Двигатель 3uz fe: характеристики, неисправности и тюнинг
Двигатели 3uz fe автомобилестроительная корпорация Toyota Motor Corporation (Япония) впервые показала в 2000 году. До этого, начиная с 1989 года, концерн выпускал аналогичные силовые агрегаты семейства UZ — 1UZ-FE и 2UZ-FE.
Все моторы этого семейства, включая и двигатель 3uz fe, устанавливались в престижных и/или спортивных автомобилях марок Toyota и Lexus. И хотя серийное производство силовых агрегатов серии UZ было прекращено в 2006 году, мотор 3uz fe еще более трех лет выпускался в Японии специально для автомобилей Toyota Crown Majesta 4WD.
Технические характеристики
Скачать .xls-файл
Скачать картинку
Отправить на email
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Рабочий объем цилиндров, куб. см | 4292 |
Мощность, л. с. (при 5600 об/мин.) | 290 |
Максимальный крутящий момент, Нм (при 3400 об/мин.) | 441 |
Степень сжатия | 10.5 |
Расположение цилиндров | V-образное |
Количество цилиндров | 8 |
Количество клапанов на цилиндр, шт. | 4 |
Общее количество клапанов, шт. | 32 |
Диаметр цилиндра, мм | 91 |
Ход поршня, мм | 82.5 |
Система питания | Электронный впрыск SPFI |
Газораспределительный механизм | DOHC+VVT-i |
Горючее | Неэтилированный бензин АИ-95 |
Расход топлива, л/100 км (город/трасса/смеш.) | 10,3/6,2/7,7 |
Система смазки | Комбинированная (разбрызгивание +под давлением) |
Тип моторного масла | 0W-30, 5W-30, 5W-40,10W-30, 10W-40 |
Количество моторного масла, л | 5.1 |
Система охлаждения | Жидкостная, замкнутого типа, с принудительной циркуляцией |
Моторесурс, тыс. час. | 500 |
Двигатель устанавливался на серийных автомобилях: Lexus LS 430, Lexus GS 430, Lexus SC 430, Toyota Crown Majesta, Toyota Celsior, Toyota Aristo, Toyota Soarer.
Автомобили с мотором 3uz fe, принимавшие участие в чемпионате Super GT: Toyota Supra GT500 Race Car, Lexus SC 430 GT500 Race Car.
Описание
Гидрокомпенсаторы зазоров клапанов отсутствуют, поэтому мотору требуется их периодическая регулировка. ГРМ приводится в действие зубчатым ремнем, который нуждается в регулярной замене.
Впрыск топлива осуществляется под управлением электронной системы SPFI. Установлен также впускной коллектор с регулируемой геометрией (система ACIS).
Электронные системы управления узлами двигателя:
- Система впрыска топлива SPFI
Система SPFI (Single Point Fuel Ijection) обеспечивает непосредственный впрыск топлива через одну форсунку (одноточечный инжектор) одновременно во все каналы впускного коллектора. Устанавливается форсунка в корпусе дроссельной заслонки.
- Газораспределительный механизм VVT-i
Газораспределительный механизм разработан концерном Toyota (1996). Его конструкция отличается тем, что управляющим элементом служит специальная муфта VVT-i (Variable Valve Timing with Intellegence), отрегулированная таким образом, чтобы обеспечить хорошую тягу на низких оборотах.
При увеличении оборотов увеличивается давление масла, под действием которого открывается муфта VVT-i, поворачивая при этом распредвал на заданный угол относительно шкива. В результате время открытия впускных и закрытия выпускных клапанов изменяется таким образом, что мощность и крутящий момент силового агрегата увеличиваются. При уменьшении числа оборотов коленвала процесс происходит в обратном порядке.
- Впускной коллектор с изменяемой геометрией (система ACIS)
ACIS – эта система также разработана концерном Toyota. Она позволяет увеличивать мощность и крутящий момент двигателя за счет уменьшения или увеличения рабочей длины впускного коллектора. Внутри коллектора установлена заслонка, которая делит коллектор на две части. Поворачиваясь по команде электронного блока управления силового агрегата, она закрывает или открывает части коллектора.
Техническое обслуживание
Двигатель 3uz fe отличается очень высокой надежностью и по праву входит в число силовых агрегатов, которые в народе называют «миллионниками». Но его беспроблемная эксплуатация во многом зависит от качественного и регулярного технического обслуживания.
Перечень работ, которые необходимо проводить во время планового регламентного обслуживания, включает в себя:
- замену моторного масла через каждые 7…10 тысяч километров;
- замену ремня ГРМ после пробега не более 100 тысяч километров;
- контроль тепловых зазоров клапанов ГРМ и при необходимости их регулировку.
Кроме того необходимо регулярно проверять уровень моторного масла в картере силового агрегата; охлаждающей жидкости в расширительном бачке, расположенном в подкапотном пространстве. При необходимости технические жидкости необходимо долить. Рекомендуется также определить и устранить причины, вызвавшие уменьшение их количества.
Неисправности
По заключению специалистов все силовые агрегаты, входящие в семейство UZ вообще, а моторы 3uz fe в частности, не имеют конструктивных недостатков и в течении длительного времени не меняют своих технических характеристик.
Не имеют они и типовых неисправностей. Все поломки, с которыми приходилось иметь дело работникам СТО связаны:
- с большим сроком службы двигателей;
- полным отсутствием или нерегулярным проведением технического обслуживания;
- агрессивной манерой вождения автомобиля, свойственной некоторым водителям.
Как правило, неисправности, с которыми встречались ремонтники, имели сложные причинно-следственные связи, например: «протечка в радиаторе – нарушение температурного режима мотора – разжижение моторного масла – заклинивание механизма опережения зажигания – обрыв зубчатого ремня ГРМ – гнутые клапана».
Среди неисправностей, которые приходилось устранять работникам автосервисов, встречались:
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНА |
---|---|
Постоянное уменьшение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. | 1. Течь радиатора. |
2. Подтекание насоса системы охлаждения. | |
3. Трещины в старых патрубках. | |
Шум в зоне головок блока цилиндров. | 1. Нарушены тепловые зазоры клапанов ГРМ. |
2. Растянулся ремень ГРМ. | |
Нестабильная работа мотора. Двигатель «троит», обороты «плавают» и пр. | Некачественное топливо. Могут выйти из строя свечи зажигания |
Тюнинг
Двигатель 3uz fe предоставляет большие возможности владельцам автомобилей в части повышения мощности. Он сравнительно легко поддается тюнингу. Существует несколько способов, с помощью которых можно поднять мощность силового агрегата:
- Наиболее популярный вид тюнинга мотора – установка компрессора Eaton m90. Проще всего приобрести кит-комплект на базе этого компрессора. В нем имеется также соответствующий впускной коллектор. Также необходимо установить топливный регулятор; прямоточный выхлоп; выпускной коллектор 4-2-1. Выполнив все необходимые работы и правильно настроив электронный блок управления двигателем, можно поднять величину мощности до 330 л. с.
- Установив кованые поршни под степень сжатия 8,5 можно вместо компрессора собрать турбоузел на базе кит-комплекта с турбиной Garrett GT40. Однако это потребует приобретения достаточно большого количества различных деталей и солидной переделки мотора. Установив турбину, можно получить прирост мощности до 450 л. с.
лучшее масло, какой ресурс, количество клапанов, мощность, объем, вес
Двигатель Toyota 3UZ был разработан в 2000 году специально для оснащения третьего поколения роскошного японского лимузина Toyota Celsior. Флагманский автомобиль линейки седанов Toyota с новым мотором производился в Японии c 2000-го по 2006 год и предназначался исключительно для внутреннего рынка.
Технические характеристики
Производство | Tahara Plant |
Марка двигателя | 3UZ |
Годы выпуска | 2000-2010 |
Материал блока цилиндров | алюминий |
Система питания | инжектор |
Тип | V-образный |
Количество цилиндров | 8 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 82.5 |
Диаметр цилиндра, мм | 91 |
Степень сжатия | 10.5 |
Объем двигателя, куб.см | 4292 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 282/5600 290/5600 304/5600 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 417/3500 434/3400 441/3400 |
Топливо | 95 |
Экологические нормы | — |
Вес двигателя, кг | — |
Расход топлива, л/100 км — город — трасса — смешан. | 17.5 8.9 11.4 |
Расход масла, гр./1000 км | до 1000 |
Масло в двигатель | 0W-30 / 5W-30 / 5W-40 / 10W-30 / 10W-40 |
Сколько масла в двигателе, л | 5.1 |
Замена масла проводится, км | 7000-10000 |
Рабочая температура двигателя, град. | — | Ресурс двигателя, тыс. км — по данным завода — на практике | — 400+ |
Распространенные неисправности и эксплуатация
Двигатель 3UZ соответствует семейству своих предшественников и также не проявляет даже мелких недостатков при условии регулярного техобслуживания и качественных ГСМ. Мотор очень надежен и долговечен. Разработчики постарались настолько, что ни весь двигатель в целом, ни отдельные его агрегаты не имеют каких-либо серьезных конструктивных недочетов или ошибок. По этой причине безаварийный пробег мотора в 500 тыс. км и более – далеко не редкость среди ответственных автовладельцев.
Видео по двигателю 3UZ
Различия в моторах 3uz-fe по поколениям
Сегодня рассмотрим отличие по моторам 3 uz-fe по поколениям.
1. Условно моторы 3uz можно разделить на 2 класса — дорестайл и рестайл.
1.1 Дорестайл ставились:
до 07.2003 на Toyota celsior ucf30
до 01.2005 на Lexus GS430
до 07.2003 на Lexus LS430
до 08.2005 на Lexus SC430
Рестайл ставились:
— на Toyota celsior ucf30 после 07.2003 соответственно
— на Toyota crown majesta uzs18x
— после 07.2003 на Lexus LS430
— после 08.2005 на Lexus SC430
— после 01.2005 на Lexus GS430
1.2 Отличить 3uz рестайл мотор от дорестайла можно по блоку управления двигателем:
Дорестайл
Рестайл
ЭБУ имеют одинаковые разъемы, но разную распиновку, нельзя подключать рестайл ЭБУ к дорестайл проводке и наоборот.
Рестайл ЭБУ имеет CAN шину вместо MPX. Из минусов более дорогая и сложная процедура отключения иммо.
Оба блока и рестайл и дорестайл сегодня можно перепрошить. Можно программно отключать ошибки, сделать блок совместимым с евро2 или механической коробкой и т.д.
1.3 Рестайл 3uz комплектовался 6 ступенчатым автоматом А761Е и А760Н (4вд):
Дорестайл 3uz комплектовался только 5 ступенчатой А650Е и только 2вд соответсвенно:
6-ступенчатая трансмиссия комплектовалась главными парами 3,615 в заднеприводном варианте и 3,768 в полноприводном варианте.
5-ступенчатая трансмиссия комплектовалась главной парой 3,266
Для наглядного сравнения смотрите графики зависимости скорости от оборотов:
Так же хочу отметить что рестайлинговый ЭБУ имеет в своем арсенале энергонезависимую память, куда заносятся данные по адаптации трансмиссии. К примеру если валишь на все бабки компьютер это понимает и не накинет передачу вверх до тех пор пока не поедешь в крейсерском режиме. Когда замедляешься комп помогает подтыкая пониженные передачи в режиме торможения двигателем. На переключениях комп рубит мощность двигателя для избежания удара по трансмиссии и так далее. Всех этих вещей я не замечал на дорестайле с 5 ступенчатым автоматом.
1.4 Дорестайл 3uz имеет дроссельную заслонку с двумя разъемами
Рестайл с одним широким разъемом
1.5 стоит отметить что ДМРВ так же отличаются:
Дорестайл
Рестайл
2. Отличия мотора uzs186
2.1 это гарантированно рестайл
2.2 в отличии от ucf30 у него нет ГУРа, вместо этого имеется обводной ролик аналогичный верхнему ролику, при желании ГУР можно докупить и без проблем установить с заменой ремня.
На ucf30 есть ГУР но шкив меньшего диаметра, при установке такого ГУРа на 1uz, руль становится «легче».
2.3 более низкий впускной пластиковый патрубок, то есть под капотом впуск от маджесты будет более компактный с сравнении с цельсиором:
uzs186
ucf30
2.4 опоры двигателя и подушки так же отличаются.
2.5 компрессор кондиционер с ШИМ управлением без ЭМ муфты.
3. Отличия 3uz от 1uz
3.1 Электро педаль (тросика больше нет), в аварийном режиме просто подкидываются холостые обороты до 2000 и можно доехать куда-нибудь.
3.2 Поддон со средним расположением
3.3 Маслянный фильтр вынесен вперед, часто при свапе создает проблемы со стабилизатором.
3.4 Компактные стальные выхлопные коллектора.
Двигатель Toyota 3UZ
В начале 2000 года компания Toyota начала постепенное замещение двигателя 1UZ с объемом 4.0 литра своим новым детищем 3UZ с рабочим объемом 4.3 литра. По конструкции оба двигателя объединяло только то, что их блоки цилиндров были выполнены из алюминиевого сплава с развалом в 90 градусов, а цилиндры имели чугунные гильзы. Диаметры цилиндров были существенно увеличены с 87.5мм. до 91.0мм. 3UZ так же заполучил абсолютно новую шатунно-поршневую группу (ШПГ) — новые поршни, облегченные(581г.) шатуны из ковки( L=146мм.).Как и на 1UZ, на блок 3UZ-FE устанавливалось две ГБЦ, которые были существенно доработаны, а именно были увеличены диаметры впускных и выпускных каналов, установили более прочные болты. На впускные распределительные валы была внедрена система изменения фаз VVT-i, которая на 1UZ ставилась только с 1997 года. Кроме того, на 3UZ установили впускной коллектор с переменной длиной ACID, электро-заслонку дросселя, модернизировали впускной коллектор, топливную магистраль, системы охлаждения и зажигания. В качестве привода ГРМ был применен зубчатый ремень, рекомендуемый интервал замены которого 90-100 тыс.км.
История выпуска моторов 3UZ продлилась до 2010 года, когда начатое еще в 2006 году замещение новой моделью 1UR с объемом 4.6 литра полностью завершилось.
Моторы 3UZ устанавливались на следующие модели автомобилей Лексус и Тойота:
— GS430;
— LS430;
— SC430;
— Crown Majesta;
— Soarer.
Типичные болячки мотора Toyota 3UZ:
Это очень крайне надежный мотор, который почти не имеет слабых мест. Все что требуется от хозяина данного агрегата — это регулярно обслуживать и применять только качественные расходные запчасти и технические жидкости. Ресурс данного двигателя уходит за отметку в 500-600тыс.км. Слабым местом и то с натяжкой можно назвать выпускной коллектор, который со временем может лопнуть. Но процент таких случаев настолько мал, что относиться к этой проблемой излишней серьезностью не стоит.
Технические характеристики двигателя Toyota 3UZ