Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала
Вкладыши коренных и шатунных подшипников
Даже если вкладыши коренных и шатунных подшипников планируется заменить при ремонте двигателя, старые вкладыши надо внимательно проверить, так как они могут дать очень ценную информацию о состоянии двигателя (см. рисунок). Повреждение вкладыша происходит из-за недостаточной смазки, наличия загрязнений других посторонних частиц, перегрузки двигателя и коррозии. Независимо от причины выхода из строя вкладыша ее необходимо устранить перед сборкой двигателя, чтобы она не появилась в последующем. Для осмотра вкладышей их необходимо извлечь из постелей блока цилиндров, крышек коренных подшипников коленчатого вала и нижних головок и крышек шатунов, затем положить на чистую поверхность в том же порядке, в котором они были установлены на двигателе. Это позволит соотнести причины повреждения вкладыша с соответствующей шейкой коленчатого вала. Загрязнения и другие посторонние частицы попадают в двигатель разным путем. Загрязнения могут остаться в двигателе во время сборки или попасть в него через фильтры или систему принудительной вентиляции картера. Вместе с маслом загрязнения направляются к подшипникам. Частицы металла, появляющиеся при работе двигателя и в результате его естественного износа, встречаются часто. Абразивные частицы иногда остаются в деталях двигателя после ремонта, особенно если запасные части не были тщательно очищены рекомендуемыми методами. Независимо от источника эти инородные частицы вкрапливаются в мягкий материал вкладыша и поэтому хорошо заметны. Недостаток смазки (или неисправность системы смазки) имеет множество взаимосвязанных причин.
Чрезмерный нагрев (который делает более тонкой пленку масла), перегрузка (при которой масло вытесняется из рабочей зоны подшипника) и масляное «голодание» или «выброс» масла (из-за увеличенных зазоров в подшипниках, износа масляного насоса, высокой частоты вращения двигателя) — все это вносит определенный вклад в ухудшение смазки. Закупорка смазочных каналов, обычно возникающая из-за несовпадения отверстий смазочного канала и вкладыша, также вызывает масляное голодание и разрушение вкладыша. Когда нехватка масла вызвана повреждением вкладыша, антифрикционный слой стирается и выдавливается из стальной подложки вкладыша. Температуры могут так возрасти, что стальная подложка приобретает голубой цвет из-за перегрева. Стиль вождения также может влиять на долговечность подшипников. При движении с полным дросселем, на низкой передаче (при перегрузке двигателя) вкладыши подвергаются очень большим нагрузкам, возникает тенденция к выдавливанию масляной пленки. Под действием нагрузки форма вкладышей изменяется, что вызывает появление мелких трещин на рабочей поверхности (усталостное разрушение). В результате антифрикционный слой в некоторых местах истончается, возникают задиры. Поездки на короткие расстояния приводят к коррозии вкладышей, так как теплота не полностью прогретого двигателя недостаточна для удаления конденсата и агрессивных газов. Эти продукты сгорания попадают в масло, образуя кислоту и осадок. Поскольку масло направляется к подшипникам двигателя, кислота разрушает антифрикционный слой вкладышей. Неправильная установка вкладышей при сборке двигателя также приведет к их выходу из строя. Чрезмерная затяжка крышек подшипников приводит к уменьшению зазора в подшипниках, и, как результат, к масляному голоданию. Загрязнения или посторонние частицы вкрапливаются в антифрикционный слой вкладыша, что приводит к появлению неровностей на вкладыше и, в конечном счете, к его повреждению.
Проверка зазора между вкладышами и коренными шейками коленчатого вала:
Первый главный этап сборки двигателя — это установка коленчатого вала. Считается, что к этому моменту блок цилиндров и коленчатый вал очищены, проверены и отремонтированы или заменены.
Перевернуть блок цилиндрами вниз. Отвернуть болты крепления крышек коренных подшипников и снять крышки. Разложить крышки по порядку, чтобы установить их на прежние места. Если вкладыши не снимались, извлечь их из постелей блока и крышек коренных подшипников. Очистить постели блока и поверхности крышек под вкладыши чистой ветошью, не оставляющей волокон. Они должны быть безупречно чистыми. Очистить задние поверхности новых вкладышей коренных подшипников и уложить один из них в постель блока цилиндров. Если один из двух вкладышей с канавкой, то его необходимо установить в гнездо блока. Другой вкладыш вставить в соответствующую крышку коренного подшипника. Убедиться, что усик вкладыша вошел в паз гнезда блока или крышки.
Внимание: Смазочные отверстия в блоке цилиндров должны быть совмещены со смазочными отверстиями вкладышей.
При установке вкладыша не использовать молоток, принять меры предосторожности, чтобы не допустить появления вмятин и задиров на поверхностях вкладыша. Смазывать детали моторным маслом на этом этапе не требуется. Перед окончательной установкой коленчатого вала следует проверить зазор между вкладышами и коренными шейками. Отрезать несколько кусков требуемого размера пластмассовой калиброванной проволоки и положить их на каждую коренную шейку коленчатого вала параллельно оси коленчатого вала (см. рисунок). Снова установить крышки на соответствующие шейки.
Начиная со среднего коренного подшипника и далее последовательно в направлении крайних, затянуть болты крепления всех крышек коренных подшипников моментом, указанным в Руководстве по ремонту. Не вращать коленчатый вал во время этой операции. Отвернуть болты и осторожно снять крышки коренных подшипников. По сплющиванию пластмассовой калиброванной проволоки на каждой шейке определить по шкале, нанесенной на упаковке проволоки, величину зазора между вкладышем и коренной шейкой вала (см. рисунок). Сравнить полученный зазор со значением, приведенным в Руководстве по ремонту. Если зазор не соответствует требуемому значению, возможно установлены вкладыши несоответствующего размера (это значит, что потребуются другие).
Буквенные обозначения на блоке цилиндров:
На двигателях некоторых типов (например, на λ-3,3) класс диаметра каждой из пяти опор под вкладыши коренных подшипников выбит на блоке цилиндров. Наряду с цифрами и полосками, выбитыми на коленчатом валу (маркировка класса диаметров коренных шеек), эти метки необходимо использовать, чтобы правильно подобрать вкладыши.
Смена вкладышей коренных и шатунных подшипников
Необходимый специальный инструмент и приспособления:
- микрометр;
- пассиметр;
- динамометрический ключ с головками 15, 17 и 19 мм;
- пластинка-щуп толщиной 0,08 мм.
При решении вопроса о необходимости смены вкладышей подшипников следует иметь в виду, что диаметральный износ вкладышей и шеек коленчатого вала не всегда служит определяющим критерием. В процессе работы двигателя в антифрикционный слой вкладышей вкрапливается значительное количество твердых частиц (продуктов износа деталей, абразивных частиц, засасываемых в цилиндры двигателя с воздухом и т. п.). Поэтому такие вкладыши, имея часто незначительный диаметральный износ, способны вызвать в дальнейшем ускоренный и усиленный износ шеек коленчатого вала. Следует также учитывать, что шатунные подшипники работают в более тяжелых условиях, чем коренные. Интенсивность их износа несколько превышает интенсивность износа коренных подшипников. Таким образом, к решению вопроса о замене вкладышей необходим дифференцированный подход в отношении коренных и шатунных подшипников.
Во всех случаях удовлетворительного состояния поверхности антифрикционной заливки вкладышей коренных подшипников критерием необходимости их замены служит величина диаметрального зазора в подшипнике.
При решении вопроса о замене вкладышей шатунных подшипников нужно руководствоваться следующим правилом.
Если вкладыши шатунных подшипников к моменту разборки или ремонта двигателя проработали время, соответствующее пробегу автомобиля 45000 км и более, их следует заменить новыми, независимо от состояния поверхности и степени износа. В таких случаях для замены пригодны вкладыши нормального или первого ремонтного размеров. Профилактическая замена вкладышей позволяет поддерживать шатунные шейки в состоянии сохранности длительное время.
При оценке состояния вкладышей осмотром следует иметь в виду, что поверхность антифрикционного слоя считается удовлетворительной, если на ней нет задиров, выкрашиваний антифрикционного сплава и вдавленных в сплав инородных материалов (включений). Темная окраска поверхности заливки не является браковочным признаком.
Для замены изношенных или поврежденных вкладышей в запасные части поставляются вкладыши коренных и шатунных подшипников нормального и шести ремонтных размеров. Вкладыши ремонтных размеров отличаются от вкладышей нормального размера уменьшенным на 0,05; 0,25; 0,50; 0,75; 1,00 и 1,25 мм внутренним диаметром. В продажу вкладыши поступают комплектно, в количествах, требующихся на один двигатель.
После замены вкладышей как с одновременной перешлифовкой шеек коленчатого вала, так и без нее (а для коренных шеек также и в случае использования в двигателе прежних вкладышей) следует обязательно проверить диаметральный зазор в каждом подшипнике. Это позволит проверить правильность выбора ремонтных вкладышей.
Проверить диаметральный зазор в подшипнике можно измерением диаметров шейки коленчатого вала и вкладышей (в паре) данного подшипника с последующими несложными расчетами. Диаметр подшипника измеряют при вложенных вкладышах и затянутых с необходимым усилием болтов крышки подшипника.
Диаметральные зазоры в коренных подшипниках должны находиться в пределах 0,025—0,082 мм, а в шатунных — в пределах 0,025—0,076 мм.
Проверить диаметральный зазор в подшипнике можно также и с помощью пластинки-щупа а, закладываемой между шейкой вала и вкладышем.
Пластинка как для шатунного, так и коренного подшипника должна иметь толщину 0,08 мм, ширину 13 мм и длину на 5 мм меньше длины подшипника. По кромкам пластинку зачищают оселком, смазывают ее маслом, применяемым для двигателя, и укладывают на поверхность вкладыша так, чтобы длинной стороной она расположилась по продольной оси подшипника.
Рис. Укладка контрольной пластинки-щупа в шатунный подшипник: а — пластинка-щуп
При проверке затягивают болты крышки только того подшипника, в котором уложена пластинка-щуп, болты же крышек остальных подшипников остаются незатянутыми. Затягивать болты нужно осторожно, время от времени проворачивая коленчатый вал.
Если при поворачивании коленчатого вала рукой за маховик будет ощущаться значительное сопротивление — диаметральный зазор в подшипнике находится в допустимых пределах. Если же коленчатый вал будет провертываться почти так же легко, как и без контрольной пластинки — зазор в подшипнике больше нормального.
Требуемая величина диаметрального зазора в подшипнике в отдельных случаях может быть обеспечена без перешлифовки шейки, лишь применением ремонтных вкладышей, уменьшенных на 0,05 мм. Во всех других случаях необходимые зазоры получают шлифованием шеек и установкой в подшипники ремонтных вкладышей.
Если же в результате многократных перешлифовок диаметры шеек коленчатого вала уменьшены настолько, что вкладыши последнего ремонтного размера окажутся непригодными, то при очередном ремонте необходимо собрать двигатель с новым валом. Для такого случая в запасные части поставляется комплект 408-1000107, состоящий из коленчатого вала из набора вкладышей нормального размера.
Тонкостенные сменные вкладыши шатунных и коренных подшипников коленчатого вала изготовлены с высокой точностью. Требуемая величина диаметрального зазора в подшипнике обеспечивается только надлежащими диаметрами шеек коленчатого вала, получаемыми при перешлифовке. Поэтому вкладыши при ремонте двигателя заменяют без каких-либо подгоночных операций и только попарно. Замена одного вкладыша из пары не допускается. Из сказанного также следует, что для получения требуемого диаметрального зазора в подшипнике категорически запрещается спиливать или пришабривать стыки вкладышей или крышек подшипников, напаивать баббитом стыки указанных деталей или устанавливать прокладки между вкладышем и его постелью.
Невыполнение этих указаний приводит к тому, что будет нарушена правильность геометрической формы подшипников, ухудшится теплоотвод от них и вкладыши быстро выйдут из строя. Но более опасно то, что в подшипники со спиленными или пришабренными крышками нельзя в дальнейшем устанавливать новые вкладыши ремонтных размеров. В то же время испорченные механической подгонкой крышки подшипников не могут быть заменены новыми, поскольку на заводе они обрабатываются совместно с блоком цилиндров и с шатуном. Так как крышки подшипников не взаимозаменяемы, они не поставляются в запасные части, а поэтому двигатель с поврежденными крышками не поддается последующему ремонту.
При установке шатунных и коренных подшипников нужно следить, чтобы фиксирующие выступы а на стыках вкладышей свободно (усилием руки) входили в гнезда b в крышке (или теле) подшипника.
Рис. Фиксирующий выступ вкладыша и гнездо для него в крышке подшипника
После замены вкладышей шатунных или коренных подшипников (или тех и других) и сборки двигателя необходимо соблюдать правила обкатки.
BMW E90 316i Седан — 11 21 Коленчатый вал с подшипниками
Моменты затяжки (AZD) Балансирный вал
Применимо к: N43
Моменты затяжки (AZD) Балансирный вал
Применимо к: N45, N46
Моменты затяжки (AZD) Блок цилиндров
Применимо к: N45, N46, N46 TU
Моменты затяжки (AZD) Блок цилиндров
Применимо к: N45, N46, N46 TU
Моменты затяжки (AZD) Блок цилиндров
Применимо к: N43
Моменты затяжки (AZD) Блок цилиндров
Применимо к: N45, N45 TU, N45 TU 2
Моменты затяжки (AZD) Блок цилиндров
Применимо к: N45, N46, N46 TU
Моменты затяжки (AZD) Выпускная труба
Применимо к: N43
Моменты затяжки (AZD) Выпускной коллектор с катализатором
Применимо к: N43
Моменты затяжки (AZD) Коленчатый вал с опорой
Моменты затяжки (AZD) Коленчатый вал с подшипниками
Применимо к: N43
Моменты затяжки (AZD) Коленчатый вал с подшипниками
Применимо к: N45, N45 TU
Моменты затяжки (AZD) Коленчатый вал с подшипниками
Применимо к: N45 TU 2
Моменты затяжки (AZD) Шатун с подшипником
Применимо к: N45, N46, N46 TU
Моменты затяжки (AZD) Шатун с подшипником
Применимо к: N43
Моменты затяжки (AZD) Шатун с подшипником
Применимо к: N45 TU 2
Руководство по ремонту (REP) Замена вкладышей всех коренных подшипников коленчатого вала (N40 / N42 / N45 / N46)
Применимо к: N45, N46, N46 TU
Руководство по ремонту (REP) Замена вкладышей всех коренных подшипников коленчатого вала (N43)
Применимо к: N43
Руководство по ремонту (REP) Замена вкладышей всех коренных подшипников коленчатого вала (N43B16)
Применимо к: N43
Руководство по ремонту (REP) Замена вкладышей всех коренных подшипников коленчатого вала (N45T)
Применимо к: N45 TU 2
Руководство по ремонту (REP) Замена коленчатого вала (N40 / N42 / N45 / N46)
Применимо к: N45, N46, N46 TU
Руководство по ремонту (REP) Замена коленчатого вала (N43)
Применимо к: N43
Руководство по ремонту (REP) Замена коленчатого вала (N43B16)
Применимо к: N43
Руководство по ремонту (REP) Замена коленчатого вала (N45T)
Применимо к: N45 TU 2
Руководство по ремонту (REP) Замена переднего подшипника входного вала коробки передач (N40 / N42 / N45 / N46)
Применимо к: N45, N46, N46 TU MANUAL
Руководство по ремонту (REP) Замена переднего подшипника входного вала коробки передач (N43)
Применимо к: N43 MANUAL
Руководство по ремонту (REP) Замена переднего подшипника входного вала коробки передач (N43B16)
Применимо к: N43 MANUAL
Руководство по ремонту (REP) Замена переднего подшипника входного вала коробки передач (N45T)
Применимо к: N45 TU 2 MANUAL
Руководство по ремонту (REP) Снятие и установка / замена компенсационных валов с корпусом (N40 / N42 / N45 / N46)
Применимо к: N45, N46, N46 TU
Руководство по ремонту (REP) Снятие и установка / замена компенсационных валов с корпусом (N43)
Применимо к: N43
Руководство по ремонту (REP) Уплотнение нижней части блок-картера (N40 / N42 / N45 / N46 / N45T / N46T/ N43)
Применимо к: N40, N42, N43, N45, N46, N46 TU, N46 TU 2
Технические данные (TED) Коленчатый вал с подшипниками
Применимо к: N45, N45 TU
Технические данные (TED) Коленчатый вал с подшипниками
Применимо к: N45, N45 TU
Технические данные (TED) Коленчатый вал с подшипниками N43 / B16
Применимо к: N43
Технические данные (TED) Коленчатый вал с подшипниками N43 / B16
Применимо к: N43
Технические данные (TED) Коленчатый вал с подшипниками N43 / B16, B20
Применимо к: N43
Технические данные (TED) Коленчатый вал с подшипниками N43 / B16, B20
Применимо к: N43
Технические данные (TED) Коленчатый вал с подшипниками N43 / B16, B20
Применимо к: N43
Технические данные (TED) Коленчатый вал с подшипниками N43 / B20
Применимо к: N43
Технические данные (TED) Коленчатый вал с подшипниками N43 / B20
Применимо к: N43
Технические данные (TED) Коленчатый вал с подшипниками N45 / B20
Применимо к: N45, N45 TU
Технические данные (TED) Коленчатый вал с подшипниками N45T / B16
Применимо к: N45 TU 2
Технические данные (TED) Коленчатый вал с подшипниками N45T / B16
Применимо к: N45 TU 2
Технические данные (TED) Коленчатый вал с подшипниками N45T / B16
Применимо к: N45 TU 2
Технические данные (TED) Коленчатый вал с подшипниками N45T / B16
Применимо к: N45 TU 2
Технические данные (TED) Коленчатый вал с подшипниками N45T / B16
Применимо к: N45 TU 2
9.2.3. Вкладыши коренных подшипников
9.2.3.1. Коренные подшипники коленчатого вала разбираются для ревизии и определения ступенчатости рабочих (нижних) вкладышей. Перед разборкой необходимо измерить зазоры «на масло», их разность, зазоры в «усах» и осевой разбег коленчатого вала, провисание и расхождение щек, проверить плотность посадки вкладышей и крышек. Измеряется толщина всех вкладышей, результаты следует записать в карту измерений. Разборка и ревизия рабочих вкладышей коленчатого вала производится через одну опору. После выемки поршней из цилиндра измеряется расхождение щек коленчатого вала по шестому колену;
Плотность посадки вкладышей определяется по относительному расположению линии разъемов вкладышей и корпуса подшипника. Плотность посадки крышки определяется по отсутствию зазора между боковинами крышки и рамой картера и косвенно – по величине усилия, необходимого для снятия крышки.
Зазор «на масло» измеряется шупом по оси вала в вертикальной плоскости между шейкой вала и верхним вкладышем, «провисание» шеек – в той же плоскости между шейкой вала и нижним вкладышем.
За действительный зазор «на масло» принимается полусумма зазоров, измеренных с каждой стороны подшипника.
9.2.3.2. Производится ревизия вкладышей подшипников. Проверяется их натяг и прилегание каждого вкладыша на постели. Заменяются вкладыши, имеющие натяг, выходящей за пределы допускаемых размеров, наклеп на поверхности стыков, трещину в теле, риски шириной более 3 мм, задиры и отслаивание антифрикционного слоя, выкрашивание баббитовой заливки более 10 % рабочей площади, предельный износ, при котором зазор «на масло», ступенчатость и провисание вала выходят за допускаемые нормы.
При подозрении на трещину последнюю необходимо выявить методом цветной дефектоскопии или обмеливанием. Измерение толщины вкладыша производится по одной линии в средней части с каждой стороны на расстоянии 30 мм от торцов. Минимальный размер принимается за действительную толщину вкладыша.
9.2.3.3. Натяг и деформация бронзовых вкладышей контролируется по плотности посадки и площади прилегания к постели стенда.
Вкладыши, сжатые в постели стенда, перемещающиеся при обстукивании деревянным молотком, необходимо заменить.
Прилегание вкладышей по краске к постели стенда должно быть равномерным и не менее 70 % площади. Нормальный натяг вкладышей допускается восстанавливать наращиванием торцов вкладышей в плоскости разъема омеднением, хромированием или злектроискровым способом.
9.2.3.4. Определятся ступенчатость рабочих (нижних) вкладышей коренных подшипников одного и того же вала, имеющих различные ремонтные градации; определение ступенчатости производить с учетом разницы по толщине вкладышей между градациями 0,25 мм. Например, измерением установлена толщина вкладышей 10,20; 10,48; 10,10, т. е. вкладыши принадлежат к градациям 1р, 2р, 1р. Приводя вкладыши к преимущественной (1р) градации, получаем 10,20; 10,23; 10,10. Следовательно, ступенчатость данных вкладышей 10,23 — 10,10 =0,13 мм.
9.2.3.5. При необходимости замены вкладышей коренных подшипников следует руководствоваться следующими положениями:
а) допускается в условиях депо производить частичную или полную смену вкладышей подшипников коленчатого вала без съемки блока. При необходимости замены более четырех рабочих вкладышей новыми все рабочие вкладыши данного вала следует заменять с соблюдением норм на их ступенчатость;
б) восстановление нормального зазора «на масло» производится, как правило, за счет замены рабочих (нижних) вкладышей, если ступенчатость рабочих вкладышей не превышает нормы, нормальный зазор «на масло» устанавливается за счет замены нерабочих (верхних) вкладышей;
в) во всех случаях замены рабочих вкладышей, когда установлено, что ступенчатость рабочих вкладышей лежит в допускаемых пределах, а разность зазоров «на масло» более установленных норм, проверяется правильность сборки подшипников. После этой проверки устранение разности зазоров производится за счет смены нерабочих (верхних) вкладышей;
г) при полной замене рабочих вкладышей (переукладка) вала, а также при текущих ремонтах ТР-3 толщина рабочих вкладышей должна быть подобрана так, чтобы ступенчатость их не превышала 0,04 мм (с учетом градационных размеров шеек коленчатого вала), а зазоры «на масло» были в пределах допуска и разность их для всех опор была не более 0,10 мм;
д) разность зазоров «на масло» определяется как разница между наибольшим и наименьшим зазорами для всех коренных подшипников данного вала;
е) на вновь устанавливаемых вкладышах следует сохранить клеймо толщины, нанесенное заводом-изготовителем. Новые клейма толщины на вкладышах, бывших в эксплуатации, не ставятся.
9.2.3.6. При замене единичных рабочих (нижних) вкладышей коренных подшипников, когда полная разборка всех коренных подшипников не производится, следует руководствоваться следующими положениями:
а) зазоры «на масло» и их разность должны быть в пределах допуска;
б) зазор между рабочим вкладышам и коренной шейкой коленчатого вала («провисание») у всех опор допускается не более 0,03 мм;
в) в случае замены вкладышей по таким причинам, когда возможно установить их фактическую толщину, толщина вновь устанавливаемого вкладыша должна равняться фактической толщине заменяемого с учетом провисания;
г) если фактическую толщину заменяемого вкладыша установить не представляется возможным, то толщина нового вкладыша должна равняться средней толщине соседних, а для первого и седьмого подшипников – двух рядом расположенных. При этом ступенчатость указанных трех подшипников допускается не более 0,04 мм;
д) если замена вкладышей производится для устранения браковочных зазоров «на масло», недопустимой разности их или «провисания», необходимо разобрать соседние подшипники для проверки ступенчатости рабочих вкладышей;
е) после замены рабочего вкладыша седьмого или шестого коренного подшипника проверяется расхождение щек шестого колена коленчатого вала дизеля в соответствии с требованиями подпункта 9.2.5.6.;
ж) в случае повторного выхода из строя вкладышей одной и той же опоры следует проверить овальность данной шейки индикаторным прибором (шейкомером). Овальность не должна превышать установленной нормы.
9.2.3.7. Продольный разбег коленчатого вала в опорно-упорном подшипнике более допустимых норм следует устранять постановкой новых вкладышей или нанесением слоя олова на опорные торцы с последующей подгонкой прилегания. Прилегание торцов опорно-упорных вкладышей к соответствующим поверхностям коленчатого вала должно быть не менее 60 %.
1. Несмотря на обязательность замены вкладышей коренных и шатунных подшипников в процессе выполнения капитального ремонта двигателя, состояние старых вкладышей необходимо подвергнуть самому внимательному изучению, так как из результатов такого анализа можно почерпнуть много полезной информации об общем состоянии двигателя. |
Проверка состояния вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала
Проверка состояния вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого валаПроверка состояния вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала
Типичные примеры износа вкладышей подшипников коленчатого вала
А — Поцарапаны инородными частицами — видны крупицы, погрузившиеся в рабочий слой вкладыша
В — Недостаток масла — верхний слой стерт
С — Вкладыши неправильно расположены при установке — имеются блестящие (отполированные) участки
D — Шейка сведена на конус — верхний слой снят со всей поверхности
Е — Износ края вкладыша
F — Неисправность “усталости” — образовались кратеры или карманы
Несмотря на обязательность замены вкладышей коренных и шатунных подшипников в процессе выполнения капитального ремонта двигателя, состояние старых вкладышей необходимо подвергнуть внимательному изучению, так как по нему можно почерпнуть много полезной информации об общем состоянии двигателя. Вкладыши подшипников градуируются по толщине и принадлежность их тому или иному размерному классу определяется по цветовой маркировке.
Выход подшипников из строя может происходить в результате недостатка смазки, попадания грязи или посторонних частиц, перегрузок двигателя, развития коррозии и прочих неблагоприятных воздействий. Примеры наиболее характерных дефектов вкладышей подшипников скольжения приведены на иллюстрации Типичные примеры износа вкладышей подшипников коленчатого вала. Вне зависимости от природы дефекта, причина его возникновения должна быть выявлена и устранена до начала сборки двигателя во избежание рецидивов.
Для осмотра извлеките вкладыши из своих постелей в блоке цилиндров/картере двигателя, коренных и шатунных крышках и нижних головках шатунов. Разложите снятые вкладыши на чистой ровной рабочей поверхности в порядке расположения на двигателе, чтобы можно было соотнести их состояние с состоянием соответствующих шеек коленчатого вала. Старайтесь не прикасаться к рабочим поверхностям вкладышей руками во избежание случайного повреждения мягкого материала.
Грязь и посторонние частицы попадают в двигатель различными путями. Они могут быть оставлены внутри после завершения капитального ремонта, проникнуть через фильтры или систему вентиляции картера. Часто грязь попадает сначала в двигательное масло и уже вместе с ним проникает в подшипники. Не следует забывать, что в процессе нормального износа двигателя неизбежно образуются металлические опилки. Если после выполнения восстановительных работ должное внимание не будет уделено процедуре чистки двигателя, в нем непременно останутся частицы абразива. Вне зависимости от способа проникновения в двигатель, все посторонние частицы рано или поздно оказываются внедренными в мягкую поверхность вкладышей подшипников скольжения и легко распознаются при визуальном осмотре последних. Наиболее крупные частицы обычно не застревают намертво во вкладышах, но оставляют на их рабочих поверхностях и поверхностях соответствующих шеек вала глубокие борозды и задиры. Наилучшей защитой от появления такого рода дефектов является добросовестное отношение к выполнению чистки двигателя после завершения капитального ремонта и установка в ходе сборки только абсолютно чистых компонентов. Также не следует забывать необходимости выполнения регулярной и частой смены двигательного масла.
Масляное голодание также может быть вызвано несколькими причинами, зачастую тесно взаимосвязанными друг с другом. К таковым относятся: перегрев двигателя (ведущий к разжижению масла), перегрузки (в результате которых масло вытесняется из подшипников), утечки масла (связанные с чрезмерной величиной рабочего зазора в подшипниках, износом масляного насоса, или чрезмерным повышением оборотов двигателя), и т.п. Нарушение проходимости маслотоков, чаще всего связанное с небрежностью установки компонентов при сборке, ведущей к рассовмещению масляных отверстий, также вызывает сокращение подачи масла в подшипники и, в конечном итоге, к выходу вкладышей из строя. Характерным признаком масляного голодания является вытирание и вытеснение мягкого рабочего слоя вкладышей из их стальной подложки. Иногда температура повышается до такой степени, что на стальной подложке в результате перегрева образуются фиолетовые пятна.
Следует помнить, что существенное влияние на срок службы подшипников оказывает манера вождения. Повышению нагрузки на двигатель способствуют частое полное открывание дроссельной заслонки, движение на малых оборотах и т.п. В результате происходит вытеснение масляной пленки из рабочего зазора подшипников, что ведет к размягчению вкладышей последних и образованию на их рабочей поверхности мелких трещин (усталостная деформация). В конечном итоге происходит отслоение отдельных фрагментов материала рабочего слоя и вырывание их из подложки.
Манера вождения также в значительной мере сказывается на сроке службы подшипников. Движение с полностью открытой дроссельной заслонкой, движение на пониженной передаче ведут к сильным перегрузкам подшипников и выжиманию из рабочих зазоров масляной пленки. При этом материал вкладышей размягчается, а рабочий слой растрескивается. Такого рода видоизменение подшипниковых поверхностей называется усталостной деформацией. В результате со временем рабочий слой начинает фрагментами отделяться от подложки и подшипники приходят в негодность.
Эксплуатация автомобиля в городском цикле зачастую связана с совершением множества коротких поездок, что ведет к развитию коррозии подшипников, так как недостаточный прогрев двигателя способствует выпадению внутри него конденсата и образованию едких газов. Агрессивные продукты скапливаются в двигательном масле, образуя шлам и кислоту, а так как масло непрерывно поступает в подшипники, в конечном итоге, воздействуют на материал вкладышей последних, вызывая его окисление и разрушение.
Неправильная установка вкладышей при сборке двигателя также ведет к быстрому их разрушению. При слишком плотной посадке недопустимо сокращается величина рабочего зазора, что является причиной масляного голодания подшипников. Попадание между спинками вкладышей и постелями подшипников посторонних частиц ведет к образованию участков возвышения рабочей поверхности и разрушению последней в процессе нормальной работы двигателя.
Как уже упоминалось выше в этом разделе, замена вкладышей при капитальном ремонте двигателя должна производиться в обязательном порядке, вне зависимости от их состояния (см. Установка коленчатого вала и проверка рабочих зазоров коренных подшипников) — попытка проигнорировать данное требование способна привести лишь к кажущейся экономии.
Вкладыш — коренной шатунный подшипник
Вкладыш — коренной шатунный подшипник
Cтраница 1
Вкладыши коренных и шатунных подшипников изготовляются из стальной ленты с нанесенным на нее медно-никелевым подслоем и верхним слоем из сплава СОС 6 — 6 ( олово 6 %, сурьма 6 %, остальное свинец) или сталеалюминиевые, представляющие собой стальную ленту, покрытую антифрикционным сплавом из алюминия с 20 % олова и 1 % меди. [1]
Вкладыши коренных и шатунных подшипников изготавливаются из стальной ленты, покрытой слоем свинцовистой бронзы и тонким слоем свинцовистого сплава. Верхние и нижние вкладыши шатунных подшипников взаимозаменяемые. Вкладыши коренных подшипников невзаимозаменяемые. Верхние вкладыши коренных подшипников отличаются от нижних наличием отверстий для подвода масла и кольцевой канавки для его распределения. [2]
Вкладыши коренных и шатунных подшипников и постели под них выполнены с большой точностью. [4]
Вкладыши коренных и шатунных подшипников изготовлены из стальной ленты с антифрикционным слоем из свинцовистой бронзы. В верхнем вкладыше подшипников проточена канавка для подвода масла. От проворачивания и осевого смещения вкладыши фиксируются обычным способом — выштампованными на вкладышах выступами, которые входят в пазы, выфрезерованные в опорах. Две пары бронзовых полуколец, расположенных на пятой опоре, образуют упорный подшипник коленчатого вала. [6]
Вкладыши коренных и шатунных подшипников изготавливают из биметаллической полосы, состоящей из малоуглеродистой стали и антифрикционного слоя свинцовистой бронзы, алюминиевого сплава АСМ или баббита. Во вкладышах тракторных двигателей применяют преимущественно сплав АСМ, а в автомобильных двигателях — баббит. Основные дефекты вкладышей: износ, выкрашивание, задиры, растрескивание или выплавление антифрикционного слоя; смятие или срезание фиксирующих выступов ( усиков), износ по наружной поверхности и по торцевым плоскостям разъема. [7]
Вкладыши коренных и шатунных подшипников бывают сталеалюми-ниевые или триметаллические. [8]
Вкладыши коренных и шатунных подшипников по конструкции одинаковы и заливаются твердым антифрикционным сплавом — свинцовистой бронзой. [9]
Вкладыши коренных и шатунных подшипников изготовлены из биметаллической ленты, состоящей из слоя стали и слоя антифрикционного сплава на алюминиевой основе. От проворачивания и осевого смещения вкладыши фиксируются обычным для этого типа двигателей способом — выштампованными на вкладыше выступами, которые входят в пазы, выфрезерованные в теле подшипника. Упорный подшипник коленчатого вала, предназначенный для ограничения перемещения вала в осевом направлении, выполнен в виде двух пар полуколец, изготовленных из биметаллической ленты. Полукольца устанавливаются в выточки на торцах среднего коренного подшипника и от проворачивания фиксируются штифтами. [10]
Вкладыши коренных и шатунных подшипников — стальные с тонкослойной заливкой из свинцовистой бронзы. Упорный подшипник имеет четыре бронзовых полукольца для фиксации коленчатого вала от перемещений в осевом направлении. Шатуны изготовлены из высококачественной углеродистой стали. Стержень их выполнен в виде двутавра. В верхней головке шатуна запрессована бронзовая втулка, а нижняя головка имеет съемную крышку. Плоскость разъема снабжена зубчатой нарезкой, надежно фиксирующей обе половины нижней головки от поперечных смещений. Подшипник нижней головки шатуна образован верхним и нижним стальными вкладышами, залитыми тонким слоем свинцовистой бронзы. Масло для смазки нижней головки шатуна поступает через масляные каналы коленчатого вала, а к верхней головке подводится по центральному отверстию в стержне шатуна. [11]
Вкладыши коренных и шатунных подшипников выпускают уменьшенными по внутреннему диаметру против номинального размера первого стандарта на: — 0 05; — 0 25; — 0 30; — 0 50; — 0 75; — 1 00; — 1 25 и — 1 50 мм. [12]
Вкладыши коренных и шатунных подшипников выпускают шести ремонтных размеров с уменьшением по внутреннему диаметру против номинального размера на — 0 25, — 0 50, — 0 75, — f 00, — 1 25, — 1 50 мм. [13]
Вкладыши коренных и шатунных подшипников должны иметь приработку по шейкам коленчатого вала не менее 75 % от общей площади поверхности антифрикционного слоя. Задиры и риски цвета побежалости на поверхностях шеек коленчатого вала не допускаются. Промывают в дизельном масле маслоприемную сетку масляного насоса, внутреннюю поверхность крышки картера, колпак ротора центробежного фильтра очистки масла. [14]
Вкладыши коренных и шатунных подшипников двигателей внутреннего сгорания изготавливают из бронзы; отличающейся высокими антифрикционными свойствами и не содержащей особо дорогих элементов. [15]
Страницы: 1 2 3 4