ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 ..
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502
Надежная работа силового агрегата, двигателя и длительный срок их службы обеспечиваются своевременным проведением технического обслуживания.
Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, поэтому их надо выполнять обязательно в строго установленные сроки в течение всего периода эксплуатации. Техническое обслуживание силового агрегата, установленного на автомобиле, следует проводить одновременно с техническим обслуживанием автомобиля.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
Техническое обслуживание по периодичности и перечню выполняемых работ подразделяется на следующие виды:
Первое техническое обслуживание (ТО-1) производится после первых 30000 км пробега автомобиля (600 часов работы двигателя) или 6 месяцев эксплуатации (при первой смене моторного масла).
Второе техническое обслуживание (ТО-2) производится через каждые 40000 км пробега автомобиля (800 часов работы двигателя) при каждой смене моторного масла (начиная со второй смены).
Ежегодное техническое обслуживание производится один раз в год или через каждые 120000 км пробега .
Разовые операции технического обслуживания.
ПЕРВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
-
Заменить масло в системе смазки двигателя.
-
Заменить фильтрующие элементы очистки масла.
-
Заменить сменный патрон фильтра центробежной очистки масла.
-
Заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива.
44
-
Заменить фильтрующий элемент фильтра грубой очистки топлива, предварительно слить воду из водосборного отстойника.
-
Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его от пыли и грязи, устранив возможные подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости.
-
Проверить состояние и натяжение приводных ремней.
-
Провести техническое обслуживание коробки передач
(см. раздел «Коробка передач»).
ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО-2) ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502
-
Заменить масло в системе смазки двигателя.
-
Заменить фильтрующие элементы очистки масла.
-
Заменить сменный патрон фильтра центробежной очистки масла.
-
Заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива.
-
Заменить фильтрующий элемент фильтра грубой очистки топлива, предварительно слить воду из водосборного отстойника.
-
Осмотреть двигатель, если необходимо, очистить его от пыли и грязи, устранив возможные подтекания масла, топлива, охлаждающей жидкости.
-
Проверить состояние и натяжение приводных ремней.
-
Проверить работу индикатора засоренности воздушного фильтра.
-
Проверить работу пневматического привода заслонки в системе выпуска отработавших газов.
-
Провести техническое обслуживание коробки передач
(см. раздел «Коробка передач»).
ЕЖЕГОДНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
-
Выполнить все операции ТО-2.
-
Заменить элементы воздушного фильтра.
-
Проверить состояние и надежность крепления контактной группы свечей подогрева воздуха на
всасывании и подогревателя топлива топливного фильтра грубой очистки топлива.
-
-
Проверить состояние соединений и уплотнений системы охлаждения двигателя.
-
Проверить состояние контура системы охлаждения.
РАЗОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 120000 КМ
-
Проверить и при необходимости отрегулировать тепловые зазоры клапан коромысло.
-
Проверить и при необходимости отрегулировать тепловые зазоры моторного тормоза типа «J».
-
Заменить свечи подогрева воздуха во впускном коллекторе.
ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 200000 КМ
1. Заменить ремни привода генератора и вентилятора.
ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 400000 КМ
1. Заменить натяжной ролик привода генератора.
ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 800000 КМ
1. Заменить натяжной ролик вентилятора.
ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ ТРИ ГОДА
-
Заменить охлаждающую жидкость в системе охлаждения.
ВНИМАНИЕ! ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ ТЩАТЕЛЬНУЮ ОЧИСТКУ ЗОНЫ ПРЕДСТОЯЩЕЙ РАБОТЫ И ПРИНЯТЬ ВСЕ МЕРЫ ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОПАДАНИЯ ПЫЛИ, ГРЯЗИ В РАСКРЫВАЕМЫЕ ПОЛОСТИ ДВИГАТЕЛЯ.
ПРОВЕРКА УРОВНЯ МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ
Уровень масла контролировать по меткам указателя уровня масла, расположенного с правой стороны двигателя. Контроль осуществлять не ранее, чем через пять минут после остановки двигателя, установив машину на ровной горизонтальной площадке. Если уровень масла находится близко к нижней метке, необходимо долить до верхней метки масло той же марки.
СМЕНА МАСЛА В ДВИГАТЕЛЕ
Масло сливать через сливное отверстие масляного картера из прогретого двигателя, соблюдая меры безопасности. Для слива масла снять крышку маслозаливной горловины, очистив ее от пыли и грязи, отвернуть пробку сливного отверстия, после слива пробку завернуть.
Свежее масло заливать через заливное отверстие в крышке головки цилиндров до верхней метки указателя уровня масла. Заливать масло из раздаточных колонок дозировочными пистолетами, а при отсутствии колонок через воронку с сеткой из чистой заправочной посуды. После заливки масла пробку заливного отверстия завернуть.
СМЕНА ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ МАСЛЯНОГО ФИЛЬТРА
Для замены фильтрующих элементов (рис. 9) необходимо отвернуть старые съёмные элементы 1. При установке новых заполнить их маслом и слегка смазать уплотнительные кольца 2. Затянуть элементы вручную до соприкосновения с опорной поверхностью, после чего запустить двигатель и проверить фильтры на герметичность. В случае течи, отвернуть съёмные элементы, проверить состояние уплотнительных колец и опорной поверхности, после чего повторить сборку фильтра.
ВНИМАНИЕ! ПРИМЕНЯТЬ СМЕННЫЕ ФИЛЬТРУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТОЛЬКО МОДЕЛИ 50 10 550 600 ФИРМЫ MANN+HUMMEL GMBH (ГЕРМАНИЯ)
Рис. 9. Масляный фильтр:
1 съемные элементы; 2 —
кольца уплотнительные
ОБСЛУЖИВАНИЕ ФИЛЬТРА ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ОЧИСТКИ
-
Отвернуть колпак 1 и промыть его в топливе.
-
Заменить сменный патрон 2.
-
Собрать фильтр, заменить кольцо уплотнительное 3 и затянуть гайку колпака моментом 30 Н·м (3 кгс·м).
-
Рис. 10. Фильтр центробежной
очистки масла:
1 колпак; 2 сменный патрон; 3 —
кольцо уплотнительное
ВНИМАНИЕ! ПРИМЕНЯТЬ СМЕННЫЙ ПАТРОН ФИЛЬТРА ЦЕНТРОБЕЖНОЙ ОЧИСТКИ МАСЛА ТОЛЬКО МОДЕЛИ 50 10 437 143 ФИРМЫ MANN+HUMMEL GMBH (ГЕРМАНИЯ)
СМЕНА ФИЛЬТРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ ФИЛЬТРА ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА
-
Отвернуть сменные фильтрующие элементы 1 (рис. 11).
-
Заменить на новые фильтрующие элементы.
4. Завернуть патроны вручную, обратить внимание на состояние уплотнительных прокладок, предварительно смазать их дизельным топливом.
ВНИМАНИЕ! ПРИМЕНЯТЬ СМЕННЫЕ ФИЛЬТРУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТОЛЬКО МОДЕЛИ 50 10 477 855 ФИРМЫ MANN+HUMMEL GMBH (ГЕРМАНИЯ).
Для прокачки топливной системы необходимо (рис. 8):
-
Присоединить трубку 2.
-
Отвернуть дренажный винт 3.
-
Качать ручным топливозакачивающим насосом фильтра грубой очистки топлива до тех пор, пока топливо не начнет вытекать из трубки без пузырьков.
-
Завернуть дренажный винт 3.
Рис. 11. Прокачка топливной системы:
1 – сменные элементы фильтра тонкой очистки топлива; 2 – дренажная трубка; 3 – дренажный винт
ОБСЛУЖИВАНИЕ ФИЛЬТРА ГРУБОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЕЙ ЯМЗ-650, ЯМЗ-6501, ЯМЗ-6502
Фильтр грубой очистки топлива оборудован (рис. 12) влагоотделителем (водосборным отстойником), ручным топливозакачивающим насосом, подогревателем топлива и датчиком уровня заполнения.
Фильтр грубой очистки топлива устанавливается на автомобиле в топливной системе в области тракта низкого
давления между топливным баком и топливным насосом. За счет многослойной структуры фильтр отделяет воду и самые мелкие частицы от протекающего дизельного топлива. Отделенная вода собирается в отстойнике под фильтром и сливается через сливное отверстие с резьбовой пробкой.
Ручной насос обеспечивает возможность быстрого и простого удаления воздуха из фильтра и топливной системы, например, после технического обслуживания.
Нагреватель подогревает протекающее топливо для защиты от загрязнения солями.
Датчик уровня заполнения предназначен для слежения за уровнем заполнения в водосборном отстойнике.
Рис. 12. Фильтр грубой очистки топлива:
1 – датчик уровня заполнения; 2 – сменный фильтр; 3 – корпус фильтра; 4 – резьбовая пробка вентиляционного отверстия; 5 – ручной топливозакачивающий насос; 6 – подогреватель топлива;
7 – водосборный отстойник; 8 –
пробка сливного отверстия.
А – отвод топлива;
В или С – подвод топлива
СЛИВ ВОДЫ С ФИЛЬТРА ГРУБОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА
Слив собранной воды требуется, когда водосборный отстойник заполнился, при замене сменного фильтра или перед возможным замерзанием воды в холодное время года.
ВНИМАНИЕ! ОПАСНОСТЬ ЗАМЕРЗАНИЯ. СЛИТЬ ВОДУ ПЕРЕД ВОЗМОЖНЫМ ЗАМЕРЗАНИЕМ.
-
Заглушить двигатель для исключения попадания воздуха в топливную систему.
-
Отвернуть резьбовую пробку сливного отверстия 2 (рис. 13) на дне водосборного отстойника 1 и дать воде стечь.
-
Завернуть резьбовую пробку сливного отверстия 2.
Рис. 13. Слив воды:
1 – водосборный отстойник; 2 –
пробка сливного отверстия
ЗАМЕНА ВОДОСБОРНОГО ОТСТОЙНИКА
Вместе с упаковкой нового водосборного отстойника поставляется специальный ключ для отворачивания и заворачивания отстойника.
-
Заглушить двигатель.
-
Слить воду из водосборного отстойника.
-
Отвернуть отстойник 1 (рис. 14) с помощью монтажных инструментов из упаковки нового отстойника, при этом необходимо удерживать сменный фильтр, чтобы он не отвернулся.
51
-
Смазать уплотнительное кольцо 2 нового водосборного отстойника несколькими каплями масла.
-
Завернуть вручную водосборный отстойник.
-
Поставить специальный ключ на динамометрический ключ и затянуть моментом 20 Н·м (2 кгс·м) водосборный отстойник, придерживая при этом сменный фильтр, чтобы его не перетянуть.
-
Проконтролировать, закрыта ли резьбовая пробка сливного отверстия.
-
Запустить двигатель и проверить на герметичность.
-
Рис. 14. Замена водосборного отстойника:
1 – водосборный отстойник; 2 –
кольцо уплотнительное
ЗАМЕНА ФИЛЬТРА ГРУБОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА
-
Снять старый сменный фильтр 2 (см. рис. 12). Старый фильтр может крепко сидеть в корпусе фильтра. Воспользуйтесь подходящими инструментами.
-
Отвернуть и проверить на повреждения водосборный отстойник при возможном использовании его повторно.
-
Завернуть водосборный отстойник и затянуть (см. выше
«Замена водосборного отстойника»).
-
Смазать уплотнительную прокладку в новом фильтре несколькими каплями масла.
-
Завернуть фильтр вручную до касания прокладкой фильтра поверхности крышки.
52
-
Затянуть вручную, чтобы фильтр сидел плотно (около 3/4 оборота).
-
Отвернуть резьбовую пробку вентиляционного отверстия
1 (рис. 15).
-
Закачать топливо, используя ручной топливозакачивающий насос 2.
-
Качать топливо до тех пор, пока из резьбовой пробки вентиляционного отверстия не перестанет поступать воздух.
-
Завернуть резьбовую пробку вентиляционного отверстия моментом 6±1 Н·м (0,6±0,1 кгс·м).
-
Запустить двигатель и проверить на герметичность.
Рис. 15. Удаление воздуха:
1 – резьбовая пробка вентиляционного отверстия; 2 – ручной топливозакачивающий насос
ПОДОГРЕВАТЕЛЬ ТОПЛИВА
При эксплуатации транспортного средства в холодное время года топливный фильтр может быть забит в результате образования парафина в дизельном топливе. Этот процесс обратимый и зависит от качества топлива.
Встроенный в фильтр грубой очистки топлива подогреватель с напряжением 24 В и мощностью 350 Вт позволяет предотвратить такую блокировку фильтра и служит для подогрева дизельного топлива.
Рабочая температура подогревателя: до достижения минимальной температуры фильтрации.
При температуре плюс 5ºC подогреватель включается автоматически.
53
ВНИМАНИЕ! РАБОТА СО СМЕСЬЮ ТОПЛИВА С БЕНЗИНОМ И/ИЛИ ДPУГИМИ СPЕДСТВАМИ МОЖЕТ ПPИВЕСТИ К ОПАСНЫМ СИТУАЦИЯМ. ЭТОГО СЛЕДУЕТ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ИЗБЕГАТЬ!
Подогреватель оснащен резистором с положительным температурным коэффициентом сопротивления и встроенным самозащитным тепловым реле. Включение и выключение осуществляются автоматически.
Для установки подогревателя (рис. 16) необходимо:
-
Снять защитный колпачок 1 с фильтра. Эти винты использовать для крепления подогревателя.
-
Вставить подогреватель 2 с уплотнением 5 в отверстие в крышке фильтра.
-
Закрепить подогреватель винтами 3.
-
Подсоединить кабель 4.
-
Рис. 16. Установка подогревателя:
1 – колпачок; 2 – подогреватель; 3 –
винты; 4 – кабель; 5 – уплотнение
ОБСЛУЖИВАНИЕ ФОРСУНОК
Форсунка установлена в стакан головки цилиндров. Под торец гайки распылителя подкладывается шайба для уплотнения от прорыва газов.
Форсунка крепится в стакане скобой, болт которой затягивается определенным моментом.
Для снятия форсунки необходимо:
-
отключить выключатель «массы» и отсоединить электрические разъемы форсунок;
-
отсоединить от штуцера подвода топлива к форсунке трубку высокого давления;
-
вывернуть штуцер вместе с трубкой и фильтром форсунки;
-
отвернуть болт скобы крепления форсунки;
-
снять форсунку вместе со скобой;
Установка форсунки производится в обратном порядке, с заменой уплотнительных прокладок, не допуская перепутывания электрических разъемов.
ВНИМАНИЕ! ВСЕ РАБОТЫ ПО РЕГУЛИРОВКЕ И РЕМОНТУ ФОРСУНОК ВЫПОЛНЯТЬ НА СЕРВИСНЫХ СТАНЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВНИЯ.
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Система охлаждения двигателя – жидкостная, циркуляционная, включающая в себя водяной насос, жидкостно-масляный теплообменник трубчатого типа, вентилятор, термостаты, радиатор, трубопроводы. Для слива охлаждающей жидкости с теплообменника, предусмотрена пробка, устанавливаемая в патрубке подвода охлаждающей жидкости к жидкостно– масляному теплообменнику.
ВНИМАНИЕ! В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПРИМЕНЯТЬ ТОЛЬКО ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ, УКАЗАННЫЕ В РАЗДЕЛЕ «ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ» ДАННОГО РУКОВОДСТВА.
ВОДЯНОЙ НАСОС
Давление в системе охлаждения создается центробежным насосом (рис. 17), установленным на передней крышке двигателя. Привод насоса осуществляется шестерней, входящей в зацепление с промежуточной шестерней распределительного
вала. Шестерня привода и крыльчатка водяного насоса напрессованы на вал. В процессе эксплуатации техническое обслуживание водяного насоса не требуется.
Рис. 17. Водяной насос:
1, 3, 6, 7, 8, 12, 15, 17 уплотнение; 2, 18, 19 патрубок; 4 корпус термостата; 5 термостат; 9 крыльчатка с шестерней привода водяного насоса; 10 прокладка; 11 корпус водяного насоса; 13 кронштейн; 14 хомут; 16 фланец
ЖИДКОСТНО-МАСЛЯНЫЙ ТЕПЛООБМЕННИК
Жидкостно-масляный теплообменник (рис. 18) расположен с правой стороны блока цилиндров. Перед разборкой нанести метки взаимного расположения.
Проверка теплообменника на герметичность осуществляется давлением 250…350 кПа (2,5…3,5 кгс/см2).
Рис. 18. Жидкостно-масляный теплообменник:
1 крышка; 2 болт; 3 уплотнение; 4 прокладка; 5 элемент теплообменника; 6 прокладка; 7 уплотнение; 8 корпус
ТЕРМОСТАТ
Температура охлаждающей жидкости регулируется термостатом, размещенным в корпусе водяного насоса. Температура начала открытия 86±1,5С. Полное открытие при температуре 96С.
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ ДВИГАТЕЛЯ
Проверку и регулировку зазоров в клапанном механизме проводить на холодном двигателе или не ранее, чем через два часа после его остановки.
Для проверки и регулировки зазоров необходимо установить поршень регулируемого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ) на такте сжатия, когда впускные и выпускные клапаны закрыты. Проверку и регулировку зазоров рекомендуется проводить в соответствии с порядком работы цилиндров: 1-5-3-6-2-4. Нумерация цилиндров ведется от вентилятора.
ВНИМАНИЕ! ВМТ НА ТАКТЕ СЖАТИЯ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПО СВОБОДНОМУ ПРОВОРАЧИВАНИЮ «ОТ РУКИ» ШТАНГ ТОЛКАТЕЛЕЙ ВПУСКНЫХ И ВЫПУСКНЫХ КЛАПАНОВ РЕГУЛИРУЕМОГО ЦИЛИНДРА. ЕСЛИ ШТАНГИ ЗАЖАТЫ И НЕ ПРОВОРАЧИВАЮТСЯ, НЕОБХОДИМО КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ПОВЕРНУТЬ НА 360 (ОДИН ОБОРОТ).
Зазоры проверяются с помощью щупа, который необходимо вставить между носком коромысла и упором траверсы.
Величина зазора А (см. рис. 19) должна быть: на впуске
0,40±0,05 мм, на выпуске 0,70±0,05 мм.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ НА ДВИГАТЕЛЕ БЕЗ МОТОРНОГО ТОРМОЗА
-
Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления стоек осей коромысел всех цилиндров (на доворачивание) и, если необходимо, подтянуть их.
Момент затяжки должен быть 8…10 кгс·м.
-
Отрегулировать зазоры в приводе впускных и выпускных клапанов 1-го цилиндра, для чего необходимо:
-
Вращая коленчатый вал с помощью поворотного устройства по направлению вращения установить поршень 1-го цилиндра в ВМТ на такте сжатия как указано выше (I положение).
-
Ослабить контргайку регулировочного винта коромысел впускных и выпускных клапанов (поочередно) и с помощью специального ключа вывернуть винт на полоборота.
-
Вставить щуп необходимой толщины между носком коромысла и упорной поверхностью траверсы и, удерживая его в этом положении, ввернуть регулировочный винт так, чтобы носок коромысла вошел в соприкосновение с щупом.
-
Удерживая регулировочный винт в этом положении, затянуть контргайку винта моментом 4,0±0,8 кгс·м.
При последующей проверке зазоров щуп толщиной 0,45 мм на впуске и 0,75 мм на выпуске должен входить с небольшим усилием ( 1 кгс), толщиной 0,35 мм на впуске и 0,65 мм на выпуске – свободно, без приложения усилия.
-
-
Далее, поворачивая коленчатый вал последовательно на 120 от I положения (начального), отрегулировать в том же порядке зазоры в 5, 3, 6, 2 и 4 цилиндрах соответственно.
-
Запустить двигатель и прослушать его работу. При правильно отрегулированных зазорах стука в клапанном механизме не должно быть.
Рис. 19. Регулировка зазоров в клапанном механизме на двигателе без моторного тормоза
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕГУЛИРОВКИ ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ НА ДВИГАТЕЛЕ С МОТОРНЫМ ТОРМОЗОМ
-
Проверить правильность положения траверсы относительно пары одноименных клапанов. Наличие зазора между траверсой и торцом одного из клапанов не допускается (рис. 19а).
В случае наличия зазора его необходимо устранить следующим образом:
-
Ослабить контргайку регулировочного винта траверсы и вывернуть винт так, чтобы между винтом и торцом клапана образовался зазор.
-
Прижимая траверсу к другому клапану, ввернуть регулировочный винт до упора в торец регулируемого клапана.
-
Удерживая винт в этом положении затянуть контргайку моментом 4±0,8 кгс·м.
-
Последовательность регулировки зазоров в клапанном механизме та же, что и для двигателя без моторного тормоза.
Рис. 19а. Регулировка зазоров в клапанном механизме на двигателе с моторным тормозом:
1 штанга; 2 коромысло; 3 траверса; 4 клапан
А регулировочный винт; В контргайка; С регулировочный винт и контргайка для регулировки зазора коромысло – траверса
ВНИМАНИЕ! РЕГУЛИРОВКУ ЗАЗОРА МОТОРНОГО ТОРМОЗА ТИПА «J» (3,05±0,5 ММ) ВЫПОЛНЯТЬ НА СЕРВИСНЫХ СТАНЦИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВНИЯ.
60
Допускается проводить регулировку зазоров в клапанном механизме двигателя одновременно в двух цилиндрах. Для этого необходимо:
-
Определить ВМТ 1 цилиндра на также сжатия.
-
Повернуть коленчатый вал от указанного положения на
40 по ходу вращения (I положение).
-
Отрегулировать зазоры в 1 и 5 цилиндрах, убедившись предварительно, что штанги толкателей указанных цилиндров легко проворачивается «от руки».
-
Поворачивая коленчатый вал от I положения последовательно на 120 (II положение) и затем на 240 (III положение) отрегулировать зазоры в 3, 6 цилиндрах и в 2, 4 цилиндрах соответственно.
Порядок регулировки зазоров в клапанном механизме как указано выше.
НАТЯЖЕНИЕ ПРИВОДНЫХ РЕМНЕЙ
Натяжение ремней привода генератора и вентилятора (рис. 20) в процессе эксплуатации осуществляется автоматически и не требует дополнительных регулировок.
Рис. 20. Система натяжения приводных ремней:
1, 2 – натяжные ролики ремней привода генератора и вентилятора
Для снятия ремня с генератора необходимо сжать пружину системы автоматического натяжения ремней.
Для снятия ремня с вентилятора необходимо сжать пружину системы автоматического натяжения ремней.
При установке ремня действовать в обратном порядке.
Регулировочное значение натяжения ремня получается автоматическим образом системой натяжения.
Если системой предусмотрено применение двух приводных ремней одного и того же привода, то в случае разрушения одного ремня, замене подлежат оба.
При проведении технического обслуживания избегать попадания масла, топлива, охлаждающей жидкости или краски на ремни.
При ТО-1 и последующих ТО-2 внешним осмотром определить техническое состояние ремней:
-
отсутствие износа боковых граней ремней;
-
отсутствие расслоения ремней;
-
наличие трещин и разрывов ремней по слою сжатия.
СИСТЕМА ОЧИСТКИ ВОЗДУХА
Несвоевременное обслуживание воздушного фильтра ухудшает очистку воздуха и приводит к проникновению пыли в двигатель, что вызовет повышенный износ цилиндропоршневой группы двигателя и преждевременный выход из строя. Для нормальной работы двигателя требуется регулярное обслуживание воздушного фильтра, а также постоянное внимание к состоянию его деталей, особенно уплотнительных прокладок, и к правильной установке воздушного фильтра.
Заменять фильтрующий элемент необходимо в случае срабатывания индикатора засоренности воздушного фильтра или ежегодно. Новые элементы не должны быть деформированы и подвержены ударам.
В процессе эксплуатации необходимо контролировать работу индикатора засоренности воздушного фильтра при каждой смене масла, для чего необходимо закрыть входное отверстие фильтра при работающем двигателе с частотой вращения коленчатого вала 1500 мин-1.
ПРОВЕРКА ГЕРМЕТИЧНОСТИ СИСТЕМЫ ВПУСКА И ВЫПУСКА
-
Двигатель работает на минимальной частоте вращения холостого хода.
Проверить герметичность воздушного трубопровода между воздушным фильтром и турбокомпрессором. Для чего в местах соединения распылять жидкость «Start Pilote» (на эфире). Наличие утечек будет выявлено по увеличению числа оборотов.
ВНИМАНИЕ! ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИМЕНЯТЬ ПРОДУКТЫ ТИПА
«START PILOTE» ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ.
-
Двигатель работает в режиме 1200 мин-1.
Проверить герметичность между турбокомпрессором и двигателем в системе всасывания воздуха и системе выхлопа, при необходимости, заменить прокладки.
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 ..
По группам | По алфавитуБлок цилиндров Блок электронный и датчики Вал коленчатый Вал распределительный, штанги, толкатели Вентилятор системы охлаждения Генератор (опция) Головка и прокладка головки блока цилиндров Двигатель ЯМЗ-650.10-01 в сборе. Основная комплектация для автомобилей «Урал» Двигатель в сборе (для автомобилей «Тонар») Двигатель в сборе (для автомобилей КрАЗ) Двигатель в сборе (для автомобилей МАЗ) Двигатель в сборе (для автомобилей МЗКТ) Демпфер и шкив вала коленчатого Демпфер и шкивы вала коленчатого Жгуты проводов электрических Картер масляный Картер маховика Клапаны, коромысла, ось коромысел Кожух вентилятора 680 мм Кожух вентилятора 720 мм Коллектор впускной и свечи подогрева (Евро-3) Коллектор впускной и фланцевый подогреватель (Евро-4) Коллектор выпускной (Евро-4) Коллектор выпускной и экраны теплозащитные (Евро-3) Компрессор воздушный (опция) Компрессор кондиционера (опция) Крышка блока цилиндров боковая Крышка головки блока цилиндров Крышка передняя Лист торцево Маховик Моторный тормоз – заслонка в системе выпуска отработавших газов (опция) Насос водяной Насос водяной с патрубками подключения охладителя интардера Насос гидроусилителя руля (опция) Насос масляный и его привод Насос топливный Натяжители ремней Основные характеристики двигателей семейства ЯМЗ-650 Патрубки водяные и термостат Патрубки насоса масляного и форсунка охлаждения поршня Подвеска двигателя задняя Подвеска двигателя передняя (МАЗ) Подвеска двигателя передняя (Урал, МЗКТ, Тонар, КрАЗ) Привод вентилятора Привод компрессора воздушного (опция) Привод насоса топливного Приводные ремни вентилятора и генератора Реле включения свечей подогрева воздуха. Клапан управления заслонкой моторного тормоза Система вентиляции картера Система охлаждения отработавших газов (Евро-4) Система подвода отработавших газов в охладитель (Евро-4) Система подвода охлажденных отработавших газов в коллектор (Евро-4) Стартер Теплообменник жидкостно-масляный Топливная система низкого давления Топливные трубопроводы высокого давления Трубки подвода смазки, подвода и отвода охлаждающей жидкости компрессора воздушного (опция) Турбокомпрессор (Евро-3) Турбокомпрессор (Евро-4) Указатель уровня масла Фильтр предварительной очистки топлива «Урал», МЗКТ, КрАЗ, «Тонар» Фильтр тонкой очистки топлива Фильтры масляные Форсунка электроуправляемая Цилиндро-поршневая группа Шестерни привода агрегатов |
Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту
Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 12
Руководство по ремонту37
4
РАЗБОРКА И СБОРКА АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ
4.10. Система смазки.
4.10.1. Фильтр грубой очистки масла.
4.10.1.1. Замена
фильтрующих.
(см. Рис. 66)
1. Для замены открутить съёмные элементы (1)
(650.1012075).
2. Заполнить новые
фильтрующие
маслом.
3. Смазать маслом уплотнения.
4. Закрутить съёмные элементы вручную
до соприкосновения с опорной стороной.
5. Запустить двигатель и проверить надёжность
уплотнения.
6. В случае наблюдения утечек, демонтировать
съёмный(е) элемент(ы), проверить
плоскостность уплотнительной прокладки
и повторить сборку.
4.10.2. Маслоочиститель центробежный.
(650.1028010)
4.10.2.1. Разборка маслоочистителя
центробежного.
(см. Рис. 67)
1. Открутить гайку (1).
2. Снять уплотнение (2).
3. Снять крышку (3).
4. Снять стопорное кольцо (4).
5. Отложить прокладку (5).
6. Снять ротор центрифуги
с уплотнительным кольцом (6)
(650.1028180).
7. При необходимости снять ось (7),
разогрейте ее в области посадочного
места и извлеките из корпуса
маслоочистителя.
8. Тщательно прочистить все детали
маслоочистителя.
4.10.2.2. Сборка маслоочистителя
центробежного.
1. Установить ось (7), используя герметик
«Локтайт 542», и затянуть рекомендуемым
моментом (см. Приложение Б).
2. Установить ротор центрифуги
с уплотнительным кольцом (6).
3. Поставить на место уплотнение (5).
4. Поставить на место стопорное кольцо (4).
5. Установить крышку (3).
6. Установить уплотнение (2), наживить
гайку (1) и затянуть рекомендуемым
моментом (см. Приложение Б).
элементов
элементы
Рис. 66. Фильтр грубой очистки
масла.
Рис. 67. Маслоочиститель
центробежный.
1
1
2
3
4
5
6
7
Руководство по ремонтуРАЗБОРКА И СБОРКА АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ
38
4
4.11. Система охлаждения.
4.11.1. Теплообменник жидкостно-масляный.
(650.1013600)
1. Патрубок подвода охлаждающей жидкости.
2. Заглушка.
3. Прокладка.
4. Прокладка под патрубок подвода
охлаждающей жидкости.
5. Трубчатый теплообменный элемент.
6. Прокладка под трубчатый теплообменный
элемент.
7. Кольцевые уплотнения.
8. Корпус.
Рис. 68. Развернутая схема жидкостно-масляного теплообменника.
4
3
2
5
1
6
7
8
Руководство по ремонту39
4
РАЗБОРКА И СБОРКА АГРЕГАТОВ ДВИГАТЕЛЯ
4.11.1.1. Разборка
идкостно-масляного.
(см. Рис. 68)
1. Снять патрубок (1).
2. Отложить прокладку (4).
3. Отвернуть заглушку (2).
4. Отложить прокладку (3).
5. Снять теплообменный элемент (5).
6. Отложить прокладку (6).
7. Снять кольцевые уплотнения (7).
4.11.1.2. Чистка
жидкостно-масляного.
Масляный контур: использовать
обезжиривающее средство.
Водяной контур: использовать 5 — 6%
водный раствор соляной кислоты.
Промывать в течение 30 мин.
Промыть в 2 — 3% водном растворе
бикарбоната натрия. Энергично смыть
водой. Просушить детали.
4.11.1.3. Сборка
жидкостно-масляного.
(см. Рис. 68)
1. Поставить на место кольцевые
уплотнения (7).
2. Установить уплотнение (6).
3. Установить теплообменный элемент (5).
4. Поставить на место прокладку (3).
5. Установить заглушку (2) и затянуть
моментом Мкр = 40 ± 5 Нм.
6. Поставить на место уплотнение (4).
7. Установить патрубок (1) и затянуть
рекомендуемым моментом
(см. Таблицу 3).
4.11.1.4. Контроль
(см. Рис. 69)
Установить приспособление
2548 + 5000040416. Проконтролировать
герметичность при погружении в горячую
0
воду (80 С) с давлением воздуха в 6 Бар
и проверить отсутствие воздушных
пузырьков.
теплообменника
ж
теплообменника
теплообменника
теплообменника
жидкостно-масляного.
Рис. 69. Контроль теплообменника
жидкостно-масляного.
5000040416
2548
Дизель ЯМЗ-650
Подготовка перед сборкой:
— тщательно очистить и проверить все детали;
Снятие маховика.
1. Открутить болт крепления датчика частоты вращения двигателя (310204).
Снятие гасителя крутильных колебаний (демпфера). (см. Рис. 1)
1. С помощью специального приспособления (см. Рис. 2) зафиксировать маховик от проворота.
Снятие теплообменника жидкостно-масляного. (см. Рис. 1)
1. Снять трубку подвода масла к турбокомпрессору (1) (650.1118220).
Система смазки ЯМЗ-650 смешанная с «мокрым» картером. Масляный насос шестеренчатого типа, с шестеренчатым приводом, передаточное отношение привода – 1,31 : 1.
Снятие привода вентилятора (см. Рис. 1)
1. Снять кронштейн жгутов передний (2) (650.3724142), отвернув болт и гайку крепления
Снятие вала распределительного.
1. Снять осевой фиксатор вала распределительного (650.1006236), отвернув 2 винта его крепления (310145)
Прежде чем сомневаться в качестве работы турбокомпрессора, необходимо убедиться в исправности двигателя и других агрегатов.
Каждый двигатель с наддувом характеризуется определённым шумовым уровнем. Поэтому многие неисправности могут быть выявлены при изменении обычного шума.
Снятие электронного блока управления (ЭБУ).
1. Отсоединить жгут промежуточный (1) (650.3724014), жгут датчиков двигателя (2) (650.3724012) и жгут форсунок (3) (650.3724010) от электронного блока управления.
Разборка блока цилиндров.
1. Извлечь гильзы (650.1002021), используя приспособления 1230 + 2334 (см. Рис. 1)
Клапаны системы смазки ЯМЗ | Грузовики и спецтехника
Двигатель ЯМЗ-650
Конструкция редукционного клапана нагнетающей секции масляного насоса, предохранительного клапана радиаторной секции и сливного клапана системы смазки в принципе одинакова, а редукционный и сливной клапаны отличаются между собой только пружинами, имеющими различную характеристику. Следует иметь в виду, что редукционный и сливной клапаны, имея одинаковые установочные размеры, отрегулированы на разное давление открытия, поэтому менять их местами или заменять один клапан другим категорически воспрещается. Предохранительный клапан радиаторной секции отличается наружной резьбой корпуса и поэтому не может быть установлен в другое отверстие.
Клапаны системы смазки — плунжерного типа, монтируются в цилиндрическом трубчатом корпусе. Снаружи на одном из концов корпуса нарезана цилиндрическая резьба, служащая для установки клапана в соответствующее резьбовое отверстие корпуса насоса или блока цилиндров. Для затяжки резьбового соединения на корпусе имеются лыски под ключ. Внутренняя поверхность корпуса клапана обработана и имеет две ступени. Ступень меньшего диаметра служит направляющей клапана, а вторая ступень образует упор, на который клапан садится своим буртом. По образующей направляющей части расточки корпуса выполнен прямоугольный паз, по которому часть масла во время открытия клапана перетекает в плоскость пружины. Это устройство позволяет гасить колебания клапана во время его работы. В средней части корпуса имеются четыре радиальных сверления, через которые при открытом клапане излишки масла сливаются -в картер двигателя. На свободном конце корпуса имеются два диаметрально расположенных отверстия, в которые устанавливается разводной шплинт.
Клапан имеет цилиндрическую форму с буртом. Наружная направляющая поверхность клапана обработана. Со стороны бурта в клапане выполнено глухое отверстие, в которое входит пружина. Другой конец пружины упирается в специальный колпачок, в конструкции которого предусмотрено ограничение максимального перемещения клапана. С наружного торца на колпачке имеется диаметрально расположенный прямоугольный паз, через который проходит разводной шплинт корпуса. Это предотвращает проворачивание колпачка во время работы клапана и предохраняет шплинт от перетирания.
Затяжка пружины клапана регулируется специальными регулировочными шайбами, устанавливаемыми между колпачком и пружиной. Количество шайб на каждом клапане должно быть не более 4.
Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту
Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 6
1000
Рис. 7. Установка двигателя на универсальную стойку.
ПРИ УСТАНОВКЕ ОПОРЫ 2542 СТРОГО СОБЛЮДАТЬ ДЛИНУ ПОД ГОЛОВКОЙ
БОЛТА (7) (СМ. РИС. 3), КОТОРАЯ СОСТАВЛЯЕТ 25 мм.
Рис. 5. Установка опоры 2542
(правая сторона).
Рис. 6. Установка опоры 2542
(левая сторона).
2542
2542
Руководство по ремонту
13
3
ПОРЯДОК ПОЛНОЙ РАЗБОРКИ ДВИГАТЕЛЯ
3.4. Снятие ремней приводов агрегатов
и натяжных приспособлений.
Для того, чтобы снять ремни генератора,
вентилятора и компрессора кондиционера,
необходимо выполнить следующее (см. Рис. 8):
1. С помощью ключа отжать натяжные
приспособления в направлении, указанном
на Рис. 8. На подвижной и неподвижной частях
натяжного приспособления имеются отверстия,
при совмещении которых его можно
зафиксировать в отжатом состоянии.
2. Снять ремни (650.1308020 — ремень привода
вентилятора; 650.3701032 — ремень привода
генератора; ремень привода компрессора
кондиционера устанавливается потребителем).
3. Отвернуть болты крепления натяжных
приспособлений (1, 4, 5).
4. Снять натяжные приспособления
(650.1308110 — натяжное приспособление ремня
привода вентилятора, 650.3701715 — натяжное
приспособление ремня привода генератора,
650.8114110 — натяжное приспособление ремня
привода компрессора кондиционера).
5. Отвернуть болт крепления ролика
промежуточного (6).
6. Снять ролик промежуточный с подшипником
в сборе (3) (650.1308111).
7. Снять кронштейн ролика промежуточного
(650.1308139), отвернув болты крепления (2).
1
2
3
Рис. 8. Снятие ремней приводов агрегатов и натяжных приспособлений.
4
6
5
Руководство по ремонту
ПОРЯДОК ПОЛНОЙ РАЗБОРКИ ДВИГАТЕЛЯ
14
3
3.5.
тока.
(см. Рис. 9)
1. Снять генератор переменного тока
(650.3701010), открутив болты с гайками (3).
2. Снять кронштейн генератора (2)
(650.3701774), отвернув гайки (4)
и болты (5).
3.6. Снятие гасителя крутильных
колебаний (демпфера).
(см. Рис. 10)
1. С помощью специального приспособления
(см. Приложение Г стр.126) зафиксировать
маховик от проворота.
2. Отвернуть болты (1) и снять демпфер в сборе
со шкивом (демпфер — 650.1005070,
шкив вала коленчатого с фланцем
в сборе — 650.1005050).
3.7. Снятие привода вентилятора.
(см. Рис. 11)
1. Снять кронштейн жгутов передний (2)
(650.3724142), отвернув болт и гайку крепления.
2. Открутить гайки крепления кронштейна шкива
вентилятора (1) и снять привод вентилятора
в сборе (шкив вентилятора — 650.1308025,
кронштейн шкива вентилятора — 650.1308063).
Снятие стартера.
(см. Рис. 12)
1. Отсоединить электропровода (1) от стартера.
2. Открутить гайки (2) крепления стартера.
3. Снять стартер (3) (650.3708010).
Снятие генератора переменного
(1)
3.8.
Рис. 9. Снятие генератора.
1
3
4
2
5
Рис. 10. Снятие демпфера в сборе
со шкивом коленчатого
вала.
1
Рис. 11. Снятие привода
вентилятора.
Рис. 12. Снятие стартера.
1
2
3
Руководство по ремонту
15
3
ПОРЯДОК ПОЛНОЙ РАЗБОРКИ ДВИГАТЕЛЯ
1
2
Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту
Двигатель ЯМЗ-650. Руководство по ремонту — часть 29
Руководство по ремонту
105
ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЯ
7
Истечение времени
ожидания для DM1DCU
CAN-сообщения
4-6-6 U0439
Напряжение выше
максимальной физи-
ческой границы
P150B
Проверить состояние
и подключение
датчика влажности
поступающего
воздуха.
Обратиться в СЦ.
Напряжение ниже
минимальной физи-
ческой границы
2-3-6
P150C
P0098
2-3-3
P0097
2
Да
Проверить состояние
и соединения компо-
нентов гидравличес-
ких контуров высоко-
го и низкого давления.
Обратиться в СЦ.
Подача топливного
насоса при работе
двигателя на холостом
ходу превышает
заданное максималь-
ное значение
2-5-8 P101B
Проверить состояние
и подключение
датчика положения
педали тормоза.
Обратиться в СЦ.
Датчик тормоза
неисправен
2-2-3 P0504
1
2
3
4
5
6
7
8
4-6-5 U0438
Обратиться в СЦ.
Полученный в
CAN-сообщении
SPN совпадает с SPN,
находящимся
в блоке SPN 5
1
Нет
Ошибка DM1DCU
CAN-сообщения,
блок SPN 5
205
Обратиться в СЦ.
1
Нет
Ошибка DM1DCU
CAN-сообщения
206
1
Нет
207
Неисправность в цепи
датчика влажности
поступающего возду-
ха, проверка
физической границы
Напряжение выше
максимальной физи-
ческой границы
Проверить состояние
и подключение
датчика температуры
поступающего
воздуха.
Обратиться в СЦ.
Напряжение ниже
минимальной физи-
ческой границы
208
Неисправность в цепи
датчика температуры
поступающего воз-
духа, проверка
физической границы
2
Да
209
Нарушение режима
управления
дозатором
топливного насоса
высокого давления
2
Да
210
Неисправность в цепи
датчика положения
педали тормоза, при
использовании
одного датчика
211
Нажать на педаль
тормоза. При сохра-
нении ошибки прове-
рить состояние и
подключение датчика
положения педали
тормоза.
Обратиться в СЦ.
Функция круиз-контроль
отключена до проверки
функционирования
датчика положения
педали тормоза
2-2-3 P0504
4
Да
Сигнал ошибки озна-
чающей отключение
функции круиз-кон-
троль до проверки
функционирования
датчика положения
педали тормоза
212
Нажать на педаль
тормоза. При сохра-
нении ошибки прове-
рить состояние и
подключение датчика
положения педали
тормоза.
Обратиться в СЦ.
Функция круиз-контроль
отключена до проверки
функционирования
датчика положения
педали тормоза.
Включена диагности-
ческая лампа.
2-2-3 P0504
4
Да
Сигнал ошибки озна-
чающей отключение
функции круиз-кон-
троль до проверки
функционирования
датчика положения
педали тормоза
По вопросам приобретения диагностического
оборудования KTS и обучения работы с ним
обращайтесь по адресу:
РФ, 129515, Москва,
ул. Академика Королева, д. 13, стр. 5,
ООО «Роберт Бош»,
«Диагностическое и гаражное оборудование»
Тел.: +7(495) 626-58-69,
факс: +7(495) 935-71-81
www: diagnostic.bosch.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Условные обозначения.
Затяжка.
Постановка размеров.
Ремонт.
Затянуть на момент (в Нм)
(левая резьба)
Затянуть на момент (в Нм)
(правая резьба)
Момент затяжки со смазкой крепежа
Затянуть на указанную величину
Ослабить на указанную величину
Натяг
… меньше …
… больше или равно …
Предельный износ
… больше …
… меньше или равно …
Максимальные изгиб
или коробление
Допуски или припуски
Макимум непараллельности
Равно
Приложить усилие в этом
направлении (молот-пресс)
Сварной шов
Нанести (см. таблицу ингридиентов)
Долить до уровня (см. технические
данные и таблицу ингридиентов)
Время на ремонт — время нагрева
Пометить — смонтировать по метке
Смазать консистентной или жидкой
смазкой (см. таблицу ингридиентов)
Нагреть или охладить. Температура
0
в градусах Цельсия (пример: + 80 С)
Порядок затяжки
Руководство по ремонту
106
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Регулировка.
Прочая информация.
Усилие вращения
Попеременное вращение
Вращение вправо
Вращение влево
Вращение вправо. Цифра указывает
число оборотов
Вращение влево. Цифра указывает
число оборотов
Натяг
Зазор (мм)
Перемещение в направлении
Выпуск — Выход
Впуск — Вход
Масса в кг (например: 275 кг)
Зависит от модификации
или варианта исполнения
Неправильно
Правильно
Впрыск
Ремонтные размеры
Заменить эти детали
Операция с указанием порядка
последовательности
Задействует
Возвращение к нумерованной
операции — связано с нумерованной
операцией
Снять — Отменить
Направление разборки
(стрелка указывает направление)
Направление сборки
(стрелка указывает направление)
… до, к …
Опасно для человека, автомобиля
или оборудования
Контроль — проверка состояния
деталей
Руководство по ремонту
107
ПРИЛОЖЕНИЕ
А