как по ней проехать — советы эксперта — журнал За рулем
При определенных условиях машина может «поскользнуться» не только зимой, но и в теплую погоду. Главное в такой ситуации — не дергать рулем.
Чего бояться на скользкой дороге?
Материалы по теме
На скользкой дороге увеличивается тормозной путь. Кроме того, автомобиль может угодить в занос — так называют боковое скольжение задней оси автомобиля в повороте, превышающее боковое скольжение передней оси. При этом автомобиль доворачивается в сторону предполагаемого поворота больше, чем это нужно для прохождения изгиба дороги. Такому явлению чаще подвержены заднеприводные автомобили. Метод борьбы с заносом и на передне-, и на заднеприводных автомобилях — поворот рулевого колеса в сторону заноса. При этом на заднем приводе следует уменьшить подачу топлива в двигатель, а на переднем — немного увеличить.Передний привод более подвержен сносу передней оси. Это явление, когда автомобиль неохотно входит в поворот, стремясь распрямить траекторию. Передние колеса соскальзывают наружу поворота. Целесообразно несколько уменьшить подачу топлива в двигатель, но ни в коем случае не поворачивать управляемые колеса на еще больший угол. Полезно даже немного «отвернуть» руль назад.
Полноприводный автомобиль в повороте также способен доставить неискушенному водителю неприятные ощущения. Хорошо, если автомобиль оборудован электронной системой стабилизации курсовой устойчивости, а если нет, то будьте осторожны — полный привод коварен. Лучший метод борьбы и с заносом, и со сносом —это заблаговременно снизить скорость перед поворотом.
Откуда берется скользкая дорога?
Дорогу можно считать скользкой, когда коэффициент сцепления шин с покрытием ниже, чем среднестатистический. У каждого времени года он свой. Начнем мы, конечно, с королевы скользких дорог — зимы, которая хоть и закончилась, согласно календарю, но еще успеет попортить нервы водителям в северных регионах страны.
Зима
Тут все элементарно: любая вода, попавшая на дорогу, превращается в лед. Причем это может быть и поток воды из прорвавшейся канализации, и дождь, и подтаявший за день снег, который в холодную ночь превратился в лед. Но не только лед опасен на зимней дороге. Сочетание снегопада, отрицательной температуры воздуха и интенсивного движения машин может приводить к тому, что верхний слой укатанного снега становится очень скользким. Раннее срабатывание AБС даже при небольшом нажатии на педаль тормоза свидетельствует о том, что покрытие очень скользкое.
Ледяной дождь зимой для автомобилиста опаснее всего.
Наиболее скользкие участки зимой:
- Последние метры перед светофором или знаком «Уступите дорогу». Здесь все водители тормозят и раскатывают снег в лед.
- Остановки общественного транспорта. Тяжелые машины своими широченными колесами укатывают снег, многократно тормозят и разгоняются.
- Мосты и эстакады. Здесь чаще всего вода замерзает раньше, чем на других участках дороги, потому что пролеты интенсивнее обдуваются холодным воздухом.
- Участки перед «лежачими полицейскими» и после них «раскатаны» гораздо больше, чем остальная дорога.
- Перед пешеходными переходами тоже очень часто тормозят и раскатывают снег в лед.
- Перед поворотами, на спусках водители часто притормаживают и делают дорогу более скользкой.
- Пробуксовка на подъемах делает покрытие более скользким.
Материалы по теме
Чтобы выжить на зимних дорогах, нужно сделать две вещи: правильно подготовиться и спокойно, вдумчиво преодолевать скользкую зимнюю дорогу.Подготовка подразумевает не только своевременную установку зимних шин на свой автомобиль, но и правильное поведение в первые «гололедные» дни. Нужно забыть о спешке, об амбициях на дороге и ехать максимально равномерно. Даже если в вашем распоряжении мощный автомобиль с полным приводом, кучей систем безопасности и шикарной зимней резиной. Навыки зимнего вождения за время теплого сезона утрачиваются. Нужно время, чтобы они к вам вернулись. Помните, что полноприводник разгоняется лучше других машин, но тормозит совершенно так же, как все. Ведь при торможении у любого автомобиля работают все 4 колеса.
Ну а когда зима будет, что называется, в разгаре, просто помните о тех участках на дороге, где обычно очень скользко. Именно там следует быть вдвойне осторожнее и внимательнее за рулем.
Весна
Если вы ездите с севера на юг и обратно на дальние расстояния, то не торопитесь менять зимнюю резину на летнюю сразу с наступлением календарной весны. Да, в крупных городах на дорогах уже не встретить признаков зимы, но на трассе вас еще могут подстерегать опасные участки. Лучше лишнюю неделю поцокать по дорогам шипами, чем несколько недель ждать машину из кузовного ремонта после даже небольшой аварии.
А еще весной дорога может стать очень скользкой в следующих ситуациях:
- Тающие по бокам от дороги сугробы способствуют образованию глубоких луж, и — здравствуй, аквапланирование. Колеса буквально всплывают на толстом слое воды, теряя сцепление с дорогой. И никакие системы ESP не помогут вернуть контроль над «глиссирующим» автомобилем. Совет один — перед лужами заблаговременно снижайте скорость.
- Весной на полях начинаются сельхозработы. Тракторы и грузовики, выезжающие на дорогу оставляют за собой скользкий след из глины или чернозема. Особенно опасны такие следы в поворотах. Совет прежний — снижайте скорость.
3 вредных совета и один полезный — журнал За рулем
Правильно тормозить — с запасом. Остальное зависит от машины и ваших водительских навыков.
Материалы по теме
Если ваш автомобиль оборудован ABS (а сегодня найти машину без этой системы довольно сложно), электроника выполнит основную работу. Система как раз и создана для того, чтобы обеспечить безопасное торможение. Самое эффективное торможение — на грани блокировки колес. И эта система занята тем, что быстро-быстро повышает и снижает давление в тормозных магистралях, распуская и зажимая колодки. Когда она вступит в работу, вы поймете по быстрому биению педали и характерному хрусту. Ваше дело — только держать руль и жать на педаль тормоза. Причем жать от души, как говорится, становиться всем весом. Этого не требуется, если автомобиль оборудован системой Brake Assist — электроника компенсирует недостаточное нажатие на педаль при экстренном торможении.
ABS позволяет не просто тормозить по прямой, но и маневрировать. Так что если у вас есть возможность уйти от столкновения на обочину или в соседний ряд, сам автомобиль поможет сделать это. Главное — убедиться, что вы не причините этим маневром еще большего вреда, и не выкручивать руль на слишком большой угол, чтобы не потерять контроль над автомобилем. Если вдоль дороги есть снежный бруствер, машину можно направлять в него, если только под снегом нет металлических и бетонных конструкций, а за бруствером — канавы. Иначе последствия аварии непредсказуемы.
Плохие советы
Материалы по теме
Вернее, устаревшие. В старых водительских учебниках можно встретить совет имитировать работу ABS быстрыми нажатиями педали тормоза. Но, во-первых, ни один человек не способен нажимать-отпускать педаль с частотой до 20 раз в секунду, а во-вторых, этот навык нужно постоянно тренировать, иначе в экстренной ситуации можно только навредить, увеличив тормозной путь.
Также встречается совет на автомобилях с механической коробкой передач тормозить сначала двигателем, последовательно переключаясь «вниз» вплоть до первой передачи. Но при экстренном торможении такой прием едва ли применим.
Использовать на скользкой дороге ручник (стояночный тормоз) нельзя: задние колеса заблокируются, машина будет скользить, а при небольшой ошибке в рулении пойдет боком.
Как все-таки нужно тормозить?
Лучший совет — тормозить с запасом. Держать дистанцию и помнить, что дорога скользкая. Определить, насколько скользкая, довольно просто: нужно лишь пару раз «тормознуть» на пустом участке дороги с разной скорости и запомнить ощущения. Помните, что в ряде случаев (на неровной дороге, например) та же ABS может не сократить тормозной путь, а наоборот — увеличить его. Экстренно отключить систему вы не сможете. Так что внимательно следите за ситуацией на дороге и не спешите.
P.S.: То, что на автомобиле должна быть исправная тормозная система и хорошие шины (не изношенные, и по сезону), само собой разумеется.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
КАК УЦЕЛЕТЬ НА СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ
Ежегодно число водителей в нашей стране увеличивается в среднем на 300 тысяч человек. Кому-то из них пришлось учиться водить машину зимой, в снег и гололед, и самые элементарные навыки езды в такую погоду они получили. Но большинство из новых обладателей свеженьких водительских удостоверений с наступлением холодов сталкиваются с гололедицей впервые. На очередном занятии нашей автошколы (предыдущее см. «Наука и жизнь» № 12, 2001 г.) об особенностях «зимней» езды новоиспеченным водителям рассказывает кандидат в мастера спорта по автомобильным гонкам Дмитрий Зыков. Впрочем, овладеть некоторыми специфическими «зимними» приемами полезно и опытным водителям.Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
‹
›
Время, когда на зиму автолюбители ставили своих железных коней в гараж, прошло безвозвратно. Большинство водителей ездят теперь в любой сезон, в том числе и зимой. Однако зимняя езда требует особого внимания, аккуратности и определенных навыков. На некоторых особенностях управления автомобилем на скользкой дороге мы и остановимся.
Известно, что зимой безопаснее и проще ездить на полноприводном автомобиле, чем на машине с приводом на одну ось, а из последних для зимы предпочтительнее переднеприводные машины. Однако ни полный, ни передний привод не помогут, если водитель ошибается в элементарных ситуациях. Заметим, что приемы управления полноприводными машинами имеют массу особенностей и в экстренных случаях значительно отличаются от методов управления автомобилем с приводом лишь на одну пару колес.
На зимней дороге многие ситуации, которые летом на сухой дороге можно было просто проигнорировать, чреваты самыми серьезными последствиями.
Все дальнейшие рассуждения и рекомендации построены исходя из того, что во время движения колеса автомобиля должны вращаться (как бы банально это ни звучало). Дело в том, что у катящегося колеса пятно контакта с дорогой неподвижно, следовательно, сила трения, возникающая в этом месте, максимальна (величина силы трения покоя, как известно, максимальна). Стоит колесу заскользить, как сила трения резко падает — на льду на несколько порядков по сравнению с сухим асфальтом — и никакого воздействия на машину уже оказать не может.
Итак, разберем несколько наиболее типичных ситуаций, ошибки в которых могут привести к аварии.
На обледеневшей или просто скользкой дороге автомобиль не реагирует на поворот руля и продолжает двигаться прямо (рис. 1). Обычно в такой ситуации возникает желание повернуть руль еще круче. Делать этого нельзя! Круто повернутые колеса еще легче заскользят по дороге, и это приведет к полной потере управляемости. В этом случае верните руль в исходное положение и попробуйте еще раз плавно повернуть. Обычно получается.
Многие водители, помня уроки в автошколе, стараются в повороты входить плавно, постепенно увеличивая угол поворота колес (рис. 2а). Но достаточно чуть ошибиться в выборе скорости прохождения поворота, и передние колеса могут сорваться в скольжение. В такой ситуации ошибка заключается в неправильно выбранной траектории движения. Правильнее в момент входа в поворот повернуть руль на больший угол (рис. 2б), а на дуге либо его не менять, либо уменьшить. Чтобы на входе в поворот передние колеса не сорвались в скольжение, нужно «загрузить» их весом автомобиля. Сделать это несложно: в последний момент перед поворотом резко закройте газ или включите пониженную передачу. (Открыть или закрыть газ — нажать или отпустить педаль акселератора, соответственно увеличить или уменьшить подачу топлива и увеличить или уменьшить обороты двигателя.) Машина как бы «клюнет носом», пружины передней подвески сожмутся, сцепление передних колес с дорожным полотном достигнет максимума. В этот момент (он длится около 0,1 сек) и надо начать поворот. Сразу после начала поворота слегка открывают газ (чуть-чуть нажав на педаль акселератора). В совокупности такой прием называется «загрузка — поворот — тяга» (рис. 3).
На скользкой дороге нужно очень осторожно пользоваться тормозами, особенно в поворотах. Во многих случаях тормозную педаль лучше совсем не трогать. Например, если в повороте уже допущена ошибка, описанная выше, и колеса повернуты до упора, торможение с блокировкой колес (как его иногда называют — юз) приведет к полной потере управляемости. Машина просто будет скользить по дороге, как деревенские салазки. Если автомобиль попал в глубокий (по амплитуде) занос, торможение переведет его в боковое скольжение. Если же машина начала вращаться, то лучше на короткое время выжать сцепление, чем нажать на тормоз. Еще раз повторим: пока машина движется — колеса должны вращаться.
Как о страшном сне, забудьте о движении накатом на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением. На ведущих колесах должен всегда оставаться «запас тяги». Управляют «тягой» педалью газа, это знает любой школьник, но приемов работы педалью акселератора существует много, и они различны для машин с приводом на передние, задние или все колеса. Особенно важно при езде в сложных условиях научиться действовать синхронно рулем и педалью газа.
При заносе заднеприводного автомобиля на скользкой дороге руль поворачивают в сторону заноса и полностью закрывают газ. Ведущие колеса замедлят вращение, и развитие заноса прекратится. На полноприводной машине нужно, повернув руль в сторону заноса, лишь прикрыть газ, то есть оставить некоторую тягу на колесах. Задние колеса замедлят вращение, развитие заноса прекратится, а на передних останется запас тяги, и они «вытянут» машину. На переднеприводном автомобиле следует «добавить газ». Здесь возможны два сценария: первый — передние колеса начнут проскальзывать, занос стабилизируется (машина поедет боком), а затем выровняется. Второй вариант — при нормальном сцеплении передних колес с дорожным покрытием при добавлении газа они попросту вытянут машину на нужную траекторию. На переднеприводном автомобиле передние колеса должны быть направлены в ту сторону, куда нужно двигаться. На скользкой дороге педалью газа работают очень плавно, избегая без необходимости резких нажатий.
Весьма полезной на скользкой дороге может оказаться и педаль сцепления. Оказывается, ею можно пользоваться не только для переключения передач, но и для управления машиной на скользкой дороге:
— если после заноса машина начала вращаться, кратковременное (!) выключение сцепления может остановить вращение;
— при трогании с места на льду сцепление поможет избежать пробуксовки ведущих колес: придерживая педаль, следите за тем, чтобы колеса не проскальзывали;
— при потере тяги в снежной целине (когда обороты двигателя начинают сильно падать) кратковременное выключение сцепления поможет поднять обороты;
— при экстренном торможении сцепление смягчит включение низших передач.
На последнем моменте остановимся чуть подробнее.
Такой прием называется торможением двигателем. Когда требуется снизить скорость, прикройте газ, обороты двигателя упадут, и машина поедет медленнее. Затем сделайте перегазовку, включите пониженную передачу, например после IV-й — III-ю, и опять прикройте газ.
Перегазовка — прием, который используется при переключении передач с высших на низшие. С ее помощью удается исключить резкое замедление ведущих колес и срыв их в скольжение. Последовательность выполнения приема такова: выключить сцепление, перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение, включить сцепление (попросту отпустить педаль), резко на короткое время открыть газ, затем одновременно вновь выжать сцепление и убрать газ, включить пониженную передачу, плавно включить сцепление. Последовательно переходя на низшие передачи, вплоть до I-й, можно замедлить движение машины почти до полной остановки, даже на льду. Этот прием очень полезен на скользких спусках, для замедления перед крутыми поворотами и даже просто перед светофорами в городе, где зимой очень часто бывает так называемый снежный накат.
Что же касается собственно торможения, то на скользких дорогах нужно применять только импульсный метод. Исполнять этот прием придется поучиться, но «овчинка стоит выделки». Существуют два метода импульсного торможения: прерывистое и ступенчатое. В случае прерывистого торможения нужно очень коротко, резко и многократно нажимать на педаль тормоза (рис. 4а). Колеса будут останавливаться лишь на мгновение и станут вращаться медленнее, чем перед каждым предыдущим нажатием на тормоз. В результате машина остановится быстрее, чем при торможении «на юз». Научиться этому приему несложно — выберите безопасную скользкую площадку и потренируйтесь сначала на небольшой скорости, увеличивая ее постепенно, по мере того, как научитесь чувствовать момент срыва колес в скольжение. Это один из важнейших элементов водительского мастерства.
Когда вы научитесь безошибочно определять грань усилия на тормозной педали, после которой колеса начинают скользить, можно перейти к отработке приема ступенчатого торможения. Суть его сводится к многократному быстрому нажатию на педаль тормоза с постоянно возрастающим усилием (рис. 4б). Каждый раз, немного не доводя до срыва колес в скольжение, нужно слегка отпускать педаль и мгновенно повторять нажатие с чуть большим усилием. Прием этот не прост, требует серьезной тренировки, но с его помощью удается уверенно остановить машину даже на самом скользком покрытии.
На переднеприводных автомобилях желательно освоить прием «газ — тормоз» — одновременное нажатие на педали (на тормоз — левой ногой, на педаль газа — правой). Этот прием не дает заглохнуть двигателю, и самое главное — позволяет легко поворачивать автомобиль на дуге задними (!) колесами. Если передние колеса автомобиля при входе в поворот заскользили и автомобиль перестал «слушаться руля», не отпуская педали газа, левой ногой слегка нажмите на тормоз. Задние колеса соскользнут в занос, машина займет правильное положение в повороте, одновременно несколько потеряв скорость. После этого плавно откройте газ. Передние колеса «вытянут» машину. Несколько упорных тренировок помогут поймать ощущение заноса, научат его контролировать. Тогда притормаживание левой ногой даст возможность ездить на переднеприводном автомобиле в «управляемом заносе». Таким способом удается уверенно проходить даже очень крутые и опасные повороты. Освоить прием тоже не просто, но не менее полезно, чем импульсное торможение. Сначала у вас будет постоянно глохнуть двигатель, но, когда вы научитесь дозировать усилие левой ноги на педали тормоза, все получится. Потренируйтесь.
В зимних условиях рычаг стояночного тормоза в умелых руках превращается из пассивного органа управления в активный. Особенно это важно для машин с автоматической коробкой передач и переднеприводных автомобилей. Он может заменить торможение левой ногой. Кратковременное притормаживание задних колес «ручником» вызовет их занос, и машина займет правильное положение на траектории поворота. Этот прием тоже требует тренировки. Здесь нужно научиться действовать рычагом уверенно, энергично и очень быстро, точно дозируя время его включения. В длинных плавных поворотах достаточно того, чтобы задние колеса только начали соскальзывать в занос, а чтобы вписаться в крутой поворот, иногда нужно заставить машину заскользить «веером», тогда «ручник» нужно придерживать заметно больше.
На скользкой дороге переходить на высшие передачи желательно с небольшой паузой на «нейтрали», чтобы сделать разгон более мягким. При включении пониженных передач рекомендуется пользоваться перегазовкой. Зимние условия требуют применения комбинированного торможения с последовательным включением пониженных передач, что позволит противодействовать возникновению заноса. Особенно важно комбинированное торможение для переднеприводных автомобилей.
Теперь поговорим о шинах, от них во многом зависит, насколько успешно будет выполнен тот или иной маневр. Уважающий себя водитель должен иметь два комплекта шин (летний и зимний), желательно с дисками, чтобы не создавать себе проблем на шиномонтаже при смене времени года.
Повысить устойчивость и управляемость на скользкой дороге помогут специальные зимние шины. Жесткие покрышки со стандартными шипами противоскольжения подойдут для загородных, сильно обледеневших дорог или дорог с укатанным снегом. Шипы должны располагаться на четырех дорожках, желательно, чтобы в пятне контакта шины с дорогой их было не менее 10-12. Для езды в городе, где дороги чистят и основную опасность представляет снежно-солевая каша, лучше подойдут более мягкие шины с высокими грунтозацепами. Шипованные колеса не должны быть широкими, чтобы повысить давление на грунт. А более широкие мягкие профилированные покрышки увеличивают пятно контакта с дорогой. Использовать зимой шины шире рекомендованных заводом — изготовителем автомобиля нельзя. Из-за малого удельного давления на грунт они будут постоянно скользить по дороге.
Некоторые водители устанавливают зимой на ведущую ось шипованные покрышки, а на второй оси оставляют летние шины. Так делать ни в коем случае не следует. Все четыре покрышки автомобиля должны быть одинаковой модели. «Разноколесица» приводит иногда к парадоксальным результатам. Например, у заднеприводного автомобиля появляется склонность к скольжению передних колес, а у переднеприводного — к заносу задних.
Зимой, еще больше, чем летом, опасно перекачивать колеса. Жесткое колесо с повышенным давлением имеет меньшее, чем предусмотрено заводом-изготовителем, пятно контакта с дорогой и может легко срываться в скольжение.
Зимой, как и летом, предпочтительнее использовать бескамерные шины. Они надежнее шин с камерами, не боятся мелких проколов проволоками от металлических щеток и даже гвоздями, мягче ведут себя на неровностях, легче шин с камерами и, следовательно, оказывают меньшее инерционное воздействие на подвеску.
Владельцы дорогих и не очень дорогих иномарок, оборудованных антиблокировочными системами (АБС), имеют некоторое преимущество при езде по скользким дорогам. АБС препятствует блокировке колес, и это позволяет тормозить в повороте, часто спасает автомобиль от возникновения заноса, дает преимущество в городском движении при дефиците дистанции.
Но вместе с плюсами АБС имеет и недостатки. Например, при попадании колес одного борта на лед или подбросе машины на неровности АБС, сохраняя устойчивость автомобиля, ухудшает его тормозную динамику.
Чтобы избежать таких ситуаций, на неровных скользких дорогах (например, раскатанное заснеженное загородное шоссе, по которому недавно проехал гусеничный трактор) используют импульсное торможение, хотя это и противоречит инструкциям. Импульсная работа педалью тормоза заставляет АБС включаться на максимальные тормозные усилия и в значительной степени снижает ослабление тормозной динамики.
На наших дорогах становится все больше современных импортных автомобилей, оснащенных дополнительными управляющими системами: автоматическими коробками передач, АБС, гидро- или электроусилителями руля и тормозов, противобуксовочными системами, круиз-контролем, дифференциалами повышенного трения и др. Однако любой водитель, управляющий таким автомобилем, должен понимать, что надеяться только на автоматику нельзя.
Как правильно ездить по скользкой дороге на автомобиле
Зима – далеко не самое любимое время для автомобилистов. Это пора для смены резины, заметные изменения условий езды, коварные повороты, которые ещё вчера проходились без особых сложностей.
Но свои коррективы ввёл гололёд и снег. Из-за них поведение машины меняется, стиль вождения также приобретает несколько иные черты. У опытных водителей проблем с тем, чтобы перестроиться под погоду, обычно не возникает.
Но есть новички. Для некоторых это чуть ли не первая зима. И к ней нужно правильно подготовиться. Начать стоит с изучения всех основных нюансов и правил езды. Зная, как нужно вести себя при езде по скользкой дороге, удастся избежать главного. А именно аварий и столкновений.
Все эти правила безопасности придуманы не просто так. Именно на скользкой дороге происходит больше всего аварий. Увеличивается тормозной путь, иначе нужно проходить повороты, даже работать педалью газа и тормоза следует в ином стиле.
Как правильно трогаться
Главной отличительной особенностью зимних дорог, если сравнивать с летними и весенними, является коэффициент сцепления автомобильных шин с дорожным покрытием.
Самое главное правило гласит о том, что всё следует делать плавно и аккуратно. Нажимать на педаль, отпускать её, поворачивать руль.
Если игнорировать это правило, вектор сил резко изменится, машину поведёт в сторону, сцепление будет утрачено.
Движение начинается со старта. Поэтому первым делом важно узнать, как нужно правильно трогаться автомобилю на скольких дорогах.
На этот счёт автоинструкторы дают несколько основных рекомендаций:
- Если дорога обледенела, сначала сопоставьте свой маршрут, имеющийся опыт и необходимость ехать. Возможно, поездку удастся отложить на несколько часов. К тому времени температура повысится, лёд растает либо коммунальные службы выполнят свою работу.
- Решив ехать, подготовьте машину и пассажиров. Музыку включать не стоит, пассажиров также попросите молчать. Включите обогрев салона, но на минимальных оборотах вентилятора. Посторонний шум будет отвлекать.
- Старайтесь трогаться в натяжку. Так называют приём, когда сцепление отпускается очень медленно, а обороты поддерживаются на максимально низких показателях.
- Если при этом колёса начали буксовать и тронуться не удаётся, попробуйте стартовать со второй скорости.
- При наличии АКПП и режима зимы обязательно его включите.
- Большинство АКПП позволяют вручную включать вторую передачу. На ней и начинайте движение.
Разумеется, если на улице лёд, а колёса обуты в летнюю резину, ни о каких поездках и речи идти не может.
Движение
Теперь можно заняться вопросами движения по скользкой дороге, поскольку стартовать в итоге удалось.
Справиться с управлением своим автомобилем на скользком участке дороги может каждый, если действовать грамотно и придерживаться основных правил.
Речь идёт о выполнении таких рекомендаций:
- Поскольку дорога скользкая, то и вождение обязательно осуществляется при минимальных скоростях.
- Никогда не обращайте внимания на других. Каждый сам для себя решает, как ему ездить по очень скользкой дороге. У кого-то больше опыта, у других на колёсах стоят хорошие шипы, а некоторые и вовсе не понимают, к чему может привести их лихачество. Двигайтесь на той скорости, при которой вы чувствуете себя комфортно и безопасно.
- Всегда пристёгивайте ремни безопасности.
- Если собираетесь совершать манёвр, выполнять поворот, сигналы нужно включать заранее. Учитывайте, что другие автомобилисты находятся в аналогичных условиях.
- Никогда не выполняйте резких манёвров. Даже если случайно пропустили свой поворот, не тормозите педалью в пол. Это способствует потере управления. Плюс машины сзади банально не успеют затормозить.
- Всегда принимайте во внимание, что при движении по скользким городским дорогам меняется привычное управление автомобилем, тормозной путь может увеличиться в 2 раза.
Это элементарные правила, но о них большинство водителей почему-то забывают. Как результат, езда по скользкой и коварной дороге заканчивается авариями, вылетами, столкновениями. А всё из-за того, что водитель не рассчитал скорость и не учёл тормозной путь.
Как правильно тормозить
Некоторые удивятся, но из-за неправильного торможения на скользкой дороге происходит огромное количество аварий и ДТП. Поэтому правила выполнения этого манёвра нужно знать всем обязательно.
Специалисты дают несколько рекомендаций касательно того, как правильно тормозить при движении по скользкой обледеневшей дороге:
- Всегда заранее продумывайте торможения.
- Старайтесь увеличивать дистанцию до впереди идущего транспорта. Если сравнивать с ездой по сухим автодорогам, расстояние лучше сделать больше в 1,5-2 раза.
- Сбрасывайте скорость и увеличивайте разрыв между вашим автомобилем и впереди идущим, когда приближаетесь к перекрёстку.
- Заранее прогнозируйте, каким будет сигнал светофора при подъезде к нему.
- Если есть возможность, тормозите с помощью двигателя. Для этого нужно при включённой передаче отпускать педаль газа. Торможение мотором получается более плавным.
- Не используйте неоправданно низкие передачи, если решили тормозить двигателем.
- Старайтесь не совершать экстренное торможение, поскольку на скользкой дороге это в разы увеличивает шанс спровоцировать ДТП.
- В таких условиях тормозной путь становится закономерно больше. Многое ещё зависит от качества резины, но в лучшем случае разница составит несколько метров в сравнении с торможением по сухой дороге.
Ваша безопасность и безопасность других участников движения напрямую зависит от соблюдения правил езды в столь сложных погодных условиях.
Заднеприводный автомобиль хуже адаптирован к езде по снегу и льду, нежели переднеприводный. Поэтому часто владельцам авто с задним приводом вовсе не рекомендуют выезжать на дороги.
Это связано с тем, что ведущие колёса сзади, и они толкают машину. При переднем приводе ведущая ось находится впереди, и это способствует лучшему сцеплению с дорогой.
Как выполнять повороты
Самая неприятная и нежелательная ситуация для водителя машины на скользкой дороге — это занос. То есть срывает ось, и автомобилист частично или полностью теряет управление. А когда автомобиль неуправляем, последствия могут быть самыми разнообразными.
Чаще всего занос происходит именно при повороте на обледеневшей дороге. На этот счёт у автоинструкторов есть свой порядок и рекомендации. Чтобы выполнить правильный и безопасный поворот, следует придерживаться таких советов:
- Если дорога обледенела, тогда входить в поворот следует по максимальному радиусу, насколько это позволяет дорожная ситуация.
- Рассчитайте траекторию таким образом, чтобы вам не пришлось в какой-то момент резко подруливать.
- Ни в коем случае не жмите на педаль тормоза, будучи уже на вираже.
- Если в повороте нажать на тормоз, переднюю ось наверняка начнёт сносить.
- Нельзя двигаться накатом. Всегда оставляйте коробку в положении включенной передачи.
Только при условии выполнения всех этих требований и правил водитель может выезжать на скользкую дорогу.
При подготовке к первой зиме за рулём не лишним будет посетить курсы экстремального и контраварийного вождения.
Именно здесь специалисты могут показать и рассказать, как действовать в тех или иных ситуациях, не терять бдительность и всегда держать ситуацию под своим полным контролем.
Общие рекомендации
Есть ещё несколько очень важных правил и советов, без знания которых водителю нечего делать на зимних обледеневших дорогах.
- Импульсное торможение. Хуже гололёда может быть только гололёд, сверху которого припорошил небольшой слой снега. Зимние покрышки созданы так, чтобы цепляться за корку льда с помощью пятна контакта на липучках или за счёт шипов на шипованной резине. Если сверху льда присыпал снег и его укатали другие авто, эффективность липучек и шипованных шин заметно падает. В итоге резина начинает проскальзывать, не обеспечивая нужную степень контакта с покрытием. В этой ситуации эксперты советуют применять метод импульсного торможения. Он подразумевает короткие повторяющиеся нажатия на педаль тормоза. Буквально 4-5 нажатий. Это не позволяет срабатывать ABS, способной на льду увеличить тормозной путь в 2-3 раза. То, чего точно не нужно делать, так это втапливать педаль тормоза в пол. Тогда колёса просто блокируются, но авто продолжает движение, поскольку катится по льду, как на лыжах.
- Никакого лихачества. Да, есть профессиональные гонщики и спортсмены, способные выполнять невероятные трюки на льду. Но всё это нужно делать в условиях ограждённой трассы. К лихачеству относится превышение скорости, попытка намеренно уйти в занос, проскочить светофор на жёлтый и пр.
- Если у вас автоматическая коробка, выработайте привычку в зимний сезон постоянно держать ногу над педалью тормоза, а не над газом. Второй вариант применяется при езде по летним сухим дорогам. Это связано с тем, что интуиция при потере контроля заставляет жать педаль в пол. Поэтому владельцы авто с АКПП часто попадают в казусные ситуации, и вместо торможения начинают резкий разгон. В случае с механикой этот совет не так актуален.
- Движение по колее. При попадании в колею автомобиль часто начинает водить в стороны, причём скорость при этом может быть небольшая. Класть руку на руку при этом нельзя ни в коем случае. Придерживайтесь принципа уступающего руления, будучи в колее. Смысл в том, чтобы давать машине немного раскачиваться, но руль важно держать крепко. Столкнувшись с заносом задней части в колее на автомобиле с передним приводом, не жмите на тормоз. Здесь, наоборот, лучше немного прибавить газ. А если привод задний, тогда именно небольшое торможение поможет справиться с ситуацией.
- Не слушайте инстинкты. Это уже на случай, если машину занесло и контроль был утерян. В такой ситуации важно делать то, что на первый взгляд кажется противоестественным. Всегда старайтесь при заносе держать руль прямо или поворачивать в сторону заноса. При прямо выставленных колёсах авто быстрее остановит занос, машину перестанет крутить.
- Если машину сносит в правую сторону, руль следует повернуть не влево, а вправо. Как бы ни хотелось поступить иначе. Просто поверните руль и немного нажмите на тормоз. Тогда вес машины сместится к передней оси, и сцепление с покрытием восстановится.
Всё это актуально для заносов. То есть при попытке задней части как бы обогнать переднюю. Выполненный манёвр, описанный выше, создаёт противовес заносу.
Ездить зимой по скользким дорогам объективно опасно и достаточно сложно. Но при соблюдении правил и рекомендаций справиться со сложившимися условиями сможет каждый.
трогание на скользком покрытии, как трогаться на льду
Трогание на скользком покрытии
Начало движения автомобиля, то есть трогание, на покрытии с низким коэффициентом сцепления (лед, жидкая глина, изморозь на асфальте, масло и т. п.) приводит к срыву ведущих колес в пробуксовку. В такой ситуации машина может вести себя непредсказуемо, например резко изменить направление движения в сторону других машин, препятствий или пешеходов. Это очень опасно, если управляемые колеса повернуты в сторону. Кроме того, вывернутые колеса тормозят автомобиль и еще больше провоцируют пробуксовку.
Трогаясь на укатанном снегу, из-за которого скользкая дорога не сильно отличается от ледяной, особенно если используются шипованные шины, водитель может столкнуться с неприятным эффектом. Несколько оборотов колеса на месте способны снять тонкий слой льда и после касания твердого покрытия придать автомобилю резкий поступательный импульс. В итоге машина неожиданно прыгнет вперед (назад, если трогание совершалось при включенной задней передаче).
Чаще всего водитель допускает ошибку, когда выбирает обороты двигателя при трогании. Слишком сильно нажать педаль газа — значит, повысить обороты коленчатого вала двигателя и, как следствие, сорвать колеса в пробуксовку в момент отпускания сцепления (при механической коробке передач). На льду колесо, которое вращается на месте, разогреет верхний слой и превратит его в воду, но автомобиль не поедет, даже если нажать педаль газа до упора в пол.
Иногда водители хотят тронуться с места на скользкой дороге на колесах, поставленных непрямо. Их вводит в заблуждение руль в нулевом положении. На самом деле, он уже сделал полный оборот и колеса повернуты в сторону.
Когда под Вами — скользкая дорога, — применяйте следующие рекомендации. Старайтесь не допускать пробуксовки колес при трогании с места. Нажимайте педаль газа плавно, так же плавно отпускайте педаль сцепления. Слушайте обороты двигателя, следите за показаниями тахометра. Начинайте движение при оборотах, минимально необходимых для того, чтобы преодолеть инерцию покоя автомобиля. Для этого используйте так называемую задержку сцепления: не отпускайте педаль сцепления до конца, зафиксируйте ее наполовину нажатой в точке трогания. Следите за тем, чтобы управляемые колеса были поставлены прямо (если потребуется, выйдите из машины и проверьте). Что бы ни случилось, в любой ситуации наши специалисты по выездной тех помощи на дорогах москвы приедут и окажут необходимую помощь.
После дождя грунтовая дорога скользкая
Скользким бывает не только лёд или укатанный снег. Зачастую после дождя грунтовая дорога скользкая настолько, что автомобиль безнадёжно буксует, и без посторонней помощи не обойтись. Необходимо понимать элементарную кинематику подвески автомобиля. Когда включается сцепление, максимально загружаются задние колеса, затем обратным образом реагирует подвеска: через несколько мгновений после начала движения задние колеса уже разгружены. В этот момент и происходит пробуксовка. Управляя машиной с приводом на передние колеса, лучше применять двойной выжим сцепления. Отпустив педаль в первый раз, то есть включив сцепление, вы разгрузите передние колеса, так как инерция покоя потянет автомобиль назад. Включив сцепление повторно тогда, когда машина на элементах подвески качнется вперед, вы подадите на колеса тягу. Из следующей главы можно будет узнать как научиться выполнять остановку и начало движения (трогание) на подъеме и что такое система помощи при трогании на подъеме hsa (hac).
И еще. В начале движения на скользкой дороге (на покрытии с минимальным коэффициентом сцепления) профессионалы рекомендуют применять следующие приемы:
- трогайтесь с места на второй или даже на третьей передаче, чтобы снизить начальную тягу;
- затягивайте стояночный тормоз до половины, чтобы уменьшить вращательный импульс, который передается на ведущие колеса;
- в момент трогания несколько раз осторожно и плавно включите сцепление при постоянных оборотах двигателя;
- попробуйте тронуться на падающих оборотах двигателя: поднимите показания до 1500-2000 об/мин и одновременно (но плавно) отпустите педали сцепления и газа.
Разгоняясь на снегу, можно допустить небольшую пробуксовку (чего нельзя сказать про лед): она очистит протектор колес от снега. Если же автомобиль не ускоряется, сбросьте газ, затем снова плавно увеличьте тягу.
Как трогаться на льду
Что касается самого старта, то зимой избежать пробуксовки ведущих колес на льду непросто. Особенно опасна она при выезде со стоянки, когда зазоры между припаркованными автомобилями минимальны и есть риск задеть соседей, так как автомобиль в такой момент плохо слушается руля.
Вот безопасная тактика того, как трогаться на льду:
- выжимайте педаль сцепления;
- включите вторую передачу;
- увеличьте обороты двигателя до 1500 об/мин;
- плавно отпуская сцепление, следите, чтобы обороты не падали ниже критических, чтобы двигатель не заглох, а ведущие колеса не сорвались в пробуксовку;
- в точке трогания на несколько секунд задержите педаль сцепления и убедитесь, что автомобиль начал движение;
- после успешного трогания действуйте в обычном порядке.
Если вы уверены, что вам не хватит навыков тронуться на льду, запаситесь временем, терпением и потренируйтесь. Желательно, чтобы вокруг не было других автомобилей, а также посторонних, поскольку советы бывалых не дадут вам сконцентрироваться. Добейтесь плавности, не допускайте пробуксовки колес. Запомните свои действия, привыкните к правильному положению педалей сцепления и газа, при котором создается баланс между тягой, подаваемой на колеса, и минимальными оборотами двигателя, необходимыми для обеспечения уверенного старта.
Разгоняясь на льду, применяйте ступенчатое увеличение тяги. Нажмите педаль газа на 10-15% и удерживайте несколько секунд. Убедитесь, что обороты двигателя увеличиваются, пробуксовки нет, а автомобиль разгоняется. Увеличьте тягу еще на 5-10% и продолжайте разгон тем же способом. Если пробуксовки избежать не удалось, сразу же выжмите сцепление и отпустите педаль газа, чтобы колеса не успели зарыться в снег. Попробуйте начать все сначала. В случае многократных неудачных попыток подсыпайте под ведущие колеса песок или грунт, за городом уложите еловый лапник. На худой конец можно измельчить лед под колесами острым предметом, чтобы превратить его в снежно-ледяной порошок.
А как быть с автоматом? Автоматические КПП подают на ведущие колеса равномерный крутящий момент, который соответствует каждой передаче. Делают они это плавнее, чем водители, управляющие подачей топлива с механической КПП. Именно потому, что, управляя автомобилем с АКПП, практически невозможно перекрутить мотор, то есть превысить обороты коленчатого вала выше тех, что присущи той или иной передаче, так как коробка сама переключит передачу ступенью выше, процесс трогания на льду с автоматом заметно упрощается. У многих современных АКПП существуют режимы, которые ограничивают переключение передач вверх, а также фиксируют включение той или иной передачи. В таком случае можно жестко зафиксировать включение второй, имитируя действия с механической КПП.
Некоторые современные автомобили комплектуются специальными системами, которые облегчают процесс управления на неустойчивых покрытиях. Такие системы помогают трогаться на песке, снегу, льду и т.п. Изучите инструкцию по эксплуатации автомобиля и попробуйте использовать его электронные системы в различных комбинациях.
Скользкая дорога — Вождение
Некоторые водители вспоминают о методах управления автомобилем на скользкой дороге только зимой. А дорога часто бывает скользкой и тогда, когда в жаркие дни вяжущее вещество выступает на поверхность асфальтобетонного покрытия, когда в утренние часы на дорогу садится туман, когда начинается дождь и на проезжей части образуется смесь из воды, материала износа шин и покрытия, а также масла из автомобилей (в результате получается лучшая смазка, какую только можно придумать), когда автомобиль движется по деревянному настилу моста, мокрому от брызг, когда вы проезжаете мимо градирен, таких огромных и величественных, но орошающих все вокруг миллиардами мельчайших брызг, когда попадаете на булыжную или клинкерную мостовую, особенно во время дождя.Но опытные водители знают различия в скользкости покрытия дороги зимой, летом и осенью и соответствующие тонкости управления автомобилем. На этих тонкостях мы остановимся ниже, а пока рассмотрим некоторые теоретические предпосылки скользкости дорожных покрытий.
Автомобиль контактирует с покрытием дороги через колеса. Сцепные качества дорожного покрытия оцениваются коэффициентом сцепления с дорогой, который в общем виде выражается отношением тяговой силы к нормальной реакции на колесо. Этот коэффициент зависит от многих факторов: от состояния дорожного покрытия, скорости движения транспортного средства, степени изношенности рисунка протектора шины и др. Примерные значения коэффициента сцепления шин с дорогой для различного состояния дорожных покрытий следующие: сухой асфальтобетон 0,6…0,7, укатанный снег 0,2, гололед 0,1. Это значит, что при торможении в условиях гололеда силы сцепления будут примерно в 5 раз меньше, чем в обычных условиях. При увеличении скорости движения транспортного средства коэффициент сцепления почти на всех типах покрытий, как правило, снижается.
Длина тормозного пути изменяется обратно пропорционально коэффициенту сцепления. На одном и том же участке улицы или дороги в осенне-зимний период под влиянием атмосферных факторов тормозной путь увеличивается по сравнению с летним (сухим) периодом примерно в 3…4 раза. Так, тормозной путь легкового автомобиля, останавливаемого при скорости 50 км/ч, составляет ориентировочно: на сухом асфальтобетонном покрытии 20 м, на мокром 30, на дороге, покрытой укатанным снегом 60 м, на обледенелой дороге 120 м. Следовательно, дистанции и интервалы между транспортными средствами должны при движении по скользкой дороге увеличиваться с учетом скорости движения и возможности остановить транспортное средство.
Условием активного движения (трогания с места) и безопасной остановки автомбиля является соотношение, при котором тяговая сила Рк будет меньше, чем сила сцепления, т.е. произведение нормальной реакции Ск на колесо на коэффициент сцепления. И во избежание заноса в поперечном направлении, а также для обеспечения достаточного торможения необходимо, чтобы тяговая сила была всегда меньше силы сцепления. Иначе при попытке тронуться с места колеса буксуют. При торможении же колеса блокируются, и автомобиль продолжает двигаться по покрытию автомобильной, дороги поступательно (юзом) или вбок (занос).
Во время движения возможно устойчивое, неустойчивое и опасное соотношение тяговой силы и силы сцепления в зоне силового замыкания шины с дорогой. Когда сила сцепления превышает силу тяги в поперечном или продольном направлении, движение устойчиво. Если эти силы равны, то движение неустойчиво. Если же сила тяги больше силы сцепления, движение становится опасным, так как шины автомобиля уже больше не цепляются за покрытие дороги.
В первом случае для продольного торможения достаточно лишь части силового замыкания шины с дорогой и потому для сопротивления силам, действующим на автомобиль в поперечном направлении, остается достаточная часть силового замыкания. При неустойчивом состоянии, когда силовое замыкание расходуется в основном на продольное торможение, автомобиль может занести и при сравнительно небольшой поперечной силе. На очень скользком покрытии все силовое замыкание уходит на интенсивный разгон или торможение и автомобиль уже ничто не удерживает от движения вбок.
Однако занос может быть и… полезным. Полезным заносом пользуются зимой при развороте на узкой улице. При известной сноровке можно мгновенно выбрать скорость, подходящую для входа в этот занос, и начало обратного выкручивания руля. Существует много способов, но каждый из них требует тренировки.
Все заносы основаны на одном принципе — переход вращательного движения колес в скольжение. Этого можно добиться многими способами: блокировкой колес, резкое прибавление газа (на повороте особенно опасно), резкие повороты рулем. Но одно дело, когда вы знаете, что сейчас будет занос, совсем другое, когда вы не подготовлены.
Разберем причины, которые вызывают заносы (для простоты будет называть вредные заносы просто заносами).
Отчего могут возникнуть заносы в городе:
столкновение с препятствием, наезд на предмет с низким коэффициентом сцепления, попадание на отрезок дороги с низким коэффициентом сцепления и боковым ветром, резкое торможение, несоответствие выбора скорости для данного поворота и условий.
Особенно опасен наезд на препятствие под углом, даже на малой скорости. Например, на бордюр, рельс. В этом случае нельзя тормозить, нужно прибавить газу и преодолеть препятствие. В противном случае, если вы тормознете, ваш автомобиль просто развернет боком — и ваше счастье, если сзади нет автомобилей.
А на повороте опасен наезд на любой предмет: кусок картона, тряпка, кусочек металла — все это может помешать. И не только помешать, но и привести к заносу.
Может возникнуть занос и около стройплощадок, где обычно очень вязкая и липкая грязь, с чрезвычайно низким коэффициентом сцепления. Но если вы, снизив скорость, преодолели этот участок, опасность еще не миновала. На колеса вашего автомобиля налипла грязь, а при торможении она может сыграть роль ледяной дорожки.
Анализ дорожно-транспортных происшествий, происходящих с легковыми автомобилями, выявил, что 49,6% из них произошли на мокрой, грязной или скользкой дороге летом. Исследования показали также, что минимально преемлемым с точки зрения безопасности движения коэффициентом сцепления влажного дорожного покрытия, находящегося в эксплуатации, является 0,4 (при скорости движения траспортного средства 40 км/ч). Участки со значением коэффициента сцепления 0,4…0,3 потенциально опасны и требуют улучшения их сцепных качеств. Участки со значением коэффициента спепления 0,3 и ниже следует считать особо опасными, требующими немедленного восстановления шероховатости дорожного покрытия.
В процессе эксплуатации дорожного покрытия из-за разных причин (износ, замасливание, загрязнение, излишнее количество битума, полировка каменных частиц под влиянием трения) сцепные качества его ухудшаются. Если такое покрытие увлажнить (дождь, поливка), то скользкость его настолько возрастает, что движение становиться опасным. Большое значение в изменении сцепных качеств дорожных покрытий имеет интенсивность движения. Например, в Москве, на Лениградском проспекте, у станции метро «Сокол», где интенсивность движения весьма велика, коэффициент сцепления асфальтобетонного покрытия во влажном состоянии равен 0,23 (т.е. немного выше, чем при гололеде).
Такой же коэффициент сцепления наблюдается на цементобетонном покрытии на Ленинском проспекте.
В отдельных случаях повышенной скользкостью обладают и новые покрытия, главным образом построенные недоброкачественно, с нарушением норм дозировки вяжущего вещества, как это было на одной из улиц, где на вновь построенном асфальтобетонном покрытии в результате избытка вяжущего вещества коэффициент сцепления составил всего 0,24.
Как предотвратить занос? Для предотвращения заноса следует избегать резких приемов управления не только педалью тормоза, но и рулевым колесом, и педалью управления, и сцеплением. Опасны одновременное торможение и поворот управляемых колес. Тормоза для движения на скользкой дороге должны быть отрегулированы особенно тщательно, чтобы торможение всех колес автомобиля происходило одновременно. В противном случае неизбежно возникновение заноса. Современные автомобили снабжены усилителями тормозов. Опытным водителям можно порекомендовать отключать на зиму усилитель, так как при этом обеспечивается более «чуткое» торможение.
Несколько слов о шинах. На скользкой дороге (заснеженной или обледенелой) хорошее сцепление передних управляемых колес имеет большое значение для безопасной езды, поэтому необходимо, чтобы на передних колесах были менее изношенные шины.
Особенно вредно ездить зимой на спущенных шинах: в условиях холода резина под влиянием сильных деформаций легко трескается. Ставя на ночь автомобиль, необходимо посмотреть не оказались ли его колеса в лужах талой воды. К утру шины вмерзнут в лед (пусть на незначительную глубину), что совсем не способствует повышению их долговечности.
Хорошие водители никогда не уповают только на шины, каким бы рисунком протектора они не обладали. Даже самые новые шины с самым совершенным рисунком протектора порой не могут обеспечить нужного сцепления с зимней дорогой. Представьте, что вы забуксовали в снегу. Чтобы выбраться из снега, необходимы лопата и подсобные материалы для прекращения буксования задних колес. Многолетняя практика лучших водителей свидетельствует о том, что правильная оценка дорожных условий, умелое применение надлежащих приемов управления, своевременный контроль технического состояния автомобиля, четкое и неуклонное выполнение требований Правил дорожного движения позволяют уверенно водить автомобиль и по скользким дорогам.
Диагностика скользкости. Важность предварительного визуального распознавания скользкости объяснять нет необходимости. Человек с нормальным зрением почти всегда определит скользкую поверхность, но при этом не сможет сказать, насколько она опасна. Как же определить способность автомобиля устойчиво двигаться по скользкой дороге или, иными словами, как установить, насколько велико силовое замыкание в зоне контакта шин с покрытием? Если дорога свободна, то можете попробовать с помощью тормозов, резко нажав на педаль тормоза. При этом необходимо следить, чтобы ни одно из заторможенных колес не сорвалось в юз. И коль скоро это произошло, нужно очень аккуратно преодолевать данный участок.
Если на дороге имеются еще и другие автомобили и торможение, даже небольшое, может «напугать» их водителей, следует попробовать резко нажать на педаль управления подачей топлива. Если ведущие колеса «сорвутся» в пробуксовку, необходимо немедленно уменьшить подачу топлива и подкорректировать (при условии небольшого заноса) направление движения при помощи рулевого управления. Этот метод возможен в том случае, когда до впереди идущего автомобиля есть безопасный интервал. При его отсутствии нужно пробовать скользкость рулевым колесом, резко повернув его в сторону и после вернув его в исходное положение. Если автомобиль сделает «рыскающее» движение, то силовое замыкание есть. Если же он не «откликнется» на поворот рулевого колеса, будьте внимательны, так как силовое замыкание отсутствует. В таких условиях автомобиль может не послушаться рулевого управления и тормозов (стояночного и рабочего).
В том случае, когда силовое замыкание нарушается внезапно и автомобиль неожиданно перестает слушаться рулевого управления и тормозов, очень важно определить момент перехода в неуправляемое состояние как можно раньше. И вот тут-то вам может помочь ваш вестибулярный аппарат. Сущность определения силового замыкания при помощи вестибулярного аппарата заключается в следующем: при изменении направления движения автомобиль движется по какой-то криволинейной траектории. При этом возникает центробежная сила, которая действует на автомобиль и на людей, сидящих в нем. Но чувствовать эту силу можно только тогда, когда и водитель, и автомобиль сопротивляются ей. В противном случае (т.е. если в зоне контакта шины с дорогой сопротивления не будет) автомобиль будет скользить до тех пор, пока эта центробежная сила не исчезнет.
В тот момент, когда автомобиль перестает скользить, жидкость в каналах отолитова органа (слухового аппарата) начинает действовать на расположенные в нем нервные окончания. Это вызывает у водителя непривычное беспокоящее чувство, а у пассажиров — неприятное ощущение, головокружение, тошноту. Вы должны это чувство использовать в качестве индикаторного устройства для определения надежности силового замыкания. Но если перемещение зрительно наблюдается, а перегрузок нет, это означает первый сигнал тревоги. Так как для скольжения в поперечном направлении у автомобиля есть очень небольшой запас (примерно по 0,7 м с каждой стороны полосы движения), то допускать такое скольжение нельзя. Это может привести к дорожно-транспортному происшествию.
То же самое происходит и при скольжении вперед. Всегда найдется объект на дороге, который окажется тем камнем преткновения, который позволит двигаться дальше только в направлении ремонтной мастерской и больницы. В тот момент, когда автомобиль начнет «рыскать», а вы как бы перестаете чувствовать нагрузки из-за перемещения (появляется чувство невесомости), знайте — автомобиль начинает скользить. Этот момент вы должны научиться определять как можно раньше.
Как трогаться на льду. Особую приспособляемость к гололеду водитель должен проявлять при трогании с места. Опытный водитель, зная, что чем ниже передача, тем больше крутящий момент, подводимый к колесам в зоне контакта шин с дорогой, и, следовательно, тем больше тяговая сила, не будет трогаться на льду с первой передачи, а только со второй или даже с третьей. Окружная скорость колеса при включении первой передачи невелика, поэтому при частоте вращения коленчатого вала двигателя 4000 об/мин и частоте вращения ведущих колес 40 об/мин соотношение между ними равно 100. При таком соотношении водителю очень трудно определить, когда произойдет «срыв» в буксование.
Другое дело, если включена прямая передача. При частоте вращения коленчатого вала двигателя 4000 об/мин колесо будет иметь частоту вращения 800 об/мин (при передаточном числе заднего моста 5). В данном случае и двигателю стало трудней. Он начинает останавливаться. И вот опытные водители находят на второй или на третьей передаче тот наиболее выгодный момент когда двигатель как бы сам начинает приспосаблива к условиям в зоне контакта шины с дорогой. Такой касается и трогания с места на дороге, покрытой глиной или уплотненным снегом, или на дороге с грязным покрытием.
Основной закон при трогании с места на обледенелом покрытии дороги — не допускать буксования. Для этого необходимо очень плавно отпускать педаль сцепления и останавливать ее тогда, когда наступает равенство передаваемого через сцепление крутящего момента и момента сопротивления, который реализуется в зоне контакта шин с дорогой. После этого либо надо слегка отпустить педаль сцепления, либо педаль управления подачей топлива. При этом в системе двигатель — сцепление — колесо — дорога создаются такие условия, при которых буксования никогда не будет.
Чтобы научиться этому, нужно в свободных условиях (при отсутствии посторонних глаз, так как они «сужают» время, отводимое на тренировки, из-за советов бывалых) найти свое «Я» для данного автомобиля, шин и гололеда. Несколько тренировок — и вы сможете трогаться без буксования даже после остановки на крутом подъеме.
Как тормозить на льду. При движении по льду лучше вообще не пользоваться тормозами, чтобы замедлить движение, и пользоваться ими лишь в момент окончания остановки. Почему? Попробуем объяснить. Если при движении по дороге с сухим асфальтобетонным покрытием коэффициент сцепления шины с покрытием равен 0,6 и тормозной путь составляет, скажем, 6…10 м, то в условиях гололеда (коэффициент сцепления равен 0,1) такой маневр при той же скорости будет происходить на протяжении 20…30 м. Вы спросите, почему тормозной путь при гололеде увеличивается не в 6 раз, а только в 3 раза? Дело в том, что при торможении на сухом покрытии траектория движения автомобиля прямолинейна и все силовое замыкание расходуется в продольном направлении. При торможении же на гололеде траектория чаще всего криволинейна и поэтому фактический путь торможения значительно больше, чем измеренный по Прямой. Советуем водителям при разборе причин и экспертных данных о дорожно-транспортных происшествиях обращать на это внимание, так как это будет влиять на определение исходной скорости, с которой началось торможение автомобиля.
На практике это может выглядеть следующим образом. Водителю предъявляют расчетные данные о том, что он, судя по тормозному пути, измененному по прямой, ехал со скоростью 30 км/ч и при этом имел реальную возможность остановиться, чтобы избежать наезда. Водитель же точно помнит, что скорость была не ниже 45…50 км/ч, но доказать он этого не может. И только грамотная автотехническая экспертиза, принимающая во внимание не прямолинейное, а зигзагообразное движения автомобиля при торможении (следы которого трудно обнаружить на льду), сможет обосновать истинную первоначальную скорость и тем самым подтвердить правдивость показаний водителя. Не рекомендуется водителю двигаться в условиях гололеда со скоростью выше 40 км/ч, а данный случай рассмотрен как пример движения по внезапно появившемуся участку со скользким покрытием. Применение колесных тормозов в условиях гололедицы практически равносильно движению со сброшенным газом, так как небольшое силовое замыкание между шинами и дорогой не позволяет использовать всю мощность тормозов. Постарайтесь выбирать такие скорости и интервалы между автомобилями, чтобы избежать внезапного торможения. Если вы видите, что автомобиль, идущий за вами, не выдерживает необходимую дистанцию, мигните ему габаритными огнями, чтобы он отстал. Этим вы застрахуете себя от удара сзади, хотя вы за это и не отвечаете.
А как быть, если вы двигаетесь со скоростью 100 км/ч по свободной дороге и вдруг видите, что впереди короткий мокрый участок и до него остались считанные метры? Тормозить? Разогнаться или объезжать? Ни то, ни другое, ни третье! Необходимо, чтобы автомобиль прошел по этому участку «очень плавно», без изменения режима движения.
Но как же все-таки быть, если на скользкой дороге вдруг потребуется замедлить движение или остановиться? Наш основной совет — не тормозите резко, это не только бесполезно, но и опасно. Общеизвестно, что пользование тормозами характеризует квалификацию водителя. Чем меньше и более плавно вы тормозите, тем лучше научились определять режим движения, тем выше ваша квалификация.
В основном выбор режима движения зависит от определения дорожных условий и транспортных ситуаций, т.е. от правильного определения таких факторов, как расстояние до дорожного закругления и скорость для движения по нему без заноса, как число автомобилей и их скорость перед обгоном, как включенный и ожидаемый сигнал светофора и т.п. Избегая излишнего торможения, вы, кроме всего прочего, значительно уменьшите свое психическое напряжение, расход топлива и износ деталей автомобиля, обеспечивающих безопасность движения.
Первый вид плавного торможения — замедление, дросселирование, т.е. прикрытие или даже полное закрытие дросселя карбюратора при помощи педали управления подачей топлива. При таком маневре сцепление включено, двигатель соединен с трансмиссией. В обычных условиях включают прямую передачу, а в горных (при спусках) желательна та передача, на которой водитель полагал бы въезд на данный подъем.
Если нужно остановиться несколько быстрее, чем при простом дросселировании, следует, не выжимая сцепления, плавно нажать на педаль тормоза и делать пружинящие движения. Затем во избежание остановки двигателя выжать педаль сцепления, дав возможность двигателю работать на малых частотах вращения. Данный способ, как правило, применяется в обычных условиях на горизонтальной дороге и при скорости до 60 км/ч.
При скорости выше 70 км/ч можно воспользоваться другим, более сложным способом. Левая нога плавно нажимает на тормозную педаль, а правая — на педаль управления подачей топлива таким образом, чтобы колеса не срывались в юз и в буксование. Этим методом могут пользоваться только более опытные водители одиночных (без прицепа) автомобилей и в тех дорожных ситуациях, когда необходимо очень плавно проехать по гололеду мимо стоящих автомобилей и групп людей, которые поняли опасность и не изменяют своего положения. В противном случае и этот метод не поможет.
Опытные водители могут тормозить и при отключенном двигателе, но для этого нужно тренировать свои ноги и вестибулярный аппарат. При данном методе необходимо прерывисто нажимать на педаль тормоза, с каждым нажимом увеличивая и нагрузку, и интенсивность ее приложения. Такой метод торможения почти полностью гаранртирует колеса автомобиля от юза. На педаль необходимо нажимать не менее 3 раз.
Данный метод прерывистого нажатия на педаль тормоза особенно эффективен при торможении на дороге с небольшими скользкими участками. На таких участках наглухо приторможенное колесо, попав на скользкое место, перестает вращаться. Водитель же, не чувствуя этого (так как автомобиль движется по первоначальному направлению), еще сильнее нажимает на педаль. В результате колесо продолжает идти юзом, даже попадая на сухое и чистое покрытие. При прерывистом торможении у водителя значительно обостряется чувство замедления, так как при каждой качке он ощущает, какое усилие можно приложить к педали без опаски.
Несколько слов о скользящем и катящемся колесе. У скользящего колеса зона контакта шины постоянна, поэтому на сухом покрытии шина нагревается и теряет свои фрикционные свойства. Это одна из причин увеличения тормозного пути. На мокрой и обледенелой дороге скользящее колесо как бы глиссирует на водяной пленке и воздушной подушке (из-за рисунка протектора шин). О нормальном пути торможения не может быть и речи, не говоря уже о том, что автомобиль становится неуправляемым.
При вращающемся же колесе протектор шины все время встречается с новыми участками дорожного покрытия, обладающего различными сцепными свойствами. Частичное проскальзывание наблюдается и в этом случае, но полного скольжения нет.
Мы рассказали о том, как тормозить на скользкой дороге. Теми же методами с еще большим успехом можно воспользоваться и при обычном состоянии покрытия.
Движение по льду в снежной траншее. Опытные водители при движении по обледеневшей загородной дороге, по бокам которой образовались валы уплотненного или рыхлого снега, при заносе поступают обычно так. Снижают скорость и притирают автомобиль к снежному бордюру. Притирать лучше заднюю часть автомобиля. Только в этом случае вы не упретесь «случайно» в надолб ограждения, который замаскирован под снегом. Притеревшись, можно затем разгоняться и выезжать на центр (осевую линию) двухполосной дороги, но при условии отсутствия встречных автомобилей.
Лучше всего на подобных загородных дорогах ехать по центру и спускаться вбок только при встречных разъездах. На таких дорогах можно применять шины с шипами, но только для удержания автомобиля на заданной полосе, а не для торможения.
На шины надейся, но сам не плошай. Шины с шипами применяются в Швеции, где число дней с гололедом около 90, в ФРГ 30 дней, в некоторых странах Запада 15 дней, в Голландии 5 дней. Так стоит ли устанавливать шины с шипами? Не лучше ли потерять 10… 15 мин на маршруте?
И потом, так ли уж эффективны модные безопасные шипованные шины. Опытные водители надевают такие шины только, если придется ехать по гололеду в течение почти всего маршрута или на горных перевалах, где съезд с дороги грозит падением в пропасть, и тому подобное. Позволяют ли шипованные шины увеличивать скорость на гололедных участках в сравнении с нешипованными? Да, позволяют. И хотя выигрыш в скорости очень небольшой, иногда незаметный, а вот безопасность при одной и той же скорости повышается. Автомобиль лучше держит заданную водителем траекторию.
Уберегут ли вас такие шины от дорожно-транспортного происшествия? Поначалу кажется, что да, абсолютно, и у водителя возникает уверенность, что теперь он «король дороги». Но на обледеневшей дороге это касается только передней части его автомобиля. В заднюю часть автомобиля «нешипованные» коллеги будут ему бить почти на каждом перекрестке. Поэтому шипованные шины не следует применять в городе, так как позади вас всегда будут автомобили с обычными шинами. При движении по дороге на автомобиле с шипованными, шинами водителю нужно тормозить с учетом возможных маневров других автомобилей. Ведь удар в заднюю часть автомобиля иногда приносит больше бед, чем лобовой удар.
Автор еще в 1960 г. провел исследования по эффективности применения шипованных шин. Было исследо-ванно движение на ледяном поле стадиона, укатанном снегу в открытом поле, рыхлом снегу в лесу, по тонкому слою укатанного снега на асфальтобетонном покрытии, по чистому цементо-, асфальтобетонному и щебеночному покрытию. Исследовались три основных маневра: разгон, торможение и маневрирование автомобиля на закруглении. Что же показали исследования?
При разгоне по ледяной поверхности, укатанному и даже рыхлому снегу шипованные шины имеют небольшое преимущество перед обычными. При трогании с места на цементно- и асфальтобетонном покрытии различия вообще нет, и шипованные шины иногда пробуксовывают, царапая дорожное покрытие. Глубина бороздок достигает 2,5…4,0 мм.
При торможении на дороге, покрытой льдом, тормозной путь у автомобиля на шипованных шинах уменьшается на 20…25% по сравнению с обычными. На укатанном снегу их преимущество составляет всего 5… 10%, а на рыхлом снегу тормозной путь обеих шин почти одинаков. Преимущество шипованных шин наблюдается лишь при условии образования под снегом корки льда. Но и в этом случае оно незначительное. При торможении на чистых сухих асфальто- и цементобетонном покрытиях с неблокированными колесами автомобиля и при небольшой интенсивности замедления различий в тормозном пути обеих шин не наблюдается.
Иначе обстоит дело с блокированными колесами.
Тормозной путь на асфальтобетонном покрытии у автомобиля с шипованными шинами на 20% больше, чем с нешипованными.
При движении на закруглении малого радиуса, расположенного на спуске или подъеме и имеющем значительный поперечный уклон, при невысокой скорости шины дают преимущество, обеспечивая более надежное движение. При скоростях движения, равных предельным на сухом покрытии дороги, шипованные шины ведут себя, как обычные.
Когда водитель не узнает своего автомобиля. Даже самый опытный водитель при движении по очень скользкому ледяному покрытию, т.е. при движении очень напряженном, иногда начинает чувствовать, что автомобиль как-то не слушается его. Объясняется это просто. Направление движения управляемых колес автомобиля корректирует дорога. Если на сухом асфальто- и цемен-тобетонном покрытии небольшой камень или неравномерность поперечного уклона дороги не оказывали влияния на направление движения автомобиля, задаваемое водителем, то при гололеде бороздки застывшего льда или снега, попавшие даже под одно колесо, уводят автомобиль в сторону.
Водителю в этом случае не следует сразу же корректировать направление движения рулевым колесом. Надо подождать, когда кончится это возмущение, так как обычно оно непродолжительно, и автомобиль затем сам занимает предназначенную ему полосу движения. «Гололедные» участки часто доставляют опытным водителям немало неприятных минут, поскольку у них возникает сторожевое недоверие к управляемому автомобилю. Водителю кажется, что это не его автомобиль и что на нем невозможно ехать.
«Чужой» по методам управления автомобиль вызывает у водителя чувство «липкого страха», неудовлетворенности поездкой и всем окружением на дороге. И, несмотря на то, что виновата дорога, водитель все свое внимание сосредоточивает на автомобиле, фиксирует все его недостатки, хотя знает, что их совершенно не прибавилось. В данном случае шипованные шины значительно повышают надежность движения и уверенность управления автомобилем.
Если у шин отсутствуют шипы, управление автомобилем сильно утомляет водителя, а суммирующееся раздражение может привести к необдуманному маневру и, как правило, к дорожно-транспортному происшествию.
Движение на скользкой дороге | AVTONAUKA.RU
С чем обычно ассоциируется скользкая дорога?
Первое, что приходит в голову – это зима, снег, гололед. Но это не все. Дождь туман, утренняя роса покрывают дорожное полотно тонкой водяной пленкой, а для резины, как известно, вода – лучший смазочный материал.
Какой можно сделать вывод? Дождь, снег, туман, роса – это атмосферные осадки, а это означает, что выпадение любых осадков делает дорогу скользкой и, соответственно, опасной. Разница лишь в том, что величина опасности меняется в разное время года. Обледенелая дорога зимой более опасна, чем мокрая от дождя или тумана – летом.
Но и в теплое время года не стоит расслабляться. Дорожная пыль и грязь с дождевой водой образуют что-то вроде скользкой прослойки, которая снижает сцепление колес с дорожным покрытием. Очень коварны места пересечения асфальтированной дороги с грунтовой. На таких перекрестках очень часто остаются глина, песок, земля. А во время дождя эта дорожная «смесь» раскисает, что делает ее скользкой и опасной.
Поздней осенью, многие, наверное, замечали, когда температура воздуха держится около нуля, лужи на дороге еще не успевают замерзнуть — их постоянно «раскатывают» колесами машин. Но за лужами, где остаются мокрые следы от шин, образуется наледь, порой, очень длинная. Это тоже довольно опасный участок, особенно, если наледь образовалась на повороте.
Ранней весной ситуация почти аналогичная. Днем на солнце снег и лед начинают таять – на дорогах появляются лужи. К ночи или к утру опять наступают заморозки и дорога снова превращается в каток. Подобных примеров можно привести множество, но всех их объединяет одно – на таких участках скользко.
Чем опасна скользкая дорога? Автомобиль контактирует с дорожным полотном через колеса, и ведет себя одинаково как на сухом асфальте, так и на скользкой дороге. Машину очень легко пустить в занос на абсолютно сухой дороге, но для этого придется как следует разогнаться. А на скользком покрытии контакт колеса с дорогой потеряется при значительно меньшей скорости, чем на сухой дороге. Колеса начнут скользить, автомобиль будет уже двигаться по инерции и потеряет управление.
Главная задача водителя на скользкой дороге – не допускать скольжения колес. Это касается и трогания с места, и движения, и торможения. Теперь о каждом случае подробнее.
Трогание с места на скользкой дороге.
До начала трогания необходимо выровнять передние колеса автомобиля. Первый оборот ведущих колес должен произойти без пробуксовки или с очень маленькой пробуксовкой. Такое трогание «в натяг» достигается на минимальных устойчивых оборотах с обязательной задержкой педали сцепления в точке схватывания.
Если колеса пробуксовали, то это значит, что вы поторопились и тронуться по нормальному, скорее всего, не получится. Нужно будет выключить сцепление и повторить попытку заново.
При трогании необходимо учитывать механизм загрузки-разгрузки автомобиля по осям. На заднеприводном автомобиле при первом импульсе (включении сцепления) загружаются задние колеса, затем происходит их разгрузка из-за реакции подвески. Этот момент чаще всего способствует пробуксовке. Поэтому, чем плавне отпускаем сцепление, тем лучше.
На автомобиле с передним приводом желательно делать двойной выжим сцепления. Первым включением сцепления разгружаются передние колеса, и автомобиль чуть качнется вперед, затем быстро еще раз выжимаем педаль и снова отпускаем до момента схватывания — теперь на них подается тяга как раз в тот момент, когда автомобиль уже качнулся, и автомобиль трогается.
Движение на скользкой дороге.
Как только автомобиль наберет необходимую скорость, следует (по возможности), поддерживать ее постоянной. Для чего это нужно? Если вы находитесь на свободной дороге, то скорость незачем менять просто так. Чем меньше манипуляций за рулем делает водитель, тем стабильнее и безопаснее движение автомобиля. Безопаснее потому, что срыв колес в скольжение возможен только во время разгона или торможения. А если при этом еще дернуть руль, то занос обеспечен.
Поэтому двигаться лучше всего с постоянной скоростью и не допускать резких движений рулем, как на скользкой дороге, так и на обычной сухой. Другое дело, если изменение скорости или направления требуют правила или дорожная обстановка. Здесь нужно быть очень внимательным и осторожным — заранее снизить скорость, приготовиться к маневру и выполнить поворот на ровном «газу».
Еще один нюанс при въезде на скользкий участок. Если, например, внезапно сухой участок дороги сменился ледяной коркой (в начале текста оговорен подобный случай при выезде из лужи), следует продолжать движение на той же скорости, как ни в чем не бывало. Торможение и руление в данном случае могут привести к скольжению колес.
А если в такой ситуации необходимо будет повернуть, то к повороту следует приготовиться заранее (замедлить автомобиль и переключиться на пониженную передачу).
Торможение на скользкой дороге.
Как тормозить на скользкой дороге. Главное правило при торможении на скользкой дороге — это не допустить блокировки колес и тем самым сохранить управляемость автомобиля. Наиболее действенный способ на прямой линии — это импульсное торможение на включенной передаче. Если замедление автомобиля недостаточно, можно переключиться на низшую передачу и помочь торможению двигателем, но сделать это нужно так, чтобы переключение не вызвало рывок автомобиля.
Автоматическая коробка передач легко позволит переключиться без рывка, а на машине с механической коробкой придется поработать сцеплением. Что касается экстренного торможения на скользкой дороге, то здесь ситуация неоднозначная.
В реальных условиях не бывает идеально однородного покрытия, одинакового срабатывания всех колес, одинаковых по качеству шин. Следовательно, на автомобилях без системы АБС почти всегда процесс торможения сопровождается рысканьем передних колес, скольжением задних, а при высокой интенсивности торможения (экстренном торможении) — сносом, заносом и вращением автомобиля.
Поэтому начинать тормозить нужно коротким импульсом, а затем постепенно увеличивать тормозное усилие. В момент растормаживания колес (когда педаль тормоза не нажата) необходимо рулем стабилизировать направление движения.
На автомобилях с системой АБС при экстренном торможении на скользкой дороге колеса не заблокируются, но сильно увеличится тормозной путь. Зато управляемость останется, и это позволит хоть как-то объехать препятствие.
Торможение в повороте на скользкой дороге.
Как правильно тормозить на скользкой дороге в повороте? В идеале торможения в повороте лучше всего избегать. На дуге поворота на автомобиль действует центробежная сила, которая в момент блокировки колес направит автомобиль по прямой (за пределы дороги или на соседнюю полосу).
Если автомобиль оборудован системой стабилизации курсовой устойчивости ESP, то совместно с системой АБС автомобиль сохранит траекторию поворота и замедлит движение. Но что, если ни АБС, ни ESP нет на автомобиле? Тогда возникает опасность скольжения колес.
Разумеется, ее величина зависит от скорости автомобиля, особенности дороги и ее неровностей, а так же от мастерства водителя. В повороте целесообразно только подтормаживать легким и постоянным нажатием на педаль тормоза. Но лучше вообще не тормозить. Безопаснее всего проходить скользкий поворот на постоянной скорости и с запасом мощности, т.е. на низшей передаче. Тогда, чтобы замедлить автомобиль, достаточно будет сбросить «газ», но не резко, а плавно.
Вот такие неприятности таит при себе скользкая дорога. Это, пожалуй, необходимый минимум, который нужно знать для того, чтобы безопасно двигаться по любым дорогам — заснеженным, мокрым после дождя или в гололед. Любую ситуацию лучше всего предупредить, чем потом исправлять ее последствия.
Будьте внимательны за рулем.