Вся правда об амортизаторах
Что нужно знать об амортизаторах?
У многих автомобилистов бытует мнение, что амортизаторы нужны только для комфортной езды. Да, отчасти это так. Амортизаторы гасят колебания пружин, колес и других частей подвески, устраняя раскачивание автомобиля, обеспечивая тем самым максимальный комфорт при езде. Но с другой стороны, амортизаторы – это один из самых важных компонентов автомобиля с точки зрения безопасности движения.
Одной из основных функций амортизатора является — удерживание колес на дороге во время движения автомобиля, в особенности на поворотах и при торможении. Без амортизаторов, автомобиль раскачивался бы и подпрыгивал на каждой неровности, его положение было бы очень нестабильным, а управление тяжелым и непредсказуемым. При неисправных амортизаторах вы имеете реальный шанс потерять контроль над автомобилем.
Так чем же опасны неисправные или изношенные амортизаторы? Давайте разберемся с этим вопросом более детально.
- Изношенные амортизаторы увеличивают тормозной путь автомобиля на 2-3 метра (при торможении со скоростью 80 км/ч).
- Часто происходит потеря контакта колес с дорогой вследствие, того, что колесо вынуждено постоянно «подпрыгивать». Это очень опасно при поворотах, машину может занести и развернуть, в дождь или снег этот риск возрастает в разы. Это одна из самых частых причин ДТП.
- Кроме того, неисправные амортизаторы способствуют более быстрому износу других деталей автомобиля, в частности шин, пружин, элементов подвески и др.
А что дешевле? Своевременно заменить амортизаторы или потом больше потратить на замену шин и ремонт подвески? Запомните, амортизаторы – это расходный материал, как колодки и фильтры, только с большим сроком службы. Они также подлежат периодической замене и экономить на них не стоит ни в коем случае.
А какой средний срок службы амортизаторов?
Здесь многое зависит от качества изготовления самих амортизаторов, условий эксплуатации автомобиля, погодных условий, состояния дорог.
Амортизаторы могут выйти из строя и через 10 000 км, и через 100 000 км. Все зависит от перечисленных выше факторов. Рекомендуется проверять состояние амортизаторов каждые 20 000 км.
Некий усредненный срок службы амортизаторов составляет 30-50 тысяч километров. Больше 70-80 тысяч километров амортизаторы служат крайне редко. При этом они могут быть сухими, отлично проходить тест на «кач» и вообще, делать вид, будто отлично работают, если у вас спокойный стиль езды, но непременно подведут в критической ситуации: на крутых поворотах, в дождь, снег.
Резко уменьшить срок службы амортизатора может утечка из него масла или газа. Также на срок службы амортизатора влияет состояние других деталей подвески, таких как опоры амортизаторов, пружины, рычаги.
Ещё один важный момент для сохранения работоспособности амортизаторов: зимой нежелательно сразу ехать быстро, амортизаторы этим можно очень быстро убить. Желательно хоть немного их прогреть, проехав 500 м с небольшой скоростью.
Можно провести экспресс-диагностику ваших амортизаторов в домашних условиях по следующим параметрам:
- Пробег вашего авто более 70 000 км, и Вы ни разу не проверяли амортизаторы
- Передняя часть вашего авто «приседает» при прохождении крутых поворотов
- На протекторах имеются вытертые участки и шины изнашиваются слишком быстро
- Вы ощущаете дискомфорт при движении – машина стала менее управляемой, необходимы дополнительные усилия, чтобы удержать руль при повороте
- Вы стали чувствовать каждый бугорок и выбоину на дороге
- Шток и корпус амортизатора покрыт маслом
- На штоке есть глубокие царапины, канавки
- Ваша машина ведет себя неуверенно в любых дорожных условиях
Если вы ответили «Да» хотя бы на один из этих вопросов, пожалуйста, немедленно проверьте амортизаторы на сервисной станции.
Лучше всего определить время замены амортизаторов можно путем тестирования. Его, разумеется, лучше проводить на станции ТО с использованием специального стенда, где автомобиль закрепляют и начинают раскачивать в разные стороны, определяя тем самым степень износа амортизаторов.
С новым амортизатором вы получите:
- Лучшую управляемость автомобиля во всех ситуациях
- Увеличенный комфорт при движении
- Предотвращение преждевременного износа шин и других компонентов подвески
В нашем интернет-магазине можно всегда заказать амортизаторы для вашего авто. У нас широко представлены бренды Kyb, Monroe, Boge, Bilstein, Tokico.
Мы работаем напрямую с официальными дистрибьюторами запасных частей, поэтому у нас вполне демократичные цены.
По подбору амортизаторов для вашего авто можно проконсультироваться с нашими экспертами по телефону (4212) 55-07-07
Также 24 часа в сутки можно отправить запрос менеджеру.
Амортизаторы: срок службы, замена и ремонт
Амортизатор, или амортизаторная стойка, особенно сложным изделием раньше не являлся, но теперь времена изменились, а вездесущий маркетинг пытается ограничить возможность ремонта любого узла автомобиля. Однако на фоне существенно выросшей стоимости демпферов актуальность их ремонта снова значительно возросла.
Экономический кризис в России и тут успел отметиться, однако не надо думать, что восстановлением узлов и агрегатов занимаются только у нас, эта практика широко распространена во всем мире. Ладно ТНВД или генератор, но неужели восстанавливают и амортизаторы? Возможно, сие кому-то покажется удивительным, но это действительно так, более того, например, в оригинальной программе VAG восстановленные узлы и детали обозначаются буковкой «X» на конце, факт общеизвестный, т.е. клиент, желающий сэкономить, может заказать восстановленные демпферы прямо по официальным каналам. Это, конечно, не наш путь, но возможность такая есть.
Однако стоит начать с самого начала, а именно с возникшей проблемы, а уже потом обрисовывать возможности ее решения. Автопроизводители зачастую говорят одно, поставщики на конвейер другое, но все сходятся в одном – амортизатор, как и любое механическое устройство, имеет свой срок службы. Если говорить о классических схемах без новомодных электронных наворотов, живет демпфер не более 80 000–100 000 км, это предел. Вполне возможно, даже после данного пробега амортизатор останется работоспособен, но лишь частично. В этом «частично» и кроется главная неприятность – у подобных стоек уровень демпфирования может снизиться на 50% и более, а это безопасность управления в пограничных режимах – оно вам надо? Не стоит воспринимать вышесказанное и как руководство к действию: «Ага, у меня амортизаторы прошли всего 40 тысяч, значит, с ними все нормально». Вовсе не факт – все зависит от того, где, как, в каком темпе и с какой загрузкой ездить. Прикончить подвеску современного автомобиля полностью можно и за тысячу километров, особенно на соответствующих направлениях, – дурацкое дело нехитрое, так что работоспособность демпфирующих элементов необходимо выяснять другими способами.
Самое забавное, что их не так уж и много. Лучший диагностический прибор – это мастер-диагност с 10-летним и выше стажем работы, не участвующий в фирменных маркетинговых программах. То, что амортизаторы вышли или скоро полностью выйдут из строя, определить можно и самому – по поведению машины, ну и, конечно, единственным общепринятым в массах методом: качнуть сначала переднюю, потом заднюю часть автомобиля. Если машина качнулась более одного раза – замена однозначно. Это понятно, но и тут кроется масса нюансов, так что нужен достаточный опыт или диагностический стенд. Лучше, конечно, опыт, поскольку универсальный стенд будет диагностировать не демпферы отдельно, а подвеску в целом, так что и это не выход. Естественно, существуют и специализированные стенды с тензодатчиками, созданные именно для проверки эффективности демпфирования, но вот беда – дабы испытать амортизаторы, их придется снять с автомобиля. Ладно задние, хотя и это в последнее время стало непросто из-за повсеместного применения многорычажек, с передними дело еще хуже, особенно в случае с типом McPherson, а после установки оных на место придется делать еще и сход-развал, так что стоимость разборки-сборки-установки с сопутствующими работами вполне может сравниться со стоимостью новых обычных амортизаторов.
Но это в случае олдскульной классики – газо- или газомасляных демпферов без электронного управления. Когда на машине стоит электронно управляемая конструкция, ситуация меняется, поскольку один амортизатор в зависимости от бренда может стоить и тысячу евро, и две, так что тут в полный рост встает вопрос уже другого порядка – как отремонтировать автомобиль, не обнулив при этом семейный бюджет? На премиальной технике не принято долго ездить – обычно сие продолжается до того момента, как в прайс-листах дилеров не появляется новое поколение данной модели. После этого, как правило, автомобиль уходит на вторичный рынок со своими начинающими вылезать болячками, а их владельцами становятся отнюдь не акционеры «Газпрома» или народные депутаты. Поэтому ремонт амортизаторов в последнее время вышел на новый уровень – известные в своем деле компании даже заявляют, что срок службы восстановленных демпферов сопоставим со сроком службы новых. Так ли это? Сразу возникает еще один вопрос: а может, стоит приобрести отремонтированную запчасть из Европы? Там и дороги хорошие, и работники добросовестные. Статистика, накопившаяся за последние годы, отвечает, в общем-то, на все вопросы. Восстановленные амортизаторы из Европы имеют свои особенности, надо заметить, не самые привлекательные, к тому же не надо думать, что «там» делают хорошо, а у нас плохо, все зависит от конкретного работника или политики фирмы. Доводилось встречать оригинальные восстановленные демпферы, заказанные через официалов, не самого лучшего качества, причем определялось сие даже на глаз. Бич амортизаторов, походивших по хорошим дорогам, – весьма долгий срок службы и незначительные ходы штока. В результате хромированный шток все время трется о сальник и направляющие втулки одним и тем же местом, а абразив есть везде. При ремонте шток не меняется – нет смысла, максимум, что с ним могут сделать, – слегка отполировать, так что, увидев восстановленный амортизатор с потертым пояском, с большой долей вероятности можно предположить, что он именно из Европы. А демпфер с потертым штоком долго ходить не будет – микронеровности довольно быстро выведут из строя сальник и далее со всеми вытекающими.
Когда-то, в старые добрые времена, конструктор-разработчик любого узла в процессе работы думал еще и о том, как в случае чего отремонтировать вышедший из строя механизм с минимальными затратами сил и средств. Вспомните копеечные втулки, жиклеры, сальники, подшипники и т.п., продающиеся как отдельно, так и ремкомплектами. Ныне у инженера-конструктора задача прямо противоположная – сделать так, чтобы ремонт был невозможен или максимально затруднен и чрезвычайно дорог. Если ранее при выходе, например, передней амортизаторной стойки McPherson из строя можно было поступить совсем просто – снять стойку, открутить ее верхнюю гайку, вынуть все внутренности, вылить масло, вставить в освободившийся цилиндр новый картридж и закрутить гайку обратно, то теперь все изменилось. С точки зрения логики старый подход понятнее – ну правда, зачем менять здоровенную стойку целиком, когда можно ограничиться картриджем – дешевле и проще.
Однако дешевле, проще и логичнее не значит выгоднее, поэтому теперь все амортизаторы неразборные – заваренные или завальцованные, и это общая тенденция. Картриджи еще пока кое-кем выпускаются, однако для классических стоек дешевле получается купить целиком новую деталь, нежели резать старую, варить проставку и нарезать резьбу. Но в случае сложных конструкций с электронным управлением ремонт пока выходит все равно дешевле, причем в несколько раз, так что еще существует ряд компаний, занимающихся восстановлением амортизаторов.
Амортизаторы, походившие по российским дорогам, обычно выходят из строя из-за разбитых направляющих, порванных пыльников и износившихся сальников. Зачастую в электронно управляемые клапаны и соленоиды попадает грязь, отчего те подклинивают и перестают нормально работать. Из-за ударных нагрузок страдают уплотнения рабочего поршня, соответственно, в большинстве случаев ремонт вполне может дать нужный результат. Главное – чтобы не было повреждений хромированного штока, иначе вся эта затея станет экономически нецелесообразной. А грязь? Что грязь, любые компоненты демпфера несложно извлечь, промыть и почистить. У ремонтников всегда есть ремкомплекты и необходимое оборудование для разборки-сборки изначально неремонтопригодной конструкции. Сначала срезается верхняя часть амортизатора с сальником, затем извлекается шток с поршнем. При любом результате дефектовки все уплотнительные элементы конструкции меняются на новые, а затем мастер проверяет управляющие устройства на работоспособность, а цилиндр и шток на задиры и износ. А сами клапаны – самая надежная часть управляемого амортизатора, поэтому дело обычно ограничивается промывкой.
Процесс сборки, в принципе, несложен, однако приходится применять сварочные работы – наварку толстостенной втулки на место отрезанной верхней части и нарезку внутренней резьбы для установки резьбовой пробки с сальником. В зависимости от газового подпора, для создания необходимого давления в системе используются либо переходники, либо врезные штуцеры. После заполнения маслом и газом восстановленный амортизатор проверяется на стенде по всем параметрам, теперь это сделать несложно, так как он уже снят.
Обычно после ремонта уважающие себя фирмы дают годовую гарантию на восстановленное изделие. С одной стороны, это немного, а с другой, именно подвеска в первую очередь страдает от неадекватных пользователей – приходилось сталкиваться с клиентами, способными убить даже демпферы премиум-сегмента за какой-то месяц, потребительский экстремизм – уже вполне сформировавшееся понятие. Так что с этой стороны срок гарантии вполне приемлемый. К тому же в пользу ремонта говорит и то, что вторично восстановить стойку будет значительно проще и, что немаловажно, дешевле.
Покупая продвинутую современную технику, стоит помнить один знаковый момент. Она будет дорогой не только в момент покупки, но и в процессе эксплуатации, именно так работает современный маркетинг, а подвеска современного автомобиля на наших дорогах находится в основной зоне риска.
Эксперимент: неисправные амортизаторы — журнал За рулем
Чем чревата езда на автомобиле, в котором «кончились» амортизаторы, выяснил автор.
1
А может, и не страшно, если стойки подустали? И даже когда амортизаторы давно перестали потеть, отчего бы не продолжать поездки, если потихонечку и недалеко? Совместно с компанией «Каяба», съевшей собаку на демпферах, мы раздобыли пожилой «Логан» в хорошем состоянии и отправились на «Смоленское кольцо».
Почему именно этот автомобиль? Потому, что почти десять лет колесят эти рабочие лошадки по всей стране, наматывая многотысячные пробеги и в частных руках, и в такси.
Всерьез опасаясь переворота на негодных амортизаторах, мы установили гоночное сиденье и многоточечные ремни безопасности.
Всерьез опасаясь переворота на негодных амортизаторах, мы установили гоночное сиденье и многоточечные ремни безопасности.Всерьез опасаясь переворота на негодных амортизаторах, мы установили гоночное сиденье и многоточечные ремни безопасности.
Наш экземпляр куплен у заботливого хозяина — с пробегом 70 000 км, с родными амортизаторами. После цикла замеров им уготована роль пустышек: сольем из них масло и смоделируем ситуацию, когда владелец совсем запустил ходовую. А на другом полюсе будут газонаполненные амортизаторы KYB Excel-G, только что из коробки.
Чем хорошо «Смоленское кольцо»? Светлые боксы с электро- и водоснабжением, где будем менять подвеску и высверливать стойки, приглянулись нашей технической бригаде. Но еще важнее, что на автодроме можно комплексно нагрузить автомобиль. Зарулевские тесты на время круга — это испытания для тормозов, шасси, мотора… Стоит обнаружиться слабому звену в этой связке, и хороших результатов не жди. Вот и посмотрим, как повлияет состояние амортизаторов на время прохождения трассы при прочих равных.
Чтобы сымитировать ситуацию, когда амортизаторы пришли в полную негодность, в годных еще стойках просверлили отверстия и слили из них рабочую жидкость.
Чтобы сымитировать ситуацию, когда амортизаторы пришли в полную негодность, в годных еще стойках просверлили отверстия и слили из них рабочую жидкость.Чтобы сымитировать ситуацию, когда амортизаторы пришли в полную негодность, в годных еще стойках просверлили отверстия и слили из них рабочую жидкость.
Вдобавок гоночный трек — это гладкий асфальт, на котором сымитируем экстренное торможение на междугородней трассе. А еще попробуем остановиться с заездом на поребрик — бетонную «елочку», которая ограничивает рабочее полотно автодрома. Она более скользкая и с выраженным рельефом, — проверим, как поведет себя машина без амортизаторов при торможении на неровностях.
БЕГ ПО КРУГУ
Сначала проведем заезды на штатных амортизаторах. Прямо скажем, удовольствия от езды по гоночному кольцу на «Логане» с 1,4-литровым мотором мощностью 75 сил немного. Пока он разгоняется на прямых, можно пройти задание в игре «Нид фор спид»! А в половине поворотов, где спорткары приходится осаживать, на этом «Рено» можно вообще не тормозить. Впрочем, автомобиль гармоничен и хорошо сбалансирован, пусть время круга и пенсионерское: 2 минуты 15,4 секунды. Медленнее в истории наших замеров была только уставшая от службы в ГАИ «Лада-114», да и то лишь на полторы секунды.
Как известно, подвеска состоит из направляющих, упругих и гасящих элементов. Если избавиться от амортизатора, демпфировать колебания будет нечему.
Как известно, подвеска состоит из направляющих, упругих и гасящих элементов. Если избавПравильная замена амортизаторов: рекомендации дает KYB
Замена амортизаторов – в российских условиях процедура довольно регулярная, но очень разноплановая. В зависимости от региона, от условий эксплуатации, пробега и многих других факторов износ стоек получается неравномерным даже по сторонам автомобиля. Как понять, что пора менять амортизаторы? Где грань между рекомендованной заменой и необходимой? Можно ли менять амортизаторы по одному? На все эти вопросы нам ответил Дмитрий Ковалев, технический специалист одного из ведущих мировых брендов – компании KYB.
Когда пора на сервис
На бытовом уровне проверить износ амортизаторов можно довольно просто: двигаясь на небольшой скорости 20-30 км/ч нужно резко ударить по педали тормоза. Неисправные амортизаторы проявят себя существенным клевком передней части автомобиля и/или подбросом кормы. Кроме того, можно проехать по маршруту с различными ухабами. Сделав там несколько маневров и разгонов-торможений, можно определить состояние амортизаторов, наблюдая за раскачкой кузова и уровнем обратной связи. Забегая вперёд, скажем, что имеется и инструментальный способ контроля — это стационарный вибростенд. Если все в порядке с шинами и рулевым управлением, то этим способом можно вполне точно оценить состояние подвески.
Несмотря на то, что многие автопроизводители заявляют, что стук в подвеске не всегда означает проблему (например, GM постукивания амортизаторов и суппортов не считает гарантийными случаями), по факту, стуки всё же являются отклонением от нормы, то есть серьёзной причиной обратиться в сервис для вынесения профессионального вердикта.
Когда в ходе самостоятельной проверки появились подозрения, рекомендуем обратиться на СТО и провести комплексную диагностику ходовой части, которая определит исправность конкретных узлов. Причем можно довольно четко определить ту грань, когда амортизаторы требуют немедленной замены или смогут поработать еще какое-то время.
Например, если на корпусе амортизатора видны даже единичные следы стекающей жидкости, оканчивающиеся каплями, то это однозначная рекомендация к замене. А вот если наблюдается равномерное запотевание в верхней части корпуса, то это является стандартным признаком интенсивной эксплуатации. Использующиеся в амортизаторах KYB мультикромочные сальники имеют функцию самоочистки, и 20-30 граммов жидкости за весь срок службы амортизатора выводятся для очистки поверхности между кромками сальника. При частой и быстрой езде по неровностям масляное запыление в верхней трети корпуса амортизатора вовсе не является дефектом, а вот видимые потёки уже считаются признаком неисправности.
Менять все вместе или можно по отдельности
Мы не склонны утверждать, что подвеску нужно обязательно менять сразу в сборе вместе с рычагами или пружинами, но некоторые детали требуют особого внимания. Например, такие элементы как пыльники и отбойники, если они съемные, рекомендуется всегда менять вместе с амортизаторами – они недороги и эффективны с точки зрения превентивной защиты ходовой части.
Например, при изношенном отбойнике пружина и амортизатор испытывают нерасчётные ударные нагрузки. Ход увеличивается, потерявший упругость отбойник уже не может скомпенсировать взаимное воздействие деталей подвески, и витки пружины часто соприкасаются друг с другом, что негативно влияет на состояние ходовой части и кузова. Оттягивать с ремонтом не стоит — наших условиях езда в течение пары-тройки месяцев приводит к необратимым повреждениям дорогостоящих сопутствующих деталей.
Необходимость замены пружин складывается из трёх диагностических факторов: проверка высоты пружины под нагрузкой – кузов не должен проседать ниже положенного; осмотр на наличие коррозии – даже поверхностные «жучки» существенно снижают упругие свойства пружины и являются местом будущей поломки; пробег более 100 000 км является поводом для замены пружин вместе с амортизаторами в превентивном порядке.
Важная рекомендация – это парная замена амортизаторов и пружин. Поскольку усталостные изменения в подвеске на разных сторонах автомобиля могут быть разные, в критической ситуации автомобиль с амортизаторами / пружинами разной степени новизны может вести себя нестабильно и небезопасно.
Комплексная замена деталей подвески, когда меняются, например, не только вышедшие из строя амортизаторы и защитные комплекты, а, в целях профилактики, и пружины, сайлент-блоки и другие «уставшие», но ещё рабочие детали, не всегда бывает оправдана, но позволяет существенно продлить срок службы подвески в целом. Всегда помните о существенном взаимном влиянии элементов в ходовой части – один неисправный элемент может утянуть за собой целую систему.
Влияние конструкции и особенности выбора
Эффективность работы подвески зависит от ее конструкции и настройки. Собственно, комплексный инжиниринг – это то, что влияет и на характеристики поведения автомобиля, и на выход из строя его отдельных частей. Классический пример – Hyundai Solaris первого поколения, в котором были неправильно выбраны место и угол установки амортизаторов, в результате чего машина нестабильно вела себя на высокой скорости, что не удалось искоренить до момента смены поколений, когда Solaris II просто получил новую заднюю подвеску от более тяжёлой модели Elantra.
Обратный пример – автомобили французского концерна PSA Peugeot Citroen, которые при использовании простых конструктивных решений в подвеске, сочетают такие качества, как заводной характер управляемости и по-кошачьи мягкую поступь на неровной дороге.
Баланс между малыми кренами, энергоемкостью и плавностью хода – это то, к чему стремится каждый автопроизводитель. Однако этот баланс непросто, и доступен он немногим. Концерн Volkswagen, известный и универсальными техническими решениями для всех своих брендов, проектирует ходовую часть так, что при внешне почти одинаковой подвеске, водительские свойства разных автомобилей разтличаются – это заслуга ездовых специалистов, знающих толк в тонкой настройке пружин подвески, сайлентблоков, стабилизаторов поперечной устойчивости и, конечно, амортизаторов. Кстати в KYB работает одна из опытнейших команд таких настройщиков, которые создают уверенность в надежности управления для десятков миллионов автомобилей, оснащаемых нашими амортизаторами ежегодно.
С точки зрения политики настройки подвески, мы в KYB больше акцентируем на безопасность на дороге и интересный драйвинг, чем на убаюкивающий комфорт. Хотя, если есть объективная необходимость, то для некоторых автомобилей мы немного смягчаем характеристики демпфирования, опираясь на вердикт своих ездовых специалистов. Иными словами, если KYB не поставляет амортизаторы для автомобиля на конвейер, то мы не копируем штатные амортизаторы, а представляем собственное видение дорожных качеств этого автомобиля (в рамках разумного, разумеется). Нашим клиентам это нравится.
Кроме того, у нас есть спортивное отделение, опыт работы которого помогает нам находить оптимальные настройки подвески для разных режимов движения. Мы производим различные специальные серии амортизаторов, которые подчеркивают определенные качества автомобилей: внедорожные, скоростные, грузовые, имеется даже профессиональная серия для дрифта. Всегда можно выбрать подходящие по настройкам амортизаторы практически для любого автомобиля.
Для обеспечения российских автомобилистов подлинной продукцией KYB и для её корректной установки, в России и странах Таможенного Союза действует сеть официальных дилеров – магазины и СТО, работающие по строгим стандартам KYB – уже сейчас это около 1000 партнёров. При установке четырёх амортизаторов на автомобиль на авторизованной СТО, клиенту предоставляется гарантия 3 года или 80 000 км пробега – это также наше серьёзное конкурентное преимущество. Контакты официальных дилеров KYB можно найти на интерактивной карте на сайте http://kyb.ru/ в разделе «Где купить».
Амортизаторы: учимся выбирать — Автоцентр.ua
Как определить их исправность и чем руководствоваться при выборе этих узлов.
Один из факторов, влияющих на безопасность езды, – состояние амортизаторов. Но как определить их исправность и чем руководствоваться при выборе этих узлов? Отвечает на эти вопросы мастер СТО «ВИП-Автосервис» Руслан Потий, который за пятнадцать лет работы с амортизаторами приобрел уникальный опыт и готов поделиться им с нашими читателями. |
«Автоцентр»: Когда следует проверять амортизаторы?
Руслан Потий: Производители амортизаторов рекомендуют проводить их проверку каждые 20–30 тыс. км. К сожалению, об этом требовании многие автовладельцы не знают, а если и знают – то график этот игнорируют, так как плохо представляют, чем может закончиться езда на неисправных амортизаторах. Нужно сразу же проверять амортизаторы при ухудшении поведения автомобиля на дороге.
Главные признаки износа амортизаторов и верхних опор
Выход из строя или существенны износ опор и амортизаторов можно отнести к категории неприятных и опасных ситуаций.
Тем не менее, есть и некоторые плюсы, например, возможность самостоятельного проведения диагностики проблем и своевременного устранения поломок без серьезных неприятностей.
Хотите узнать как проверить амортизаторы и как подобрать, специалисты советуют проводить проверку детали, когда проявляются такие факторы:
- Появляется раскачивание кузова, автомобиль теряет управляемость
- На поворотах авто теряет устойчивость, появляются заносы
- «Проседание» автомобиля при резком торможении или разгоне
- Возрастает чувствительность при проезде неровностей и ям
- Появление нехарактерной вибрации и тряски
- Чрезмерный и неравномерный износ шин
При обнаружении неисправности в одном из амортизаторов проводить замену следует одновременно двух устройств, поскольку работают они попарно.
Также не лишним будет приобрести вместе с амортизаторами и верхние опоры. Таким образом можно существенно увеличить срок эксплуатации амортизаторов, повысить эффективность их работы и поднять уровень безопасности и комфорта.
Неожиданная поломка амортизаторов обычно связана с повреждением или износом сальников и клапанных элементов детали.
Среди основных причин ускоренного износа выделяются такие:
- Разрыв пыльника и попадание частиц пыли и грязи под него
- Коррозия металлических элементов
- Механическая деформация
- Нарушение герметичности амортизатора, выход из строя сальника
- Появление царапин и задир на рабочих поверхностях
Также сокращение срока эксплуатации амортизаторов возможно из-за резких перепадов температур.
Необходимость замены верхней опоры амортизатора связана с повышенной нагрузкой на эту деталь. Именно она отвечает за соединение амортизатора с кузовом автомобиля.
Среди причин быстрого износа верхней опоры можно выделить такие моменты:
- Деформация подшипника
- Сильные повреждения резиновой вставки
- Недостаточно затянутые крепления
- Другие проблемы подвески, которые косвенно влияют на опору
Подобные факторы существенно снижают упругость опоры амортизатора, что ведет к ускоренном старению детали.
В конечном итоге это приводит к тому, что вибрация и удары на неровностях начинают принимать на себя другие элементы подвески, которые не имеют подобного функционала.
Все это ведет к тому, что возникает необходимость в дорогостоящем ремонте подвески.
Как выполняется процедура проверки?
Р. П.: Теоретически амортизаторы следует проверять на специальных вибростендах. Однако установлены они далеко не на всех СТО. Существует еще и «дедовский» метод определения выхода амортизаторов из строя: видны потеки жидкости или сами они мокрые – значит, неисправны и требуют замены. Однако сегодня этот способ не всегда приемлем. На большинстве иномарок установлены газо-масляные амортизаторы, у которых в первую очередь из системы уходит газ, поэтому узел остается сухим. Если газ ушел из одного амортизатора или из двух, но с одной и той же стороны, машина стоит с уклоном в сторону неисправных амортизаторов.
Можно также применить метод раскачки автомобиля. Если амортизатор неисправен, после вертикальной раскачки машина все еще продолжает качаться. Если исправен, кузов останавливается сразу же после одного качка. Впрочем, опытным водителям для определения неисправности амортизаторов не нужны никакие стенды и визуальный осмотр. Неисправность этого узла чувствуется по поведению машины.
Каков срок службы этих деталей?
Р. П.: Амортизаторы, установленные на машину на конвейере, в наших условиях «ходят» 120–150 тыс. км. Амортизаторы из розничной сети выхаживают обычно меньше. Срок их службы существенно зависит от состояния подвески автомобиля, стиля вождения, дорожного покрытия и составляет 100–120 тыс. км.
Неисправные амортизаторы вызывают:
увеличение тормозного пути, особенно на разбитых дорогах… | «переставки» машины в поворотах, особенно на неровном покрытии… |
А как на ресурс амортизаторов может повлиять состояние подвески?
Р. П.: Напрямую. Во-первых, исправные сайлент-блоки также частично выполняют функцию гашения колебаний неподрессоренных частей автомобиля, и если они порваны, вся нагрузка ложится на амортизатор, т. е. ему приходится работать «за двоих». Кроме того, при проседании сайлент-блоков нижняя часть амортизатора смещается, соответственно, в некоторых конструкциях происходит перекос штока и посаженного на его конце поршня, и эти детали и уплотнители интенсивно изнашиваются.
Чем руководствоваться при выборе амортизаторов?
Р. П.: Рекомендации могут быть такими: нужно уделить внимание характеристикам амортизаторов (комфортные, спортивные), перечню дополнительных деталей (втулок, пыльников), которые входят в комплект, гарантийным обязательствам.
Продукция каких производителей предпочтительнее?
Р. П.: На этот вопрос ответить непросто, так как на рынке немало подделок. Мы устанавливаем амортизаторы почти 15 лет, поэтому могу утверждать, что за последние 4-5 лет качество всех продаваемых в Украине оригинальных амортизаторов стало на порядок выше. Наша СТО много лет работала с разными брендами, но сейчас мы остановились на продукции Monroe.
Где посоветуете приобретать детали – в магазине, на рынке или на СТО?
Р. П.: Там, где дают гарантию не на словах, а на «бумаге», т. е. оформляют специальный гарантийный талон с мокрыми печатями. Еще лучше, если продавец устанавливает эти узлы бесплатно. Конечно, кто-то может воспринимать это как дополнительную рекламу фирмы-продавца или установщика. Но не имеет смысла давать гарантию на амортизаторы, если нет уверенности в их правильной установке и исправности подвески. Ведь в случае возврата узла из-за поломки в гарантийный период все расходы по замене узла, как правило, берет на себя продавец.
Наполовину изношенный амортизатор 1 не способен так же плотно прижимать колеса к дороге с неровностями, как исправный 2.
| |
Какую гарантию дают на амортизаторы?
Р. П.: При установке четырех амортизаторов – 1-2 года с ограничением (50–80 тыс. км) или без ограничения пробега (в зависимости от производителя).
Могут ли отказать в гарантийной замене амортизатора?
Р. П.: Могут в некоторых случаях: во-первых, при отсутствии гарантийного талона и чека на приобретенный товар, во-вторых, если амортизатор устанавливали не на той СТО, которая указана продавцом; в-третьих, при установке амортизаторов на автомобиль с изношенными узлами подвески (и это отмечено в гарантийном талоне).
Новые амортизаторы бывают неисправными?
Р. П.: Иногда у новых деталей действительно есть дефекты, поэтому при покупке их нужно проверять. В первую очередь ознакомьтесь с комплектностью – должна быть инструкция по установке, для некоторых – крепеж (гайки, втулки, шайбы). У газовых амортизаторов шток должен быть утоплен и зафиксирован скобой.
Избегайте приобретения подделок. У оригинальных изделий торговая марка и другая маркировка, как правило, наносится на корпус методом чеканки, а у подделок – просто наклейка.
Дефекты новых амортизаторов в основном механические – повреждения корпуса и штока. Вмятины в корпусе приводят к заклиниванию поршня амортизатора, а царапины на штоке – к ускоренному износу сальника. Следует проверить и степень накачки газа в амортизаторах из одного комплекта. Для этого нужно сначала прокачать амортизатор, утопив шток несколько раз до упора и дождавшись его выхода до максимума, а затем утопить штоки пары амортизаторов и отпустить. Штоки должны выходить с одинаковой скоростью (чем быстрее, тем лучше), в противном случае требуйте другой комплект. При установке амортизаторов с разной степенью накачки подвеска с левой и правой сторон работает по-разному, а автомобиль стоит с перекосом в одну сторону. В движении такая неравномерность работы будет особенно проявляться при торможении на неровностях – автомобиль то и дело заносит.
Нужно ли менять пружины одновременно с амортизаторами?
Р. П.: Это зависит от того, волнуют ли вас уровень комфорта, управляемость и устойчивость автомобиля. Характеристики амортизаторов отличаются, поэтому после установки новых узлов многие замечают снижение уровня комфорта. Если кого-то это не устраивает, можно подобрать другие пружины. Все это, конечно, дороже, зато клиент получает автомобиль, настроенный «под себя».
Юрий Дацык
Фото Андрея Яцуляка и Monroe
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Амортизаторы — проблемы и неисправности
Амортизаторы обеспечивают не только комфорт во время движения (сглаживают неровности дороги). В первую очередь они заботятся о безопасности. Благодаря эффективным амортизаторам шины гарантированно имеют постоянный контакт с поверхностью дороги. Колеса не теряют сцепление даже на ухабах.
Если амортизатор неисправен, то шина подпрыгивает на неровностях и не имеет постоянного контакта с дорогой. Это приводит к потере стабильности и к увеличению тормозного пути.
Особенно опасны неисправные амортизаторы в автомобилях с ABS и ESP. Почему? ABS постоянно следит за тем, чтобы колеса при торможении замедляли вращение без блокировки. При блокировании колеса и уходе в занос, АБС на долю секунды «отпускает» тормоза. При торможении с «уставшим» амортизатором колесо постоянно подскакивает, а шина теряет сцепление с дорогой. В этот момент по сигналу с датчика система АБС ослабляет усилие на тормоза. Результат? Увеличение тормозного пути на несколько метров. Кроме того, неисправные амортизаторы могут привести к уходу с привычной траектории при быстром прохождении поворотов.
Главная проблема заключается в том, что амортизаторы теряют свою функциональность постепенно. В результате подвеска становится все более и более мягкой, а водитель этого практически не замечает.
Другие симптомы износа амортизаторов более очевидные – утечки масла, частое срабатывание АБС при торможении, раскачка автомобиля при преодолении неровностей или трамвайных рельсов.
Амортизаторы должны проверяться во время технического обслуживания автомобиля. Коэффициент полезного действия должен составлять не менее 50-80 процентов. Диагностика проводится на специальных электронных устройствах, которые исследуют силу демпфирования и определяют в процентах эффективность амортизаторов. Оба амортизатора должны иметь одинаковую эффективность. Разница не должна превышать 20 процентов.
Водитель может и сам проверить исправность амортизаторов. Для этого необходимо «надавить» на край крыла, затем отпустить и посмотреть — как энергично кузов возвращается в исходное положение и сколько совершает «кивков» (один или несколько). Если колебаний несколько, то амортизатор уже изношен или даже неисправен.
Что важно – амортизаторы всегда следует менять парами, даже если один из них еще в норме. Почему? Потому что только тогда обеспечивается равномерное демпфирование и максимальное сцепление колес с дорогой.
Экономия на замене амортизаторов, в конечном счете, приводит к более высоким затратам. Дело в том, что изношенные элементы ходовой снижают ресурс и других компонентов. Так чрезмерное перемещение нагрузки с задней на переднюю ось при торможении (из-за неисправных передних амортизаторов) сокращает срок службы тормозных колодок. Кроме того, возникает неравномерный износ шин, рулевых наконечников, шаровых опор и сайлентблоков.
: Статьи :: Автовектор Kayaba ::
I. Что такое амортизаторы и зачем они нужны?
Без амортизаторов автомобиль подпрыгивал бы на пружинах, как большой резиновый мяч. Амортизатор служит демпфером, то есть гасит вертикальные колебания кузова. В подвеске современного автомобиля без амортизаторов обойтись нельзя, иначе ездить будет просто невозможно из-за постоянной вертикальной раскачки, гасить которую амортизаторы и призваны.
II. Амортизаторы нужны не только для комфорта
От исправности амортизатора зависит тормозной путь атомобиля, его устойчивость на поворотах или при торможении, а также степень сцепления шин с дорогой. Исправный амортизатор способствует постоянному сцеплению шин с дорожным покрытием, при неисправном же колесо все время «подпрыгивает», вплоть до полной потери сцепления в таких прыжках, что особенно опасно при поворотах – машину может неожиданно вынести за пределы дороги или развернуть.
III. Диагностика амортизаторов
Диагностироваи амортизаторы лучше всего на стенде — машину установливают на специальной площадке и раскачивают во всех направлениях. Такая диагностика выдает окончательный приговор, можно ли еще ездить на установленных амортизаторах или их уже пора менять. Или даже давно пора менять.
IV. Признаки износа амортизатора
Без стендовой диагностики самостоятельные выводы могут быть некорректными, но все же, самые распространенные признаки износа амортизатора, на которые может стоит обратить внимание — это внешнее состояние амортизатора и звуки при движении автомобиля. Если видны подтеки масла – необходима замена. Однако сухой амортизатор не всегда является исправным.Амортизатор может стучать. Если вы уверены, что подвеска в полном порядке, а стуки есть, почти наверняка дело в неисправном амортизаторе. И последнее — надо оценить качество езды, например, при входе в поворот. Как только на скорости N км/ч машину в “тестовом” повороте начинает сносить, амортизаторы следует заменить.
V. Почему нельзя ездить на неисправных амортизаторах?
Амортизаторы – такой же расходный материал, нуждающийся в замене, как колодки и фильтры, только с большим сроком службы. Изношенный амортизатор вкупе с даже небольшим дисбалансом колеса приводит к интенсивному неравномерному износу шины, сокращая срок ее службы в несколько раз. Также, неисправный вариант приводит к ускоренному износу всех деталей подвески.
Например, опорный подшипник стойки, тормозные механизмы — колодки и диски. Кроме того, изношенные на 50% амортизаторы сущесвтенно увеличивают тормозной путь.
VI. Сколько служат амортизаторы?
Срок службы амортизаторов зависит от самих амортизаторов, качества изготовления и условий эксплуатации автомобиля. Например, зимой желательно прогревать амортизаторы,, проехав 1-2 километра с небольшой скоростью. Некий усредненный срок службы амортизаторов составляет 30-50 тысяч километров. Больше 70-80 тысяч километров амортизаторы служат только в том случае, если они куплены у проверенного производителя, дающего на них гарантию. При этом важно помнить, что даже если амортизаторы не демонстрируют признаков износа при спокойной езде, в случае, если они прошли больше указанного среднего срока службы, они в любой момент могут подвести Вас в критической ситуации.