Грузовик ЗИЛ-131: характеристики, описание, фото, видео..
Фото: РСЗО «Град-1» на базе ЗиЛ-131. Подборка-8
Фото: РСЗО «Град-1» на базе ЗиЛ-131. Подборка-7
Фото: АРС-14 на базе ЗИЛ-131. Подборка-6
Фото: ТРМ-90 на шасси ЗИЛ-131. Подборка-5
Фото: ЗИЛ-131. Подборка-3
Фото: БМ-13НММ / 2Б7Р / «Катюша» на шасси ЗИЛ-131. Подборка-4
Фото: АПА-50М на базе ЗИЛ-131. Подборка-2
Фото: ЗИЛ-131. Подборка-1
ЗиЛ-131-советский грузовик повышенной проходимости выпускавшегося с 1966 по 2002 год. Выпуска грузовика был налажен на Московском Заводе имени Лихачева ЗиЛ. Грузовик должен был прийти на смену грузовику ЗиЛ-157. Грузовик предназначен для перевозки грузов и буксировки прицепов/орудий по шоссейным и грунтовым дорогом, а также бездорожью. Имеет грузовое отделение приспособлено для перевозки людей в деревянном кузове со складными скамейками вдоль бортов. Основным эксплуатантом грузовика стала армия и промышленные предприятия Советского Союза. Поставлялся на экспорт в дружественные страны Советского Союза.
История создания
История производства грузовика началась в 1956 году, когда конструкторы ЗиЛа представили партийным чиновникам опытный образец ЗиЛ-131 созданный на базе ЗиЛ-132. Параллельно с ЗИЛ-131 разрабатывался грузовик ЗиЛ-130. Грузовик успешно прошел испытания на автомобильных полигонах и различные климатические тесты. В 1961 году грузовик планировалось запустить в массовое производство, но из-за различных бюрократических проблем производство задержалась на пять лет. За время задержки грузовик продолжался совершенствоваться, о чем говорит первая модернизации машины спустя 20 лет производства. Во время проектирования ближайшим конкурентом ЗиЛ-131 был ЗиЛ-132 с колесной формулой 6х6 имевший равноудаленные мосты с более широкими колесами. Тактик-технические характеристики ЗиЛ-132 были выше, чем у ЗиЛ-131, но ЗИЛ-131 был дешевле и проще в производстве. Хоть и ЗИЛ-131 должен был заменит ЗИЛ-157 (года производства 1958-1994) им было суждено производиться вместе в одних и тех же цехах московского завода ЗИЛ на протяжении 25 лет. Производство ЗИЛ-131Н продолжалось до 1994 на московском заводе ЗИЛ (по некоторым данным до 1990 года), производство грузовика прекращено с началом производства ЗИЛ-4334. Производство грузовика было продолжено в Новоуральске на автомобильном заводе АМУР до 2010 года, с 2003 года была начато производство грузовика АМУР-531350, грузовик представлял копию ЗИЛ-131, но с дизельным двигателем. Производство ЗИЛ-131 было полностью завершено на заводе АМУР в 2011 после его банкротства. Шасси грузовика стала платформой для создания множества фургонов и специальной техники для военных и гражданских нужд. В 1974 машина была удостоена Государственного знака качества.
На грузовом шасси ЗИЛ-131 можно встретить автокраны, военные КУНГи (командные, радиостанции, мобильные мастерские и т.д.), машины для обслуживания аэродромов и самолетов, пожарные машины, военные грузовики для перевозки личного состава, РСЗО «Град-1» и «Катюша» и т.д. КУНГи военных ЗИЛ-131 оборудовались фильтровентиляционной установкой ФВУА-100Н-12, способная очищать воздух от радиоактивной пыли и газовых отравляющих веществ, при этом создается избыточное давление, которое не позволяет проникать воздух с улицу в кузов через щели.
За время производства было выпущено 998 429 грузовиков ЗИЛ-131 и его модификаций. С 1987 по 2007 год было произведено 52 349 грузовиков ЗИЛ-131Н. Максимальный объем производства грузовика пришёлся в 1980-ые годы, ежегодно завод выпускал с конвейера почти по 50 000 ЗИЛ-131 в год. Над производством грузовиков на заводе трудился штат из 120 000 сотрудников. Во время Афганской войны военные грузовики ЗИЛ-131 стали кустарно вооружать зенитными пушками ЗУ-23-2 или автоматическими миномётами «Василек», данный способ кустарной модернизации продолжали использовать во время двух Чеченских компаний и во время военного конфликта на Востоке Украины.
Конструкция
1 — ведущий фланец цапфы поворотного кулака 2 — шинный кран 3 — тормозной барабан переднего колеса 4 — переднее колесо с пневматической шиной переменного давления 5—продольная листовая рессора 6—педаль сцепления 7 — продольная рулевая тяга 8 — рулевой механизм 9 — передний буфер 10 — лебедка барабанного типа с червячным редуктором 11 —трубчатый масляный радиатор смазки двигателя 12 — масляный радиатор гидроусилителя рулевого управления 13 — бачок насоса гидроусилителя 14 —- радиатор охлаждения двигателя 15 — маслоналивная горловина с фильтром вентиляции картера двигателя 16 — компрессор пневматической системы привода тормозов и централизованной подкачки шин 17 — воздушный фильтр 18 — двигатель 19 — педаль ножного тормоза 20 — рулевое колесо 21 — рычаг коробки передач 22 — рычаг переключения передач раздаточной коробки 23 — педаль управления дроссельной заслонкой карбюратора 24 — рычаг включения лебедки 25 — рычаг ручного тормоза 26 — воздушный баллон для сжатого воздуха 27 — трубка вентиляции картера коробки передач 28 — трубка выпуска воздуха из воздухораспределительного клапана 29 — трубка подвода воздуха в топливные баки 30 — задний кронштейн установки кабины 31 — электромагнитный воздухораспределительный клапан для автоматического включения переднего ведущего моста 32 — топливный бак 33 — карданный вал привода среднего ведущего моста 34 — глушитель шума выпуска отработавших газов 35 — труба глушителя 36 — карданный вал привода заднего моста 37 — верхняя реактивная штанга подвески заднего моста 38 — нижняя реактивная штанга подвески 39 — заднее колесо 40 — розетка для переносной лампы 41 — задний буфер рамы
ЗиЛ-131 представляет собой рамный грузовой автомобиль с колесной формулой 6х6. Все ТТХ создавались изначально под военные нужды, что подразумевает достаточно мощный мотор и крепкой рамой, возможность буксировки орудий и преодолевание водных препятствий в брод. Масса машины 6135 кг, грузоподъемность 5 тонн по шоссе и 3,5 тонны по грунтовым дорогам. Машина пригодна для эксплуатации во всех условиях, включая тропические, в любое время года при температуре от -40 до +55 градусов Цельсия. Машина оснащена 5 ступенчатой коробкой передачи с возможностью выбора понижающей передачи (1-ая передача используется при большой загруженности или подъеме в гору), передний привод можно отключать с помощи коробки передачи или электропневматическим приводом с помощи тумблера из кабины авто. Кабина авто представляет из себя цельнометаллический кузов в котором размещается водитель и два пассажира на отдельном двойном диване, под которым располагается небольшой багажник. Первые кабины для ЗИЛ-131 использовались от ЗИЛ-130, были заменены по просьбе военных. И наоборот Кабина термоизолирована, для отопления салона используется печка, использующая систему охлаждения двигателя. Панорамное лобовое стекло из двух частей обеспечивает хорошую обзорность водителю и пассажирам. Механические дверные стеклоподъемники и форточки служат для вентиляции автомобиля. Машина оборудована предпусковым подогревателем Т-100, который подогревает двигатель для старта в течении 2 минут при минус 30 градусах. Для фильтрации используется масленый фильтр. Так как машина должна преодолевать броды все электрическое оборудование имеет герметизацию, как и многие другие агрегаты. Система газоотвода и глушители изготавливаются из чугунных металлов для увеличения ресурса, когда система оказывается в воде во время преодоления водного препятствия.
Машина обладает отличными характеристиками для езды по бездорожью за счет полного привода 6х6 с возможностью регулировки давления на грунт с помощи централизованной подкачки шин из кабины машины прямо во время движения. Централизованная подкачка шин повышает живучесть машины во время прокола/прострела колеса, подкачивая повреждённое колеса пока машина не доберётся до безопасного места или автомастерской. Многие машины оборудовались механической лебедкой (длина троса 50 метров) с отбором мощности от коробки передачи, что делало лебедку не «убиваемой» при полном погружении в грязь и воду. Мосты установленным на полуэллиптические рессоры с реактивными штангами. Тормоза-барабанные, пневматические.
Как правило на ЗИЛ-131 ставился карбюраторный 8-и цилиндровый V-образный двигатель объемом 6,28 литра. Мощность двигателя составляет 150 л.с., «пожирает» бензин А-76 из двух баков по 170 литров. Расход топлива по шоссе составляет 35 литров на 100 км и 60-70 литров при езде по пересеченной местности. Расход топлива при максимальной загрузке по бездорожью достигает 100 литров на 100 км. Запас хода 600-630 км. Двигатель обеспечивает максимальную скорость 85 км/час, крейсерскую скорость 50-60 км/час.
Основные модификации:
- ЗИЛ-131А-автомобиль имеет упрощенную сборку, посредством замены герметичных-экранированных электроприборов простыми приборами. Стали выпускать в январе 1971. Появления данной модели связано с тем, что автомобиль перестал быть сугубо военным и его унифицировали для гражданских задач.
- ЗИЛ-131Н-модернезированный вариант грузовика выпускался с 1986 года. Модернизированный вариант ЗИЛ-131 стали выпускать с дизельными двигателями ЗИЛ-131Н1 (Д-245.20-105л.с.) и ЗИЛ-131Н2 (ЗИЛ-0550, 132-л.с.), новый карбюраторный двигатель отличался более высокой степенью сжатия и возможности использовать в качестве топлива бензин марки А-76 и АИ-93. Ресурс двигателя ЗИЛ-5081 увеличен до 250 00 км
- ЗИЛ-131В-сиделный тягач имел сцепное устройство для транспортировки прицепов. Сидельный тягач послужил базой при создании автопоезда ЗИЛ-137 с колесной формулой 10х10
- ЗИЛ-131НС-севреный вариант, предназначен для работы в условиях Крайнего Сервера при температуре до -60
- ЗИЛ-131Д-самосвал, не получил распространения, производство было свернуто
- ЗИЛ-131Х-вариант грузовика адаптированный для использования в тропических и пустынных климатах
- ЗИЛ-131-137Б автопоезд с колесной формулой 10х10. Шасси часто использовалась при создании аэродромных пожарных машин, пусковых ракетных установок
Заключение
Грузовик по праву вошел в историю советского. Грузовики ЗИЛ-131 еще долго будут ездить по дорогам стран бывшего СССР и дружественных стран. Даже спустя несколько десятков лет бывшие водители с уважением отзываются о машине за ее качество, надежность и простоту обслуживания. Даже в мороз -30…-50 водители умудряются его заводить без проблем предварительно налив в карбюратор бензин и прогрев картер двигателям паяльной лампой. Отличная проходимость обеспечивается полным приводом 6х6 с возможностью регулировки давления в шинах. Машина имеет «спартанский» набор комфорта для водителей состоящий из ручных стеклоподъёмников и печки способной протопить салон машины до состояния «бани». Машина не рассчитана на дальние поездки из-за прожорливости и крейсерской скорости 50-60 км/час. Среда обитания грузовика-лесные дороги поля. 131-ый ЗИЛ еще долго будет служить в пожарной охране и выполнять боевые задачи в армии.
Если Вам интересны статьи про авто-мото тематику, то можете посетить наш сайт сайта «Мустанг».
Колесная формула | 6х6 |
Тип подвески | рессорная |
Двигатель | ЗИЛ-131, карбюраторный, 8-целендровый, V-образный |
Объем двигателя | 6 литров |
Мощность | 150 л.с. |
Топливо | АИ-72 и АИ-76 |
Объем бака | 2х170 |
КПП | пятиступенчатая |
Габариты | Длина 7040 мм, высота 2480 (без тента) и 2970 мм с тентом, щирина 2500 мм |
Колея | 1820 мм |
Клиренс | 330 мм |
Базовая масса | 6135 кг без лебедки и 6235 с лебедкой |
Снаряженная масса | 10185 кг |
Грузоподъемность | 5000 кг по шоссе и 3500 по пересеченной местности |
Масса буксируемого прицепа | 6500 кг по шоссе и 4000 по пересеченной местности |
Экипаж | 1 водитель+2 пассажира |
Скорость | максимальная 85 км/час, крейсерская 50-60 км/час |
Запас хода | 600-630 км по шоссе |
Расход топлива | 35 литров на 100 км по шоссе, 60-70 по пересеченной местности |
Преодолеваемое препятствие | подъем-30 гр., 1400 брод |
Броня | нет |
Вооружение | нет |
Техническая характеристика Зил 131 — Лада мастер
Советской армии доставалось все самое лучшее, что было в той стране — сгущенка, тушенка, кирзовые сапоги и, конечно, автомобили. Ни о какой роскоши речь не шла. Суровые и мощные автомобили производились с расчетом на армию, а в народное хозяйство попадали или отбракованные автомобили, или с недоступными теми или другими функциями и возможностями. «Военный редуктор» для бобика — это настоящий клад для председателя колхоза. Поставить на гражданский автомобиль «военную» железяку — тюнинг высшего разряда.
Содержание:
- Тюнинг по стойке «смирно»
- Конструкция ЗИЛ 131
- Технические характеристики ЗИЛ 131
- Дембель для 131-го
Тюнинг по стойке «смирно»
Старик ЗИЛ 157, несмотря на то, что оттарабанил на конвейере более 30 лет, еще до сих пор продолжает таскать бревна в лесохозяйствах и у рачительных хозяев по хозяйству и работать. Далеко его от рембазы отпускать нельзя, возраст не тот, но порох еще остался. Вот он, военный вышкол. По его стопам пошел новый ЗИЛ 131. Далеко от 157-го не убежал, как конструктивно, так и внешне, но самое лучшее, что было у военного вездехода и тягача-предка, впитал.
В той стране все делалось лихорадочно и с пятилетними перерывами. Между шабашами компартии, где раздавались задания и принимались рапорты. Автозавод имени Сталина тоже получил ряд ответственных заданий, но во время их исполнения он был переименован в завод имени Лихачева в 56-м. В 1959 новый ЗИС, то есть уже ЗИЛ 130 должен был выйти на широкие нивы народного хозяйства, а попутно подготовить к выпуску полноприводную модификацию 130-го.
Несмотря на то, что сто тридцать первый был готов к конвейеру еще в 62-м, массовый выпуск слегка отложили в связи с нестабильностью на международной арене. Мао, Корейцы, вьетнамские диверсии не давали в полную силу развернуть производство нового вездехода. Только к началу 70-х армия начала получать первые образцы ЗИЛ 131, совершенно нового, более мощного и экономичного вездехода.
Конструкция ЗИЛ 131
Суровым советским генералам сразу не понравилась явно американская ухмылка ЗИЛ130, и об этом было доложен, куда положено. Хотя первые партии 131х так и ездили с кабиной от 130-го, пришлось в срочном порядке переделывать сборочную линию под передок кабины от опытного ЗИЛ 165 десятилетней давности. Эта кабина до сих пор никаких изменений не претерпела и так и выпускалась более 30 лет, вплоть до 2002 года.
От ЗИЛ 157 автомобиль отличался как внешне, так и конструктивно. Панорамное лобовое стекло, да и вся кабина пришли от 130-го. Большинство же конструктивных решений и инженерных находок в области обеспечения проходимости остались на уровне 157-й модели. Который, кстати, продолжали выпускать параллельно с новым ЗИЛом еще 20 лет.
Технические характеристики ЗИЛ 131
Техническая характеристика ЗИЛ 131, тем не менее, была более прогрессивна на тот момент. Хотя сейчас 150 лошадиными силами никого не удивишь, их вполне хватало для преодолевания препятствий и транспортировки личного состава СА.
Мотор полностью повторял конструкцию 130-го с небольшими изменениями — была применена гидроизоляция системы зажигания, экранирован трамблер и колпачки свечей, был установлен предпусковой подогреватель, интегрированный в систему охлаждения. А сама система зажигания могла быть контактно-транзисторной или батарейной.
Особенной экономией трехосный вездеход отличаться просто не мог, потому что шестилитровому двигателю тяжеловато было справляться с тяжеленной конструкцией, поэтому и просил он своих 40-45 литров законного 76-го армейского бензина на каждую сотню километров. Зато баков было аж два — по 170 литров с каждой стороны. Дальнобойщики на 130-х ЗИЛах использовали такую же схему.
Дембель для 131-го
Отдельная песня — электропневматическое отключение переднего моста. Это не как в 157-мом, рычагами хрустеть. Все культурно и цивилизованно — тумблером — клац, мост подключен, товарищ старший сержант. На гражданских версиях эту погонную опцию, как правило, отключали сами, или же она не шла в базе вообще. Хотя шесть ведущих колес в глубокой колее в раскисшей грязи могли творить чудеса. Только КрАЗ имел лучшую проходимость.
К гражданской жизни автомобиль так толком и не адаптировали. А зачем? Вон, у вас 130-й есть, на нем и работайте. А на шасси вездехода монтировали кунги, бортовые платформы, но чаще всего использовали, как тягач для тактического оружия. В колхозах же автомобиль оценили по достоинству. Одна только система регулировки давления в шинах чего стоила. Причем регулировалось давление прямо из кабины. В зависимости от качества грунта, песок, камень, асфальт, выставлялось и давление. Словом, армейские технологии в хозяйстве были в новинку.
Автомобиль собирался на заводе имени Лихачева до 1992 года, а после все мощности были переброшены на Уральский автомоторный завод, де и вышел последний ЗИЛ 131 только в 2002 году. Но завершение производства можно назвать довольно условно, поскольку количество законсервированных сто тридцать первых, хранящихся на военных складах и подземных ангарах, неизвестно никому.
1958–1986 | |
основные | |
---|---|
расположение руля | слева |
количество дверей | 2 |
количество мест | |
всего | 3 |
конструкция | рамная |
геометрия | |
габариты | |
длина | 6 900 мм |
ширина | 2 500 мм |
высота | 2 975 мм |
колёсная база | 3 975 мм |
колея | |
передняя | 1 820 мм |
задняя | 1 820 мм |
дорожный просвет | |
стандарт | 330 мм |
масса | |
снаряженная | 6 135 кг |
полная | 10 185 кг |
двигатель | |
название | ЗиЛ-130 |
тип | Поршневой |
расположение | спереди, продольно |
система питания | карбюратор |
материал блока | чугун |
цилиндры/клапаны | V8/2 |
объем | 5 966 см³ |
мощность | |
мощность | 150 л.с. |
в диапазоне от | 3 200 об/мин |
крутящий момент | |
крутящий момент | 402 Нм |
в диапазоне от | 1 600 об/мин |
в диапазоне до | 1 800 об/мин |
степень сжатия | 6,5 |
топливо | А-80 |
турбонаддув | нет |
охлаждение | жидкостное |
трансмиссия | |
привод | полный |
коробка передач | МКПП 5 |
сцепление | Однодисковое, сухое |
подвеска и рулевое управление | |
передняя подвеска | |
стабилизатор поперечной устойчивости | нет |
тип передней подвески (уст.) | Зависимая |
тип задней подвески (уст.) | Зависимая |
динамические характеристики | |
максимальная скорость | 80 км/ч |
эксплуатационные характеристики | |
объем топливного бака | 170+170 л |
расход топлива | |
Неустановленный метод | |
на трассе | 40 л/100км |
Система «старт-стоп» | нет |
грузоподъемность | 5 000 кг |
масса буксируемого прицепа | 4 000 кг |
разворот | |
диаметр | 20,4 м |
тормозная система | |
передние тормоза | |
тип | барабанные |
задние тормоза | |
тип | барабанные |
колёса и диски | |
материал дисков | сталь |
передние | ?J × 20 ???/?? R20 |
задние | ?J × 20 ???/?? R20 |
место производства | Завод имени Лихачева, г.Москва, СССР |
ЗиЛ-131
- Статья опубликована 19.08.2014 05:55
- Последняя правка произведена 19.08.2014 06:31
В 1964 году завод имени Лихачева кардинально обновляет свою производственную программу. Это касается и внешнего вида и внутреннего содержания московских грузовиков. К двухосному, народнохозяйственному ЗиЛ-у 130 спустя три года добавляется армейский трехосник ЗиЛ-131. Попытки наружной унификации двух машин военные заказчики решительно пресекли. Дутые передние крылья и витиеватая облицовка радиатора стали бы кошмаром полевых ремонтных мастерских.
Зил-131 получил упрощенные обводы кабины и бесхитростный передок, а также был оснащен гидроусилителем руля. Тормоза оснастили пневмоприводом. Передний мост подключался дистанционно из кабины. Почти как на современных пафосных паркетниках. Новый V-образный, 8-ми цилиндровый двигатель был в половину мощнее предыдущего, теперь уже можно было говорить о некоторой избыточности тяговооруженности. Она пригодилась, когда на ЗиЛе приступили к разработке активного полуприцепа. Сцепка организовывалась за счет масляных магистралей высокого давления, которые соединяли установленные на тягаче насос с гидромоторами оси прицепа.
Таких автопоездов было собрано около 10 тыс. штук. Предназначались они для транспортировки различных ракет, морских минных тралов и даже походных хлебозаводов, производительностью 2,5 т. булок в сутки. Хлеб выпекался прямо на ходу, а потом с пылу с жару доставлялся в полевые столовые. Кстати, чаще всего, в фургонах на базе все тех же 131-х.
Зил претендовал на роль главного грузовика армии Варшавского договора. Бесконечные колоны этих машин можно было встретить в Венгрии, Чехословакии, ГДР.
Широкие люки в кабинах предназначались для управления движения и наблюдением за воздухом. Возможно, на крыше планировалось устанавливать легкое стрелковое вооружение. Что же касается тяжелого вооружения, Зил-131 мог его буксировать даже по глубокому снегу. Пожалуй, больше всего зилов направляли в боевую авиацию. Если окинуть взглядом советский военный аэродром, то можно заметить добрую дюжину 131-ых с различными надстройками: аэродромные кондиционеры бортовой аппаратуры, установки проверки гидросистем, масло и воздухозаправщики. И даже пожарные машины, большую часть своей жизни бдящие в режиме боевого дежурства.
Технические характеристики ЗиЛ-131:
Производитель: | ЗИЛ | |
Годы пр-ва: | 1966—2002 (АМУР-н.в.) | |
Сборка: | АМУР, ЗИЛ | |
Иные обозначения: | АМУР 531340 | |
Компоновка: | переднемоторная, полноприводная | |
Колёсная формула: | 6*6 | |
Двигатели | ЗИЛ-131 | |
Трансмиссия | механическая 5-ступ. | |
Раздаточная коробка | двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,08; 2 передача — 1,00. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 7,34. | |
Длина: | 7040 мм | |
Ширина: | 2500 мм | |
Высота: | 2480 (с тентом 2970) мм | |
Клиренс: | 330 мм | |
Колёсная база: | 3350+1250 мм | |
Колея задняя: | 1820 мм | |
Колея передняя: | 1820 мм | |
Макс. скорость: | 85 км/ч | |
Предшественник | ЗИЛ-157 | |
Преемник | ЗИЛ-4334 | |
Похожие модели: | КрАЗ-255Б, Урал-375Д, Урал-4320 | |
Грузоподъёмность: | 5000 кг | |
Объём бака: | 2*170 л |
131 — это… Что такое ЗИЛ-131?
ЗиЛ-131
Общие данные
Годы пр-ва: | 1966—2002 (АМУР-н.в.) |
Иные обозначения: | АМУР 531340 |
ЗиЛ-131 | |
---|---|
Производитель: | ЗиЛ |
Марка: | ЗиЛ-131 |
Тип: | Бензиновый |
Объём: | 5969 см3 |
Максимальная мощность: | 150 л.с., при 3200 об/мин |
Максимальный крутящий момент: | 402 Н·м, при 2000 об/мин |
Конфигурация: | V8 |
Цилиндров: | 8 |
Клапанов: | 16 |
Диаметр цилиндра: | 100 мм |
Ход поршня: | 95 мм |
Cтепень сжатия: | 6,5 |
Система питания: | карбюратор |
Охлаждение: | жидкостное |
Клапанной механизм: | OHV |
Материал блока цилиндров: | чугун |
Материал ГБЦ (англ.)русск.: | алюминий |
Тактность (число тактов): | 4 |
Порядок работы цилиндров: | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Рекомендованное топливо: | А-76 |
механическая 5-ступ. | |
---|---|
Производитель: | ЗИЛ |
Модель: | 130 |
Тип: | механическая |
Число ступеней: | 5-ступ. |
Передаточные отношения: | |
1 передача: | 7,44 |
2 передача: | 4,10 |
3 передача: | 2,29 |
4 передача: | 1,47 |
5 передача: | 1,00 |
Задняя передача: | 7,09 |
Переключение: | напольный рычаг |
Характеристики
Массово-габаритные
Высота: | 2480 (с тентом 2970) мм |
Колея задняя: | 1820 мм |
Колея передняя: | 1820 мм |
Динамические
Макс. скорость: | 85 км/ч |
На рынке
Предшественник Предшественник | Преемник Преемник |
Другое
Грузоподъёмность: | 5000 кг |
Объём бака: | 2х170 л |
ЗиЛ-131 — армейский грузовик Московского автозавода имени Лихачёва, основная модель. Являлась заменой грузовика ЗиЛ-157. Значительная часть этих машин производилась для Советской Армии.
Технические характеристики
- Колёсная формула 6×6
- Снаряжённая масса:
- без лебёдки — 6135 кг
- с лебёдкой — 6375 кг
- Полная масса:
- без лебёдки — 10 185 кг
- с лебёдкой — 10 425 кг
- Грузоподъёмность:
- по грунту — 3500 кг
- Допустимая масса прицепа:
- по дорогам — 6500 кг
- по грунту — 4000 кг
- Дорожный просвет:
- под передней осью — 330 мм
- под задней осью — 355 мм
- Подвеска:
- передняя — рессорная
- задняя — балансирная рессорная
- Расход топлива на 100 км и скорости 60 км/ч — 49.5 л
- Запас хода — 850 км
- Радиус разворота — 10,8 м
- Тормозной путь со скорости 50 км/ч — 29 м
Кузов — деревянная платформа с откидным задним бортом, в решётках боковых бортов предусмотрены откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется дополнительная средняя съёмная скамейка на 8 мест, кузов накрывается тентом на устанавливаемые дуги. В отличие от ЗиЛ-157 в ЗиЛ-131 был применен электропневматический привод включения переднего моста. Передний мост можно было включить тумблером на панели приборов, а при включении рычагом понижающей передачи в раздаточной коробке, от установленного в механизме выключателя принудительно включался пневмопривод включения переднего моста. В КПП на 2-й и 4-й передаче имелись замки, предотвращающие самопроизвольное выключение передачи, например при торможении двигателе на спуске. Была применена бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором, более мощный генератор переменного тока. В случае выхода из строя электронного коммутатора, имелся аварийный вибратор, позволяющий двигаться своим ходом до 30 часов.
История и модификации
ЗиЛ-131 выпускался с 1966 до 1986, в 1986 году появился модернизированный вариант — ЗиЛ-131Н. Модернизированный вариант выпускался как с карбюраторным двигателем (ЗиЛ-131Н), так и с различными дизельными двигателями (ЗиЛ-131Н1 и ЗиЛ-131Н2).
Для ЗиЛ-131 (ЗиЛ-131Н) существовали основные варианты машины (с лебёдкой и без неё):
- Автомобиль с неэкранированным негерметичным электрооборудованием обозначался ЗиЛ-131А, а с 1986 года производился как ЗиЛ-131НА.
- Седельный тягач ЗиЛ-131В, а ЗиЛ-131НВ — выпускался с 1986 года. Полноприводный автопоезд ЗиЛ-137-137Б (10×10), состоявший из седельного тягача ЗиЛ-137 и двухосного десятитонного полуприцепа с активными осями ЗиЛ-137Б. Некоторые армейские тягачи ЗиЛ-131В (предназначенные главным образом для зенитно-ракетных войск в качестве тягачей для транспортировки ракет) имели двигатели повышенной мощности с цилиндропоршневой группой ЗиЛ-375.
- Для холодного климата ЗиЛ-131С, ЗиЛ-131НС, ЗиЛ-131АС, ЗиЛ-131НАС, ЗиЛ-131НВС.
Также большой объём в производстве занимало шасси для монтажа различного специального оборудования. На шасси ЗиЛ-131 выпускались топливозаправщики АТЗ-3,4-131, АТЗ-4,4-131, АТЗ-4-131, маслозаправщики МЗ-131, автоцистерны АЦ-4,0-131, АЦ-4,3-131 и другие[1]
Производство ЗиЛ-131Н в Москве было прекращено в 1994 году в связи с началом выпуска ЗиЛ-4334, но на Уральском автомоторном заводе производство ЗиЛ-131Н продолжалось до 2002 года, там его сменил ЗиЛ-433420. Уральским автомоторным заводом после 2002 года выпускался полный аналог ЗиЛ-131Н под маркой АМУР-521320, в том числе и с дизельным двигателем, причем шасси для спецтехники (пожарные машины и т. п.) выпускается до сих пор.
-
Специализированный автомобиль армии ГДР на шасси ЗиЛ-131
Пожарная автоцистерна АЦ-3,0-40(131)М9-АР-01 на шасси ЗиЛ-131 производства «Пожтехника-Поморье», Архангельск
500-км марш украинской армии на ЗиЛ-131
-
ЗиЛ-131. Вооружённые силы России
-
ЗиЛ-131. Вооружённые силы России
В кино
В игровой и сувенирной индустрии
Пожарный ЗиЛ-131Масштабные модели автомобилей ЗиЛ-131 и его модификации (с тентом, цистерна, пожарная) в масштабе 1:43 выпускаются на казанском заводе «Элекон». Кроме того, китайской фирмой «Технопарк» выпускается ЗиЛ-131 в исполнении «бортовой», «самосвал» и «автокран» в различных расцветках.
Примечания
- ↑ Гоголев Л. Д. Автомобили-солдаты: Очерки об истории развития и военном применении автомобилей. — М.: Патриот, 1990. — 191 с. — ISBN 5-7030-0226-5
Ссылки
Шаблон:Автомобили ЗиЛ
Грузовой автомобиль ЗИЛ 131: описание
Когда в начале 60-х годов появилось принципиально новое семейство грузовиков ЗиЛ-130 с современным дизайном и мощным 8-ми цилиндровым двигателем, то на его базе был разработан и новый автомобиль повышенной проходимости ЗиЛ-131, призванный заменить ЗиЛ-157. Однако по ряду причин начало производства затянулось, и массовый выпуск начался лишь в 1967 году. Тем не менее, на конвейере ЗиЛа он стоял до начала 90-х годов (впоследствии его собирали на Урале). Автомобиль получился очень удачным.
Кабина ЗиЛ-130 с передовым для того времени дизайном, в военном варианте с плоскими крыльями и изменённой облицовкой и сейчас не выглядит устаревшей. В ЗиЛ-131 очень удачно сочетаются изящество и рационализм, простота конструкции и современные технические решения. Этот замечательный автомобиль заслуживает того, чтобы поговорить о нём подробнее. Поскольку ЗиЛ-131 разрабатывался на базе ЗиЛ-130, то по основным узлам и агрегатам (двигатель, сцепление, коробка передач, рулевое управление, элементы тормозной системы, кабина) он унифицирован с ним.
Разумеется, эти агрегаты не одинаковы абсолютно, имеют характерные особенности, обусловленные специфическими условиями эксплуатации. Двигатель ЗиЛ-131 приспособлен для работы при значительных продольных и поперечных кренах. С этой целью в картере имеется углубление, в котором находится неподвижный масло-приёмник. Предусмотрена возможность отключения вентиляции картера с целью создания избыточного давления в картере, чтобы исключить попадание воды в двигатель при движении вброд. Для облегчения преодоления брода привод вентилятора и водяного насоса разделены, что позволяет отключать вентилятор, снимая ремень. Водяной насос при этом продолжает работать.
Насос гидроусилителя руля и компрессор также остаются включёнными. Площадь охлаждения радиатора увеличена. Предусматривалась также возможность установки компенсационного (расширительного) бачка. В этом случае клапаны, устанавливаемые обычно в пробке радиатора, находились в пробке бачка. Когда автомобиль штурмует водную преграду, выпускной коллектор двигателя, имеющий наиболее высокую температуру, резко охлаждается. Для того, чтобы избежать его разрушения, на двигателе ЗиЛ-131 устанавливался составной выпускной коллектор.
Ещё одно новшество – на ЗиЛ-131 применён пенно-масляный воздушный фильтр с трёхступенчатой очисткой воздуха. Он гораздо лучше очищает воздух при движении по пыльным степным дорогам, а также в пустынях. Тормозной компрессор тоже получает воздух из этого фильтра. В системе питания производительность бензонасоса увеличена со 140 до 180 л/мин, что обеспечивает бесперебойную работу в жару, когда возможно образование паровоздушных пробок в системе. Пробки топливных баков сделаны глухими, без клапанов.
А клапаны устанавливались в отдельном герметичном корпусе, который связывался с атмосферой специальной трубкой. Eё конец находился выше уровня максимального брода. Чтобы вода не попадала в картер сцепления, вилка его выключения уплотнена. А отверстие вентиляции картера сцепления при преодолении бродов закрывалось специальной глухой пробкой, которая при обычных условиях находилась на крышке картера редуктора переднего моста. Особенность коробки передач – система вентиляции через сапун с трубкой, конец которой находится выше уровня максимального брода.
Как мы видим, на ЗиЛ-131 самое пристальное внимание было уделено возможности эксплуатации в экстремальных условиях. С учётом этого выполнено и электрооборудование автомобиля. Такие приборы, как стартер, распределитель и катушка зажигания герметизированы. В стартере использованы специальные резиновые прокладки, чтобы исключить попадание воды. Вообще, к стартерам военных автомобилей предъявляются особые требования. В случае, если двигатель заглохнет, например, при преодолении брода, стартер должен обеспечить возможность выезда на сушу, приборы зажигания экранированы, в цепи катушки зажигания и регулятора напряжения включены специальные фильтры.
Но самым интересным местом у полно-приводного автомобиля является трансмиссия. На ЗиЛ-131 нашла применение трансмиссия с проходным средним мостом.
При этом значительно упрощается раздаточная коробка, которая становится 3-х вальной. Высшая передача в ней – прямая, что повышает КПД. Упрощается и карданная передача, являющаяся сквозной. Передний мост включается автоматически при включении понижающей передачи в раздаточной коробке, для этого служит электропневмопривод. В случае необходимости передний мост можно включить и при прямой передаче в раздаточной коробке с помощью выключателя. Раздаточная коробка имеет люк для установки различных типов коробок отбора мощности.
Отдельного масло-насоса для этого не требуется, главные передачи ЗиЛ-131 – двойные: пара конических и пара цилиндрических шестерен. Редуктор среднего моста, как уже говорилось, проходной. Редуктор переднего моста расположен горизонтально, редукторы среднего и заднего мостов вертикально. Ось поворотной стойки ЗиЛ-131 имеет поперечный наклон. Конструкция остальных систем ЗиЛ-131 является достаточно традиционной и не отличается принципиально от конструкции аналогичных систем обычных грузовых автомобилей.
Были у ЗиЛ-131 и модификации, наиболее известной из которых является седельный тягач ЗиЛ-131В, существовал и топливозаправщик АТЗ-3,4-131. Большая часть ЗиЛ-131 предназначалась для службы в армии. На его шасси были созданы различные спецмашины, в том числе спаренная установка зенитных ракет, машины с радиотехническим оборудованием (для этого электрооборудование военных грузовиков экранировалось). Была и модификация ЗиЛ-131А без экранированного электрооборудования.
Но самой интересной его модификацией являлся ЗиЛ-137 – активный автопоезд, с полуприцепом, имеющим привод на колёса от двигателя тягача. Привод осуществлялся при помощи гидроподъёмной передачи. Помимо службы в армии, автомобили ЗиЛ-131 активно применялись в народном хозяйстве, в основном в труднопроходимых местах, в тайге, для геологоразведочных, буровых работ, на Cевере (существовала специальная северная модификация ЗиЛ-131С), в горных районах, в болотистой местности. Благодаря системе централизованного регулирования давления в шинах, автомобиль уверенно двигался по зыбучим пескам, по рыхлому снегу, по заболоченному грунту.
Что касается военной службы, то ЗиЛ-131 и сегодня находится на вооружении армий многих стран. Его можно увидеть и на военных парадах. Если ЗиЛ-157 являл собой образ хоть и рационального, но предельно простого, аскетичного, неприхотливого автомобиля, обладавшего хорошей проходимостью, то в ЗиЛ-131 высокая проходимость сочеталась с гораздо большим уровнем комфорта, современными решениями и современным дизайном. Дизайн кабины ЗиЛ-130 с развитым панорамным стеклом, в своё время революционный, оказался исключительно удачным. Даже сейчас, спустя полвека, эта кабина радует глаз.
Появившаяся позже кабина 4331 по дизайну явно ей проигрывает. И полноприводный грузовик с этой кабиной, хотя и был схож по конструкции с ЗиЛ-131, выглядел куда менее привлекательно. Производство ЗиЛ-131 в начале девяностых годов было передано на Уральский филиал ЗиЛа. Его шасси с дизельным двигателем под названием АМУР (Автомобили и моторы Урала) выпускается до сих пор. Таким образом, ЗиЛ-131 по долгожительству превзошёл своего предшественника ЗиЛ-157, который собирали 36 лет. А уникальную кабину ЗиЛ-131 на том же заводе устанавливают и на обычное шасси ЗиЛ-130.
©. Фотографии взяты из общедоступных источников.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!