.
Алгоритм действий по проверке коммутатора:
Для начала выполнения работ желательно отключить АКБ, что бы случайно не замкнуть проводки, которые вы будите откручивать.
С помощью ключа на «восемь» выкручивайте гайку и снимите проводок с катушку зажигания с маркировкой «К». Этот провод легко распознать – он имеет коричневатый цвет и направляется к зажиму под маркировкой один на коммутаторе;
Подключайте этот провод через контрольную лампочку к зажиму «К» на катушке зажигания, а далее подсоединяйте аккумулятор;
Включайте стартер двигателя и наблюдайте за действиями лампы. Если она мигает, то коммутатор исправен. Если же лампочка не подает никаких признаков жизни, то единственный выход – это замена устройства.
При наличии сомнений в исправности детали, проверка должна производиться на специальном стенде (такой всегда есть на СТО).
В этом случае можно не только определить факт работоспособности изделия, но и измерить продолжительность импульсов.
При появлении первых подозрений не стоит сразу же менять коммутатор или тратить деньги на мастера. Вы вполне способны справиться с работой своими руками.
Тем более, теперь вы знаете, как проверить коммутатор на ВАЗ 2109 и других моделях отечественной марки. Остается выделить время и подготовить минимальный набор инструментов. Удачной дороги и конечно же без поломок.
Проверка бесконтактной системы зажигания карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099
Проверка системы зажигания необходима при диагностике неисправностей автомобильного двигателя. Например, в таких ситуациях, когда двигатель не запускается, запускается и глохнет, неустойчиво работает на холостом ходу, присутствуют провалы в его работе. Следует отметить, что аналогичные неисправности возможны и при проблемах с карбюратором и с самим двигателем. Перечень неисправностей системы зажигания изложен на странице «Неисправности бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций».
Основным показателем нормальной работы системы зажигания является наличие устойчивой искры между электродами свечей зажигания. Так как система зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 бесконтактная, то проверять наличие искры стоит именно на свечах, а не между наконечником центрального бронепровода и «массой» как на автомобилях с контактной системой зажигания.
Поэтому выкручиваем все свечи, подсоединяем к ним наконечники высоковольтных проводов и кладем их на клапанную крышку двигателя («массу»). Включаем зажигание и вращаем коленчатый вал стартером. Наблюдаем за свечами. Стабильная, сильная сине-оранжевая искра между электродами свечей – показатель нормально работающей системы зажигания. Слабая, с перебоями искра, либо вообще ее отсутствие свидетельствует о проблемах с системой зажигания и необходимости проверки ее элементов.
Еще одна проверка заключается в визуальном поиске мест утечки тока. В темном гараже или в темное время суток поднимите капот автомобиля и заведите двигатель. Внимательно осмотрите катушку зажигания, высоковольтные провода, крышку трамблера, свечи зажигания. Утечка тока будет заметна в виде свечения или искровых разрядов на проблемных местах. «Пробитые» детали заменяем новыми.
Проверка коммутатора
Можно заменить коммутатор заведомо исправным, можно оценить его исправность по вольтметру.
Включите зажигание и посмотрите на вольтметр. При исправном коммутаторе стрелка вначале отклонится на небольшой угол (на 2-3 секунды), а затем займет свое нормальное положение. Если он неисправен, стрелка вольтметра перемещается к максимальному значению сразу, без паузы. Подробнее: «Проверка коммутатора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Проверка датчика Холла
Проверку можно осуществить заменой датчика на заведомо исправный или при помощи вольтметра (мультиметра, автотестера работающих в режиме вольтметра). Прибор необходимо подключить к зеленому и черно-белому проводам идущим к датчику. Чтобы это сделать нужно проколоть провода двумя булавками и уже к ним подключить вольтметр. Медленно поворачивая коленчатый вал при включенном зажигании наблюдаем за показаниями прибора. Если датчик Холла исправен, то напряжение будет скакать от 0,4 В до максимального напряжения в бортовой сети. Неисправный датчик меняем, ремонту он не подлежит.
Проверка высоковольтных проводов (бронепроводов)
Визуально осматриваем провода. Загрязнения очищаем тряпкой смоченной в ацетоне. Выгоревшие внутри однозначно отбраковываем.
Мультиметром или автотестером (в режиме омметра) проверяем сопротивление каждого высоковольтного провода. У исправных проводов оно составляет 3,5 – 10 кОм. Если неисправен хотя бы один провод, желательно заменить не только его, но и весь комплект. Подробнее: «Проверка высоковольтных проводов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 231099».
Проверка свечей зажигания
Проверка свечей зажигания на наличие искры описана выше в общей проверке работоспособности системы зажигания. Наличие искры между электродами свечи является показателем ее исправности. Так же можно проверить исправность свечей зажигания специальным пробником. При проведении такой проверки прочитайте инструкцию к своему пробнику и следуйте ей.
Необходимо так же визуально оценить состояние свечей. Например, наличие черного нагара свидетельствует либо о неисправности самой свечи, либо несоответствии ее калильного числа требуемому для данного двигателя, либо о неисправности двигателя и т. д.
Более подробно о проблемах со свечами зажигания читайте на странице «Неисправности свечей зажигания».
Проверка катушки зажигания
Наличие искры между электродами свечей зажигания свидетельствует о том, что катушка («бобина») исправна. Более точно степень ее исправности можно определить с помощью мультиметра, автотестера и аналогичных им приборов, работающих в режиме омметра. Снимаем катушку зажигания. Подсоединяем омметр одним щупом к выводу «Б» катушки, а вторым щупом к выводу «К». Так мы проверим сопротивление ее первичной обмотки. Оно должно быть близко к нулю 0,4 – 0,5 Ом.
Далее опять один щуп к выводу «Б», а второй к выводу центрального бронепровода. Так мы проверим сопротивление вторичной (высоковольтной) обмотки. Оно должно равняться 4,5 – 5,5 Ом.
Потом один щуп к выводу «Б», а второй на корпус катушки. Так измеряется сопротивление изоляции. Оно равняется 50 МОм.
Помимо такой проверки визуально осматриваем катушку зажигания, проверяем наличие трещин и прогаров на ее крышке. Очищаем ее от загрязнений.
Неисправную катушку меняем.
Проверка вакуумного регулятора опережения зажигания
Снимаем силиконовую трубку подведения разрежения к вакуумному регулятору со штуцера на карбюраторе. Запускаем двигатель. Создаем ртом в ней разрежение. Двигатель должен увеличить обороты. Если этого не произошло — вакуумный регулятор неисправен.
Также можно провести проверку вакуумного регулятора на разобранном трамблере (снята крышка, бегунок, пластмассовый защитный экран). Аналогичным образом создаем разрежение в трубке и наблюдаем как тяга диафрагмы регулятора поворачивает опорную пластину датчика. Если никакого движения нет, то вакуумный регулятор опережения зажигания неисправен. Неисправный регулятор меняем на исправный. По проверке вакуумного регулятора автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 статья на нашем сайте «Проверка вакуумного регулятора опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099», «Вакуумный регулятор опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Проверка центробежного регулятора опережения зажигания
Проверку центробежного регулятора опережения зажигания можно провести только разобрав трамблер. Необходимо оценить состояние и наличие пружинок, легкость расхождения и возвращения в исходное положение грузиков регулятора. См. «Центробежный регулятор опережения зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».
Снимаем крышку. Визуально оцениваем ее состояние – наличие трещин, прогаров, состояние контактов (четырех по бокам и одного подпружиненного в центре). При обнаружении неполадок – «пробит» корпус крышки, сильно окислены или разрушены контакты, изношен или залег контактный уголек меняем крышку на новую.
Проверка ротора распределителя зажигания (бегунка)
Снимаем крышку распределителя. Визуально оцениваем его состояние. При наличии прогаров, сильно окисленного или разрушенного контакта меняем бегунок. Проверяем омметром помехоподавительный резистор. Его сопротивление равно 1 кОм.
Проверка цепей низкого напряжения системы зажигания
Проверьте состояние контактов в разъемах (окислились, соскочили). Проверьте по схеме состояние проводов между коммутатором и выключателем зажигания, коммутатором и катушкой зажигания, коммутатором и датчиком Холла.
Проверка момента зажигания
проверка и замена коммутатора на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
Приведенный на этой странице метод проверки коммутатора автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 позволяет проверить, подает ли коммутатор управляющие импульсы на катушку зажигания. Более точную проверку (длительность и форму импульсов) коммутатора надо проводить на специальном стенде.
1. Отсоедините от клеммы «К» катушки зажигания коричневый провод с красной полосой (провод идет к контакту «1» коммутатора зажигания).
2. Подключите этот провод к контрольной лампе, рассчитанной на 12 В, мощностью 3 Вт. Другой контакт лампы подключите к клемме «К» катушки зажигания. Проверните двигатель стартером, при этом лампа должна замигать. Если лампа не загорается, замените на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 коммутатор зажигания. 3. Перед снятием коммутатора отсоедините на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.
4. Отсоедините колодку с проводами от коммутатора зажигания, отжав отверткой пружинную скобу на разъеме.
5. Отверните две гайки крепления радиатора и снимите коммутатор с радиатором.
6. Установите новый коммутатор зажигания с радиатором на автомобиль ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 в порядке, обратном снятию. Обратите внимание: под левой гайкой должен быть закреплен провод «массы».
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
При работе коммутатора выделяется большое количество тепла. Кроме того, «масса» коммутатора подсоединяется через его радиатор. Поэтому периодически очищайте радиатор коммутатора от пыли и грязи для улучшения теплоотдачи.
Распиновка коммутатора ваз 2109 — Всё об автомобилях Лада ВАЗ
Ремонт Ваз 2108 2109 21099
Пятница, Июль 10th, 2015
Схему зажигания Ваз 2109 должен знать каждый его владелец. Не зная этой схему, Вы не сможете завести автомобиль в случае проблем с зажиганием. Тем более, что схем эта элементарно простая.
На Ваз 2109 установлена бесконтактная система зажигания. Состоит он из следующих узлов: коммутатор, катушка зажигания, трамблер, датчик Холла, высоковольтные провода и свечи. Задача системы зажигания — своевременная, циклическая подача искры в цилиндры двигателя.
Рассмотрим подробно как работает схема заж
Схема зажигания Ваз 2109
игания Ваз 2109: подача питания на систему зажигания осуществляется через реле. Пока ключ не будет в положении зажигания, реле не включится и не подаст питание на схему. Как только ключ повернут система зажигания запитывается. Питание +12В с аккумулятора подается на контакт Б катушки зажигания, 4-й контакт коммутатора. Датчик Холла запитывает сам коммутатор.
Обратите внимание, что реле зажигания питается через монтажный блок, и если будет плохой контакт в разъемах Ш1,Ш8 или по какой-то причине окиснет или сгорит дорожка, система зажигания не будет запитана и Ваз 2109 не будет заводиться.
Чтобы искра начала формироваться необходимо провернуть коленчатый вал двигателя. Вместе с ним провернется и распределительный вал и датчик Холла подаст импульс на коммутатор. Коммутатор в свою очередь соединит контакт К катушки зажигания с массой, в результате чего на центральном проводе появится искра. Когда бегунок трамблера соединит центральный провод и провод ведущий на конкретный цилиндр двигателя искра проскочит на свече, воспламеняя горючую смесь. Двигатель заведется.
Когда необходимо заглушить двигатель, водитель с помощью поворота ключа в замке зажигания выключает реле, которое в свою очередь разбирает питание системы. Коммутатор, катушка зажигани становятся обесточены и перестают работать.
Наиболее частые неисправности системы зажигания Ваз 2109:
1) Выход из строя коммутатора.
2) Выход из строя датчика Холла.
3) Плохой контакт бегунка в трамблере.
4) Отсутствие питания системы зажигания Ваз 2109.
На Главную.
Проверка и замена коммутатора автомобиля ВАЗ-2109
Коммутатор типа 3620.3734 или 76.3734 размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания. Нельзя отсоединять разъем коммутатора при включенном зажигании – это может вызвать его повреждение (как и других компонентов системы зажигания).
При работе коммутатора выделяется большое количество тепла. Кроме того, масса коммутатора подсоединяется через его радиатор. Поэтому периодически очищайте радиатор коммутатора от пыли и грязи для улучшения теплоотдачи.
1. Отсоедините от клеммы «К» катушки зажигания коричневый провод с красной полосой (провод идет к контакту «1» коммутатора).
2. Подключите этот провод к контрольной лампе, рассчитанной на 12 В, мощностью 3 Вт. Другой контакт лампы подключите к клемме «К» катушки зажигания. Проверните двигатель стартером, при этом лампа должна замигать. Если лампа не загорается, замените коммутатор.
3. Для замены коммутатора отсоедините колодку с проводами от коммутатора зажигания, отжав отверткой пружинную скобу на колодке. Перед снятием коммутатора отсоедините провод от клеммы “ – ” аккумуляторной батареи.
4. Отверните две гайки крепления радиатора и снимите коммутатор с радиатором.
5. Установите новый коммутатор с радиатором в порядке, обратном снятию. Обратите внимание: под левой гайкой должен быть закреплен провод массы.
Данный метод проверки позволяет проверить, подает ли коммутатор управляющие импульсы на катушку зажигания. Более точную проверку (величину длительности и форму импульсов) коммутатора надо производить на специальном стенде.
Принцип работы коммутатора зажигания, какие виды бывают и как проверить неисправность
Характерной особенностью автомобиля можно считать его быстрое моральное старение, но долгую жизнь. Самое современное сегодня авто, как минимум через два года будет уже уступать другим, более новым, с улучшенными характеристиками, машинам. Но и сейчас на дорогах встречаются автомобили прошлого века. Поэтому не просто интересно, но порой и необходимо, знать хотя бы в общих чертах, что собой представляют подобные транспортные средства, их устройство, особенности, в том числе и такую вещь, как простой коммутатор зажигания, значительно изменивший возможности машины.
Что собой представляет и каков принцип работы коммутатора зажигания
Ещё на самых первых автомобилях для поджигания горючей смеси использовались системы батарейного зажигания, функциональная схема которой приведена на рисунке
Указанный рисунок позволяет понять, что ее работа основана на принципе самоиндукции. При разрыве цепи протекания тока в обмотке бобины 3, во вторичной наводится высоковольтная ЭДС, вызывающая появление искры на контактах свечи 2. Разрыв цепи вызывается размыканием контактов прерывателя 6.
Не касаясь достоинств или недостатков, следует отметить, что такая схема работала на автомобиле долгое время. И только появление новой элементной базы, дало толчок дальнейшему развитию подобного устройства, сохранив первоначальный принцип его работы.
Электронный коммутатор зажигания – следующий шаг в развитии
Самый простой и напрашивающийся вариант – использование транзисторных ключей для управления токами, протекающими через катушку зажигания. Так появился электронный коммутатор напряжения. Схема подобного простого устройства приведена ниже:
Коммутатор не влияет на первоначальный принцип работы, основанный на электромагнитной индукции. Роль электронных ключей, в качестве которых использованы транзисторы VT1 и VT2, заключается в том, чтобы уменьшить нагрузку на контакты прерывателя S1 и увеличить ток, протекающий через обмотку катушки L1. Следствием такого технического решения стало:
- повышение надежности работы всей системы зажигания;
- обеспечение возможности ее работы на больших оборотах двигателя и при высокой скорости движения;
- повышение степени сжатия.
Каким может быть коммутатор системы зажигания
Приведенная выше схема коммутатора – лишь один из вариантов, как может быть реализовано устройство зажигания. Это выполняется с использованием:
- транзисторов;
- тиристоров:
- гибридных элементов;
- бесконтактных датчиков.
Транзисторная схема коммутатора рассмотрена выше, тиристорная схема использует накопление энергии в конденсаторе, а не в электромагнитном поле катушки зажигания. В ходе работы тиристорной системы, при поступлении управляющих сигналов, схема подключает заряженный конденсатор к обмоткам катушки, через которую он и разряжается, вызывая появление искры. Не касаясь достоинств и недостатков, которыми обладает та или иная схема, достаточно сказать, что любое подобное устройство обеспечивает значительное улучшение всех параметров системы зажигания, а коммутатор со временем вытеснил обычное батарейное зажигание.
Однако необходимо отметить и ещё один этап развития системы, и коммутатора в частности. Использование электронных компонентов и введение в конструкцию автомобиля коммутатора, позволило со временем отказаться от контактного прерывателя напряжения и заменить его бесконтактным датчиком. Такая система, в отечественных автомобилях, впервые была применена в машинах ВАЗ, в частности ВАЗ 2108. Подобный принцип работы, когда коммутатор получает сигналы от специального узла, на ВАЗ 2108 реализован с использованием датчика Холла.
При рассмотрении вариантов, каким может быть устройство коммутатора, нельзя обойти вниманием развитие самой системы зажигания. Основной принцип, который реализуется при ее построении – повышение надежности и эффективности работы всей системы. Достигается это применением микропроцессорных систем, использующих показания многочисленных датчиков. Для работы с такими системами требуется, как минимум, двухканальный коммутатор, а в последнее время и отдельная катушка, и коммутатор на каждую свечу.
Такой подход – двухканальный коммутатор (в дальнейшем и многоканальный) позволяет обеспечить:
- более мощную искру;
- исключение потерь в трамблере;
- стабильный холостой ход;
- улучшенный пуск при пониженной температуре;
- снижение расхода топлива.
Стоит отметить, что двухканальный коммутатор позволяет избавиться от бегунка.
Как определить неисправность коммутатора зажигания
Введение в конструкцию автомобиля коммутатора зажигания, особенно на отечественных авто семейства ВАЗ, позволило повысить их надежность. И хотя первым серийным автомобилем с электронной системой зажигания был ВАЗ 2108, подобные устройства стали ставиться на многих других машинах, в первую очередь на классику. Однако использование такого достаточно сложного изделия привело к тому, что найти возникающую неисправность, а также проверить и отремонтировать коммутатор стало возможным по большей части только в условиях специализированных центров.
Внешними признаками, свидетельствующими, что появилась неисправность, могут быть:
- двигатель не заводится, искры на свечах нет;
- мотор заводится, но глохнет через несколько минут;
- мотор работает неустойчиво, если коммутатор заменить на заведомо исправный, дефект устраняется.
Самый простой способ выявить неисправность и проверить коммутатор, как уже отмечено, – установить заведомо исправный. Из-за достаточно низкого качества коммутаторов, поступающих на комплектацию автомобилей семейства ВАЗ, в том числе и ВАЗ 2108, водителям приходится возить с собой дополнительные коммутаторы для замены отказавшего. Однако существует и косвенный принцип оценки, позволяющий проверить работоспособность изделия и выявить его неисправность.
Для этого можно воспользоваться показаниями вольтметра в комбинации прибора. Надо включить зажигание, при этом стрелка установится посередине шкалы, а немного погодя качнется вправо (из-за отключения питания катушки при неработающем двигателе). Такое поведение стрелки свидетельствует, что неисправность в коммутаторе отсутствует.
В том случае, когда вольтметра нет, чтобы проверить зажигание, потребуется контрольная лампа. Один ее конец присоединяется на массу, другой – к выходу катушки, соединенному с клеммой 1 коммутатора. Если включить зажигание, то при исправном коммутаторе через некоторое время лампа станет гореть ярче.
Однако, в некоторых случаях, неисправность зажигания не связана с отказом коммутатора. Надо проверить состояние проводов, в первую очередь контакт с массой и состояние разъемов. Также необходимо проверить датчик Холла.
Появление в конструкции автомобиля, в том числе и отечественного ВАЗ 2108, коммутатора напряжения, явилось закономерным результатом развития системы зажигания. Дальнейшим ее улучшением стало использование сначала двухканальных, а затем многоканальных коммутаторов для повышения эффективности работы.
Оцените полезность статьи!
- Колеса для вращения автомобиля на месте на 360 градусов
- Через 3 года дизеля станут роскошью
- Обзор самого дорогого Hyundai Solaris за всю историю
- Тест-драйв Lamborghini Huracan от Михаила Петровского
Источники: http://vaz2109.net/electrooborudovanie/shema-zazhiganiya-vaz-2109.html, http://avtomechanic.ru/vaz-2109/elektrika-vaz-2109/kak-proverit-kommutator-avtomobilia-vaz-2109, http://znanieavto.ru/fire/kommutator-zazhiganiya-sxema-ustrojstvo.html
Как проверить коммутатор автомобиля ВАЗ-2109
Схема системы зажигания ВАЗ-2109 представлена на рисунке
Коммутатор типа 3620.3734 или 76.3734 размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.
Нельзя отсоединять разъем коммутатора при включенном зажигании – это может вызвать его повреждение (как и других компонентов системы зажигания).
При работе коммутатора выделяется большое количество тепла.
Кроме того, масса коммутатора подсоединяется через его радиатор.
Поэтому периодически очищайте радиатор коммутатора от пыли и грязи для улучшения теплоотдачи.
Отсоедините от клеммы «К» катушки зажигания коричневый провод с красной полосой (провод идет к контакту «1» коммутатора).
Подключите этот провод к контрольной лампе, рассчитанной на 12 В, мощностью 3 Вт.
Другой контакт лампы подключите к клемме «К» катушки зажигания.
Проверните двигатель стартером, при этом лампа должна замигать.
Если лампа не загорается, замените коммутатор.
Для замены коммутатора отсоедините колодку с проводами от коммутатора зажигания, отжав отверткой пружинную скобу на колодке.
Перед снятием коммутатора отсоедините провод от клеммы “ – ” аккумуляторной батареи.
Отверните две гайки крепления радиатора и снимите коммутатор с радиатором.
Установите новый коммутатор с радиатором в порядке, обратном снятию.
Обратите внимание: под левой гайкой должен быть закреплен провод массы.
Данный метод проверки позволяет проверить, подает ли коммутатор управляющие импульсы на катушку зажигания.
Более точную проверку (величину длительности и форму импульсов) коммутатора надо производить на специальном стенде
Коммутатор ВАЗ-2109 проверка
При работе коммутатора выделяется большое количество тепла. Кроме того, «масса» коммутатора подсоединяется через его радиатор.
Поэтому периодически очищайте радиатор коммутатора от пыли и грязи для улучшения теплоотдачи.
1. Отсоедините от клеммы катушки зажигания коричневый провод с красной полосой (провод идет к контакту «1» коммутатора).
2. Подключите этот провод к контрольной лампе, рассчитанной на 12 В, мощностью 3 Вт, другой контакт лампы подключите к клемме «К» катушки зажигания.
Проверните двигатель стартером, при этом лампа должна замигать.
Если лампа не загорается, замените коммутатор.
Данный метод проверки позволяет проверить, подает ли коммутатор управляющие импульсы на катушку зажигания.
Более точную проверку (величину длительности и форму импульсов) коммутатора надо производить на специальном стенде.
3. Для замены коммутатора отсоедините колодку с проводами от коммутатора зажигания, отжав отверткой пружинную скобу на колодке.
Перед снятием коммутатора отсоедините провод от клеммы «―» аккумуляторной батареи.
4. Отверните две гайки крепления радиатора и снимите коммутатор с радиатором.
5. Установите новый коммутатор с радиатором в порядке, обратном снятию.
Обратите внимание: под левой гайкой должен быть закреплен провод «массы»
Ваз 2109 — проверка и замена коммутатора
Установленный на автомобиле ваз 2109 коммутатор напряжения отвечает за подачу управляющих импульсов на катушку зажигания. Полную проверку коммутатора необходимо проводить на специальном стенде, что позволит определить длительность подаваемого импульса. В домашних условиях, используя контрольную лампу можно определить только наличие импульса или его отсутствие.
Коммутатор расположен в подкапотном пространстве на перегородке кузова, разделяющей моторный отсек и салон автомобиля. Для проверки и замены подготовьте стандартный набор инструментов, так же потребуется контрольная лампа штатного напряжения 12 В. Проделайте следующую последовательность действий:
- В первую очередь необходимо обесточить автомобиль, отсоединив клемму «минус» от аккумуляторной батареи.
- Далее ключом на восемь отверните гайку и отсоедините от катушки зажигания от клеммы «К» красно-коричневый провод, который идет к клемме «1» коммутатора.
- Теперь подсоединяем данный провод через контрольную лампу к своей клемме «К» катушки зажигания и подключив аккумуляторную батарею, включаем стартер двигателя. Лампа должна замигать, что будет говорить об исправности коммутатора, который подает управляющий импульс на катушку. Если лампа не замигала, значит производим замену коммутатора.
Перед тем, как проводить демонтаж, отсоедините аккумулятор.
- Отожмите пластиковый фиксатор и отсоедините колодку с питающими проводами.
- Отверните два винта крепления коммутатора к кузову автомобиля и снимите его в сборе с алюминиевым радиатором, который необходим для охлаждения.
- Установку нового выполните в обратной последовательности.
На этом ремонтные работы по проверке и замене коммутатора ваз 2109 завершены. В процессе эксплуатации автомобиля периодически производите чистку радиатора, так как он сильно нагревается.
конструкция устройства, проверка и замена
Коммутатор ВАЗ 2108 обеспечивает формирование управляющих импульсов, подающихся на катушку зажигания. Этот элемент электрического оборудования автомобиля представляет собой электронное устройство, обеспечивающее нормальное функционирование бесконтактной системы зажигания транспортного средства.
Этот компонент электронной системы зажигания автомобиля закрепляется на поверхности, является достаточно прочным, чтобы выдерживать высокие вибрационные и ударные нагрузки, которые могут возникать в процессе эксплуатации машины. В устройстве реализованы максимально возможные варианты защиты электронных компонентов.
Вернуться к оглавлению
Характеристики коммутатора
Схема коммутатора ВАЗ построена на основе микросхемы L497, которая управляет выходным N-P-N-транзистором. Особенностью микросхемы является возможность программирования времени восстановления коэффициента задержки, что является важным для беспроблемного пуска холодного силового агрегата автомобиля. Такая особенность этого электронного компонента коммутатора позволяет осуществлять быстрое ускорение частоты вращения коленвала без провалов в работе, что обеспечивает постоянное тяговое усилие двигателя.
Аналогами, которые иногда используются в конструкции коммутатора ВАЗ 2108, являются микросхемы КР1055ХП1, КР1055ХП2, КР1055ХП4. Однако эти электронные компоненты встречаются в конструкции прибора достаточно редко. Основные технические параметры устройства:
- оптимальное рабочее напряжение 13,5 В;
- диапазон напряжений для нормальной работы 6-16 В;
- коммутационный ток 7,5-8,5 А;
- диапазон обеспечения бесперебойного искрообразования от 20 до 7000 оборотов коленвала.
Конструкция устройства разработана для использования в однопроводных схемах питания на автомобилях, у которых кузов играет роль отрицательной клеммы. Установка устройства, смонтированного на базе микросхемы L497, осуществляется на специально предназначенном месте с помощью штатных крепежных элементов.
Вернуться к оглавлению
Как отличить неисправности коммутатора
Неполадки зажигания всегда сопровождаются характерными симптомами, о которых должен знать каждый автовладелец. Одна из таких неисправностей связана с коммутатором.
Вот лишь самые распространенные признаки, указывающие на проблемы с работой коммутатора ВАЗ 2108.
- Невозможно запустить двигатель.
- Стартер активно крутит маховик двигателя, но искра отсутствует.
- Двигатель можно запустить, он работает на холостых оборотах, можно поднять до средних значений, но повысить обороты до максимальных невозможно.
- Мотор не работает на полную мощность.
- На холостых мотор работает исправно, но начинает глохнуть при попытке тронуться.
- Двигатель можно запустить, но он глохнет через непродолжительное время.
- Отказывается работать один из цилиндров на определённых оборотах (троит).
- Двигатель глохнет на горячую и продолжает нормально работать, когда остынет.
- Горит лампа разряда аккумулятора.
- Тахометр показывает резкие скачки оборотов двигателя.
Это лишь самые распространенные, но не единственные черты неисправного коммутатора. Существует также ряд косвенных признаков. Иногда даже опытные мастера не сразу могут определить симптомы неправильной работы этого узла системы зажигания ВАЗ 2108.
Вернуться к оглавлению
Как проверить коммутатор
В среднем стоимость этой детали не слишком высока, но многие автовладельцы по разным причинам не стремятся ее заменить. К тому же если поменять заведомо исправный коммутатор, неполадки с двигателем останутся, ведь причина сбоев в работе силовой установки может быть совершенно в другом. Поэтому оптимальным решением будет проверка детали на работоспособность.
Для точной диагностики потребуется специальное профессиональное оборудование, которое есть на любой СТО. На специальном стенде можно проверить импульс на катушке зажигания, его стабильность и цикличность. Однако возможность обратиться к специалистам есть не всегда, существует и более простой народный метод диагностики. Для проверки следует взять ключ на 8 и 12-вольтовую лампочку мощностью 3 Вт. Алгоритм действий выглядит следующим образом.
- Обесточить сеть, скинув клеммы с аккумулятора.
- Воспользовавшись ключом на 8, нужно отсоединить провод коричневого цвета, который идёт от клеммы К на катушке зажигания к клемме 1 на коммутаторе.
- Один контакт контрольной лампочки подключается к клемме на катушке зажигания, а другой – на коммутаторе. В результате контрольная лампа оказывается составной частью цепи между катушкой и коммутатором.
- Подсоединить клеммы к аккумулятору и попробовать завести двигатель (во время вращения стартером лампа должна загораться).
Загорающаяся лампочка свидетельствует об исправности коммутатора. Если этого не происходит, узел неисправен и требуется его заменить. При отключении лампочки надо обязательно отсоединить минусовую клемму от аккумулятора, тем самым предотвращается возможность случайного замыкания.
Местом установки прибора является перегородка, отделяющая моторный отсек авто от его салона. Устройство монтируется в подкапотном пространстве. Схема подключения коммутатора должна обеспечивать надежный контакт между основанием прибора и кузовом автомобиля. Устройство способно нормально работать до температуры нагрева в 115 °С.
Вернуться к оглавлению
Проверка и замена устройства
Осуществляя проверку и ремонт бесконтактной системы зажигания автомобиля, требуется обязательно проверить работоспособность коммутатора. Для тестирования этого прибора нужно под рукой иметь стандартный набор инструментов. Помимо этого понадобится контрольная лампочка с напряжением 12 В.
Полная проверка элемента осуществляется на специализированном стенде, который позволяет не только определять наличие импульса, но и его длительность. Использование контрольной лампы дает возможность определить наличие только импульса при тестировании прибора в домашних условиях. Для осуществления проверки работы коммутатора нужно проделать следующие операции.
- Требуется обесточить бортовую сеть машины. Это делается путем отключения отрицательной клеммы аккумуляторной батареи от электроцепи.
- При помощи рожкового ключа №8 на катушке зажигания отсоединяется клемма «К», имеющая красно-коричневый провод, подключаемый к клемме «1» контактной колодки коммутационного устройства.
- Отключенный провод соединяется со своей клеммой на катушке зажигания через лампочку, после чего минусовая клемма аккумулятора подключается к бортовой сети. При включении стартера лампа должна мигать. Отсутствие миганий говорит о выходе коммутатора из строя.
Для демонтажа устройства потребуется отключить аккумулятор, отсоединить клеммную колодку с проводами. После этого нужно отвернуть винты крепления и снять коммутатор. Монтаж устройства проводится в обратном порядке.
При эксплуатации авто во избежание выхода из строя коммутатора требуется проводить периодическую очистку поверхности охлаждающего радиатора.
Вернуться к оглавлению
Мнение эксперта
Руслан Константинов
Подробнее об эксперте
Руслан Константинов – опыт профессионального ремонта автомобилей 10 лет. Окончил Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова по специальности «ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И КОМПЛЕКСОВ». Специализация работ разная, от диагностики и ремонта двигателей и трансмиссии до консультации по приобретению расходных материалов. Опыт работ по ремонту электронных узлов.
Диагностику работоспособности коммутатора провести сможет каждый своими руками. А вот заниматься ремонтом этой детали без соответствующих знаний и опыта фактически невозможно. С другой стороны, в этом нет никакого смысла. Гораздо проще купить новый узел, при его относительно невысокой цене это будет лучшим решением. Подобный подход рекомендуется и при замене других сложных электронных деталей в оборудовании автомобиля. На карбюраторных моторах ВАЗ-2108 их не так уж и много. И ещё, при замене стоит учитывать, что лучше покупать модель коммутатора, рекомендуемую производителем. Так можно избежать некоторых проблем, например, некорректной работы устройства.